Активные методы обучения
материал

Байбордина Ольга Николаевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_obucheniya.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2г.Слюдянки

Учитель начальных классов: Байбордина Ольга Николаевна

Быстро развивающиеся изменения в обществе требуют сегодня от педагога умения приспосабливаться к новым условиям, находить различные способы решения сложных вопросов, демонстрировать гибкость и творчество, не теряться в неизвестной ситуации, находить эффективную связь с разными людьми, постоянно самосовершенствоваться. Главная задача современной школы — открытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

В связи с этим возникает потребность в изменении статуса урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Это должен быть такой урок, в котором находят комплексное решение задачи обучения, развития и воспитания младших школьников, для решения которых нужны новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, а значит, активные методы обучения.

Под активными методами обучения понимаются особые формы взаимодействия обучающихся и педагога как активных участников занятий, находящихся на равных правах.

Современному уроку нужно придать оригинальные формы с использованием активных методов и приемов обучения, которые помогут активизировать мыслительную деятельность обучающихся, повысят интерес, будут способствовать совершенствованию учебного процесса.

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся — развитие их творческих способностей. В связи с этим на уроках можно применять различные методики и приёмы, расширяющие их поисковую деятельность, кругозор, навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом, на уроках чтения и письма - сочинять, импровизировать, составлять иллюстрации, прогнозировать тексты и т.д. На уроках математики выполнять работы на карточках, на выбор (возможность каждому обучающемуся оценить свой потенциал), самостоятельные работы.

Активные методы стимулируют учащихся к такой мыслительной и практической деятельности в процессе усвоения учебного материала, которая обеспечивает рождение познавательных мотивов и интересов, создает атмосферу для творчества в обучении. Согласно одной из общепринятых классификаций, активные методы обучения делятся на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Для продуктивного использования таких методов нужно постоянное сотрудничество, эффективное взаимодействие учителя и ученика. Сложившиеся взаимоотношения влияют на учебную деятельность ученика и работу учителя с классом. Каждый из этих методов эффективно решает определенную задачу того или иного этапа урока.

Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

1. Нетрадиционное начало традиционного урока - эмоциональный настрой на урок (эпиграф, ребус, загадка, анаграмма).

2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3. Организация релаксации и подведения итогов.

4. Презентация учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий и др.

5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем .

6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «интервьюирования различных персонажей».

7. Элементы – «Изюминки».

8. Реализация личностно ориентированного и индивидуально - дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

9. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

 Активных методов обучения множество; главное — правильно применить. Ведь можно смело сказать, что младшие школьники устают от скучных уроков, где ничего не используется. Поэтому учителю важно научиться разрабатывать и использовать в работе активные методы обучения, т.е. в новых условиях работы он становится генератором идей, создателем сценария урока, креативным директором, а не составителем простого скучного конспекта. При этом разные АМО поразительны, каждый из них интересен по-своему, благодаря чему учитель может выбрать любой метод, который посчитает нужным и действенным на том или ином уроке или этапе последнего.

Таким образом, активные методы обучения возможно использовать на всех этапах урока в начальной школе  при изучении различного учебного материала. Это способствует активизации образовательного процесса и повышению интереса обучающихся к изучению нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....

"Кейс-метод - активный метод обучения"

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в школы России происходит внедрение  новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...

«Кейс - метод – активный метод обучения»

Реализация  системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, на основе кейс-метода....

: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"

Пособие  посвящено разработке и применению в учебном процессе активных  методов   обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...