Реализация целей профориентационной работы учителя начальных классов
статья

Афонина Мария Сергеевна

В статье представлен опыт профориентационной работы учителя начальных классов с младшими школьниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsionnaya_rabota_uchitelya_nachalnyh_klassov.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация целей профориентационной работы

 учителей начальной школы

Вопрос о выборе профессии  является жизненно важным для каждого человека. Чтобы учащиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать работу по профориентации необходимо с младшего школьного возраста.

На возраст с 3 до 10-12 лет приходится первая  стадия становления профессионального самосознания – стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий. В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев. На этой стадии создается наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.

Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Ясно, что выбор профессии не является для учащихся в начальной школе главной задачей, но в ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора младших школьников о мире профессий.

Таким образом, основной целью профориентационной работы в начальных классах является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности.

В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи: 

  • расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий,  о роли современного производства в жизни человека и общества;
  • развитие мотивации к учебной и трудовой деятельности через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
  • развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями и представление возможности учащимся «примерять» на себя различные роли через игровую деятельность;
  • воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, настойчивости в доведении дела до конца, бережного отношения к результатам своего и чужого труда.

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

        Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться путем показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей. Дети приходят к выводу: нет такой сферы деятельности, где хотя бы элементарные знания математики не пригодились. В учебнике математики всегда есть определенного рода задачи, связанные с той или иной профессией. Решая подобные задачи, дети могут примерить на себя роль строителя, продавца, машиниста, швеи  и другие профессию.

На уроках окружающего мира происходит знакомство с профессиями  при изучении разных видов человеческой деятельности, отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства. Например, в 3 классе в проекте "Кто нас защищает" ребята готовят сообщения о профессиях людей  работающих в полиции, службе пожарной охраны,  МЧС России. При изучении раздела «Земля и человечество» в 4 классе рассказывают о мире с точки зрения астронома, географа, историка, археолога, эколога.

На уроках русского языка для словарной, орфографической работы используем слова, связанные с той или иной профессией, с инструментами и техникой, которые используются людьми этой профессии. Младшие школьники записывают слова, ставят в них ударение, подчеркивают орфограммы, которые необходимо запомнить, находят значение слова в толковом словаре, составляют с ними предложения. Например, это такие слова, как агроном, автомобиль, библиотекарь, директор, инженер, комбайн, комбайнер, компьютер, магазин, машина, рабочий, трактор, трамвай, учитель, хлебороб, шофёр, электровоз и др. Таким образом,  не только расширяется словарный запас учащихся, но и изучается широкий круг профессий.

На уроках литературного чтения ученики могут выступать в роли писателей, придумывая сказки;  поэтов, сочиняя стихи и акростихи по заданным словам-рифмам или по первым буквам;   актёров, инсценируя отрывки из произведений, читая отрывки по ролям.

         Читая разные книги, дети встречаются с разными героями, которые стали знамениты благодаря своей профессии. И вы их, конечно, узнаете и сможете назвать персонажей и авторов этих произведений.

1. Самый известный почтальон, проживающий в деревне Простоквашино (Печкин, Э.Успенский)

2. Из трех девиц одна стала царицей, другая - ________? (ткачихой), а третья _________? (поварихой,  А.С.Пушкин)

3. Сказочный ветеринарный врач (айболит, К.И.Чуковский)

4. Воспитательница, домоправительница, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня, - говорила она, - и дети, и собаки становятся шелковыми» (Фрекен Бок, А. Линдгрен)

5. Человек, смастеривший себе сына из полена? Кем он был по профессии? (папа Карло, столяр,  А.Толстой)

6. Кому попалась в невод золотая рыбка? (Старик, рыбак, А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).

На уроках технологии дети знакомятся с профессиями архитектора, строителя, инженера (на уроках и дома изготавливают детскую площадку, телебашню, мост, фонтан), портного, швеи (учатся шить, украшали платок и фартук), повара, официанта, кондитера (сервировали стол, узнавали способы складывания салфеток, готовили вместе с родителями фруктовый завтрак, пирожное «Картошка», шоколадное печенье),  актера, декоратора (выполняли эскиз афиши, декорации к сказке).

На всех уроках в начальной школе при знакомстве с различными профессиями, подчеркивается значимость учебной и трудовой деятельности, воспитывается чувство ответственности за свою работу. Дети получают возможность проявить себя в той или иной роли, проявить самостоятельность, творческое воображение. Этому способствуют проведение уроков в игровой форме, например, конференции, защиты проекта, КВНа.

Профориентационная работа в начальной школе осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

        Внеурочная профориентационная работа включает разные формы: классные часы, экскурсии, беседы, встречи со специалистами в разных сферах труда, игровые дискуссии, участие в конкурсах, выставках творческих работ, викторины, защита проектов, игровые тренинги, профориентационные упражнения, видеоуроки,  презентации профессий, интернет тренажеры, участие во всероссийских проектах.

Прежде всего дети узнают подробнее о профессиях, с которыми сталкиваются ежедневно. Мы ходили на экскурсию в школьную библиотеку, столовую, медпункт.

Школьная медсестра. Её работа заключается в охране здоровья детей и учителей. Она оказывает первую помощь при различных заболеваниях, травмах, обрабатывает раны. Медсестра несёт ответственность за качество приготавливаемой пищи в нашей школьной столовой. Она организует вакцинации детей, ежегодные профилактических осмотры как детей, так и учителей. Повар. Казалось бы, профессия повара знакома всем,  и много говорить о ней не приходится. Старая русская пословица гласит: «Добрый повар стоит доктора». Действительно, повару, как и врачу, нельзя быть равнодушным. Ведь от того, как накормить человека, зависит и его здоровье, и настроение, и производительность труда и успех в учёбе.  Библиотекарь. В обязанности библиотекаря входит хранение, выдача и комплектация литературного фонда библиотеки. Он обслуживает посетителей, консультируя, помогая выбрать им необходимую литературу. Работа школьного библиотекаря заключается не только в выдаче и приеме учебников и художественных книг. Также проводятся и мероприятия. Приведу примеры некоторых из них: «Библиотечные уроки», «Библиотечный урок-экскурсия», книжные обзоры «Внимание! Новинки книжного мира», проводятся различные  беседы.

Экскурсии имеют не только познавательное значение, но большое воспитательное значение. На экскурсиях учащиеся знакомятся как с представителями разных профессий, так и непосредственно с условиями труда людей. Это дает возможность конкретно увидеть примеры добросовестной и ответственной  работы людей. Тем самым мы способствуем воспитанию у младших школьников уважение к труду и к людям труда. Экскурсии имеют не только познавательное значение, но большое воспитательное значение. На экскурсиях учащиеся знакомятся как с представителями разных профессий, так и непосредственно с условиями труда людей, с местом работы, режимом труда. Это дает возможность увидеть конкретные примеры добросовестной и ответственной  работы людей. Например, дети были удивлены, узнав, что от повара, что её рабочий день начинается в 6.00, а иногда и раньше.

Классные часы по данному направлению есть в плане воспитательной работы каждого классного руководителя. На классных часах младшие школьники читают стихи о разных профессиях, отгадывают загадки, вспоминают пословицы о труде, рассказывают о профессиях своих родителей, участвуют в викторинах, отгадывают профессии по предметам, по фразам, по первой букве.

Узнать  о современных востребованных профессиях помогает всероссийский проект «Урок цифры», «Безопасный интернет». Учебные материалы каждого урока разработаны ведущими российскими ИТ-компаниями при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и помогают ученикам не только узнать новое о мире информационных технологий, но и сориентироваться в перспективных профессиях будущего. Например, на «Уроке цифры» дети  могли принять участие в онлайн-игре и узнали о таких современных профессиях, как системный администратор, аналитик больших данных, разработчик алгоритмов машинного обучения, аналитик компьютерных игр.

          Расширить свои представления о профессии предприниматель, как престижной, ответственной, экономически и социально полезной деятельности помогло ученикам участие в городском конкурсе «Юный предприниматель». Несколько ребят из нашего класса приняли участие в этом конкурсе.  На суд жюри они представили защиту плаката на тему «Портрет предпринимателя», где изобразили себя в будущем.

Одной из действенных форм профориентационной работы являются встречи с интересными людьми. В нашей школе проходят частые встречи с представителями разных профессий – специалистами ГИБДД, полиции, МЧС, пожарными,  спортсменами, врачами. Здесь можно не только услышать рассказ, но и потрогать, подержать то, чем пользуются, например, работники МЧС во время вызовов. На таких встречах дети могут наблюдать достойные примеры высокого профессионализма, серьезного и ответственного отношения к труду, позитивного отношения к жизни.

 У младших школьников только начинает складываться интерес к профессиям. Общественно-полезная деятельность, в которой участвуют дети,  оказывает определяющее влияние на формирование их интереса. Это может быть уход за растениями, дежурство по классу, изготовление подарков мамам и папам к праздникам, ремонт учебников, настольных игр, генеральная уборка класса,  сбор макулатуры, изготовление новогоднего украшения класса, уборка территории.  Когда дети видят и чувствуют, что их труд нужен людям, они от этого испытывают огромное удовольствие.

Обучающиеся начальных классов еще далеки от выбора профессии, но целенаправленная и систематическая профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в средних и старших классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективность работы учителя начальных классов в реализации творческих способностей учащихся и сохранение их здоровья»

При определении целей и задач  педагогической  деятельности важно учитывать, что начальная ступень образования есть составная часть всей образовательной цепи и первоначальное в ней зве...

Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей (НРЭО) в работе учителя начальных классов

Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания прим...

Реализация ФГОС: опыт работы учителя начальных классов

Как повысить готовность учителей к работе по новым ФГОС? Что мешает и что может помочь применить деятельностный подход на уроках? Почему переход от имитации к реаль...

Статья «Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП» ( из опыта работы учителя начальных классов)

Статья «Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП»( из опыта работы учителя начальных классов)...