Сказкотерапия
план-конспект урока (3 класс)
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия как одна из современных методик коррекции развития личности ребенка.
Термин «сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, так как она обращена к чисто детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром.
Задачами сказкотерапии является:
-Снижении агрессивности у детей.
- Устранение тревожности и страхов
- Развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми.
Для этого сказкотерапия использует сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке.
Целью сказкотерапии является :
-Активизировать познавательный интерес детей.
-Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
-Снимать зажатость и скованность.
-Учить согласовывать свои действия с другими детьми.
-Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками
-Пополнять словарный запас
-Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
Сказки подсказывают детям как вести себя в трудных ситуациях или как не надо себя вести. К примеру:
«Морозко» учит трудолюбию, терпению и скромности, и показывает, что бывает со злыми и ленивыми.
«Репка» учит, что, позвав на помощь других, можно решить то, что не под силу одному.
«Колобок» показывает детям, что может произойти, если убежать от мамы и папы.
На занятиях с использованием сказкотерапии мы работаем с конкретными проблемами, находим их первопричину и помогают ребенку (учащимуся) достичь внутренней гармонии, потому что и в сказке, и в жизни гармоничная личность выступает как созидатель, а дисгармоничная - как разрушитель.
Любая сказка - это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом . Сказки – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций.
Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребёнок сравнивает себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Поэтому метод сказкотерапии способствует личностному росту ребёнка.
Такие занятие строится, как сказочный спектакль, где артисты– дети, а учитель, ведущий сказочного действа, озвучивающий параллельно текст сказки и приглашающий участников выполнять определенные действия. Эта замечательная форма занятия-сказки позволяет включить в него ряд разнообразных упражнений, вплетая их в канву сказочного повествования. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, выражать свои чувства вербально и невербально; расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях и адекватным им телесных выражениях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.
Занятия строятся по классической схеме сказкотерапетического занятия, включающей в себя:
повторение (вспомнить о том, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились)
расширение (познакомиться с новой сказкой или драматизировать знакомую, активизировать восприятие действий персонажей сказки, вызвать эмоциональный отклик),
закрепление (приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности через различные игры, упражнения, символические действия: путешествия, превращения и т.п., практической деятельности),
интеграцию (связать новый опыт с реальной жизнью)
резюмирование (обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся).
Предложенная методика является подходящим инструментом для коррекции структуры личности ребенка.
-Занятия лучше проводить в комнате, классе, где достаточно места для передвижения. А также в нестандартных условиях (например, на улице во время прогулке).
-Методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора.
-На занятиях проводите беседы, ролевой игры, инсценировки, подвижной игры, обсуждения, зарисовки понравившихся моментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»
Индивидуальное занятие с использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»...

Психологическое занятие с использованием сказкотерапии "Ёжик заблудился"
Сказка - это волшебная страна, где ученику не читают нотации, не учат, как надо правильно жить, поступать и относиться к людям. Но именно здесь, ненавязчиво, ребёнок включается в "процесс поиска...
Сказкотерапия как средство духовно - нравственного воспитания младших школьников.
Сказкотерапия является неотЪемлемым методом воспитания наших детей. Сказка лечит, решает проблемы, отвечает на многие вопросы ребенка....
статья "Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта"
Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта...

Сказкотерапия
Психологические сказки помогают легче справиться с трудностями, которые могут быть у детей в разном возрасте....

Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников
В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, подчеркнута целесообразность совместной работы психолога и учителя , даны реко...

Пути преодоления дезадаптации у младших школьников средствами сказкотерапии.
Начало учебы – действительно трудное время для ребенка, новый этап в его жизни. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Чтобы избежать негативных эмоций у школьников, помочь ...
