Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Глебова Галина Николаевна

Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач школьного образования и, в первую очередь, её начального звена.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Представление опыта работы учителя ГБОУ Школы имени Героя РФ Е.Н.Чернышёва Глебовой Галины Николаевны «Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы»

Слайд 2

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» «Речь - это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, Тем легче и яснее будут усваиваться знания» (Н.И. Ж инкин )

Слайд 3

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» Актуальность проблемы. Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач школьного образования и, в первую очередь, её начального звена. Главным условием развития речи младшего школьника является разнообразие методов и приёмов обучения грамоте учащихся на уроках гуманитарного цикла и их умелое применение учителем. Система работы по развитию речи включает в себя различные виды деятельности и осуществляется с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений, самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений.

Слайд 4

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» Словарная работа. Приёмы разнообразны: раскрытие значения путём показа предмета, использование толкового словаря, синонимизация , морфологический анализ, использование контекста, некоторые элементы этимологического анализа, работа с фразеологическими оборотами, антонимами и др. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Слайд 5

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» Методика. Записать словарное слово и поставить ударение. Например: береза. Выделить другим цветом (подчеркнуть, обвести) букву, которая вызывает трудности (сомнение) при написании: бе -ре-за. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова: а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Например, ассоциативная связь может быть по: • цвету; • месту расположения; • форме; • звучанию; • действию; • вкусу; • материалу; • назначению; • количеству и т.д.

Слайд 6

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» б ) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Например : Словарное слово «береза» - по цвету _ б Е лая , береза - кудрявая: нужен гр Е бень , чтобы расчесать (по форме как буква Е ) Результат: б_ Е .реза - б_ Е .лая , гр_ Е .бень (Е.)

Слайд 7

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Самостоятельная работа . Найди и исправь ошибки. Тебя окружают дама, жилезные дароги , самалёты , чудесные картины, цветущие сады, гарода , масты , титради и ручьки , книги и музыка. Всё это создано трудом чилавека . Труд нужен чилавеку , как воздух, как вада , как хлеп . Подчеркните словарные слова. Проверка: Сверить по правильно написанному тексту. Самооценивание . (Отметка на полях).

Слайд 8

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» Взаимодиктант «Цепочка». Работа в группах. -Учащиеся по очереди (по цепочке) диктуют словарные слова по памяти (6-7 слов). Взаимопроверка. Сдвиньте тетради вправо друг к другу и проверьте. (На полях поставьте отметку) 1-2 ошибки – «4», 3 – «3». -Показ картинок со словарными словами, где интересующие нас буквы изображены в виде каких-либо предметов:

Слайд 12

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» Обогащение словарного запаса осуществляется двумя путями: овладение значением новых слов и раскрытие богатства лексических значений слова. Эффективным приёмом раскрытия значения слова является использование толкового словаря. Такой приём в форме игры позволяет детям использовать имеющийся словарный запас, активизирует внимание и умственную активность, развивает коммуникативные навыки. Игра-ассоциация “Словесная цепочка”. Детям в группах даётся слово, и они должны продолжить словесный ряд, используя слова по ассоциации. Учитель спрашивает: “Что ты представляешь себе, когда слышишь это слово?” Например, “ сказка”, следующий ребёнок называет “герои”, “волшебство”…

Слайд 13

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» 2. Синонимы . Работа с синонимами направлена на расширение пассивного словаря детей за счёт новых, ранее неизвестных учащимся слов и перевода их из пассивного в активный словарь. Один речевой тренажёр помогает детям усвоить следующий признак синонимов: синонимы обозначают одно и тоже понятие, но различаются оттенками значений или употреблением в речи; второй – синонимы - это разнозвучащие слова; третий - синонимами могут быть лишь слова, относящиеся к одной части речи. Такие задания помогают обогатить словарный запас путём подбора близких по смыслу слов и усвоить основные признаки синонимов.

Слайд 14

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» 3. Работа над словосочетанием и предложением . “Словесный ручеёк” Дети распространяют предложение по принципу “снежного кома”. Можно предложить детям слово или словосочетание, или простое нераспространенное предложение. Этот приём побуждает детей к выбору оптимального решения поставленной перед ними задачи, помогает предотвратить такие ошибки, как бедность и однообразие синтаксических конструкций.

Слайд 15

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» 4. Работа над устной научной речью . Работа в парах, в форме интервью или в форме пресс-конференции, когда к доске выходят 3-4 человека, а все остальные дети задают вопросы по изученной теме. Работу над правилом организую следующим образом: дети задают вопросы друг другу в парах по каждому абзацу правила или же учащиеся задают вопросы учителю. Такие формы работы активизируют познавательную активность, внимание, способствуют развитию такого важного умения, как ведение диалога, позволяют детям в игровой форме развивать свою устную научную речь.

Слайд 16

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» 5. Работа над связной речью . Методика начальной школы предусматривает работу над следующими видами связной речи: - развернутые ответы на вопросы; - анализ прочитанного; - устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям; - записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру; - рассказывание художественных текстов наизусть; - импровизация сказок; - различные виды драматизации, словесное рисование; - письменное изложение образцовых текстов; - письменные сочинения разнообразных типов.

Слайд 17

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» Работа с текстом . Эффективным приемом в формировании умений работать с текстом является составление памяток, определяющих состав и последовательность выполняемых операций. Памятки составляются на протяжении многих уроков по мере отработки отдельных умений. Так, при обучении сочинению составлена следующая памятка: 1. Определи, о чем будешь писать (тема). 2. Наметь цель своего сочинения, свое отношение к описываемому. 3. Наметь части сочинения, составь план. 4. Определи, о чем рассказать подробнее. 5. Напиши сочинение. 6. Проверь работу.

Слайд 18

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» При подготовке к изложению используется памятка: 1. Прочитай текст. Определи тему и основную мысль. 2. Найди в тексте опорные слова. 3. Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них. 4. Найди слова, которые нужно проверять. 5. Подумай, как объяснить их написание. 6. Еще раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний. 7. Проверь свою работу.

Слайд 19

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» 7. Культура устной речи. Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе по развитию речи, осуществляется оно с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений (в данном случае фонетических). С основными правилами литературного произношения дети знакомятся при изучении морфологии. Стимулом в этой работе является общение с людьми, обладающими правильной и красивой речью, умеющими выразительно читать художественные произведения. Поэтому эффективно использовать приём подражания образцам речи, в частности преподавателя.

Слайд 20

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» 8. Составление синквейна . Практика моей работы показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для младших школьников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Слайд 21

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами: Д.Б. Элькониным , Л.А. Венгером , Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым . Заключается он в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Слайд 22

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» Одним из видов моделирования является синквейн . Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Это один из эффективных методов развития речи ребенка. Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Поэтому в своей работе основной акцент делаю на обучение детей составлению синквейна .

Слайд 23

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» Схема составления синквейна следующая: 1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово; 2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку; 3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме; 4 строчка - предложение, показывающее отношение автора к теме; 5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Слайд 24

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» Синквейн я использую для : • закрепления изученной лексической темы, • развития связной речи (используя слова из синквейна , дети придумывают рассказ). На начальном этапе обучения детей составлению синквейна мной используются следующие упражнения: • «Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное. • «Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце). • «Кто что делает? » - повар … (варит, жарит, печет) ; лист … (падает, кружится, летит, желтеет, засыхает). • «Что чем делают? » - рисуют …( карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой). • «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья).

Слайд 25

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» Также в данном направлении я использую такие варианты работы: -составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего); -составление синквейна по прослушанному рассказу; -коррекция и совершенствование готового синквейна ; -анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Слайд 26

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» Практика показывает эффективность использования синквейна в развитии речи: - словарный запас у детей увеличился, - речь стала богаче, ярче, -дети перестали бояться высказывать свои мысли вслух. Использование синквейна позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Слайд 27

Синквейны учащихся

Слайд 28

Синквейны учащихся

Слайд 29

"Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературы» Таким образом, все перечисленные виды работ способствуют развитию речевой деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Педагогическая лекция "Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературы".

Педагогическая  лекция была представлена на Муниципальном конкурсе педагогических лекций в рамках областного фестиваля "За чистоту русского языка", 2013г....

«Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»

«Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»...

Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка специальных коррекционных классов

Роль учебника в работе по формированию речевой деятельности. Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях обучения: и естествознания, и музыки, и математики и др....

Выпускная квалификационная работа«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературы»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка

Развитие речевой  деятельности младших школьников на уроках русского языка, выступление на ШМО нач. классов...

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературы....