Диалог семьи и школы как путь к формированию культурного поля школьника.
материал по теме

Евсина Оксана Леонидовна

В современнои мире очень важно найти точку соприкосновения между учителем, школой и родителями.А вот как её найти, можно поразмыслить над этим вопросом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диалог  семьи и школы как путь к формированию культурного поля школьника.

В настоящее время стало очевидным, что совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим условием развития современной школы, достижения благоприятных условий для образования школьников, а также позволяет влиять на формирование культурного поля учащихся.

В.А. Сухомлинский, сравнивая учителя с врачом, писал: «Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребёнка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе». Подобный научный анализ реально возможен только при комплексном подходе к вопросам взаимодействия учителя с родителями. В нашей гимназии сложилась педагогическая система сотрудничества и взаимодействия с родителями. Во взаимодействие вовлечены 2 стороны: школа и семья.

Цель такого сотрудничества: создание благоприятных условий для формирования культурного поля учащихся. Работая по данному направлению, педагоги решают следующие задачи:

Формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Способствовать развитию инициативы родителей и учащихся, умению общения и формирования культуры взаимодействия.

Формировать эстетическую культуру ребёнка.

Формировать интеллектуальную культуру взрослых и детей.

Влиять на формирование культурных традиций в общении взрослых и детей.

Непременным условием формирования культурного поля учащихся является продуманная и чётко организованная система сотрудничества семьи и школы. Одним из путей достижения этого является объединение родителей в сплочённый коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня нравственной культуры учащихся.

Выбирая формы взаимодействия педагогов с родителями целесообразно сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы.

В качестве коллективных форм работы рекомендуется использовать: родительские собрания, диспуты-размышления по проблеме воспитания, дни открытых дверей, конференции, родительские клубы.

Групповые формы взаимодействия обусловлены выделением определённых групп родителей по различным признакам. Например:

- родители-организаторы по интересам;

- родители, решающие какие-либо проблемы в классе;

- родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей.

Направления и формы взаимодействия семьи и школы.

Изучение условий семейного воспитания.

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Взаимодействие с родительским комитетом.

Совместная деятельность родителей и учащихся:

- умственное развитие

- воспитание нравственной культуры

- воспитание эстетической культуры

- воспитание физической культуры и здорового образа жизни

- воспитание трудолюбия и профориентация

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

7. Взаимодействие с родителями, входящими в общественные организации.

Родительские собрания.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы вызвать к жизни и объединить позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять и обогащать друг друга.

Одной из эффективных форм взаимодействия семьи и школы является родительское собрание. Родительское собрание – это универсальная форма работы, позволяющая решать ряд задач: организацию коллектива родителей, их психолого-педагогическое просвещение, управление процессом воспитания, оказание помощи родителям в воспитании детей. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на этапе подготовки, проведения и осмысления итогов собрания.

Виды родительских собраний:

а) организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяют  общественные поручения среди родителей;

б) тематические, посвящённые обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса;

в) итоговые, имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребёнка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса.

Классный руководитель при подготовке родительского собрания должен учитывать, что тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей и обусловливаться закономерностями развития личности младшего школьника, особенностями развития коллектива учащихся, логикой формирования педагогической культуры родителей.

Психологи советуют

Приходите на родительское собрание в хорошем настроении. Будьте предельно корректны и тактичны. Создайте атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения.

Начало разговора должно быть кратким, эффектным и чётким по содержанию.

Обращайтесь к родителям только по имени и отчеству.

Заранее ознакомьте родителей с вопросами, которые планируете обсудить на родительском собрании.

Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

Обязательно поблагодарите всех родителей, кто нашёл возможность прийти на собрание.

Оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

Помните, все рекомендации, советы, в адрес конкретного ребёнка, пожелания его родителям следует высказывать наедине.

Старайтесь не использовать ситуацию, когда родители собрались все вместе и, наконец, вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились.

Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Чётко определите тему и придерживайтесь её.

Постарайтесь создать у родителей ощущение, что следующая встреча крайне важна и её не стоит откладывать в их же собственных интересах.

Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определённым результатом. А для этого информация должна подаваться дозировано, последовательно и чётко.

Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги.

Приведём примерные темы родительских собраний:

В первом классе:

* «Школа – дом – одна семья» (организационное собрание классного коллектива);

* «Как развить у ребёнка желание читать»;

* «Подвижные и медлительные дети»;

* «Что мой ребёнок хочет мне сказать своим поведением».

Во втором классе:  

* «Особенности учебников, по которым учатся ваши дети»;

* «Утомляемость ребёнка, как с ней бороться»;

* «Поощрение и наказание в семье»;

* «Как научить ребёнка говорить правду».

В третьем классе:

* «Семейные праздники и их значение для ребёнка»;

* « Если ваш ребёнок часто болеет»;

* «Как развивать память у ребёнка»;

 * «Домашние задания и их назначения».

В четвёртом классе:

* «Ваш ребёнок взрослеет: что нужно знать родителям о половом воспитании»;

* «О чём может рассказать школьный дневник»;

* «Нравственные уроки начальной школы»;

* «Выбор дальнейшего пути «за» и «против».

«Школа – дом – одна семья»

(Организационное собрание классного коллектива)

Цель:  знакомство классного руководителя с родителями учащихся класса, определение перспектив развития детского коллектива, выборы родительского актива.

Участники: классный руководитель, родители, учащиеся класса.

Подготовительный этап:

Изучение классным руководителем личных дел учащихся

Подготовка приглашений родителям

К родительскому собранию готовятся анкеты для родителей:

- Фамилия, имя, отчество родителей.

- Образование, место работы, телефон.

- Домашний адрес, телефон.

- Сколько детей растёт в семье.

- Есть ли у первоклассника своя комната, рабочее место.

- Какую помощь в воспитании детей вы могли бы оказать:

*войти в состав родительского комитета

*Организовать кружок, спортивную секцию

*оказать помощь в организации экскурсий, общеклассных праздников.

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя – самопредставление учителя. Рассказ о себе, о своей педагогической деятельности, о планах на будущее в работе с новым классом.

Самопредставление семей. Это своего рода визитная карточка семей. Такая форма знакомства на первом собрании класса позволяет родителям лучше узнать друг друга, сплотить родительский коллектив.

План самопредставления семьи:

- Фамилия, имя, отчество родителей.

- Интересы, увлечения, семьи.

- Традиции, обычаи семьи.

После выступления родителей классный руководитель предлагает им заполнить анкеты. В это время можно использовать музыкальный фон.

Знакомство с планом воспитательной работы.

Классный руководитель предлагает родителям внести свои пожелания в общеклассный план работы.

Выборы родительского комитета класса.

Итоги собрания.

В заключительной части собрания каждая семья получает памятки с советами по воспитанию ребёнка.

Можно порекомендовать родителям завести папку, в которой они будут накапливать материалы с рекомендациями по воспитанию ребёнка.

15 советов психологов

«Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки»

Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать Ваш голос.

Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если Вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.

Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему придётся много поработать.

Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!» Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.

Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.

Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.

Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.

После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо два часа отдыха, в первом классе не повредит час сна. Лучшее время для приготовления уроков – с 16 до 18 часов. Занятия вечерами бесполезны.

Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыва.

 Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.

 В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…»

 Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.

Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.

 Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

 Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Ваш ребёнок – первоклассник (памятка для родителей)

*Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

*Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

*Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Когда человек учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.

*Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

*Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

*Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

* Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

*С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.

Анкета для родителей первоклассников

Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется наиболее подходящим вам и вашему ребёнку.

Охотно ли идёт ребёнок в школу?

- неохотно;

- без особой охоты;

- охотно, с радостью;

- затрудняюсь ответить.

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму, принимает ли как должное новый распорядок?

- пока нет;

- не совсем;

- в основном, да;

- затрудняюсь ответить.

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

- скорее нет, чем да;

- не вполне;

- в основном,  да;

- затрудняюсь ответить.

4. Часто ли ребёнок делится с вами школьными впечатлениями?

- иногда;

- довольно часто;

- затрудняюсь ответить.

5. Каков преобладающий характер этих впечатлений?

- в основном отрицательные впечатления;

- положительных и отрицательных примерно поровну;

- в основном положительные впечатления.

6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок ежедневно на выполнение домашних заданий?

7. Нуждается ли ребёнок в вашей помощи при выполнении домашних заданий?

- довольно часто;

- иногда;

- не нуждается в помощи;

- затрудняюсь ответить.

8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?

- перед трудностями сразу пасует;

- обращается за помощью;

- старается преодолеть сам, но может отступить;

- настойчив в преодолении трудностей;

- затрудняюсь ответить.

9. Способен ли ребёнок сам проверить работу, найти и исправить ошибки?

- сам этого сделать не может;

- иногда может;

- может, если его побудить к этому;

- как правило, может;

- затрудняюсь ответить.

10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

- довольно часто;

- бывает, но редко;

- такого практически не бывает;

- затрудняюсь ответить.

11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без напряжения?

- нет;

- скорее нет, чем да;

- скорее да, чем нет;

- затрудняюсь ответить.

Анализ результатов диагностики и анкет вместе со школьным психологом.

Десять заповедей для родителей

Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдёт.

Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

Не унижай!

Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребёнка сделано не- достаточно, если не сделано всё.

Ребёнок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.

Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

  Люби своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

Советы педагогам и родителям

*Дети учатся у жизни.

*Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

*Если ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным.

* Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

* Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

*Ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

* Ребёнка хвалят, он учится быть благородным.

* Ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

*Ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.

* Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

* Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для методического сборника "Внеурочная деятельность в начальной школе-одна из составляющих формирования гармоничной личности школьника"

Внеурочная деятельность в начальной школе - одна из важных составляющих формирования гармоничной личности школьника....

Выступление на методическом совете школы «Роль оценки в формировании познавательной активности школьников»

Выступление на методическом совете школы Щемелининой Галины Ивановны, учителя начальных классов МБОУ «СОШ №1» г. Почепа Брянской области...

Формирование культурной идентичности школьников, воспитание у них патриотизма, гражданственности, толерантности.

Основные требования общества к образовательной системе: формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся, как граждан России формирование культурной идентичности и общности всех граждан ...

Единство семьи и школы - главный путь успешного формирования социальной среды развития обучающихся

Я считаю, что единство семьи и школы - главный путь успешного формирования социальной среды развития обучающихся....

Статья на тему: " Сущность нравственной культуры и пути её формирования у младших школьников".

  Нравственное воспитание - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Цель нравстенного воспит...

Формирование культурной идентичности школьников, воспитание у них патриотизма, гражданственности, толерантности.

Основные требования общества к образовательной системе: формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся, как граждан России формирование культурной идентичности и общности всех граждан ...