Выступление на МО учителей начальных классов "Эстетическое воспитание обучающихся специальной коррекционной школы"
материал

Овчинникова Валентина Михайловна

Наша цель – научить детей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, природе, труде, общественных отношениях, поступках людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание обучающихся Слайд 1

специальной коррекционной школы

Слайд 2

«Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим

его следует воспитать эстетически»
Шиллер Фридрих

    Известно, что эстетическое воспитание ребёнка, начинается ещё до поступления в школу. С миром звуков и красок ребёнок знакомится дома, в детском саду. Уже тогда он тянется к красивым вещам, игрушкам, картинкам и т. п.

     Эстетическое развитие умственно отсталых детей осуществляется намного медленнее по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.

    Многие дети приходят к нам, в коррекционную школу, не умея играть, обслуживать себя, следовать элементарным правилам поведения в разнообразных ситуациях, у них отсутствуют знания о себе, о близких, об окружающих предметах и явлениях, их свойствах и назначении.

    Наша цель – научить детей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, природе, труде, общественных отношениях, поступках людей.

  Эстетическое воспитание осуществляется в комплексе с нравственным, трудовым, физическим и экономическим воспитанием. Именно комплексный подход позволяет наиболее эффективно воздействовать на развитие познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы ученика, на формирование его убеждений и чувств.

 Эстетическое воспитание в нашей школе начинается с чего?

 Эстетическое воспитание по существу начинается с внешней обстановки, с эстетики быта. Чистота, уют, со вкусом подобранные и расставленные предметы, красивые игрушки, цветы — все это формирует эстетический вкус ребенка. Однако лишь созерцательное отношение к удобствам и красоте окружающего мало способствует воспитанию вкуса человека. Необходимо включать учащихся в активную работу по благоустройству и оформлению помещений — классов, кабинетов, мастерских, рекреаций и т. д. Большое значение придается внешнему содержанию дворов, пришкольных земельных участков, игровых площадок.

Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы дети следили за своей одеждой и обувью, были опрятны, чисто и аккуратно одеты. Серьезные требования предъявляются и к состоянию рабочего места (парте, верстаку, станку), учебных принадлежностей, инструментов, изделиям.

     Составной частью эстетики быта являются также поведение учащихся и взаимные отношения. Было бы заблуждением считать, что умственно отсталые школьники не в состоянии понять и соблюдать существующие нормы поведения.

     Другими словами, все начинается с красивого оформления комнат, внешнего вида ученика, правил вежливого поведения.

Система коррекционно-воспитательной работы предполагает эстетическое воспитание в ходе преподавания всех учебных дисциплин, в разнообразных секциях, кружках, объединяющих детей по склонностям и интересам на протяжении всего периода обучения.

 Слайд 3

          В коррекционной школе эстетическое воспитание осуществляется главным образом в двух направлениях: развитие эстетического восприятия и развитие художественного творчества.                                                          Слайд 4

         Одним из видов художественного творчества является работа на уроках трудового обучения, которая способствует развитию у детей наблюдательности, воображения, эстетического вкуса. В  трудовом  процессе  активно  участвуют  почти  все  органы  чувств, благодаря  этому  создаются  условия  для  развития  у  детей  эстетического  восприятия  и  элементов  художественного  творчества. На  уроках  труда  развивается: чувство  цвета, чувство  формы, чувство  ритма.

    В процессе изготовления поделок закрепляются знания и умения детей, полученные ими на уроках. Например, умение планировать свою работу, различать цвета, развиваются пространственные представления, фантазия; совершенствуются двигательные процессы. Работа детей с ограниченными возможностями здоровья оказывает положительное влияние на развитие их эмоционально – волевой сферы; они учатся доводить дело до конца, оценивать своё изделие, находить в нём красоту.

            Ряд учебных дисциплин в силу их специфики обладают большими возможностями для развития эстетического воспитания, остальные меньшими.

                                                                                                                                   Слайд 5

    Особая роль в эстетическом воздействии на воспитанников принадлежит урокам изобразительного искусства, музыки и пения и ритмики, вследствие непосредственного включения умственно отсталого ребенка в определенный вид искусства (живопись, музыка, танец) и формирования у него доступной эстетическо-художественной деятельности в рамках данного  вида искусства

         Одно из главных мест в эстетическом воспитании принадлежит изобразительному искусству.

    Цель занятий по изобразительному искусству детьми с ограниченными возможностями здоровья – корригировать  недостатки  развития,  учить   элементарному  рисованию, формировать  эмоционально – эстетическое  восприятие, умение воспринимать содержание картин в целом, анализировать отдельные объекты, развивать логическое мышление и речь, воспитывать интерес к произведениям живописи.

            Как самостоятельный вид художественной деятельности, рисование играет большую роль в эстетическом воспитании детей. Основная задача рисования в коррекционной школе – исправление недостатков развития умственно отсталых детей. Следует учесть, что способность к рисованию у учащихся коррекционной школы значительно ниже, чем у их сверстников массовой школе: предметное изображение у большинства детей с ограниченными возможностями здоровья появляется значительно позднее. Для их рисунков характерны уподобление одних предметов другими, особенно, если они имеют исходную форму, диспропорции в изображении, асимметричность, использование графических стереотипов, примитивизм. Рисунки этих детей часто бывают невыразительными, не передают движений людей, животных; воспроизведение пространственных отношений сопровождаются ошибками; отличаются нарушениями цветоразличения.

    Изобразительная деятельность детей становится более осознанной и целенаправленной, если в процессе работы над рисунком они выполняют ряд интеллектуальных операций. Так, педагог, давая ученику, листок для рисования или принимая рисунок, просит его рассказать, что и в какой последовательности будет или было нарисовано.

    Педагоги систематически проводят с учащимися коррекционную работу. На прогулках, экскурсиях они предлагают детям рассматривать различные предметы и сравнивать их по величине и цвету, организуют игры, направленные на преодоление недостатков, характерных для умственно отсталых детей.

    Например, игра «Какого цвета не стало?». Она заключается в следующем: показываю шесть небольших кружочков разного цвета; дети называют цвета, а затем закрывают глаза; убираю один из кружочков, а дети определяют, какого цвета не стало.                                                                                                                                Слайд 6

    Очень важная роль в эстетическом воспитании учащихся коррекционной школы принадлежит музыке, пению  и ритмике, которые обладают огромной силой эмоционального воздействия, вызывают яркие переживания, способствуют развитию художественного вкуса. Цель  на  уроках  музыки, пения и ритмики -  воспитание  эстетических  чувств  учащихся;
формирование  у  них  музыкальной  культуры.

    Важным воспитательным средством являются движения под музыку, танцы. Двигаясь под музыку, дети лучше улавливают её ритм, темп, настроение. Музыка способствует улучшению координации движения, выработке правильной осанки, формированию навыков ориентировки в пространстве; побуждает к более красивому и плавному выполнению движений.

    Основные методы музыкального воспитания – это беседы с прослушиванием грамзаписей музыкальных произведений.

    Для учащихся младших классов лучше всего выбирать произведения звукоподражательного характера с ярко выраженными характеристиками. Перед прослушиванием таких произведений, можно показать детям картинки с изображением животных, голоса которых воспроизводятся в музыке.              Слайд 7

            Значительное место в системе эстетического воспитания вспомогательной школы занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка.

      В процессе занятий обучающиеся отрабатывают умения читать текст,  выделять главную мысль произведения, составлять характеристики главных героев.

        Художественное слово раскрывает перед ними красоту и богатство родного языка, помогает овладеть этим языком.

       Знакомясь со сказками, рассказами, стихотворениями, дети учатся различать литературные жанры, эмоционально реагировать на действия любимых литературных персонажей, сопереживать им.

       Выразительное чтение художественных произведений пробуждает у воспитанников интерес к литературе, желание читать самому. Такое чтение – одно из самых результативных средств эстетического воспитания, и его важно использовать на всех этапах школьного обучения.

     Тема эстетики – это вечная тема, она была, есть и будет! Такие чувства, как доброта, любовь, воспитываются именно на прекрасном, а это благотворно влияет на психику ребёнка, делает его более уравновешенным и спокойным.

    Некоторые формы внеклассной работы, например, подготовка и участие детей в мероприятиях, праздниках, вечерах помогают решению этой задачи.

    Одни дети освобождаются от характерной ранее скованности или хаотичности движений, другие достигают значительных успехов в координации движений, почти все «артисты» вырабатывают у себя простую, непринуждённую и естественную манеру поведения.

        Также эстетическое воспитание способствует самостоятельности, развитию навыков коллективного труда, что ведёт к формированию таких черт характера, как чувство товарищества, взаимопомощи, аккуратности, прилежного отношения к труду.

    Результативность нашей работы тоже видна. Воспитанники нашей школы принимают участие и становятся призёрами в различных творческих конкурсах, как внутри школы, так и за её пределами.

Слайд 8

                                               Заключение

       Эстетическое воспитание в коррекционной школе является составной частью единого процесса коррекционно-воспитательной работы, имеющего целью подготовку детей  с нарушениями интеллекта к труду, посильному участию в практической деятельности, общественной жизни. Под влиянием эстетических средств заметно активизируются познавательные процессы, повышающие качество восприятия, расширяется круг представлений об окружающей действительности. Более устойчивым и целенаправленным становится внимание, обогащается воображение. 

       В ходе эстетического воспитания осуществляется сенсорное развитие детей, обогащаются, дифференцируются их эмоциональные переживания, расширяется сфера интересов. Участие в художественной деятельности способствует формированию некоторых художественных умений и навыков, что немаловажно для организации досуга детей и вовлечения их в будущем в трудовую деятельность, которая в жизни умственно отсталого ученика станет главным звеном.

Библиографическая ссылка:

  1. Кондакова О.Г. Эстетическое воспитание умственно отсталых школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6
  2. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. - М, 1998.
  3.  Борисова Е.С. Эстетическое воспитание школьников.  - Л., 1972.
  4. Комарова Т.С.: Школа эстетического воспитания. – М.: Зимородок; Карапуз, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуально-группового коррекционно-развивающего занятия с обучающимися специальной коррекционной школы VII вида «Зимующие и перелетные птицы».

В разработке представлено коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с неродным русским языком 3 класса, специальной коррекционной школы VII вида. Различные коррекционные формы и методы помогут ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

В данных методических рекомендациях показана специфика логопедического обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предложен материал для обследованияи рекомендации по написанию з...

Программа по экологическому воспитанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида «Наша зелёная планета»

Экологическая программа «Наша зелёная планета» разработана с учетом особенностей контингента обучающихся, воспитанников коррекционной школы - интерната VIII вида. В соответствии с образовательным комп...

Презентация к уроку чтения в 4 классе по теме:"«Рассказ Е.Чарушина «Рысь» для обучающихся специальных (коррекционных) школ II вида (II отделение III вариант)

Материал предназначен для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида(II отделение III вариант), а также для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха в условиях и...

Рабочая адаптированная программа "Математика 2 класс" для обучающихся специальных коррекционных школ I и II видов

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:1.         формирование элементов...

Выступление на тему: «Методика ведения конструктивного диалога между учителем и родителями учащихся в специальной (коррекционной) школе YIII вида»

laquo;Методика ведения конструктивного диалога между учителем и родителями  учащихся в специальной (коррекционной) школе YIII вида»...

«Эстетическое воспитание обучающихся специальной (коррекционной) школы»

Затрагивая вопросы эстетического воспитания в специальной  коррекционной школе, необходимо отметить, что оно носит системный характер, т.е. новые знания и понятия о красоте постоянно подкрепляютс...