Дискуссия на МО воспитателей тема: «Воспитание детей с ОВЗ в труде: за и против».
материал (2 класс)

Наталия Николаевна Сироткина

В изменившихся социально-экономических условиях жизни весьма заметно проявилась тенденция ослабления внимания к проблемам трудового воспитания молодого поколения. Трудовому воспитанию недостаёт целенаправленности и систематичности. В результате всё чаще можно слышать справедливые нарекания, что дети фактически ничего не умеют делать собственными руками, не имеют представлений об истинной стоимости и ценности вещей, о том, какой труд в них вложен. Некоторое время назад вопросов о значимости трудового воспитания не возникало. Трудиться должны были все и хотели почти все. Сегодня мы с вами рассмотрим ряд вопросов и попробуем поразмышлять над ними. Труд это радость или повинность? Давайте попробуем ответить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskussiya_na_mo.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 8 города Лабинска

 Дискуссия на МО воспитателей

Тема: «Воспитание детей с ОВЗ в труде: за и против».

Подготовила: Воспитатель Сироткина Н.Н.

                                                   Октябрь, 2023 г.

Дискуссия «Воспитание детей с ОВЗ в труде: за и против».


Цель: Рассмотреть за и против трудового воспитания детей с ОВЗ, услышать мнение педагогов по вопросам обсуждения.

Здравствуйте, коллеги. Рада приветствовать вас на нашем мероприятии, желаю вам интересной работы.

Слайд 1.

Тема ДИСКУССИИ: «Воспитание детей с ОВЗ в труде: за и против».

В изменившихся социально-экономических условиях жизни весьма заметно проявилась тенденция ослабления внимания к проблемам трудового воспитания молодого поколения. Трудовому воспитанию недостаёт целенаправленности и систематичности. В результате всё чаще можно слышать справедливые нарекания, что дети фактически ничего не умеют делать собственными руками, не имеют представлений об истинной стоимости и ценности вещей, о том, какой труд в них вложен. Некоторое время назад вопросов о значимости трудового воспитания не возникало. Трудиться должны были все и хотели почти все. Сегодня мы с вами рассмотрим ряд вопросов и попробуем поразмышлять над ними. Труд это радость или повинность? Давайте попробуем ответить.

Слайд 2. 

Вопрос: «Как, по вашему мнению, где и когда закладываются основы трудового воспитания?»

В семье. Совершенно верно. Умение трудиться не заложено в человеке природой, данный навык должен быть сформирован. И чем раньше начнется процесс трудового воспитания, тем лучше для ребенка. Самый подходящий период привития трудовых навыков у детей начинается с дошкольного возраста. Трудовое воспитание детей в коррекционной школе – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни.

Научить воспитанников некоторым трудовым приемам еще не означает, что мы добились каких-то результатов, необходимо выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений систематически.

Задачами воспитания трудовой активности в школе — является как формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии, так и развитие интереса к трудовой деятельности, творческого подхода к процессу труда.

Слайд 3.

Вопрос «Как, по вашему мнению, нужно ли трудовое воспитание для детей с ОВЗ?»

Трудовому воспитанию детей уделяли и уделяют внимание многие ведущие педагоги. Труд- важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Но не все подростки могут овладеть трудовыми навыками в одинаковой мере, поэтому характер и степень решения той или иной задачи трудового воспитания зависят от характера особенности и степени дефекта ребенка. В связи с этим проблемы выбора видов труда, его форм, производственной нагрузки приобретают для специальных школ особое значение. Среди учащихся коррекционных школ есть подростки, имеющие недостатки моторики, недоразвитие двигательной сферы. По этому вопросу в исследованиях И.В. Вопилова считает, что ритмичность трудовой деятельности, соблюдение определенной рабочей позы ведут к исправлениям этих дефектов. Включение умственно отсталых детей и подростков в трудовую деятельность с самого начала развития олигофренопедагогики признавалось одним из главных условий их подготовки к самостоятельной жизни, но роль труда понималась неодинаково. В одних случаях труд рассматривался как средство физического, умственного и нравственного воспитания, в других - как средство активизации учебной деятельности. Видный русский дефектолог В.П. Кащенко считал труд дефективных детей в первую очередь средством удовлетворения потребности растущего организма в мышечной деятельности.

Физически ослабленных учащихся целесообразно освобождать от участия в труде, но следует совместно со школьным врачом подбирать посильные для них задания. Правильно подобранный труд способствует укреплению здоровья и физическому развитию.

Правильно организованный труд помогает преодолеть отрицательные стороны в психической деятельности умственно отсталого школьника.

С этой целью подвижным, легко возбуждающимся детям целесообразно давать такую работу, которая воспитывала бы у них сдержанность, помогала вырабатывать торможение. Малоподвижным детям нужна разнообразная двигательная деятельность, чтоб она не утомляла подростка, а наоборот снимала утомление, активизировала психические процессы память и мышление, работа должна быть интересной и непринуждённой, требующая активности, инициативы. У рассеянных детей должен строго соблюдаться чёткий режим дня, хорошо включать такие работы, которые требуют сосредоточенности и внимания: шитье, вышивка, обрезка сухих веток и т.д. Таким образом, трудовая деятельность способствует коррекции не только умственного мышления, но и физического.

Слайд 4.

Вопрос «Как, по вашему мнению, что лежит в основе трудового воспитания?»

Ведущий:

В основе трудового воспитания подростков коррекционной школы лежит процесс формирования положительного отношения к труду. В своей воспитательной деятельности социальный педагог должен решать следующие задачи при организации трудового воспитания подростков в коррекционной школе специализированного типа:

- Формирование позитивных установок к различным видам труда.

- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

- Воспитание личности ребенка в аспекте труда и особенно творчества.

При организации различных видов трудовой деятельности необходимо учитывать педагогу индивидуальные особенности физического развития ребенка, его интересов. Это позволит правильно мотивировать ребенка на труд.

Труд оказывает большое влияние на формирование эмоционально-волевой сферы умственно отсталого ребенка, что играет немаловажную роль в его развитии. Успех в трудовой деятельности повышает уровень мотивации успеха, самооценку, уверенность  в свои силы при достижении результата.

Слайд 5

Вопрос: «Как, по вашему мнению, что может стимулировать детей на трудовые действия?»

Значительную роль в формировании положительного отношения детей к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение у ребят, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу. Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ребенок испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важны в случае необходимости и порицания.

Слайд 6

Система поощрений  

Шаг 1«Сделать неприятное - приятным». Например, ребята не хотят мыть пол, не хотят делать влажную уборку. Им даются новые, красочные вёдра, разноцветные тряпочки - это их привлекает, делаю в ведре пену. Дети с удовольствием начинают делать все, что от них требуется. В работу можно включить конкурсы.

Шаг 2«На один минус два плюса». Не скупиться на похвалу. Есть дети, которые нуждаются в дополнительной стимуляции. Необходимо всегда признавать их достижения.

Шаг 3: Замените «Не умею, не могу!» на «А я попробую!» с целью преодоления феномена избегания неудачи. Дети «нытики» очень часто негативно настроены на работу. И они нуждаются в том, чтобы их оценили по достоинству – их заранее, «авансом» надо одобрить и похвалить.

Шаг 4«Система поощрений» - аплодисменты,  выставки работ, звёзды (наклейки, награды, экраны чистоты с картинками и др.)

В последнее время наблюдается тенденция роста количества детей с особенностями развития, остро встает вопрос о реабилитации, социализации и включении их в дальнейшем в жизнь общества.

Слайд 7

Вопрос «Назовите виды труда для детей с ОВЗ?»

Уважаемые коллеги, давайте рассмотрим четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя. Этот вид трудовой деятельности очень важен, так как он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и удобстве. Воспитательное значение этой трудовой деятельности - жизненно необходимо. Сначала нужно правильно организовать эту деятельность, а дальше после ежедневно повторяемых действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой труд. Также необходимый вид труда дошкольников. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных моментов. Детей важно научить замечать любое нарушения порядка в группе или на участке и по собственному желанию устранять его. Эта деятельность воспитывает заботливое отношение к сверстникам.

Труд в природе - это участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, на клумбах. Этот вид труда развивает наблюдательность, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение ко всему живому, любовь к родной природе. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в природе приносит детям много радости и содействует их всестороннему развитию.

Ручной или художественный труд - изготовление поделок из картона, бумаги, дерева, природного материала, бросового материала. В процессе труда дети осваивают навыки работы инструментами. Все это развивает фантазию, творческие способности; улучшает моторику мелких мышц рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.

Трудовая деятельность воспитанников с ОВЗ должна быть организована с соблюдением следующих условий:

- объем и специфика трудовой деятельности должна соответствовать возрастно-половым и функциональным особенностям и состоянию здоровья воспитанников;

- трудовая деятельность воспитанников должна осуществляется в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, безопасных для их здоровья и жизни.

- в случае отказа ребенка от работы предложить смену трудовой деятельности и провести с ним разъяснительную беседу;

- обязательно поощрять каждый продуктивный шаг в трудовой деятельности.

Формами трудового воспитания для детей с ОВЗ являются:

- индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);

- коллективная (общественно полезный труд)

- групповая (утренники, праздники на тему труда)

Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого труда зависит от образовательных и воспитательных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей воспитанников и уровня их трудовой готовности.

Методы трудового воспитания: объяснение, инструктаж, беседа, просмотр и обсуждение видео, мультфильмов развивающего характера. Коллективные просмотры и последующее обсуждения учат детей с ограниченными возможностями здоровья правильно понимать их содержание и идейный смысл.

Чтение или прослушивание художественных произведений

Наиболее благоприятной для трудового воспитания детей с ОВЗ является совместная деятельность с общественно-значимым смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к труду.

Но очень редко используются такие типы занятий как экскурсии, встречи с интересными людьми разных профессий (хотя бы которые работают в школе – повар, медицинская сестра, воспитатель, уборщик помещений и др.)

Педагоги не в достаточной мере используют приёмы активизации  трудовой  деятельности: задания по картинкам, иллюстрированный материал, аудио, видеотехника, экскурсии, раздаточный материал, коллекции, муляжи овощей, фруктов, посещение мастерских.

Хотелось бы обратить внимание педагогов на то, что в работе с воспитанниками с ОВЗ важны группы методов:

- Приучение +Упражнение (это многократное повторение, многократное обучение и научение, как мы приучаем ребенка мыть руки, умываться, точно так же необходимо упражнять и приучать ребёнка выполнять трудовые операции).

- Убеждение + Внушение (умственно отсталому ребёнку необходимо внушение веры в собственные силы, в то, что он сможет справиться с порученными заданиями нарастающей сложности, приобрести дело по душе и заниматься им в дальнейшем, быть полезным).

Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.

И так, уважаемые коллеги, давайте подведем итог нашей дискуссии. Как показывает практика и специалисты польза трудового воспитания очевидна.

Не секрет, что большинство детей с ОВЗ не могут успешно адаптироваться в жизни, испытывают большие трудности в процессе трудовой деятельности на производстве, эти дети не могут обустроить свой быт.

В результате наблюдений за деятельностью своих воспитанников пришли к выводу о необходимости проведения систематической и целенаправленной работы по формированию у детей с ОВЗ трудовых навыков. Ведь для особенных детей – это дальнейшее условие их жизненного успеха. Поэтому трудовое воспитание детей с ОВЗ должно являться основным направлением работы в общеобразовательных учреждениях.

От того насколько будут сформированы трудовые навыки у подрастающего поколения, а особенно у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья зависит дальнейшее их самоопределение. В процессе трудовой деятельности дети постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующиеся личности, что существенно для их самостоятельной жизни.

Организуя трудовую деятельность в школе воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей.

Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. И поэтому в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

 

                         Список используемой литературы

1. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно – отсталого школьника.            [Текст] / С.Я. Рубенштейн – М.:Просвещение – 1986 – 192 с.

       2. Мачихина, В.Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе [Текст] / В.Ф Мачихина – М.:Просвещение 1980 – 125 с.

3. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: испр. недостатков характера у детей и подростков [Текст]: книга для учителя / В.П. Кащенко. – 2-е изд. – М., 1994. – 223 с.

4. Вопилова, И.В. Комплексный подход к трудовому воспитанию учащихся вспомогательной школы [Текст] / И.В. Вопилов. – М.:Просвещение Минск, 2008. – 67 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме:"Воспитание детей. Как совмещать это с работой?"

Тема нашей беседы- это Воспитание детей. Как совмещать это с работой, а эпиграфом  послужат слова Н.Заболоцкого. Мы знаем – время растяжимо.Оно зависит от того,Какого рода содержимымВы напол...

Консультация для родителей на тему Воспитание у «особых» детей младшего школьного возраста положительного отношения к труду.

Воспитание интереса к труду и желание трудиться начинается в младшем дошкольном возрасте. Однако дети этой возрастной ступени еще малы, чтобы их отношение к делу, людям было достаточно ясным и стойким...

Эссе на тему Воспитание детей

В эссе представлен мой взгляд на воспитание детей....

Статья на тему "Воспитание детей- забота общая"

Мои размышления на тему воспитания детей в начальной школе....

Доклад на тему: "Воспитание детей с ОВЗ и в норме:Общее и различия.Инклюзивная форма образования для детей с ОВЗ в условиях сельской общеобразовательной школы

laquo;Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя, - заявил глава государства. – Он должен быть готов использовать в обучении современные технологи...

Реферат на тему «Воспитание детей искусством хореографии»

Среди многих форм всесторонне гармоничного развития подрастающего поколения особое место занимает хореографическое искусство. Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развивать те ...