Современные педагогические технологии в коррекционной школе для детей с интеллектуальной недостаточностью выступление Дылыковой Даримы Гомобоевны
учебно-методический материал

Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна

Выступление на педагогическом совете школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii.docx432.06 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии, используемые на уроках в специальной коррекционной школе.

(из опыта работы)

Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна

Учитель начальных классов

ГБОУ СКОШИ №2

г.Улан-Удэ, Республика Бурятия

Обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога - овладение современными педагогическими технологиями, их применение педагогом. Задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ООП, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном воздействии учителя и обучающегося.

Исходя из этого, выделяю технологии, элементы которых применяются мною на уроках в коррекционной школе VIII вида. 

Технология коррекционнно-развивающего обучения. Коррекционно-развивающая технология направлена на развитие и коррекцию познавательной деятельности обучающихся и учет их индивидуальных и личных возможностей при реализации учебного процесса. Например, ведется педагогическое (клиническое) наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной, систематической учебной работы, это должно быть основой для выявления его индивидуального познавательного «профиля». На каждого обучающегося ведётся дневник наблюдения, в котором отражается анамнез, характеристика обучающегося, учебная деятельность, воспитательный процесс, работа логопеда и психолога, проявления ребёнка, причины такого проявления, коррекционное воздействие и результат.

На уроках стараюсь развить способности каждого ребенка, корригирую психические и физические функции ребенка в процессе обучения, подготовке к жизни и труду. У обучающихся коррекционных школ слабо развита мелкая моторика, для этого ежедневно применяю специальные упражнения и задания, например, на уроках труда использую кинестетический песок, цветной песок для выполнения аппликаций, игрушки на развитие тактильных ощущений (крупа, мелкие игрушки, пуговицы, прищепки и т.д.)

Изображение выглядит как текст, круг, искусство  Автоматически созданное описаниеИзображение выглядит как Карман, синий, человек, джинсовая ткань  Автоматически созданное описание

При применении данной технологии, происходит развитие мелкой моторики, лучше усваивается учебный материал. Например, по предмету «Окружающий природный мир» использую мягкие игрушки животных (собака, кот, баран, корова), где нужно показать и записать названия частей тела; натуральные предметы, муляжи (овощи, фрукты, грибы и т.д.), трафареты, образцы. Это развивает мышление, восприятие, речь.

Технология уровневой дифференциации. Она направлена на овладение учащимися базовым уровнем знаний и умений и дальнейшего развития. Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем, во время проверочных работ, при изучении новой темы. При этом повышается рефлексивность и мотивация учения.

(создание условий обучения для детей с разным уровнем интеллектуального развития, с целью учета особенностей обучающихся) Класс условно поделён на 3 подгруппы:

1-я подгруппа: могут работать самостоятельно, под контролем учителя;

2-я подгруппа: выполняют работу с помощью учителя и под контролем

3-я подгруппа: выполняют работу только с помощью учителя

При использовании этой технологии повышается уровень мотивации учения; каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex. Например: даю текст, в котором 1 группе нужно найти все гласные буквы и подчеркнуть, 2 группе – найти только гласные буквы, а 3 группа – работает по образцу с помощью учителя.

При использовании на уроках дифференцированных заданий, первая группа самостоятельно работает по учебнику, вторая работает по образцу в тетради, а третья группа с помощью учителя работает по обводке.( раскрашивание, штрихование) с использованием цветных карандашей.   Яркие цвета снимают эмоциональное напряжение у слабых учеников.

Объяснительно – иллюстративные технологии. Такие технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе и помогают реализовать коррекционные цели, поставленные перед проведением уроков и внеклассных занятий. Результатом применения является экономия времени сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний. Например: по предмету «Окружающий природный мир» обязательно проводятся экскурсии в природу, где дети наблюдают сезонные изменения, труд людей в разное время, природные явления; на уроках труда проводятся экскурсии в столярные, швейные мастерские и кабинет домоводства; просмотр видеофильмов по теме; создание тематических альбомов и стендов, например, на тему «Времена года», «Золотая осень»

Игровые технологии.

В своей работе использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.  А также дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала («Буква заблудилась», «Синие, красные домики», «Отгадай слово» и т.п.), кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Например, на уроках использую сборник Валентины Волиной «Занимательное азбуковедение», где представлены веселые стихотворения, поговорки, игровые упражнения.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и возможности ребенка. В результате систематического использования у детей развиваются подвижность и гибкость ума, формируются такие качества мышления, как- сравнение, анализ, умозаключение и т.д. игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. Ссылка .( Занимательные игры и упражнения в процессе обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития)

Здоровьесберегающие технологии являются обязательным условием при организации учебно-воспитательного процесса. Для повышения работоспособности, предупреждения преждевременного утомления, снятия мышечного напряжения проводятся психологические разгрузки в виде упражнений «Котятки спят», «Поза покоя», а также музыкальные физкультминутки, зарядка для глаз, дыхательная гимнастика «Ветерок», «Ромашка». Организация уроков предполагает частую смену видов деятельности (в норме 4-7 видов) и их продолжительность (не позже, чем через 7-10 минут), контроль за правильной рабочей позой. Важной составляющей является психологический климат на уроке, включающий наличие внешней (похвала, поддержка) и стимуляция внутренней (стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу) мотивации, наличие эмоциональных разрядок (музыкальная минутка, небольшое стихотворение, известные высказывания, эмоциональный настрой на урок и др.), а также взаимоотношения между участниками образовательного процесса.

Проводятся физминутки с Шарами Здоровья, которые помогают снять умственное переутомление и нервное напряжение, повышают концентрацию внимания и память, развивают силу и ловкость рук. Детям рекомендуют заниматься с шарами здоровья для развития моторики рук, что связано с умственным развитием ребенка, регулярные занятия с шарами здоровья положительно влияют на почерк школьников. Шары здоровья - хорошие помощники в учёбе. С улучшением почерка сразу повышается грамотность.

Одна из форм здоровьесберегающих технологий с детьми с ОВЗ является - Арттерапия. На учебных занятиях   применяются: игротерапия, изотерапия, сказкотерапия. Такая работа эффективно сказывается в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта, которая связана с воздействием разных средств искусства на обучающихся. Она позволяет   осуществить коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы. Данная технология имеет широкое применение с детьми аутистического спектра и с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.  Например: мои учащиеся с удовольствие занимаются собиранием пазлов, на уроках труда работают с металлоконструктором, песком; на уроках ИЗО применяется пальчиковое рисование, книжки-раскраски (мелкие и крупные), на математике – построение геометрических фигур из мозаики, а также построение разных предметов из геометрических фигур; проводятся такие игры «Волшебный мешочек», «Расположи по порядку» и т.п.

Информационно-коммуникационные технологии. Применение различных образовательных средства ИКТ оказывают большую помощь в подготовке и проведении уроков, во внеклассной работе, на школьных мероприятиях и праздниках. Большую помощь оказывает пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации PowerPoint.

 Используя возможности программы PowerPoint, разрабатываются и используются контурные рисунки, цветные иллюстрации, раздаточный и наглядный материал, презентации по всем видам педагогической деятельности.

Создана электронная база данных обучающихся класса, в которой отражены данные о ребенке и его семье, что позволяет оперативно среагировать на ситуации складывающиеся в учебно-воспитательном процессе.

Также наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Используется электронная почта для консультации и профессионального общения с коллегами.

Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы, там же знакомиться с разработками коллег – педагогов, хранить  файлы. Общение на форумах с педагогами со всей России помогает идти вперед.

Технология проблемного обучения. Проблемное обучение формирует познавательную активность обучающихся, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей, развитию творческих способностей. Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся с учителем. Например, при изучении новых произведений по чтению ставятся проблемные вопросы, на которые дети отвечают, применяя свой жизненный опыт и наблюдения.

Перед уроком, на котором обучающимся предстоит решить проблему, необходимо заранее подвести их к ней, допускаются размышления вслух, дается задание на сообразительность.

Проектные технологии. В своей работе использую также проектные технологии. Вначале выполняем творческие задания под моим руководством. Дети вовлекаются в решение поставленной проблемы. Оно основывается на разработке и создании учащимся, под контролем учителя новых продуктов, имеющих практическую значимость. Среди учебных проектов для начальных классов можно выделить следующий тип: творческий. Творческие проекты – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного продукта результата (газета, праздник и т.д.), но результат оформляется в форме проведенного праздника или выпущенной газеты. (Новый год, Сагаалгаан, Золотая осень, и т.д.)

Общие выводы

Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами. Он должен постоянно повышать уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, вести творческий поиск нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в начальной школе

Самоанализ пофессиональной педагогической деятельности...

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Технология проектов.

Отличительная черта любой  проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы, всем важно донести что-то свое или...

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка - кейс-технология».

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Использование кейс-технологии на уроках....

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Кейс-технология».

МАОУ СОШ № 64, г. Улан-Удэ            Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных ...

Современные педагогические технологии в начальной школе. ( УМК « Начальная школа 21века»)

МОДЕЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-СИСТЕМА РАБОТЫ СО ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ: ФИШКАМИ, «МАШИНАМИ», ГРАФАМИ, ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ МОДЕЛЯМИ, ПОСТРОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ МОДЕЛЕЙ...

Использование современных педагогических технологий в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Дети с интеллектуальной недостаточностью с раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Дефект умственного развития приводит к на...