Статья "Ранняя профориентационная работа учителя начальных классов"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Загороднева Маргарита Александровна

      Профессиональная ориентация в школе – это система педагогического воздействия на учащихся, как на уроках, так и во внеурочное время, для подготовки их к сознательному выбору профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rannyaya_proforientatsiya_may_2024.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Загороднева Маргарита Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ школы № 7

Красносельского района Санкт-Петербурга

 Ранняя профориентационная работа учителя начальных классов

Одной из задач обучения и воспитания младших школьников в соответствии с реализацией ФГОС НОО является подготовка к обоснованному выбору профессии

      Профессиональная ориентация в школе – это система педагогического воздействия на учащихся, как на уроках, так и во внеурочное время, для подготовки их к сознательному выбору профессии.

Целью профориентационной работы в этот период является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.  

В начальной школе выделяют различные формы профориентационной работы:

1) организация профориентационной работы на уроках;

2) организация профориентационной работы во внеурочное время:

В младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания.

Профориентация через учебные предметы

 Первое знакомство с профессиями начинается в 1 классе. Богатство учебного материала позволяет проводить профориентационную работу на протяжении всего обучения в начальной школе.

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

На уроках русского языка и литературного чтения осуществляется:

  •  знакомство с инструментами, которые используются в различных видах профессиональной деятельности;
  •  расширение словарного запаса учащихся, изучение широкого круга профессий;
  •  знакомство с техникой, используемой в промышленности и сельском хозяйстве.

На уроках русского языка  учащиеся знакомятся с большим количеством словарных слов, многие из них связаны профессией (учитель, космонавт, почтальон, агроном и т.д.) Изучая эти слова, учитель даёт краткую информацию о роде данной профессии. Также младшие школьники выполняют задания, связанные с той или иной профессией. На уроках развития речи написание мини сочинений на тему: «Моя будущая профессия» От класса к классу задания могут изменяться и усложняться.

При изучении литературного чтения в течение всего курса младшие школьники знакомятся с многообразием профессий. С первых уроков дети узнают о работе библиотекаря. Знакомство с этой профессией идёт через встречу со специалистом и знакомством с самой библиотекой.

Так же на уроках литературного чтения и русского языка используются пословицы о труде: Дело мастера боится. Труд кормит, а лень портит. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья.

 На уроках на основе стихов и рассказов С. Михалкова «А что у вас?», «Дядя Стёпа», В. Маяковского «Кем быть?», Л. Толстого «Прыжок», Л. Пантелеев «Честное слово» Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?» и многих других дети знакомятся с самыми разнообразными профессиями.  В ходе беседы дети выясняют и закрепляют свои знания о прочитанных профессиях, о людях, занятых ими. На этих уроках помогает словарная работа, просмотр презентаций, инсценировки.

Профессиональная ориентация на уроках математики осуществляется путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.

На уроках окружающего мира осуществляется:

  • знакомство с отраслями экономики, первоначальными представлениями об отдельных производственных процессах и профессиях с ними связанных;
  • изучение видов транспорта и их использование в современных условиях;
  • изучение профессий, необходимых нашему городу и краю.

Например, в рамках изучения темы «Комнатные растения»: дети знакомятся с профессиями цветовод и флорист. Дети   рассказывают о своих комнатных цветах и как ухаживают  за ними.

         В теме  «Домашние и домашние животные»: Дети узнают о профессии фермера и ветеринара, и  о  том, как нужно заботиться о своих питомцах и вовремя  оказывать им помощь. В теме:  «За покупками в магазин» - продавец, кассир.

       На уроках изобразительного искусства и технологии:

  • воспитание любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли  в жизни человека;
  • развитие интереса к профессиям родителей;
  • знакомство с профессиями художественно-эстетического цикла.

Например, на уроках технологии можно познакомиться с профессиями строителя, плотника, инженера, построив дом из картона и бумаги. Работая с пластилином, изготавливая  мебель, посуду, можно научить детей создавать уют в доме. При знакомстве с тканью и нитками можно в качестве примера изучить профессии портного и модельера, в ходе урока дети учатся шить, пришивать пуговицы, снимать мерки, чтобы сшить одежду.

Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок природоведения (краеведение)). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счета) и воспитательная (культура общения).

Внеурочная профориентационная работа

В начальной школе мы вовлекаем учащихся в различные виды внеурочной работы: занятия в разнообразных кружках (хоровое пение,танцы),  беседы об увлекательных профессиях, экскурсии, классные часы, встречи с представителями различных профессий, участие детей в конкурсах, соревнованиях, в создании исследовательских проектов и т. д. Занятия по внеурочной деятельности - прекрасная возможность для творчества и фантазии ребят по профориентации

       классные мероприятия: «Профессии наших родителей», тематические прогулки «Все работы хороши!».

В классах проводятся такие занятия как:

  • Классный час «Профессии наших родителей», «Профессии нашего села», «Все профессии нужны, все профессии важны» и другие.
  • Час общения «Кем я хочу стать?».
  • Проводятся встречи с людьми разных профессий (полицейский, сотрудник МЧС, сотрудник железной дороги, библиотекарь, врач и тд)
  • Конкурс проектов «Профессии моих родителей»
  • Конкурс сочинений и рисунков «Профессии моей семьи», «Профессии в моей семье».

Учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми, оформление альбомов «Люди разных профессий», конкурсы рисунков, ролевые игры, участие в проектах: «Карнавал профессий», «Профессии моих родителей», «Кем я хочу стать, когда вырасту».

Ожидаемым результатом профориентационной работы в начальной школе является участие детей в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора о мире профессий; заинтересованность в развитии своих способностей; участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии; возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников

Таким образом для достижения ожидаемого результата работа по профориентации в начальной школе должна быть систематической, планомерной и целенаправленной и самое главное интересная детям.

Обучающимся следует  пробовать свои силы и возможности на занятиях внеурочной деятельности различной направленности с целью выявления своих склонностей и способностей.

1. Духовно-нравственное направление –«Разговоры о важном»:

2. Общеинтеллектуальное направление –  «Юные мастера»:

3.  Общекультурное направление -  «Юные мастера», «Театр и мы»

4. Социальное направление - «Я и мир вокруг меня»

Таким образом, непрерывная профориентационная работа на уроках в начальной школе позволяет формировать представление о мире профессий, направлена на развитие интереса к будущей профессии, на понимание роли труда в жизни человека, что является одним из компонентов психологической готовности младших школьников к профессиональному самоопределению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...

Организация профориентационной работы в начальных классах

Организация профориентационной работы в начальных классах...

Организация профориентационной работы в начальных классах

Организация профориентационной работы в начальных классах...

Билет в будущее: система профориентационной работы в начальных классах

Данная работа представляет собой обобщение опыта по внедрению мероприятий, направленных на раннюю профилизацию детей начальных классов. Презентация наиболее ярко отражает представленные события....

Реализация целей профориентационной работы учителя начальных классов

В статье представлен опыт профориентационной работы учителя начальных классов с младшими школьниками....