Навыки 21 века
статья

Чеснокова Дарья Михайловна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyki_21_veka_chesnokova_dm.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Чеснокова Дарья Михайловна,

учитель начальных классов

МАОУ «Прогимназия №1» г.Воркуты

Слайд 1 Навыки 21 века

Мир меняется, меняется человек, меняются задачи образования.

Слайд 2 Закон «Об образовании РФ», ФГОС-ы ДО, НОО, ОО, государственная программа РФ «Развитие образования на 2018-2025 годы» и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в РФ: создание механизма её устойчивого развития, обеспЕчение соответствия вызовам 21 века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Современный человек должен обладать такими навыками, которые помогают ему организовать собственную жизнь, делать ее эффективной, интересной, комфортной. То есть обладать навыками 21 века.

Слайд 3 Под навыками 21 века подразумеваются личностные качества человека, готового жить в быстром, меняющемся, интересном, но сложном и непредсказуемом мире, в условиях высоких технологий и социальной активности.

Гибкие навыки формируются задолго до того, как человек начинает карьеру. Это значит, что участие в их развитии должна принимать и школа.

Слайд 4 В нашей стране специалисты образования определили 4 ключевых навыка, которыми должен обладать каждый востребованный сотрудник:

- критическое мышление (умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы)

- креативность (позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку)

- коммуникация (Умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения стало жизненно важным навыком)

- координация ((сотрудничество) тесно связана с коммуникацией, но относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат. Учиться вместе, а не просто выполнять вместе)

Формирование 4 ключевых навыков реализуется через системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход положен в основу Федерального государственного образовательного стандарта, концептуально базирующийся на обеспЕчении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Для этого педагог должен использовать разнообразные педагогические технологии, методы и приемы.

В своей педагогической деятельности я использую следующие приёмы:

Слайд 5 Для развития Критического мышления, коммуникации, координации применяю приём:

«Работа с вопросником»

Прием применяется при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка и правильность найденных ответов, отсеивание лишнего.

Окружающий мир 4 класс, тема «С севера на юг», знакомство с природными зонами России. Работа в парах (обсуждение). Но рабочий лист выдается каждому ученику. Цель – заполнить рл, пользуясь знаниями, полученными ранее, учебником, рт. На этапе актуализации знаний (№1, №2) школьники приходят к выводу, что природа в северных и южных районах различна. Заполнив таблицу с названиями природных зон, учащиеся дают свое объяснение, почему природные зоны – лесотундра, лесостепь, полупустыни так названы, свой ответ обосновывают с помощью карты Природных зон. Для ответа на вопрос – почему же происходит смена природных зон, учащимся сначала предлагается вспомнить, как происходит нагрев поверхности Земли солнечными лучами, составить схему в р.т. В классе учащиеся с разными учебными способностями, поэтому, если возникает затруднение, ребята могут воспользоваться текстом учебника. После поиска информации проводится фронтальная проверка.

Слайд 6 Следующий приём для развития Критического мышления, креативности, коммуникации, называется

«Написание творческих работ»

Прием хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.

Литературное чтение 3 класс «Федина задача» Н.Н.Носов. Работа над текстом ведется поэтапно:

- до чтения – учащиеся предполагают, кто главный герой (Федя), какого он возраста (школьник), чем был занят (решал задачу или составлял задачу)

- во время чтения – чтение с остановками, комментирование слов, значение которых не знают, предугадывание сюжета – как сюжет повернется дальше, какое развитие сюжета хотелось бы ребятам.

- после чтения – выборочное чтение по вопросам учителя (как готовился делать уроки Федя, хотелось ли ему делать уроки), проведение эксперимента - решение Фединой задачи под музыку в классе, работа над составлением плана произведения, формулирование главной мысли.

В конце урока дается задание – написать продолжение рассказа, дополнив сюжетом – Федя у друга.

Слайд 7 Ещё один приём для развития критического мышления называется

«Я - учитель»

К этому приему обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно на уроке готовят задания для соседа по теме.

Урок русского языка 4 класс, тема «Безударные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения». Задание: Подберите для своего соседа по парте 5 имен существительных 1, 2, 3 склонения, чтобы слова стояли в форме Р.п, Д.п., П.п., окончание должен дописать сосед по парте. Пример: на недел_. По окончании работы, дети вновь меняются листами, оценивают друг друга.

Слайд 8 Для формирования навыков коммуникации часто использую прием:

«Работа в парах» 

Русский язык 4 класс. Тема «Безударные окончания существительных 1, 2, 3 склонения». На уроках дети знакомятся со словами-помощниками, наблюдают за окончаниями существительных, изменяя слова по падежам, акцентируется внимание на окончания в Р.п, Д.п, П.п. При закреплении темы, ребята в парах формулируют правила проверки существительных с безударными окончаниями, одна пара свой ответ озвучивает классу, одноклассники дополняют ответ, если нужно. Ответ сравнивается с правилами в учебнике.

Слайд 9 Хочется отметить, что внеурочные занятия в рамках проекта Разговоры о важном так же способствуют развитию «Навыков 21 века».

Например, тема «Россия – мировой лидер атомной отрасли»

Для реализации цели – знакомство младших школьников с особенностями российской Арктики и значением Северного морского пути, формирование чувства гордости за свою страну и соотечественников, работа была организована в группах. Каждая группа получила свой рабочий лист, информационный материал (текст, фото). Группам – необходимо было отобрать информацию, зафиксировать в рл, представить ее классу. По итогу получился журнал «Арктика сегодня», который с удовольствием ребята листают на переменах и сейчас.

В конце выступления, хочется отметить, что развитие навыков 21 века у школьников ведет к развитию позитивных личностных качеств и положительных установок в процессе обучения, развивает необходимые навыки для полноценного функционирования в современном обществе, помогающие в общении и налаживании социальных отношений.

Слайд 10 Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности в формировании навыка чтения у первоклассников в процессе их обучения по УМК «Начальная школа XXI века»

Статья о тудностях в формировании навыков чтения и письма у младших школьников и путях их преодоления в рамках работы по УМК "Начальная школа 21 века". Из опыта работы....

УМК "Начальная школа 21 века" Ефросинина Л.А. Оценка знаний. 2 класс (контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания)

Разноуровневые многофункциональные задания позволят организовать дифференцированную текущую и итоговую проверку занний....

03. Мнемотехника - как технология развития навыков XXI века у детей младшего школьного возраста

Быстрый темп жизни, меняющаяся среда, политические и экономические кризисы, требуют от человека постоянной адаптации ко все новым и новым условиям жизни. Решением этой проблемы должна выступать такая ...

"Навыки 21 века"

Выступление на педагогическом совете школы о навыках 21 века...

Развитие навыков 21 века на уроках русского языка

Навыки ХХI века направлены на то, чтобы школьники в процессе обучения и воспитания смогли приобрести такие способности и компетенции, которые помогут им успешно развиваться, легко адаптироваться в...

«STEAM - современный, инновационный метод формирования важных навыков XXI века»

laquo;STEAM - современный, инновационный  метод формирования важных навыков XXI века»...

Статья "Эффективные методики преподавания для развития в учениках навыков и компетенций ххI века"

Описание Сингапурских структур для  использования на уроках в начальной школе....