Система контроля и оценивания на уроке русского языка как самостоятельная учебная задача.
методическая разработка по теме

Тюренкова Татьяна Викторовна

Методические приёмы для формирования целостной системы контроля и оценки, которая позволяла бы развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система контроля и оценивания на уроке русского языка как самостоятельная учебная задача.

План.

Введение

  1. Актуальность вопроса
  2. Теоритический аспект вопроса.
  3. Планируемые  результаты для всех участников образовательного процесса.
  4. Краткое описание методов и приёмов  системы оценки т контроля
  5. Результативность системы.
  6. Вывод
  7. Список литературы

   

 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию,  самосовершенствованию и самоконтролю.

    Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменения в системе контроля и оценивания школьников.

Совершенно очевидно, что система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения Требований стандартов.

        Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

      С  2010 учебного года мой класс начал работу по ФГОС и сразу же передо мной встала проблема отбора методических приёмов для формирования целостной системы контроля и оценки, которая позволяла бы развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

     В своей работе я придерживаюсь следующих  психолого-педагогических требований к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников, выдвинутых выдающимися педагогами  О.Б. Логиновой, Г.С. Ковалевой

Контроль и оценка должны: соответствовать целям и задачам, этапам обучения;

                                            -являться неотъемлемой частью учебной деятельности;

                                             -стать для ребёнка осмысленным действием;

                                             -направлены на отслеживание динамики роста учащихся;

                     -проводиться в целях диагностики и выявления уровня развития знаний

В соответствии с этими требованиями  система оценивания направлена на получение следующих результатов:

-У обучащихся:

  1. Умение:контролировать процесс и результаты своей деятельности
  2. адекватно воспринимать оценки и отметки;
  3. различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
  4. взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Родители получают возможность отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка

Учитель  получает возможность выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том

o        происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они  к более глубоким и основательным знаниям,

o        совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки,

o        умеют  ли дети  работать индивидуально,  совместно.

Рассмотрим подробнее приёмы, которые я использую в своей работе для достижения поставленных результатов:

  1. С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.

«Эмоциональный светофор»                                                     

  Позднее им предлагается оценить свои успехи в цветовой гамме, используя эмоциональный светофор или кубик, который стоит у каждого на столе.

У  кубика одна сторона красная, другая – желтая, третья – зеленая. Если ученик повернул кубик зеленой стороной к учителю, то это означает: « Сомневаюсь», желтой – «Прошу помощи», красной – «Я справился».

На четвертой, пятой и шестой сторонах записаны цифры 1, 2, 3. Позднее они  могут показывать уровень задания, который выбрал ученик. Изначально учитель предлагает задание и объясняет, какой объем работы необходимо выполнить всем. Если его выполняют все ученики, то можно двигаться дальше. Есть и дополнительное задание, оно труднее и требует большого усилия. Если ученик его выполнил сам, то ему можно выступать в роли учителя или помощника учителя и объяснять непонятное товарищам. После такого объяснения учащиеся выбирают задание по своим силам, выполняют его, а затем оценивают себя цветом.

  1. Работа с эталонами (точный образец). Начинается уже в период обучения грамоте.

 Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания (русского языка и математики), где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.

Пример урока русского языка  по теме « строчная буква я».

 «Пропишите  строчную букву я, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности. После того, как ученики самостоятельно прописали строку, я даю  задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки я выполняю аналогичную работу, т.е. подчеркиваю буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляю ошибки учащегося и выношу на поля свое число верно написанных букв (элементов).

Со временем работа с эталонами становится более разнообразной.

 На уроках математики, русского языка использую картотеку, содержание которой соответствует стандарту по определенному предмету. Например:  карточка состоит из карточек-вопросов, карточек-ответов (это и есть эталоны) и информационных карточек по разделам. На карточках- вопросах учащиеся получают задания. На карточках-ответах помещен образец решения данных заданий. Информационные карточки включают весь материал, необходимый для ответа на вопрос. В целом работа строится таким образом: ученик получает карточку-задание, отвечает на вопрос или выполняет какое-либо задание, а затем проверяет свой ответ по карточке-ответу (эталону) и оценивает его. При необходимости ученик может повторить предварительно материал в информационной карточке, и только потом выполнять задание. Содержание информационных карточек меняется по мере прохождения и усложнения программного материала.

помощника учителя и объяснять непонятное товарищам. После такого объяснения учащиеся выбирают задание по своим силам, выполняют его, а затем оценивают себя цветом.

  1. На устном текущем контроле предлагаю   алгоритмы самооценки:

Вариант 1

-Что ты узнал на уроке?

-Чему научился?

-За что себя можешь похвалить?

-Над чем еще надо поработать?

-Какие задания тебе понравились?

-Какие задания оказались трудными?

-Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

Вариант 2

1. Какое умение развивали при выполнении задания?

2. Каков был уровень задания?

 3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Вариант 3(Самооценка творческого дела):

1. В начале этого дела у меня была цель ….

2. Особенно хорошо мне удалось …

3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …

4. Свой результат могу оценить так (на выбор)

(Конечно, эти приёмы и виды деятельности, занимают много времени на уроке, но это  компенсируется более сознательным и активным участием учеников в дальнейшем обучении.)

  4. Таблица требований.

«Безударная гласная в корне слова»

Задание: Доказать правильность написания безударной гласной в корне слова

Зеленеть.

Поставить ударение

Выделить корень

Определить есть ли  в корне безударная гласная

Подобрать проверочное слово

Вставить безударную гласную

+

 Если ученик успешно (частично успешно) выполнил задание, то в графу соответствующего умения ставится знак «+».

Учитель и родители  получают возможность  проследить развитие ребёнка, определить, какое умение из таблицы требований вызывает затруднение у ученика.

В таких случаях я принимаю решение, что данный вид заданий необходимо проработать с данным учеником ещё раз.

 5.     Кто из учителей не встречался с проблемой  «глупых» ошибок? Причиной таких ошибок я считаю плохо развитое внимание ученика. Но тот же ребенок, работая у доски и комментируя все свои действия, может не  допустить ни одной ошибки. Я поняла, что при формировании навыка слишком быстро был свернут этап комментирования всех своих действий. Поэтому важным средством развития самоконтроля у детей, я считаю, является комментирование.

     6.На своих уроках я часто использую взаимопроверку. Этот прием способствует не только формированию умения контролировать свои действия, но и воспитывает и такие качества, как честность и правдивость, коллективизм, дисциплинированность и др.

1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.

2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.

3-ий способ :     За один-два дня до взаимопроверки по какой-то пройденной теме или разделу программы учащиеся, которые были наиболее активными и обнаружили хорошие знания, получают карточку с вопросами, заданиями, по которым они будут спрашивать, например, своего соседа по парте (этот вариант просто более удобный в плане организации). Эти день-два позволят данному ученику самому проверить свои знания по предложенным вопросам: ведь он будет выступать в роли учителя. Готовятся и учащиеся, которых будут спрашивать.(формирую желание к самопознанию и ответственность за свои знания)

В намеченный день за 10 – 15 минут до конца урока ученик, опрашивая своего подопечного, ставит карандашом против каждого заданного вопроса "+" или "-". Учащиеся, которые получили все "+", имеют право на следующий день опрашивать того, кто еще недостаточно был подготовлен.

7.     Для формирования у учащихся первоначального представления о критериях оценки использую такой прием. Даю развернутую содержательную оценку ответа ученика (т. е. формулирую оценочное высказывание), из которого школьники вычленяют требования, предъявляемые к данному виду ответа; эти ответы и являются критериями оценки устного ответа. Например, на уроке русского языка после того, как второклассник составил ответ об имени прилагательном как части речи, я говорю классу: «Послушайте внимательно, я научу, как правильно оценивать ответ, а вы попробуйте определить, какие требования к нему предъявляются. Ответ В.был правильным: он верно дал определение имени прилагательного, сказал, на какие вопросы отвечает, как оно изменяется. Ответ был неполным: В. не сказал о связи прилагательного с существительным, о его роли в речи. Он не привел свои примеры». В процессе коллективного обсуждения я выставляю требования в виде карточек на наборное полотно; при этом раскрываю содержание каждого требования, т. е. критерии оценки. В результате получается примерно такая таблица:

Критерии оценки «устный ответ»:

1. Правильность ответа

2. Его полнота.

3. Наличие примеров.

8. «Волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.

9. Говоря о системе контроля и оценки нельзя не упомянуть о комплексных работах.

           Для того, чтобы дети успешно справились с итоговой комплексной работой, мы готовимся весь учебный  год. Начаю с  себя : изучаю материалы комплексной работы, анализирую, какие предметные и метапредметные умения  формируются в результате выполнения каждого задания, анализирую задания учебника с этих же позиций   и далее, планируя  каждый  урок, прописываю   какое задание учебника формирует   умение. Эта работа позволила акцентировать внимание детей  на выполнении этих заданий, чтобы их решение не было неожиданным, ознакомила учащихся с  правилами их выполнения и оформления.    

       Иными словами, подготовка к работе начинается уже на этапе  проектирования учебного процесса, составления тематического планирования и продолжается в ходе  изучения всех тем на всех этапах учебного процесса. По ходу изучения тем    включаю непосредственно в учебный процесс различные типы проверочных и диагностических заданий, способствующих формированию самостоятельной оценочной деятельности учащихся.

       Хочется отметить, что в программе  Занкова, по которой я работаю, уже заложена система заданий, способствующих успешному выполнению  комплексной работы.

Система контроля и оценивания направлена на качественный результат. Проводя диагностики уровня  обученности прослеживается положительная динамика.

         

         

Но главный успех моей деятельности вижу в том, что ребята с удовольствием идут на урок, хотят учиться, не боятся высказывать свои мнения, оценки, самостоятельно добывать информация и стремятся знать больше.

За мой многолетний опыт,  в процессе общения с учащимися, родителями, коллегами у меня сформировались правила, которых я придерживаюсь в своей педагогической деятельности.

 Одно из них:

Постоянно развивать умение слушать ( других, природу, себя), самонаблюдение, самоанализ. ( Самосовершенствование уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не может быть доволен собой..)

Относиться к ученикам как к неповторимой частицы бытия.

« Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо» Э. Ильенков

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

 

• Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. ФГОС второго поколения./под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой./.

• Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой,О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.

• Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилов.

• Хасан Б.И., Эльконин Б.Д., Нежнов П.Г.. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся – новый подход к диагностике достижений


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система контроля и оценивания на уроке русского языка, как самостоятельная учебная задача.

Слайд 3

Система оценки и контроля 1. Что оценивать? Оцениваем результаты : - предметные, - метапредметные - личностные

Слайд 4

Система оценки и контроля 2. Кто оценивает? Учитель и ученик Вместе определяют оценку и отметку

Слайд 5

Система оценки и контроля 3. Сколько ставить отметок? Отметка может ставиться : за каждую учебную задачу; за группу заданий, объединённых конкретным учебным действием

Слайд 6

Система оценки и контроля 4. Где накапливать оценки и отметки? В «Портфеле достижений»

Слайд 7

Система оценки и контроля 5. Когда ставить отметки? Текущие - по желанию, За тематические и проверочные - обязательно

Слайд 8

Система оценки и контроля 6. По каким критериям оценивать? Необходимый уровень (базовый) Повышенный уровень (программный) Максимальный уровень ( НЕ обязательный)

Слайд 9

Система оценки и контроля 6. Как определять итоговые оценки? Предметные четвертные оценки/ отметки определяются по таблицам предметных результатов. Итоговая оценка за ступень начальной школы

Слайд 10

Контроль и оценка 1.Соответствовать целям и задачам, этапам обучения . Д О Л Ж Н Ы 2.Являться неотъемлемой частью учебной деятельности. 3.Стать для ребёнка осмысленным действием. 4.Направлены на отслеживания динамики роста учащихся 5.Проводиться в целях диагностики и выявления уровня развития знаний

Слайд 11

Результаты обучающихся 1. Контролировать процесс и результаты своей деятельности. У М Е Н И Е 2. Адекватно воспринимать оценки и отметки. 3. Различать объективную трудность задачи и субъективную сложность. 4.Взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

Слайд 12

Родители Возможности отслеживать процесс обучения и развития своего ребёнка П О Л У Ч Е Н И Е

Слайд 13

Учитель Возможности суждения об эффективности программы П О Л У Ч Е Н И Е

Слайд 14

Приёмы в работе для достижения поставленных результатов Выявление настроения у обучающихся с помощью выбора рисунков

Слайд 15

КАРТОЧКА-ВОПРОС Вопрос

Слайд 16

КАРТОЧКА-ОТВЕТ Ответ

Слайд 17

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА Задание

Слайд 18

АЛГОРИТМЫ САМООЦЕНКИ УСТНОГО КОНТРОЛЯ: - ЧТО ТЫ УЗНАЛ НА УРОКЕ? -ЧЕМУ НАУЧИЛСЯ? -ЗА ЧТО СЕБЯ МОЖЕШЬ ПОХВАЛИТЬ? -НАД ЧЕМ ЕЩЕ НАДО ПОРАБОТАТЬ? -КАКИЕ ЗАДАНИЯ ТЕБЕ ПОНРАВИЛИСЬ? -КАКИЕ ЗАДАНИЯ ОКАЗАЛИСЬ ТРУДНЫМИ? -ДОСТИГ ЛИ ТЫ ПОСТАВЛЕННУЮ В НАЧАЛЕ УРОКА ЦЕЛЬ?

Слайд 19

АЛГОРИТМЫ САМООЦЕНКИ УСТНОГО КОНТРОЛЯ: - КАКОЕ УМЕНИЕ РАЗВИВАЛИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ? - КАКОВ БЫЛ УРОВЕНЬ ЗАДАНИЯ? - СПРАВИЛСЯ ПРАВИЛЬНО ИЛИ С НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ОШИБКОЙ (КАКОЙ, В ЧЕМ)? - СПРАВИЛСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ С НЕБОЛЬШОЙ ПОМОЩЬЮ (КТО ПОМОГАЛ, В ЧЕМ)?

Слайд 20

САМООЦЕНКА ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА: - В НАЧАЛЕ ЭТОГО ДЕЛА У МЕНЯ БЫЛА ЦЕЛЬ… - ОСОБЕННО ХОРОШО МНЕ УДАЛОСЬ … - В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ Я ПОСТАРАЮСЬ СДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ … - СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ МОГУ ОЦЕНИТЬ ТАК (НА ВЫБОР)

Слайд 21

ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ Поставить ударение Выделить корень Определить есть ли в корне безударная гласная Подобрать проверочное слово Вставить безударную гласную +

Слайд 22

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ «УСТНЫЙ ОТВЕТ»: - ПРАВИЛЬНОСТЬ ОТВЕТА. - ЕГО ПОЛНОТА. - НАЛИЧИЕ ПРИМЕРОВ.

Слайд 23

УЧИТЕЛЬ СОГЛАСЕН УЧИТЕЛЬ НЕ СОГЛАСЕН

Слайд 24

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Слайд 25

«КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ЕСТЬ ОДНАЖДЫ СЛУЧАЮЩЕЕСЯ ЧУДО» Э. ИЛЬЕНКОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью  ...

Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"

На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....

Критериальное оценивание на уроках русского языка в начальной школе

презентация к уроку русского языка. Критериальное оценивание....

«Система контроля и оценивания на уроке русского языка, как самостоятельная учебная задача».

Презентация на тему «Система контроля и оценивания на уроке русского языка, как самостоятельная учебная задача»....