"Профессиональная ориентация младших школьников в учебном процессе"
материал (4 класс)

Пильник Алина Гизаровна

Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах.

        Целью профориентационной работы в начальной школе является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности.

В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:

  • Воспитание уважения к людям труда, к различным профессиям
  • Понимание значения труда в жизни человека
  • Знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями
  • Воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы
  • развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
  • развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий. Помочь ребенку найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация.

Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах.

        Целью профориентационной работы в начальной школе является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности.

В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:

  • Воспитание уважения к людям труда, к различным профессиям
  • Понимание значения труда в жизни человека
  • Знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями
  • Воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы
  • развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
  • развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

Представления о профессиях у ребёнка 7-11 лет ограничены  пока небогатым жизненным опытом. Первые профессии, о которых узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса. Ребенок систематически  наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией.

Слова "работать, работа, на работе" - одни из первых в словаре ребенка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. В связи с этим формирование представления о профессиях необходимо уже в самом раннем возрасте.

Классный руководитель приобщает школьников к посильному участию в труде, организует деятельность в трудовых делах школы:

- уход за комнатными растениями; 
- уборка школьных территорий и классных кабинетов.

 Уже с 1класса каждый классный руководитель  начинает знакомить учащихся с профессиями взрослых, которые работают в школе. В таком предмете как окружающий мир предусмотрена  экскурсия по школе, в ходе которой  ребята знакомятся с профессией библиотекаря, повара, обслуживающего персонала.

Формы  и методы профориентационной работы.

      Основной формой работы является проведение самого профориентационного занятия.

В своем  классе мы с ребятами проводили такие занятия как:

  • Классный час «Профессии наших родителей».
  • Путешествие в мир профессий.
  • Игра «Все профессии нужны, все профессии важны!»
  • Конкурс рисунков (сочинений) «Золотые руки бабушки (дедушки)».
  • Конкурс рисунков «Профессии наших мам и пап».
  • Конкурс проектов.

Такие мероприятия дети любят еще и  потому что, вместе с ними в них принимают участие и их родители.          

Любой профессиональный праздник может стать темой классного или информационного часа, внеклассного мероприятия или просто игры.

На уроках и во внеурочных занятиях применяю разные  игры и игровые упражнения, связанные с профессией:  «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Угадай профессию по жестам», «Головоломка», «Бюро находок», "Один день из жизни",

«Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с той или иной профессией»,  «Вспомни как можно больше слов на букву С, связанных с данной профессией», «Ребусы», «Викторины», «Загадки»  и т.д.

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

На уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей, решаем практические задачи (можем быть строителями, продавцами, учеными, машинистами и т.д.).  При изучении темы во 2 классе «Рубль. Копейка» дети знакомятся с профессиями банкир, продавец. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача.

Уроки окружающего мира

Так, в 1 классе при изучении тем:

- «Как путешествует письмо?» была организована виртуальная экскурсия на почту для знакомства с деятельностью работников почты.

— «Откуда берутся шоколад, изюм и мед?» происходит знакомство с производством хорошо известных детям сладостей. Учащиеся узнают о профессии кондитера.

Знакомясь с темой «Когда появилась одежда?», учащиеся прослеживают историю одежды, знакомятся с разнообразием современной одежды. Узнают о профессии портного.

— «Зачем нужны автомобили?» На уроке ребята знакомятся с назначением, устройством и разнообразием автомобилей. Узнают о профессии водителя.

- «Почему поезда такие длинные?» Происходит знакомство с назначением и устройством поездов и железных дорог. Узнают о профессии машиниста.

- «Зачем нужны самолеты?» Дети узнают о назначении, устройстве, разнообразии самолетов. Узнают о профессии летчика.

- «Зачем летают в космос?» Обсуждают цели полетов человека в космос. Узнают о профессии космонавта

Во 2 классе:

- «Как построить дом?» Дети знакомятся со строительством. Узнают о профессии строителя.

- «Все профессии важны» Знакомятся с профессиями в области науки, образования, медицины.

В 3 классе при изучении темы «Чтобы путь был счастливым» учащиеся осваивают правила поведения на дорогах. Знакомятся с профессией инспектора ГИБДД. При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. В проекте "Кто нас защищает" ребята рассказывали о профессиях людей  работающих в вооруженных силах РФ, работающих на скорой помощи, в полиции и даже о людях которые работают в газовой и лифтовой службах;

При изучении тем «Растениеводство», «Животноводство» дети знакомятся с профессиями сельского хозяйства.

В 4 классе ребята на уроках окружающего мира знакомятся с профессиями: космонавта, астронома, конструктора, археолога, историка, эколога, в проекте «Богатства отданные людям» ребята рассказывали о знаменитых  людях различных профессий (спортсмены, скульпторы, художники, композиторы, поэты, ученые, космонавты и т.д).

На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией: детям выдаются карточки с различными названиями профессий, после чего они должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.).

При изучении словарных слов: футбол, космос, корабль, хоккей и др. (3 класс), почтальон, библиотека, ракета, компьютер и др. (4 класс) ученики тоже знакомятся с различными видами профессий.

На уроках литературного чтения ученики могут выступать в роли журналистов (собирать информацию, писать сочинения разных жанров, создавать газеты и тематические сборники).

Большая  профориентационная работа ведется на уроках ИЗО. Ребята на уроке узнают и пробуют свои силы в таких профессиях как художник, художник-оформитель, дизайнер, скульптор, декоратор.

На уроках  Музыки  выступают в роли поэтов, композиторов, дирижеров и сценаристов.

На уроках Технологии дети перевоплощаются в строителей, машинистов, архитекторов и даже рекламных агентов.

В школе для учащихся 1–4 классов проводится внеурочная деятельность по профориентации в двух направлениях: программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Сто дорог - одна моя!»; и рабочая программа «По тропинкам Кузбасса» целенаправленно на изучение родного края и затрагивается такая тема как «Профессий родного края».

Таким образом, на протяжении 4-х лет обучения у младших школьников накапливается богатый запас о профессиях. При подготовке к ВПР мы встречаем задания, где должны знать какую работу выполняют люди той или иной профессии и чем полезны обществу.

         В настоящее время существует много разнообразных технологий и методик ведения занятий с младшими школьниками. Для занятий по профориентации основной является игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию. Используя в своей практике все  формы  работы,  я могу сделать вывод, что наиболее интересными для моих учеников это ролевые игры и театрализованные постановки в которых дети раскрывают свой духовный и творческий потенциал  и дает им  реальную возможность адаптироваться  в социальной среде.

Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Итак, можем сделать вывод:  работа по профориентации в начальной школе должна быть систематической, планомерной и целенаправленной и самое главное интересная детям.

В завершении своего выступления мне хочется вас чем-нибудь удивить и порадовать. У меня нет волшебной палочки, как у феи, но у меня есть сердце, которое умеет дружить с другими сердцами.

Я предлагаю  Вам поиграть. Как говорил Владимир Сухомлинский:  Игра – это искра, зажигающая огонек  пытливости и любознательности.  

                                                                                                   

- Предлагаю начать с отгадывания  загадок:

1.        Перед кем все люди снимают шапки? (Парикмахер)

2.        Кто играет на публику? (Актёр)

3.        Какой водитель смотрит на землю свысока? (Пилот, лётчик, космонавт)

4.        Кто живёт и работает припеваючи? (Певцы)

5.        Без какого монтёра может наступить конец света? (Электрик)

6.        Кого поэтично называют лоцманами книжного моря? (Библиотекари)

7.        Кто собирает дом по кирпичику? (Каменщик)

8.        Кто не сеет, не пашет, а за урожай отвечает? (Агроном)

9.        Кто безнаказанно распиливает женщину пополам? (Фокусник)

10.        «Зверский» доктор  (Ветеринар)

Коллеги, что объединяет Ваши ответы? Предложенные загадки позволяют нам представить, как многолик и разнообразен мир профессий. Я предлагаю  вам примеры игр, которые я использую в своей работе  по профориентации в начальной школе.

Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением.

Давайте выясним, какие профессии вам знакомы, поиграем в игру «Назови профессию на каждую букву этого слова»

П-почтальон, продавец, пилот; Р- редактор, репортёр; О- охранник, орнитолог, озеленитель; Ф-  фотограф, фандрайзер (ищет деньги и возможности для организации); Е – егерь; С - сантехник, слесарь, строитель; И-  инженер, историк,  имиджмейкер (специалист по созданию имиджа-образа личности), иконописцы, иллюзионисты; Я -  языковед, ямщик.

Еще одна игра, в которую с удовольствием играют мои дети "Один день из жизни"

Рассмотрим  профессию “учитель”. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу учителя, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству.
- Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о трудовом дне нашего работника — учителя. Это будет рассказ только из существительных.                – Я начну, а вы продолжайте:
 звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель.

   

         Уважаемые коллеги, я продемонстрировали Вам некоторые игры, которые возможно использовать в проведении различных мероприятий по ознакомлению детей с профессиями. Очень надеюсь, что мой опыт пригодится Вам в Вашей работе и подтолкнет к созданию чего-то нового и интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная ориентация младшего школьника

В работе раскрыта сущность профориентации младшего школьника , дана диагностика представлений младших школьников и отношения к миру профессий,выявлены критерии (когнитивный, мотивационно-це...

Описание педагогического опыта "Профессиональная ориентация младших школьников в учебно-воспитательном процессе"

Тема педагогического опыта: «Использование игровых технологий в профессиональной ориентации младших школьников»Уровень опыта по степени новизны: в комбинации элементов известных методик, в рационализа...

Программа внеклассной работы по профессиональной ориентации младших школьников

Данная программа была разработана с целью расширить общий кругозор ребёнка о существующих профессиях. Школьники в увлекательной форме знакомятся с различными видами человеческой деятельности....

Мини-программа по профессиональной ориентации младших школьников.

Мини-программа по профессиональной ориентации младших школьников....

Профессиональная ориентация младших школьников по курсу "Я Златоустовец"

Увеличивающаяся потребность в информации как о рынке труда, так и о рынке образовательных услуг привела к необходимости проведения профориентационной работы со школьниками и их родителями на новом уро...

Организация профессиональной ориентации младших школьников во внеурочной деятельности

В начальной школе у младших школьников формируется положительное отношение к труду,понимание его роли в жизни человека и общества, происходит развитие интереса к профессиям родителей и ближайшег...

Выступление по теме: "Трудовое воспитание и профессиональная ориентация младших школьников"

Выступление по теме: "Трудовое воспитание и профессиональная ориентация младших школьников"...