Сообщение на тему "Активные методы обучения в системе начального общего образования в условиях введения обновленного ФГОС НОО"
статья

Телицына Инесса Зиновьевна

Сообщение на тему "Активные методы обучения в системе начального общего образования в условиях введения обновленного ФГОС НОО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_soobshchenie.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ОБНОВЛЁННОГО ФГОС НОО  

Один из методов «кластер». В начальной школе – это один из методов технологии критического мышления, стимулирующей интеллектуальное развитие учеников.

Сам термин в переводе означает «скопление, «созвездие» или «пучок» .

       Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Прием кластеров универсален.

Он может применяться на любом этапе урока: для актуализации и систематизации знаний, постановки проблемы, для фиксирования новой информации, для установления логической связи между понятиями, на стадии рефлексии.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях.

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры, листы цветной бумаги. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Кластер активизирует мыслительную деятельность учащихся

В процессе данной работы у учащихся формируются и развиваются умения:

  •  формулировать вопросы;
  •  находить главное в большом объеме учебного материала;
  •  устанавливать причинно-следственные и логические связи;
  •  строить умозаключения;
  •  переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде;
  •  проводить аналогии, сравнивать и анализировать.

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой:

1) коллективное составление кластера вместе с учителем;

2) коллективное составление кластера учащимися;

3) составление кластера в группе, в паре

4) индивидуальная работа школьника на уроке.

Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую.

Существуют различные виды кластеров:

На этапе закрепления и систематизации изученного материала самой востребованной и продуктивной моделью кластера является «Планета и ее спутники». Ею удобно воспользоваться также на этапе целеполагания, повторения изученного материала.

Последовательность действий при создании кластера проста и логична:

1) посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы;

2) вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы;

3) по мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами (прямыми линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Кластер с нумерацией слов. 

Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками 1-2 классов, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить. Кластер с нумерацией слов составляется коллективно следующим образом: в центре доски записывается тема (ключевое слово), затем ученики называют слова и словосочетания, которые подходят к данной теме. Когда всё записано на доске, класс приступает к обсуждению последовательности событий в данном рассказе. Учитель помогает наводящими вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных на доске слов: рядом со словами, которые надо использовать в первом предложении, ставится номер 1, во втором – номер 2 и т. д.

Бумажный кластер

Может служить средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. В таком случае ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Читают их, располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются – на усмотрение учителя. Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей учителя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для учащихся.        

              Арт-кластер (кластер с картинками)

Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему (записывается ключевое слово), вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)

Сюжетный Арт-кластер

Я использую на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок.

Групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа

Обратный кластер

Данный вид кластера используется на стадии вызова для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия или на других стадиях для лексической работы и как способ выделения основной мысли, сути содержания, идеи (на стадии рефлексии - как обобщение, резюме, подведения итогов).  Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения.( Например, на стадии вызова учитель показывает учащимся следующий кластер и просит назвать тему урока)

Применение приёма «кластер»:

  •  Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.
  •   Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.
  •  Деятельность интересна детям.
  •  Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.
  •  Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.

Еще одним из приемов развития критического мышления, который я применяю на уроках литературного чтения, окружающего мира и при чтении информационных текстов - это приём «ИНСЁРТ» чтение с пометками

«Инсёрт» чтение с пометками – способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое.

В переводе инсёрт означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Это приём маркировки текста в ходе чтения. Прием осуществляется в несколько этапов.

I э т а п:  Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой»  помечается то, что уже известно учащимся раннее (материал знаком);

+ знаком «плюс» помечается то, что ново для них, новая, неожиданная информация;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению, их взглядам (думал иначе);

? -«вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, до конца не выяснена информация и это заинтересовало ребенка (требуется дополнительное разъяснение)

*звездочка Хочу узнать больше, возникло желание узнать больше

Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся

II э т а п:  Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III э т а п:  (можно предложить записать. Если дети пишут быстро, рука поставлена и позволяет время). Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

«V»

(материал знаком)

«+»

(ново для меня)

«-»

(думал(а) иначе)

«?»

(требуется дополнительное разъяснение)

IV э т а п:  Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Приём способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Этапы ИНСЁРТА  чтение с пометками соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

                                         

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях перехода на ФГОС

Данная работа поможем отобразить преемственность дошкольного и начального общего  образования в условиях перехода на ФГОС. Тема преднозначенная для   дошкольного образования и начального общ...

Презентация «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС »

В презентации представлены материалы о проблемах преемственности между ДОУ и начальной школой, предложены пути их решений....

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегоднято, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавин...

Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Начальная школа начинается с предшкольного образования. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, с...

Приоритеты воспитания в системе образования в условиях реализации обновленных ФГОС

Приоритеты воспитания в системе образования  г.о. Жуковский в условиях реализации обновленных ФГОС...