Читательская компетенция
материал

Байбордина Ольга Николаевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dok.chit_kompet.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2г.Слюдянки

Учитель начальных классов: Байбордина Ольга Николаевна

Формирование у учащихся читательской компетенции на уроках литературного чтения

         Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Уметь читать в широком смысле этого слова – значит: «…извлечь из мертвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К.Д.Ушинский, - Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное.»

                Не читающий ученик менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. Поэтому особую актуальность приобретает проблема формирования читательской компетентности, т.е. приобретение учащимися определенных знаний, умений и навыков, позволяющих свободно ориентироваться в разнообразии книг, развивать библиографическую грамотность, формировать позитивное отношение к чтению.

Следовательно приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Читательская компетентность определяется: владением техникой чтения; приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, формированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование   универсальных учебных действий.

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызывать интерес к чтению у младшего школьника. Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой – обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка – читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Можно выделить следующие этапы формирования читательских интересов:

  • 6–7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
  • 8–9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8–9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот независимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.
  • 9–10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно – к сказочным, фантастическим.

В связи с вышесказанным можно выделить этапы формирования читательской компетентности младших школьников.

  • 1 этап – подготовительный – 1 класс
  • 2 этап – начальный – 2 класс
  • 3 этап – основной – 3 класс
  • 4 этап – заключительный – 4 класс

Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.

Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:

  • упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки);
  • упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
  • упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение);
  • упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:

  • «игра в прятки»;
  • «мнимое слово»;
  • чтение за «диктором»;
  • синхронное чтение «буксиром»;
  • «подскажи словечко».

На уроках чтения важную роль играет беседа. Эта своеобразная форма обмена мнениями после чтения вслух. В ходе таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора. С целью интенсификации бесед-дискуссий с учетом специфики произведений в уроки включались элементы словарной работы, приемы инсценирования и устного словесного рисования.

Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т.е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учились применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг.
Особое внимание уделяется развитию
 оперативной памяти. Это связано с тем, что во втором классе ребенок при чтении предложения из 8-10 слов, дочитав до середины, часто забывает первое слово, в результате чего не может уловить смысл предложения – увязать все слова воедино.

Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти второклассников стали зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко. Они состоят из наборов по шесть предложений в каждом. Каждое предложение  длиннее предыдущего на 1-2 буквы (первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв; в последнем предложении последнего набора – 46 букв). Время работы со всеми наборами – примерно два месяца. За это время оперативная память второклассников развивалась так, что каждый ребенок мог легко запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Ученик легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.

Формированию оптимальной скорости чтения способствует применение приема жужжащего чтения. Прием основывается на утверждении, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет.

На данном этапе можно необходимо использовать упражнения:

  • Способствующие синтезу восприятия и понимания («Вкусные слова»)
  • Развивающие логическое мышление («Перестановка букв»)
  • Развивающие навык осознанного чтения («Назови одним словом»; «Найди слово в слове»)

Третий, основной этап – это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.

Приёмы, применяемые на данном этапе обучения:

  • «Толстые и тонкие вопросы». Вопросы, на которые можно дать однозначный ответ – тонкие, а толстые  – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
  •  Чтение с остановками. Этот вид чтения способствует развитию навыков вдумчивого чтения, даёт возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию.
  • Чтение с пометами. Во время чтения текста необходимо делать карандашом на полях пометки: это я знаю; это новое для меня; я думаю иначе; это меня очень заинтересовало.
  • Приём Синквейн. Выразить своё эмоциональное отношение к героям произведения, своё понимание художественного образа можно с помощью приёма написания стихотворения по алгоритму.

Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.

Ни на одной из предшествующих ступеней обучения читательской самостоятельности такой формулировки не было и не могло быть, так как наличие читательских интересов – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу-объект, который вызывает у юных читателей положительные эмоции, а желание действовать с книгой: рассматривать ее, листать, читать.

Новыми формами работы стали:

  • дискуссии;
  • диспуты;
  • литературные праздники;
  • встречи с интересными людьми;
  • конкурсы сочинений на заданную тему.
  • инсценирование
  • устное словесное рисование

В результате я бы хотела видеть читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность. Чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. 

Список литературы

1.Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. М., - МЦБС, 2008, с.66-68.

2.Данилюк А. Я. , Кондаков А.М. Тишков В.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.- М.:Просвещение, 2009.-25с.

3.Мишакина Т. Л. Развитие литературных способностей у учащихся.— М.: Ювента, 2009.— 48 с.

221с.

4.Ефросинина Л.А. Оценка знаний. Литературое чтение.- М.: Вентана – Граф», 2009.-210с.

5.Интернет-ресурсы: www.urok.1sept.ru

6 Интернет-ресурсы.http://www . festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 3 классе по теме "Формирование читательских компетенций младших школьников"

Целью данного родительского собрания   является: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение  важной пробле...

Современные образовательные технологии по формированию читательской компетенции у школьников.

Этой работой я хочу показать, что читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которо...

советы родителям Формирование читательских компетенций младших школьников.docx

Формирование читательских компетенций младших школьников. Советы родителям. Копилка родительского опыта...

Развитие читательских компетенций учащихся начальной школы

Материал отражает опыт работы по формированию читательских компетенций учащихся третьего класса (образовательная система "Начальная школа XXI века")....

Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность

Этот материал можно использовать при выступлении на семинарях, педагогических советах....

Интеллектуальное развитие обучающихся и формирование читательских компетенций средствами учебно-методического комплекса (на основе учебника литературного чтения авторов Свиридовой В.Ю. и Чураковой Н.А).

В статье отражены методические приемы формирования читательских компетенций и условия интеллектуального развития обучающихся в начальной школе на основе учебника литературного чтения авторов В.Ю. Свир...