Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы
консультация

Рябова Галина Викторовна

Вопрос  о  гражданской  идентичности  ребенка  в  условиях   современной  жизни,  как  никогда  актуальна.  Ребенок  теряется  среди  массы  информации  обрушившейся  на  него,  нехватки  времени  у  родителей  для  бесед  с  ним, негативного  влияния  на  него  средств  массовой  информации.  Среди  родителей  распростронена  миграция,  т.е  многие  отправляются  на  работу  в  другие  города,  а  то  и  страны.  Другие  родители  если  и  находятся  дома, то  вынуждены  работать  по  12 -14  часов,  чтобы  обеспечить  семью.    Ни о  каких  соместных  праздниках,  беседах  по  душам,  знакомства  с  национальными  традициями  не  идёт  и  речь.  Поэтому  показать  важность знания  о  своих  корнях,  традициях  своего  народа,  принадлежности  к  огромной  стране  ложиться  на  школу  и  учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ  ГРАЖДАНСКОЙ  ИДЕНТИЧНОСТИ

ЛИЧНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  В  РАМКАХ  СОЦИАЛЬНОГО

ПАРТНЁРСТВА  СЕМЬИ  И  ШКОЛЫ.

                                                                      Подготовила:

                                                                      Рябова  Галина  Викторовна,

                                                                       учитель  начальных  классов

                                                                    МКОУ  Савинской   общеобразовательной

                                                                      школы

Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена особенностями  социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране, характеризующейся трансформацией сложившейся системы воспитания, как в образовательных учреждениях, так и семье, пересмотром образовательных стандартов, учитывающих интересы семьи, общества и государства, изменением контингента учащихся в школах в сторону их поликультурного состава. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и из-за рубежа составляют реалии жизни нашего государства

Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную  модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков. Однако без взаимодействия и сотрудничества с важнейшим институтом социализации личности – семьей – эффективное воспитание гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов молодых россиян, подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире не могут быть реализованы в полном объеме.

Среди факторов формирования гражданской идентичности можно назвать следующие:
- общее историческое прошлое (общая судьба), существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах;
- самоназвание гражданской общности;
- общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;
- общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;
- переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране.

Формирование  гражданской  идентичности  осуществляется  различными  институтами  социализации  (школа,  общ.  организации,  учреждения  доп.  образования,  культура  и  спорт,  средства  массовой   информации  и  т.д.).  В  семье  закладывается  основы  нравственной  личности  .  Поскольку  именно  она  является  своеобразной  первичной  средой,  приобщающей  ребёнка   к  опыту  того  или  иного  общества,  именно  в  ней  формируются  представления   о  Родине, о  родной  культуре, а  также   о  формах  поведения  ,  необходимых  для  успешного  функционирования  человека  в  обществе.  Очень  важно  ,  чтобы  ребёнок  не  просто   механически  усваивал  и  воспроизводил  те  или  иные   образцы,  а  трансформировал  их  в  насыщенные  личностные   смыслы,  ценности,  реализуемые  в  индивидуальных  формах  гражданского  и  социального  поведения.  Сама  семья  не  является   пассивным  транслятором   социальных  ролей  и  типичных  для  них  шаблонов  поведения,  она  преломляет  их  в  индивидуальном  опыте  жизни  каждого  поколения,  создаёт  свои  уникальные  внутрисемейные   представления  о  том,  что    такое  Отечество,  малая  Родина,  семья.  Тем  самым задаются   уникальные   ориентиры  процессу   гражданской  идентичности  каждого  конкретного  ребёнка.

Однако  сегодня   существуют  серьёзные  риски,  связанные  с  недостаточной  информированностью  многих  родителей  в  вопросах  воспитания  и  развития   личности  ,  социального  сиротства  и  т.п)  негативно   сказалась   на  её   воспитательном  потенциале.  Наблюдается  процесс   отчуждения   семьи   от  образовательных  учреждений,  усиливается   недоверие   родителей   к  школе,  имеет  место   неадекватное   отношение родителей  учащихся  к  педагогам.   Исследования,   проведенные  среди  родителей,  выявили   непонимание многими  из  них  значимости   воспитания   у  детей  гражданских  качеств,  терпимости   к  иному  мнению, что  является   следствием  деформации   родительского  сознания  в  условиях   размытости  и  неопределённости   ценностных  ориентиров  в  обществе,  а  также  недостаточные   знания   родителей  учащихся  в  области  педагогики   и  детской  психологии.

В  современных  условиях  особую  актуальность  приобретает  проблема  приобщения   родителей  к  формированию  личности  ребёнка,  привитие  ребёнку  таких  нравственных  качеств,  как  уважение  к  окружающим  людям, порядочность,  честность,  готовность  к  преодолению   трудностей   и  жизненному  оптимизму.

На  сегодняшний  день  отсутствуют  специальные  исследования  по  вопросам  психолого – педагогической  подготовки  родителей  по  формированию  гражданской  идентичности в  рамках  развития  социального  партнёрства  семьи  и  школы, не проводилось  всестороннего  изучения  семьи  как фактора  воспитания  и  взаимодействия  со  школой  в  условиях  модернизации  российского  образования  и  становления  гражданского  общества.

  Гражданскую  идентичность  можно  определить  с  двух  разных  точек  зрения  как:

- осознание  принадлежности  к  сообществу  граждан  того  или  иного  государства,  имеющее  для  индивида  значимый  смысл;

-  феномен  надындивидуального сознания,  признак  (  качество  )  гражданской   общности,  характеризирующее  её  как  коллективного  субъекта. Эти  два  определения  не  взаимоисключают  друг  друга,  а  акцентируют  внимание  на  различных  аспектах  гражданской  идентичности:  со  стороны  личности  и  со  стороны  общества.

Структура  гражданской  идентичности,  как  и  другого  вида  идентичности,  включает  в  себя  4  основных  элемента:

-когнитивный – знание  о  принадлежности  к  данной  социальной  общности;

- ценностный – наличие  позитивного  или  негативного  отношения  к  факту  принадлежности  ;

- эмоциональный – принятие  или  непринятие  гражданской  общности  в  качестве  группы   членства,  как  результат  действия  двух  первых;

- поведенческий – участие  в   общественно – политической  жизни  страны; реализация  гражданской   позиции  в  деятельности  и  поведении.

Задачи  формирования   гражданской  идентичности    в  начальной  школе.

Ценностные  нормативные  характеристики  личности  как  идеального   представителя  гражданского  общества, обеспечиваемые  мероприятиями  по  формированию  гражданской  идентичности,  этнической  идентичности, общечеловеческой   идентичности  включает  в  себя:

- осознание  человеком  себя  как  гражданина  российского  общества,  уважающего  историю  своей  Родины  и  несущего  ответственность  за  её  судьбу  в  современном  мире;

- гражданский  патриотизм;

-установка  на  принятие  ценностей  своей  национальной  культуры,  культуры  «  малой  родины»толерантность  к  иному  мнению,   великодушие.

-готовность   к  диалогу  и  сотрудничеству  с  людьми  разных  убеждений,  национальных  культур  и  религий,

В основе  взаимодействия  семьи  и  школы  в  воспитании  и  социализации   учащихся  лежат  следующие  основополагающие  правила:

-  согласованность  целей  семьи  и  школы  в  воспитании  и  социализации  учащихся;

- единство  требований   всех  субъектов  образовательного  процесса, их  совместная  деятельность   во  все  более  разнообразных  форматах;

-  единство   права  и  ответственности   школы  и  родителей   за  их  воспитание;

-чередование   и  смена  видов  совместного  труда,  его общественно – полезная  направленность;

- изучение   и  учёт  условий  среды  жизнедеятельности  ребёнка.

Для  эффективной  подготовки  родителей  в  условиях  развёртывания  социального  партнёрства  школы  и  семьи  по  продвижению  гражданской  идентичности  необходимы  следующие  организационно – педагогические  условия:

- готовность  педагогов  к  партнёрству  с  семьёй;

-  разработка   организационных  форм подготовки  родителей;

- разработка  учебно – методических  и  консультативных  материалов  по  Определеныпоказатели  сформированности гражданской  идентичности:

-позитивное  мировосприятие  мира  и  своего  места  в  нём;

- отношение  к  Родине  как  гражданина  своей  страны;

-знание  о  территории  и  границах  России,  её  географических  особенностях,знание  основных   исторических  событий  развития государственности  и  общества,  знание  истории  и  географии  края,  его  достижений  и  культурных  традиций;

-знание государственной  символики;

-знание  положений  Конституции  РФ,  основных  прав и  обязанностей  гражданина;

-знание  о  своей  этнической  принадлежности,  освоение  национальных  ценностей,  традиций;

-освоение  общекультурного  наследия России  и  общемирового  культурного  наследия;

-ориентация  в  системе  моральных  норм  и  ценностей  и  их  иерархия;

- экологическое  сознание, знание  основных  принципов  и  правил  отношения   к  природе,  знание  основ  здорового  образа  жизни   и  здоровьесберегающих  технологий;

-чувство  патриотизма  и гордости  за  свою  страну;

-уважение  и  принятие   других  народов  России  и  мира;

-уважение  личности  и  её  достоинства,  доброжелательное  отношение  к  окружающим ;

-уважение  ценностей  семьи,  любовь  к  природе;

-участие  в  общественных  организациях,  школьных  и  внешкольных  мероприятиях;

-выполнение  норм  и  требований  школьной  жизни,  прав  и  обязанностей  ученика;

-умение  вести  диалог  на  основе  равноправных  отношений;

-выполнение  моральных  норм  в  отношении  взрослых  и  сверстников  в  школе;

-участие  в  общественной  жизни;

-умение  строить  жизненные  планы  с  учётом  конкретных  социально -  исторических   условий.

Таким  образом  ,  на  основе  требований   ФГОС  к  личностному  развитию  детей  выделяются  целевые  приоретиты   родителей  и  критерии  оценки   сформированности  гражданской  идентичности.

Для  оценки  сформированности  гражданской  идентичности  даны  диагностические  материалы:  «С  чего  начинается  Родина»,  «Кто я?»,                 «  Цветопись».

Литература:

1.Асмолов А.Г.,  Карабанова  О.А.,Марцинковская  Т.Д.

«  Учебно – методические  материалы  для  педагогов  различных  степеней   системы  общего  образования   по  формированию  гражданской  идентичности  личности  учащихся  в  рамках  социального  партнёрства   семьи  и  школы»

ФИРО,  Москва,2012г

2.Алфёров  А.Д.  

«  Психология  развития  школьника»,Ростов – на –Дону,2000г.

3.Антонов А.И.

«  Социология  семьи»,Москва,  1996г.

4.Винникотт Д.В.

«  Разговор  с  родителем»,Москва,   НФ  «  Класс»,  1995г.

5.Гиппенрейтер Ю.Б.

«  Общаться  с  ребёнком. Как?»,Москва,  МАСС  МЕДИА,  1995г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.

Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  специальными службами сопровождения. ...

Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.

Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  специальными службами сопровождения  Обеспеч...