Обзор интернет ресурсов для педагогов, работающих с детьми ОВЗ.
электронный образовательный ресурс

В данной статье собраны ссылки на интернет ресурсы способные разнообразить и упростить процесс обучения школьников. Материалы предложенные в статье подойдут не только категориии детей с ОВЗ, но и нормотипичным детям тоже.

Обоснование использования конкретных инрерактивных ресурсов, так же приведено.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обзор интернет ресурсов для педагогов, работающих с детьми ОВЗ.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является основой и неотъемлемым условием их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим, обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на обучение и воспитание является одной из важнейших задач государственной политики в области образования [1]. Для детей с ОВЗ информационные технологии приобретают актуальность и ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционно-педагогического воздействия. По этой причине в современных образовательных условиях педагогический процесс в коррекционном учреждении уже немыслим без применения в работе инновационных технологий. Гибкое сочетание новых методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, которые в силу каких-либо нарушений здоровья не в полной мере способны освоить образовательные программы за пределами особых условий обучения.

ИТ значительно раздвигают границы представления информации, позволяют повысить уровень мотивации ребенка, активизировать их познавательную и когнитивную сферы деятельности, дают возможность формировать коммуникативную и информационную навыки и опыт детей с нарушениями развития. Дети переходят из пассивных слушателей в активные участники образовательного процесса. По своей нозологии состав детей с ОВЗ неоднородный. Это определяется тем, что дети имеют различные нарушения развития: нарушения слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Большое место занимает в данной группе задержка психического развития. Вследствие разнообразия состава детей, необходимо рассматривать вопрос об организации дифференцированного обучения для каждой категории и внутри каждой категории детей с ОВЗ, вопрос о личностно-ориентированном подходе к обучению. Применение ИТ в обучении дает возможность дифференцированно подходить к каждому ребенку. Специфика применения интерактивных информационных технологий предоставляет для педагогического процесса принципиально новые возможности. Данные технологии могут использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при контроле знаний, при закреплении, при обобщении и систематизации материала, для выполнения домашнего задания.

Построение занятия при помощи ИТ позволяет сделать занятие разнообразным, привлекательным, современным, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. ИТ дают широкие возможности для выявления и развития творческого ресурса ребенка с нарушением развития [12]. При помощи ИТ можно визуализировать процесс обучения, что важно для ребенка с ОВЗ, можно совершить виртуальную экскурсию в музей, пройти контроль знаний, сделать эффектную презентацию, таблицу, график и не только.

Используя информационные технологии в работе с детьми с ОВЗ увеличивается и обостряется зрительное восприятие и слуховое внимание, что дает с наибольшей эффективность говорить о результатах обучения. Занятия с использованием ИТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на развитие психических процессов: концентрацию внимания, развитие мышления, памяти, воображения, мелкой моторики руки, решить ряд задач:

изучение и пользование компьютером;

коррекция психического здоровья ребенка;

индивидуализация и дифференциация обучения;

повышение качества обучения;

интеграция детей в информационное общество.

Внедряя информационные технологии в педагогический процесс, обобщая полученный опыт можно говорить о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Занятие с использованием современных информационных технологий в учреждениях для детей с ОВЗ способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ребенка, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе. Современные ИТ помогают педагогам разнообразить формы психологопедагогического процесса, создать целенаправленное системное информационное воздействие на родительскую среду с использованием ИКТ, позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия специалистов и семей с детьми с ОВЗ.

При обучении детей с ОВЗ в настоящее время встают задачи, которые требуют решения таких вопросов, как:

наличие большого разнообразия уровней, способностей у детей;

большое количество разнообразных инструментов;

сложно мотивировать детей с ОВЗ для занятия трудоемкой работой, связанной с новыми технологиями [9].

Педагоги нового времени ставят перед собой цель организовать систему оперативной поддержки, консультирования семьи ребенка с ОВЗ на основе эффективного использования информационных технологий. Реализация поставленной цели через следующие задачи:

  • интегрировать информационные технологии в процесс сопровождения семей с детьми с ОВЗ;
  • повышать информационно-коммуникационную компетенцию педагогов разного профиля.
  • формировать у педагогов и родителей потребность в использовании информационно-коммуникативных технологий с целью оптимизации взаимодействия и повышения родительской компетентности по вопросам воспитания ребенка;
  • создать условия для использования информационно-коммуникативных технологий для взаимодействия специалистов и семьи;
  • обеспечить готовность семьи к решению актуальных проблем воспитания детей с ОВЗ;
  • обеспечить доступность информации для каждого участника процесса сопровождения;
  • повысить мотивацию родителей к взаимодействию со специалистами. ИКТ являются средством, при помощи которого можно значительно обогатить психолого-педагогический процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развить познавательные процессы детей с ОВЗ, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, социализированную к жизни в современном обществе.

К дидактическим возможностям средств ИКТ в процессе сопровождения семей с детьми с ОВЗ можем отнести:

  • мгновенную обратную связь между пользователями ИКТ, с поддержкой которой происходит выстраивание интерактивного диалога, который характерен тем, что каждый запрос одного пользователя вызывает ответное действие и, наоборот, слова, обращенные к оппоненту, требуют ответного взаимодействия;
  • визуализацию предлагаемого материала, которая позволяет иметь наглядное представление о педагогическом и реабилитационном процессах на экране;
  • информацию о представленном материале, механизмах, трактовка которой происходит посредством представления на экране в виде информационно-теоретической, показательной модели;
  • архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, многократного использования для повторения и закрепления информации;
  • автоматизацию процессов информационно-поисковой активности, а также обработки результатов воспитательного эксперимента с возможностью повторного дублирования эпизода или самого эксперимента;
  • автоматизацию процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления психолого-педагогическим процессом и проведения мониторинга, оценки за показателями, за оценкой запоминания, которая включает в себя планирование и управления процессом, компьютеризацию взаимодействия между участниками процесса с помощью локальных и глобальной интерактивных сетей [3].

В ходе анализа установили, что наиболее часто применяемым считается следующее интерактивное оборудование:

1. Интерактивная доска — инновация, которая предлагает педагогу подготовить и провести педагогическое обучение так, чтобы у детей с ОВЗ значительно возросли устойчивый интерес к предлагаемому материалу, концентрация внимания, скорость мыслительной и психической деятельности. Опыт работы с помощью интерактивной доски в коррекционно-реабилитационном процессе показывает, что обучение и воспитание детей с ОВЗ стало наиболее интересным и захватывающим. Интерактив значительно расширил границы предлагаемого познавательного продукта, дали возможность значительно повысить стремление детей с «особенностями развития» к овладению новыми знаниями. Используется доска практически на всех занятиях — ознакомлении с окружающим миром, конструировании, развитии фонетического звукопроизношения, обучении дошкольных программ, интегрированных занятиях. Игровые составляющие, включённые в мультимедийные программы, развивают познавательную активность детей и значительно повышают эффективность усвоения материала. Если рассмотреть изучение темы «Дикие животные» на занятии по окружающему миру, то становится очевидным, что дети с интересом выбирают на доске диких животных, плавно включаются в интерактивную игру «Пятый лишний», делают обобщение о внешнем виде диких животных в игре «Лапки и хвосты», объединяют на доске из отдельных карточек вид животного. На занятии по развитию речи эффективно была использована интерактивная игра «Заячья столовая» (с провокациями), «Найди детенышу маму». В интерактивной игре «Скажи приятное» дети с ОВЗ делали задание по словообразованию. На занятии по развитию связной речи самостоятельно составляли описательный рассказ о домашних и диких животных на основе мультимедийной презентации. На занятии по конструированию дети выбирали и составляли картинки на интерактивной доске по заданию педагога, с помощью алгоритма определяли карточки с предметами, делая обобщение. Педагогу было значительно проще привлечь и удерживать более длительное время внимание детей с ОВЗ. Используя интерактивную доску в работе с детьми с ОВЗ было заметно, что значительно снизился уровень детской утомляемости из – за яркости, наглядности, динамичности представляемого материала.

2. Smart стол. Интерактивный стол — это интерактив с сенсорной поверхностью, который управляется прикосновением рук или других средств. Это первое многофункциональное оборудование, которое дает возможность эффективно вовлекать детей в педагогический процесс. SMART стол был специально разработан для детей дошкольного возраста, в том числе для применения в работе с детьми с ОВЗ. Он позволяет выполнять интерактивные задания группой и принимать участие в общеразвивающих коррекционных играх. Поскольку в стол встроены процессор, камера и проектор, он может выполнять функцию компьютера. Работа на интерактивном столе способствует развитию у детей когнитивных, социальных и моторных навыков. И это большой плюс применения в работе данного оборудования: развивается положительная мотивация обучения. А мотивация – это залог эффективности любой деятельности. Дети с ОВЗ немногословны, не имеют навыка общения, работы в группе. Использование SMART на занятиях позволяют раскрепоститься, снять эмоциональное напряжение, с удовольствием выполнять задания педагога.

3. Интерактивная песочница — наиболее используемое оборудование в работе с детьми с ОВЗ. Выбирая разнообразные формы проекции, добавляя различные фигуры (животные, машины и т.д.) процесс обучения становится более красочным, интересным, проявляя и удерживая внимание ребенка. Он становиться непосредственным участником игры, а не сторонним наблюдателем.

4. Сенсорная комната — оборудование помещение для снятия агрессии, повышения эмоционального фона ребенка с ОВЗ. В этой комнате размещено уникальное оборудование, позволяющее педагогу мягко и эффективно проводить занятия с детьми. Сенсорные комнаты бывают разных модификаций, но они имеют одно предназначение — помочь ребенку расслабиться, обрести гармонию с миром, с окружающими людьми, восстановить эмоциональное расстройство, способствовать приобретению навыков работать в группе. В сенсорной комнате могут быть расположены: водно-пузырьковые лампы, меняющие цвет, кресла-мешки для комфортного сидения, проектор, интерактивная песочница. Сопутствующим могут быть приглушенный свет, тихая музыка [10].

Анализ работы с помощью интерактивных технологий говорят о положительном результате проведения занятий, об использовании новых форм и средств построения педагогического процесса. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ будет наиболее эффективной, если педагоги имеют опыт владения информационными технологиями, способность грамотно и правильно выстраивать педагогический процесс с использованием интерактива. Большое внимание стоит уделить индивидуальным и групповым занятиям. На них педагогом применяются различные игровые формы, компьютерные игры. Занятия состоят из электронных игр, проверочных и игровых упражнений, раздаточного, дидактического и информационного материала. Применяя дополнительные средства (игрушки) дети с ОВЗ могут самостоятельно придумывать сценарий занятий и создавать различные игровые ситуации. Отображение объемных изображений на доске способствует изучению и дифференцированию грамматических форм выражения пространственных значений предлогов. За правильный ответ на вопрос – веселая музыка, поощрение. Здесь сочетаются динамика, звуки, разнообразные красочные образы, которые позволяют улучшить визуальное восприятие информации ребенком с ОВЗ, и удержать его внимание [4].

Использование компьютерных игр тренирует зрительное внимание и память. У ребенка развивается навык ориентирования в пространстве, самопроизвольно восполняется словарный запас, развивается способность правильного построения предложения, связных слов, формируется целеустремленность и настойчивость у детей, развиваются психические процессы: память, внимание, мышление. В связи с этим значительно повышается качество и эффективность обучения. Удерживается детей, концентрация на более длительное время. Процесс обучения становится более современным и интенсивным.

Внедрение в педагогическую деятельность интерактивных устройств (интерактивный пол, интерактивный стол, интерактивная стена) рассматривается педагогами как актуальное из-за его дальнейшего технологического совершенствования и адаптации к работе с детьми-инвалидами. Использование в современной деятельности с детьми-инвалидами специальных роботов способствует знакомству с передовыми технологическими разработками. Актуальность применения технологий 3D-печати для проведения коррекционных занятий с детьми с ОВЗ позволяет создать различные дидактические материалы. Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с помощью обучения основам цифрового повествования (Digital storytelling) практически применимо, только оно не должно негативно сказываться на качестве и количестве ежедневного общения с окружением. Ее современный характер и потенциал для расширения средств и методов, в которых можно вести цифровое повествование, и является причиной выбора данной технологии.

Подборка эл. сервисов для создания уроков:

  1. Matific — Математические игры для детей

Matific — это удостоенный наград ресурс для начального изучения математики. Сервис побуждает детей экспериментировать и играть, что способствует глубокому пониманию математических концепций.

Matific предоставляет собой библиотеку потрясающих ресурсов для обучения математике детей в возрасте от 4 до 11 лет. Знания подаются в виде захватывающих интерактивных приложений, предназначенных для мобильных телефонов и планшетов.

Обучение основано на британской учебной программе по математике, что делает приложения идеальным дополнением для стандартных учебников и занятий по математике.

  1. ThingLink — аннотирование изображений и видеороликов

Среди различных интерактивных приложений аннотации, ThingLink стоит особняком. ThingLink не только может использоваться для редактирования и аннотации изображений и видео в режиме реального времени, но также поддерживает видеоролики на 360 градусов и контент VR / AR.

Thinglink позволяет использовать более 70 различных видов контента, таких как ссылки, видео, карты, изображения, социальные сети и многое другое. Интуитивно понятный интерфейс позволяет пользователям создавать интерактивный контент всего за три шага и использовать встраиваемую ссылку для совместного использования, легко распространять контент для своих студентов, где бы они ни находились, и на любом устройстве, которое они используют.

  1. – популярная российская платформа для создания интерактивного контента. Помимо всего прочего, сервис предполагает создание веб-квеста в жанре «выберись из комнаты». Она может похвастаться интуитивно понятным интерфейсом, современным дизайном. На момент выхода ролика сервис предлагает выбрать одну из 21 комнат-шаблонов. В бесплатном тарифе содержится 15. Другие ограничения бесплатного тарифа касаются статистики (в платной версии она более подробная), а также количества создаваемых игр другой направленности.
  2. Microsoft Teams — это пространство для коллективной работы в Microsoft 365, где вы легко найдете все необходимые команде ресурсы для эффективного труда.
  3. #welcome (История)
  4. (Астрономия, карта звездного неба)
  5. (Изучение человеческого тела)
  6. ( Русский язык)
  7. (Игры на знание понятий, правил русского языка, англ. языка и др.)
  8. (Множество полезных игр для дошкольников и школьников)
  9. (Обучение чтению)
  10. ( Развивающие игры )
  11. (Аудиокниги по школьной программе)
  12. (Универсальная энциклопедия)
  13. Лови ответ- программа решает математические примеры и уравнения с отображением этапов решения, производит наглядно вычисления «в столбик».
  14. !ut/p/z1/jY9BDoIwEEXPwgHIFATUZa0xiJLGRLF2Q2YjTgKFQGXh6W2MGxeis5vk_Td_QIMCbXCkCi21Bmu3X3RSSs6TYCZYtiiiOeNLnq6zA4tXmwTOL4B9Gc5A_5OfAPS0Pvt1wH0Q9rnIK9Ad2ptP5tqCGqm3d6zLkQayoDo0bY8NDn7jB66T_rTK7c5Z5TFOpSxEKKI3MNGra07qsU8Zcc97Aid38vQ!/dz/d5/L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/?lng=ru ( Виртуальная экскурсия в музей Эрмитаж)
  15. ( Виртуальная экскурсия в Сикстинскую капеллу)
  16. ;sv_lat=;sv_h=10&sv_p=0&sv_pid=t65OTdI1BloiINk1Y00BqQ&sv_z= ( Виртуальная экскурсия в Акрополь, Афины)
  17. #virtual-tours ( Виртуальная экскурсия Лувр Франция)

Делая выводы, можно сказать, что наиболее актуальными инновационными технологиями в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются технологии, которые основаны на использовании интерактивного пола, интерактивного стола и интерактивной доски, интерактивной песочницы. Использование образовательных интернет ресурсов ретранслируя материал на интерактивную доску сделает процесс обучения намного ярче и интереснее.

Поэтому целесообразно внедрять инновационные технологии в мероприятия по поддержке и укреплению физического и психического здоровья детей с ограниченными возможностями; расширять практики использования инновационных технологий при проведении социально значимых мероприятий для детей с ограниченными возможностями; организовывать мероприятия, направленные на психологическую поддержку семей с детьми с ограниченными возможностями; применять меры, направленные на совершенствование детьми-инвалидами навыков бытового самообслуживания.

Список литературы

1. Сорокоумова, С. Н. Инклюзивное образование / С. Н. Сорокоумова. Москва: МГТУ им. М. А. Шолохова, 2014. 203 с. Текст: непосредственный.

2. Бершадский, А. М. Игровые компьютерные технологии в системе образования / А. М. Бершадский, Е. Е. Янко // Современная техника и технологии. 2016. № 9 (61). С. 22–27. URL: (дата обращения: ).

3. Дети и технологии / Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Баймуратова, В. И. Гриценко, О. А. Долгова, Г. Р. Имаева. Москва: НАФИ, 2018. 72 с. URL: Текст: электронный.

4. Плотникова, Н. Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) / Н. Г. Плотникова. Москва: ИНФРА-М, 2014. 124 с. URL: Текст: электронный.

5. Махмутова, М. В. Инновационная модель подготовки ИТ-специалиста в образовательной среде ВУЗа / М. В. Махмутова, Л. З. Давлеткиреева // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2012. № 8. С. 118–128.

6. Давлеткиреева, Л. З. Профессиональная подготовка будущих ИТ-специалистов в рамках информационно-предметной среды / Л. З. Давлеткиреева. Магнитогорск: МаГУ, 2006. 86 с. Текст: непосредственный.

7. Чусавитина, Г. Н. Анализ и установление уровня зрелости информационной инфраструктуры организации для управления непрерывностью бизнеса /Л. З. Давлеткиреева, Г. Н. Чусавитина. Текст: непосредственный // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2012. № 8. С. 589–544.

8. Назарова, О. Б. Интеграция автоматизированных систем в сфере продаж холдинговой компании /О. Б. Назарова, Л. З. Давлеткиреева. Текст: непосредственный // Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых ученых: сборник научных трудов всероссийской заочной научно-практической конференции, Москва, 20–31 октября 2014 г. / Моск. гос. обл. ун-т. Москва, 2015. С. 86–96.

9. Давлеткиреева, Л. З. Теоретические аспекты применения информационно-предметной среды для профессиональной подготовки будущих специалистов по информационным технологиям / Л. З. Давлеткиреева, М. М. Махмутов. Текст: непосредственный // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 5. С. 78–91.

10. Азамова, М. Н. Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста / М. Н. Азамова. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2012. № 11. С. 385–387.

11. Гафиятуллина, А. Г. Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида / А. Г. Гафиятуллина. Текст: непосредственный // Образование и воспитание. 2015. № 5. С. 46–48;

12. Лизунова, Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения / Л. Р. Лизунова. Текст: электронный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении"

В системе общего образования особой проблемой является постоянное увеличение числа школьников , не справляющихся со стандартнми требованиями учебной программы.Отсюда цель:находить в теории обучения и ...

Справочник для педагогов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения.

Справочник для педагогов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения....

К вопросу о специальной компетентности педагога, работающего с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Государственная политика последних лет в области образования акцентирует внимание на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство детей, находящихся в трудной жизненной с...

Рекомендации психолога педагогам, работающим с детьми ОВЗ

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. ...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с РАС

Представленная презентация отражает материалы первого занятия из цикла школьного проекта" Здоровьесберегающие технологии в работе с педагоагми"...

доклад "Совершенствование педагогического профессионализма педагогов, работающих с детьми в условиях дифференцированного инклюзивного оразования"

Новые профессиональные компетенции педагогов связаны с его готовностью принимать и обучать всех детех вне зависимо от их  реальных  учебных возможностей и особенностей психического и физичес...