Учебная задача
материал

Крестникова Наталья Ринатовна

Выступление на педагогическом совете постановка учебной задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_postanovka_uchebnoy_zadachi.doc531.5 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка учебной задачи
на уроках русского языка

«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий, путь опыта – это путь самый  горький».  

Конфуций

Учебная задача – это цель по овладению обобщенными способами действий; задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. «Поставить перед школьником учебную задачу – это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий».

Вопрос, на который предстоит ответить на уроке, должен стать собственным вопросом ученика. Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально важными моментами:

1) ученики должны обнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения задачи);

2) они должны хотеть решить эту задачу, проблему.

Рассмотрим примеры постановки учебной задачи на уроках русского языка в начальной школе. Необычное начало урока позволяет детям открыть новые «точки удивления», выводит на проблему, решение которой требует деятельностного подхода.

Пример постановки учебной задачи на уроке открытия новых знаний.

1. Тема «Имя прилагательное – часть речи», 3 класс (Слайд    ).

- С помощью ребуса определите, в каком городе мы сегодня побываем.

                                                             (части речи)

- Какие части речи вы знаете?

- Послушайте отрывок из произведения Фонвизина «Недоросль»:

«Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

- Дверь? Котора дверь?

- Котора дверь! Вот эта.

- Эта? Прилагательна.

- Почему же?

- Потому что она приложена к своему месту…»

- Что скажете?

(дверь – это имя существительное)

- Что такое имя существительное? Вспомните определение.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

-Дайте полную характеристику слову дверь

(дверь-имя существительное, отвечает на вопрос что? ж.р., ед.ч., нарицательное, неодушевленное)

- Можем ли мы также полно рассказать о прилагательном? (нет)

- Что мы знаем о прилагательном?  (часть речи)

- Определите тему нашего урока (имя прилагательное).        

- Какую учебную задачу мы поставим на этом уроке?

Учебная задача: больше узнать о прилагательном как о части речи.

- Сегодня мы построим еще один дом в городе Частей речи.  Давайте спланируем нашу деятельность, определив основные понятия урока, «кирпичики» из которых выстроим дом.

2. Тема «Род имён существительных», 2 класс (Слайд     ).

На доске написаны слова «луна, месяц, солнце».

- Что общего у этих слов? (это имена существительные)

- Что отличает их друг от друга?

Учебная задача: сегодня на уроке мы с вами ответим на вопрос, чем отличаются имена существительные друг от друга.

Для решения учебной задачи учитель использует грамматическую сказку, которая позволяет выйти на научный теоретический материал:

«Королева Грамматика тоже задумалась и издала указ «Кто придумает для имён существительных знаки различия, тот будет награждён». Услышали про королевский указ муж да жена, прибыли в королевство и принялись за работу. Для начала решили они все слова между собой поделить».

- Как они это сделали? (рассматриваются различные варианты, предлагаемые учениками).

«Подумала Королева Грамматика и решила так: те слова, которые взял себе муж – будут мужского рода, слова, которые взяла себе жена – женского. И те слова, которые не взяли не мужчина, не женщина (они остались по серединке) – среднего рода».        

3. Тема «Законы языка в практике речи». Раздел «Состав слова», 2 класс

        Урок начинается с просмотра фрагмента мультфильма «От двух до пяти» по книге К.И.Чуковского (слайд     ).

- Что скажете? Как говорят маленькие дети?

 (Маленькие дети говорят неправильно, неточно)

- Что значит говорить правильно, точно?

«В детстве мы ходим за истиной к учителям,

После - за истиной ходят к нашим дверям».

Сегодня на уроке нам будут помогать наши  эксперты. Давайте обратимся  к одному из них.

- Что значит говорить правильно и точно? (Ученик- эксперт читает значение слов «правильно и точно»).

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Учебная задача: сегодня на уроке мы будем учиться правильно говорить и писать.

Поучимся выбирать не только правильные и точные слова, но и части слов.

4. Тема «Правописание мягкого знака на конце имён существительных  после шипящих», 2 класс (Слайд      ).

Ученики получают задание, распределить слова в два столбика.

Коньки, семья, пальто, варенье, день, воробьи, дочь.

- По каким признакам распределили слова?

В  один столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком.

Появился вопрос «В какую группу писать слово дочь

- Дети, как вы думаете?

                    Если я закрою Ь, как  произносим слово?  (произносим так же, как и с ь)

               -  Нужен ли Ь для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет.)

               - Значит, в 1 группу это слово не отнесем.

- Может быть, это слово можно отнести во вторую группу? (Нет) Докажите.

- Значит, это какая-то новая работа мягкого знака. Хотите узнать, какая?

-  На какой звук оканчивается слово?  (Мягкий, шипящий)                                 

Тема нашего урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных».  

- Давайте  понаблюдаем за существительными с шипящим на конце.  Прочитайте слова:

Глушь, речь, луч, дрожь, вещь, ключ, ночь.                                                                                                      

- Что вы о них можете сказать?

Это существительные, нарицательные, неодушевленные, с шипящими на конце.

- Что еще вы заметили?

У одних слов есть мягкий знак на конце, у других нет. Почему? Что нам предстоит выяснить?

Учебная задача: выяснить (или узнать), почему у одних существительных пишется Ь на конце слова, а у других нет.    

5. Тема «Формоизменение и словообразование», 3 класс.

Рассмотрим следующий пример. Тема урока «Формоизменение и словообразование» непростая для понимания детьми младшего школьного возраста, поэтому я задумалась, как донести до учеников тему и учебную задачу. И решила представить это наглядно с помощью кусочка пластилина. Учитель показывает классу кусочек пластилина.

- Дети, что это у меня в руках? (кусочек пластилина)

- Какой он формы? (круглой)

- Что я сделала? (изменила форму)

- А кусочек пластилина тот же, или другой? (тот же самый, но другой формы)

- Что я сделала? (добавила другие кусочки)

- Что получилась (получилось что-то новое, другое)

-  Слова тоже могут изменять свою форму и могут образовывать новые.

Тема нашего урока «Формоизменение и словообразование».

- Кто догадался, какую учебную задачу мы будем решать на уроке?

Учебная задача: будем учиться изменять форму слов и образовывать новые слова.

Выполнение заданий, предшествующих постановке учебной задачи помогает обучающимся приобрести опыт творческого мышления и в то же время приносит им радость познания, эмоциональное удовлетворение от преодоления трудностей, которые им встретились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма 1 - Проверка умения понимать учебную задачу

Форма анализа диагностической контрольной работы по проверке умения понимать учебную задачу, предъявляемую дя индивидуальной деятельности, учащимися класса...

Методические рекомендации по проведению урока постановки учебной задачи в системе ро Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Данное пособие призвано усилить практическую направленность учителей, работающих в системе ро Эльконина-Давыдова....

Урок математики по теме: " Число и цифра 8. Состав числа 8 (решение учебной задачи).”

Урок математики по теме: "Число и циф­ра 8. Состав числа 8 (ре­шение учебной задачи).” Цели урока: Познакомить с числом 8, его составом, написанием цифры. Задачи: Обучающие: фо...

Статья "Алгоритм постановки и решения учебных задач"

Чем же отличается обучение по системе РО Эльконина-Давыдова от других развивающих систем? Тем, что основной задачей обучения является построение научной системы понятий и освоение наиболее общих принц...

Система контроля и оценивания на уроке русского языка как самостоятельная учебная задача.

Методические приёмы для формирования целостной системы контроля и оценки, которая позволяла бы развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибк...

Урок постановки учебной задачи.

Урок постановки учебной задачи...

Система учебных задач, направленных на формирование УУД младших школьников

В статье рассматривается система задач, направленных на формирование УУД младших школьников....