Формирование культурной идентичности учащихся
учебно-методический материал (2 класс) по теме

Формирование духовно-нравственной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx61.4 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование гражданской идентичности и создание условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей в учебной и внеучебной деятельности

«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной  культуры всего общества. »

Д. С. Лихачев

Базовые национальные ценности - это основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей современной школы является развитие у юного поколения чувства патриотизма, воспитание личности учащихся на основе принятия базовых национальных ценностей.

В утвержденных Федеральных государственных образовательных стандартах начального образования определены планируемые результаты начального образования, в том числе личностные метопредметные. К ним относится становление у младших школьников основ гражданской идентичности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, воспитания чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, развитие эстетических чувств, знание моральных норм и ориентация на их выполнение.

Цель деятельности: создание условий для становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.

Задачи:

  • Сформировать знание основ русской культуры
  • Воспитание у младших школьников патриотизма и гражданской ответственности;
  • Духовно-нравственное развитие ребенка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения;
  • Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе общечеловеческих и национальных ценностей;
  • Эстетическое развитие ребенка, воспитание эмоционально эстетической отзывчивости.
  • Формировать навыки проектно- исследовательской работы.

Народная художественная культура, включая все ее виды и жанры,

обладает большими воспитательными возможностями, т.к. несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. В процессе знакомства с художественным языком народного художественного творчества обогащается собственное творчество детей, становится ярче и образнее речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, диалектов, имеющих место в русской речи. Все это  способствует  постижению  духовных,  морально-этических  норм (воспитывающая функция народного художественного творчества, в целом, народной художественной культуры).

Что же касается народной художественной культуры и как части ее –

народного и декоративно-прикладного творчества как Российского уровня, так и регионального, то в них Природа являлась всегда выразителем Красоты, Добра, Гармонии; источником нравственных идеалов, мудрости.

Народная художественная культура решает три вопроса бытия :

1.  Человек и природа (экологический аспект).

 Сегодня экологическое воспитание следует рассматривать, как один из составляющих компонентов формирования и развития целостной личности. Его механизмы способны сегодня при творческом к нему подходе помочь у восстановить те добрые нравственные отношения между человеком и природой, которые берегли наши предки и передавали из поколения в поколение.

2.  Человек и семья.

 Какую бы сторону духовной жизни крестьян мы ни стали бы рассматривать, организующим началом в ней была семья и община.

Семья не только вела совместное хозяйство, воспитывала детей, но и была носителем глубоких традиций, хранительницей социального коллективного опыта. С точки зрения православных понятий семья как бы представляла «малую церковь», она была призвана блюсти основы христианской жизни каждого своего члена.

Семья с малых лет ребенку прививала основы духовности и

нравственности, а община воздействовала на взрослого человека посредством общественного мнения. Эти параметры касались и художественного творчества. С детства приобщали и к разным жанрам фольклора, а когда дети становились старше (в отрочестве) – вне семьи, они самостоятельно могли решать жизненно- важные проблемы, обучать художественному ремеслу своих детей. Семья растила не просто ребенка, она воспитывала будущих мать и отца.

3. Человек и история.

 Знакомясь с былинами, легендами, танцами, песнями, ремеслами, дети, молодежь видели образцы героизма, духовности, нравственности, житейской мудрости, справедливости, патриотизма, смекалки, которыми были наделены герои, творцы. Среди них были любимые персонажи, реально существующие люди, на которых хотелось быть похожими.

К первому комплексу можно отнести традиционный народный календарь. Весь уклад крестьянской жизни выстраивался в соответствии с природными ритмами, являясь частью ансамблевости предметно-пространственной среды. Синтез природного и народного зримо воплощается и по сей день в народном художественном творчестве. Народный календарь раскрывает единство жизни

человека и культуры в системе «Человек – Природа – Культура».

Отношения природы и человека можно рассматривать как отношение двух культур,  которые  по-своему  «социальны»,  «общежительны»,  обладают своеобразными правилами поведения. Культура Природы может существовать без человеческой культуры, а человеческая культура без первого существовать не может, т.к. создавая художественный образ, форму изделия, вещи-образы, мастер руководствуется ритмами, конфигурациями природных объектов, цветовой гармонией, удивительным чувством меры, свойственного этому волшебному творческому источнику – Природе с ее культурно выстроенной жизненной структурой.

Второй комплекс представлен семейно-обрядовой культурой. В обрядовой культуре до сих пор сохранились следы древней ритуальности, те добрые традиции, которые формируют культуру труда, привносят здоровье, сплачивают людей, а также вселяют привязанность к родным местам, словом, те нравственные основы различных сторон жизни человека, семьи, которые были неотделимы  от  веры.  Православие  являлось  одновременно  сутью мировосприятия человека и образом его жизни. Христианская трактовка добра, милосердия, благочестия переплетались с такими понятиями, как: трудолюбие, взаимопомощь, милосердие и т.д. Эти понятия прививались детям с раннего возраста и составляли духовно-нравственную основу всего уклада жизни.

Не  только  в  хозяйственных  делах  и  художественном  творчестве

проявлялись яркие черты личности, но и в период праздника. Каждый праздник мыслился как единение рода по вере, по духовной культуре.

Народная философия истории раскрывает суть третьего комплекса.

 

В спектр предметной направленности народной философии истории входят:

былины, народные песни, сказания, легенды, топонимика и др. Сюда же относятся художественные ремесла и промыслы.

Каждый  предмет,  изделие,  вещь-образ  народного  и  декоративно-

прикладного искусства, а также орнамент, украшающий их поверхность, являютсясвоеобразным источником нравственных и духовных исканий человека – творца.


Знакомство с традиционной русской культурой: фольклором, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства, я начинаю с игровой, обрядовой куклы. Кукла не рождается сама: её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

Кукла – знак человека, его игровой образ – символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремиться донести до потомков драгоценный её  крупицы.

Кукла – способ познания жизни и для тех, кто её создает, и для тех, кто с ней общается.

Рукотворная лоскутная фигура выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Традиционная тряпичная кукла несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка. Условна человекообразная фигурка когда – то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.

Тряпичная  кукла -  игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны  и культивируются в этнопедагогике.

В особо трудный адаптационный период для первоклассников детей встречает кукла – колокольчик.

Первый школьный звонок – колокольчик.

Колокольчик – очень древний музыкальный инструмент и волшебный, связанный с легендами.

И куколка – колокольчик  - куколка добрых вестей.

В самый первый праздничный день дети изготавливают себе подарок. Она обязательно поможет, если что-нибудь случиться.

Дети слушают звон колокольчиков, рассматривают мою коллекцию, определяют характер каждого по звону – голосу. Звон от колокольчика идет словно круги по воде, поэтому и юбочка у куклы – колокольчика круглая. Если куколку посадить, она похожа на солнышко, если держать в руках, она как яркий веселый колокольчик.

И тут выясняется, что изготовление простой куколки дело сложное. Узелки завязывать не получается. Первые трудности. Что делать? Развивать пальчики. А как? Будем учиться у наших пра-пра-бабушек и пра-пра-дедушек.

В период «Введения в школьную жизнь» еще до начала формирования графического навыка, укрепляются мелкие мышцы руки.

Продолжаем дальше изучать себя и развивать.

Речь устная и письменная. Мы в мире живых слов. Вот и скороговорка пригодилась.

Много лет порхает под потолком в наших домах птица счастья. Много легенд, сказок, песен и преданий сложено в народе о птицах. Птица – древний образ духа и души. Сделаем и мы птичку И квадрат ткани согнем по диагонали – получим треугольник. Положим его острым углом вниз, края загнем – получится ромб и т.д. и опять узелки. А ручки не слушаются. Сколько надо приложить усилий. Упорхнет счастье! Всё в твоих руках!

Вот и первый календарный праздник скоро «Осенины». В чем будем встречать? В народных костюмах. Недаром народный костюм по силуету напоминает птицу: широкие рукава похожи на крылья, головной убор, как птичий хохолок, яркие украшения и вышивки, почти как оперение птицы.

Тут уж  без наших родителей не обойтись. Детям предлагается выполнить мини- исследования, мини- проекты, связанные с поиском и анализом информации,  которую они могут получить из доступных для первоклассника источников.

Какую одежду носили в старину?

Из чего делали ткани?

Как сажали и собирали лен?

(«Как рубашка в поле выросла?»)

Какие головные уборы носили?

Как себя украшали?

Как себя оберегали?

Чем себя лечили?

Какие песни пели?

В какие народные игры играли?

У писателя Евгения Носова есть рассказ «Лоскутное одеяло». В нем два героя: бабушка Варвара Ионовна и её внук. Их роднит и душевно сближает «веселое разноцветное полотнище», умело собранное из лоскутков, обрезков от шитья «не хитрой крестьянской обновы». Каждый треугольничек и квадратик – как страницы памятной родовой книги, которую по вечерам бабушка, читает внуку. Лоскут «с голубыми колькольцами »- про первое «мамкино платьице », купленное на Троицу у коробейников с ситцами про жизнь деревни. Тряпичный косячок, где «по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу, - это от дедушкиной рубахи ». Словно фронтовое письмо – треугольник, напоминает он о судьбе родного человека о войне и революции, трагических событиях в истории отечества. Автор рассказа как бы воссоздает русский характер, образ отчего  дома.

Шьем сарафаны, шьем рубахи, готовим украшения. Дети разбивались на группы и под руководством родителей.

Делаем  очелья, сумочки лакомки, украшаем орнаментом ворот, манжеты, подол, который оберегает от злых сил.

Круги – солнце

Деревья – источники жизни

Волнистая линия – вода и т.д.

Много работы. И тут подключается вся семья. Бабушки вспомнили, что прялка на чердаке в деревни пылиться и веретено есть. А кто – то уже несет балалайку, ухват,  рушник.

И засверкали забытые слова:

Накосник         кафтан              армяки

Коруна              зипун               сермяш

Венец                брюкши           онучи

Повойник         козырь              поршни

                          кушак               кочерга

                          венец                сарадган

                          сорока              душегрея

                          кичка                телогрея

Чтобы успеть все сделать по дому, двух рук бывает не достаточно. Вот и придумал себе народ многоручек. Многуручек делали в день Покрова, когда закончились работы в поле и огороде и женщины садились на рукоделия.

Нам такая кукла очень нужна.

Провожу мастер- класс.

Вот ещё одна кукла, воплотившая общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков.

Хоть бы одним глазком взглянуть, как одевались – обувались люди в старину. Что делать? Как разрешить проблему? Немые свидетели истории находятся в музее. Отправимся в «Музей истории Нижегородских промыслов» .

А потом расскажем об этом в рисунках и поделимся впечатлениями.

Осень, урожай собрали. А как сохранить богатство. А вот и легенда – сказка, передававшаяся уз уст в уста.

У одного князя была дочь, которую по прихоти отца назвали Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в полон к хану. Чтобы сложить гордую красавицу, загрузили её тяжелой работой. С утра до вечера в поле. Однажды мимо проходила богомолка, возвращавшаясь из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, превратила её в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так в кисете принесла её к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила её в землю. Проросла Крупеничка в прекрасный гречшиный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха.

Посев гречихи сопровождался особым обрядом.

Первые горсти отборной гречихи для посева брали из куколки Крупенички. Куколку эту делали осенью на основе мешочка с зерном нового урожая. После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую отборную крупу, чтобы наполнить ею куклу мешочек. Всю зиму с ней играют дети, а весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным, причина тому - положительная детская энергетика. Либо куколку хранили до следующего сева в красном углу  избы на почетном месте рядом с иконами. Считалось, что только в этом случае следующей год будет сытным и урожайным.

Мешочки наполняли и другим зерном - пшеном, горохом.  В связи с этим появились и другие имена Крупенички: Зерновушка, Горошинка.

Разные получились куколки. У кого  ладные, у кого не очень.

«Какова пряха – такова и рубаха».

Меткий и образный язык пословиц. Их тысячи, десятки тысяч!

Как на крыльях, они прилетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость… Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.

Что – то засиделись? Пора и поиграть , хороводы водить. На празднике пригодится.

Разделимся на группы.

-Русские народные игры

-Русские народные скороговорки

-Русские народные песни

-Русские народные потешки

-Русские народные загадки

-Русские народные хороводы

-Русские народные пословицы

-Русские народные побасёнки

-Русская народная музыка

-Русские народные докучные сказки

Мини – исследование.

Игра «Дударь, дударь, дударище»

Дети ходят по кругу, взявшись за руки и поют песенку. В центре хоровода стоит «дударь».

Дударь, дударь, дударище

Старый, старый старичище

Его под колоду

Его под сырую

Его под гнилую

- Дударь, дударь, что болит?   (дети спрашивают хором)

-Дударь отвечает  (спина, плечи, пятка, уши , колени и т.д.)

Все дети, находящиеся в хороводе, одновременно правыми руками берут впереди стоящего соседа за названное больное место.

Дударь, дударь, дударище

Старый, старый старичище

………….

- Дударь, дударь, что болит?  

- Ножки болят

- ……………………

-Здоров.  (и выбираем из круга на своё место другого)

Игра «Кузовок»

- Вот тебе кузовок, клади в него, что есть на «ок », обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на «ок »

Я позову в кузовок клубок,

……………………. платок,

..…………………….замок,

…………………...сапожок,

башмачок,

чулок,

утюжок,

воротничок,

сахарок,

мешок,

листок,

лепесток,

колобок.

Разыгрывается залог: покрывают корзинку и спрашивают

- Чей залог вытянется, что тому делать?

Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп:

побасенку рассказать

загадку загадать

сказочку докучную рассказать

песенку спеть

пословицы рассказать

поплясать

потешку прочитать

Ленок

(вечеринка, посиделки в Смоленской области)

- У бабушки нашей супрялка была.

- Что ты, бабушка, нам прясть дашь?

- Старым старушкам шерсти клочок,

А красным молодушкам белый ленок!

- Кто сеял, кто веял белый ленок?

Дети встают и показывают движениями действия, о которых поется в песне.

Уж мы сеяли, сеяли ленок (волокно льна),

Белый славный кужелёк.

Уродись, наш ленок, тонок, долог и высок,

Лён ленистый, волокнистый,

К шитью ниткой шелковистой!

Мы леночек рвали, жали,

Обрезали, в поле стлали,

Обрезали, в поле стлали,

Во снопочки собирали.

А сушили – приговаривали,

Лапотками приколачивали:

«Ты удайся, удайся, ленок,

Белый славный кужелёк.

Ты удайся, удайся, ленок,

Тонок, долог и высок,

Лён ленистый, волокнистый,

К шитью ниткой шелковистой!

Вот удался, удался ленок,

И мы пряли, пряли ленок,

Белый славный кужелёк,

Вышивали дивный платок!

Березка

(дети встают в круг)

Березка белена.

Маковая зелена

Летом мохнатенькая

Зимой сучковатенькая

Где она стоит,

Там она шумит.

Девочка – «Березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и когда дети запевают:

Березка зелененькая,

Весной веселенькая,

Среди поля стоит,

Листочками шумит,

Громит, гудит.

Золотныи венчиком звенит.

«Березка» изображает шум листьев, движение веток – она шуршит платьем, машет над головой платками.

А осенью корни у березки усыхают, листочки отпадают. Девочка обежит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.

Девочки танцуют хоровод

Взмах платком                                                           взмах

«Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя вчеловечестве, себя во вселенной. В играх заложена генетика прошлого. Как в народном досуге – песнях, танцах, фольклоре.»

Яном Корчак

В народной игре отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление очести, смелости, мужестве, желание проявить смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные подвижные игры влияют на воспитание нравственных качеств развитие сообразительности, быстроте реакции, физически укрепляют ребенка.

Песни народных песен и шумовой оркестр снимают напряжение, благотворно влияют на психическое здоровье ребенка.

Праздник заканчивается традиционным угощением – капустным пирогом.

А дальше?

  • Знакомство с семейными традициями.
  • Праздничный народный календарь.
  • Праздник встречаем весну.

И продолжаем изготавливать куклы.

«Подумать только! Всё, абсолютно всё, каждая деталь, узелок или тряпочка в кукле имели раньше свое значение, объяснение и смысл.»

Обереговых кукол в каждой семье было больше ста штук. Кукла сопровождала человека с самого рождения.

Кувадки (обряд Кувады).

Кукла Платочница (Капустка,

Рванка,

Кормилка)

Оберегала до самой свадьбы.

Куклы лихоманки крутили от каждой болезни под особые заговоры.

Кукла Московка (Семья или Плодородие)

Неразлучники (дети с удовольствием дарят эту куклу своим родителям).

А вот Кубышка – травница.

Не успели оглядеться и первый класс закончен.


2 класс

Исследуем дом, в котором живем.

Основание города.

Нижегородский кремль.

Известные памятники города.

Знаменитые люди.

Нижегородская ярмарка.

Монастыри и храмы города.

Викторины, экскурсии.

3 класс

Путешествуем по Нижегородскому краю.

Промыслы Нижегородского края.

Мастер классы.

Фольклорные праздники.

4 класс

Путешествуем по Золотому кольцу России.

Обобщающие игры.

Игра «Умники и умницы»

Мастер классы по изготовлению русской народной куклы.

Даже сейчас детские невропатологи смотрят, как ребенок сжимает кулачок. Если прячет большой палец внутрь или фигу складывает, то это считается слабым мышечным тонусом. Наши предки не знали таких слов, а просто понимали, что такое положение пальца может помешать освоению ремесел и надевали зайчика на пальчик (Мизинец). Малыш рефлекторно сжимал кулачок, и вот – большой палец сверху остается, ему некуда деться.

Куклы хороводницы на полочках – девочкам,

У мальчиков – бойцы на полочках (Куклаки)

Куклы перевертыши (все жизненные контрасты  показывали)

Толстушки – костромушки.

Простейшая крестообразная фигурка, перетянутая по месту или перепоясанная, стоилась по схеме триединого мира:

Небесного (верхнего)

Земного (среднего)

Подземного (нижнего)

Крестовидные куклы указывали еще на 4 стороны света. Т.о. в их конструкции содержалась число 7 (универсальное) – символ мироздания. Магия семерки живет в нашей жизни по сей день.

Семь раз отмерь.

Семь пятниц.

Семеро с ложкой.

Седьмая вода на кеселе.

На седьмом небе.

В сказках:

Семь братьев.

Семь богатырей.

Плод за семью печатями, за семью замками.

«Семья» как древнее заклинание

«Я» - в центре мироздания.

«Я» должен повторяться семь раз – тогда будет семья

Эта мощная символика зашифрована в кукле.                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы

«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»(Л. Кассиль) Макаренко подчер...

Формирование культурной идентичности школьников, воспитание у них патриотизма, гражданственности, толерантности.

Основные требования общества к образовательной системе: формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся, как граждан России формирование культурной идентичности и общности всех граждан ...

Формирование гражданской идентичности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира

Материал содержит  выступление и презентацию на педагогическом совете по  теме " Формирование гражданской идентичности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира"...

Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы

Вопрос  о  гражданской  идентичности  ребенка  в  условиях   современной  жизни,  как  никогда  актуальна.  Ребенок  теряется  сре...

Формирование культурной идентичности школьников, воспитание у них патриотизма, гражданственности, толерантности.

Основные требования общества к образовательной системе: формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся, как граждан России формирование культурной идентичности и общности всех граждан ...