Выступление на тему "Формирование функциональной грамотности учащихся как метапредметного результата при реализации ФГОС"
статья (4 класс)

Данный материал поможет учителям 4 классов в подготовке к уроку Основы религиозных культур и светской этики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_fg_na_urokah.doc358 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 с.Нины Советского района»

Выступление на тему:

«Формирование функциональной

грамотности учащихся

как метапредметного результата

при реализации ФГОС»

Подготовила:

учитель начальных классов

Костикова Г.А.

24.03.2025 год

Слайд 1

Среди важнейших проблем современного образования серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного развития и воспитания школьников. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа?

На нас, учителей, возложена большая ответственность за детей. Кому, как не нам, учителям, наполнять души детей духовностью? И поэтому основная наша задача –  воспитание благородных качеств в учениках.

В одной древней притче говорится:

«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.

- Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.

- Жду тебя!- ответил старик. - Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

- Верно! - удивился человек.

Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево. Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.

- Как я это сделаю, если сам не умею летать?

- А ты попробуй! - сказал старик и закрыл глаза.

Прошли годы…Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

- Я возвращаю ребенка крылатым! - и гордо посмотрел на своего ученика. А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:

- А меня больше всего радуют твои крылья...

Нам, учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать «крылатого» ребенка, а самим научиться летать.

Слайд 2

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность всегда проявляется в нестандартных ситуациях, в решении жизненных практических ситуациях, чаще очень далеких от учебных.

Функционально грамотный человек может самостоятельно ориентироваться в жизни, анализировать информацию, принимать решения и успешно общаться с окружающими.

 

Функциональная грамотность (ФГ) включает несколько видов грамотности:

  • Читательская грамотность — умение понимать, интерпретировать и использовать письменную информацию.
  • Математическая грамотность — способность применять математические знания для решения практических задач.
  • Естественнонаучная грамотность — умение использовать знания о природе для объяснения явлений и принятия решений.
  • Финансовая грамотность — понимание финансовых вопросов и умение принимать обоснованные решения, связанные с деньгами.
  • Цифровая грамотность — умение использовать цифровые технологии безопасно и эффективно.
  • Глобальная грамотность – способность понимать и взаимодействовать с миром на глобальном уровне, на основе знаний о глобальных процессах, культурах, проблемах и взаимосвязях. 
  • Социально-коммуникативная грамотность — способность взаимодействовать с другими людьми, понимать и выражать мысли.

Слайд 3

Что такое метапредметные результаты?

Это не конкретные знания, это умения, которые можно применять в любом предмете и в жизни.

Простыми словами, это такие навыки, как:

  • Умение самостоятельно искать информацию.
  • Способность ставить цели и планировать свою работу.
  • Умение работать в группе и общаться с другими.
  • Навык рассуждать, объяснять свои мысли и делать выводы.
  • Способность решать жизненные задачи, используя знания из разных предметов.

Метапредметные результаты помогают ученику быть успешным не только в школе, но и в обычной жизни. Получается, что функциональная грамотность  и метапредметные результаты тесно связаны друг с другом.

Функциональная грамотность — это часть метапредметных результатов. Например, когда ученик использует естественнонаучную грамотность, чтобы решить задачу из жизни, он одновременно использует метапредметные умения, такие как умение планировать, анализировать и находить информацию.

Сегодня, коллеги, я хочу показать и рассказать вам о том, что все виды функциональной грамотности (или несколько из них) можно формировать одновременно на каждом уроке ОРКСЭ, при работе над каждой темой.

Слайд 4

Совсем недавно я посмотрела фильм режиссера Александра Домогарова «Пальма». Картина рассказывает о мальчике Коле, у которого умерла мама и собаке Пальме, которую хозяин оставил в аэропорту. Пальма каждый день ждет его и встречает самолеты. Коля, потерявший маму, находит в Пальме друга. Их отношения учат доброте, верности и взаимопомощи.

Как же на примере этого фильма развивать функциональную грамотность учащихся? Давайте рассмотрим несколько заданий, которые можно рассматривать при изучении темы «Для чего живет человек».

Читательская грамотность

  • Напиши небольшой текст о том, что чувствовала Пальма, когда ждала хозяина.
  • Опиши характеры Коли и Пальмы. Чем они похожи и чем отличаются?
  • Придумай продолжение истории о Коле и Пальме.

Математическая грамотность

  • Пальма ждала своего хозяина несколько дней на аэродроме. Определи, сколько это дней, если она прибыла 10 марта, а хозяин вернулся 25 марта.
  • Сколько недель прошло?

Естественнонаучная грамотность

  • Вспомни, какие природные условия влияли на Пальму, когда она находилась на улице.
  • Какие инстинкты и навыки помогли Пальме выживать? Объясни их с научной точки зрения.

Финансовая грамотность

  • Коля решил накопить деньги на покупку корма для Пальмы. Если он откладывает по 150 рублей в неделю, сколько времени ему потребуется, чтобы накопить 3000 рублей?

Глобальная грамотность

  • В фильме показаны люди с разными взглядами и отношениями к Пальме. Как ты думаешь, почему люди по-разному относятся к животным?
  • Обсуди, почему важно помогать животным и заботиться о них. Как это связано с мировыми проблемами защиты животных?

Социально-коммуникативная грамотность

  • Представь, что ты один из сотрудников аэропорта. Как бы ты попытался найти хозяина Пальмы?

Вывод: Такие задания помогают учащимся развивать различные виды функциональной грамотности через эмоционально значимый материал.

Пример еще одного фильма. Его можно отнести к теме «Смысл и ценность жизни» или «Ценности человеческой жизни»

Просмотр ролика о мастере гравировки

Теперь поработаем вместе. Я буду называть задание, а вы – к какому виду функциональной грамотности его можно отнести.

Слайд 2

Читательская грамотность

  • Напиши, что тебя впечатлило в работах автора, в его жизни.
  • Расскажи о том, как художник преодолевает трудности и достигает своих целей.

Математическая грамотность

  • Подсчитай, сколько времени нужно художнику на создание одной картины, если на ее завершение требуется 30 часов, а он может рисовать всего по 2 часа в день.

Естественнонаучная грамотность

  • Обсуди, какие инструменты и материалы использует художник. Почему они важны для его творчества?
  • Как физические ограничения художника могут влиять на процесс создания его картин?
  • Какие трудности, проблемы могут возникнуть в ходе работы?

Финансовая грамотность

  • Чтобы организовать выставку работ, художнику нужно собрать 100 000 рублей. Сколько картин ему нужно продать, если каждая стоит 5 000 рублей?

Глобальная грамотность

  • Как творчество этого художника помогает людям по всему миру верить в свои силы?
  • Почему важно рассказывать о таких людях и их достижениях?

Социально-коммуникативная грамотность

  • Представь, что ты рассказываешь одноклассникам о художнике. Как ты объяснишь, почему его пример важен для всех нас?

Слайд 5

При изучении темы «Человек в семье» можно взять для работы стихотворение «Мам а – ангел», автор Алиса Голд.

Говорил нерожденный малыш:

«Я боюсь приходить в этот мир.

Столько в нем неприветливых, злых

Глаз  колючих, усмешек кривых…

Я замерзну, я там заблужусь,

Я промокну под сильным дождем.

Ну к кому я тихонько прижмусь?

С кем побуду, оставшись вдвоём?»

Отвечал ему тихо Господь:

«Не печалься, малыш, не грусти,

Ангел добрый, он будет с тобой,

Пока будешь мужать и расти.

Будет он тебя нежить, качать,

Наклонясь, колыбельные петь,

Будет крепко к груди прижимать,

Будет крыльями бережно греть.

Первый зуб, первый шаг видеть твой,

И ладошкой слезинки стирать,

А в болезни, склонясь над тобой,

Жар губами со лба убирать.

И когда, начиная взрослеть,

Ты дорогу отыщешь свою,

Ангел будет во след лишь смотреть,

Повторяя молитву свою…»

– Как же Ангела имя? – Скажи..

Как его мне средь тысяч узнать?…

-Это вовсе не важно, малыш,

Мамой будешь ты Ангела звать.

Как вы думаете, коллеги, какие задания уместно выполнить с учащимися?

Слайд 2

Читательская грамотность

  • Напиши письмо маме о своих чувствах.
  • Создай иллюстрацию к стихотворению и объясни, почему ты выбрал именно такой образ.
  • Найди синонимы и антонимы к слову «мама» в контексте стихотворения.

Математическая грамотность

  • Решите математическую задачу, связанную с образом матери, например: «Мама заботится о семье и готовит еду каждый день. Если на каждое блюдо уходит 60 минут, сколько времени она тратит за неделю, если готовит два блюда каждый день?»

Естественнонаучная грамотность

  • Обсуди, какие естественные процессы в жизни человека делают маму важным человеком в жизни каждого.
  • Исследуй, почему материнская любовь помогает человеку лучше справляться с трудностями.
  • Найди примеры из природы, где животные также проявляют заботу о потомстве.

Глобальная грамотность

  • Почему тема матери важна для людей разных стран и культур?
  • Объясни, как забота и любовь мамы помогают человеку становиться лучше.

Финансовая грамотность

  • Представь, что мама экономит деньги, чтобы подарить подарок своему ребенку. Как она может спланировать бюджет, чтобы накопить нужную сумму?

Социально-коммуникативная грамотность

  • Обсуди с одноклассниками, почему важно помнить и ценить тех, кто о нас заботится.
  • Составь диалог, в котором один человек делится своими переживаниями о матери, а другой его поддерживает.

Работа с подобными материалами позволяет эффективно развивать функциональную грамотность учащихся через обсуждение этических ситуаций, моделирование социальных взаимодействий,  через изучение примеров мужества, таланта и силы духа человека, через создание проектов, направленных на помощь другим. А метапредметные результаты помогают учащимся применять полученные навыки во всех сферах жизни.

Слайд  6

Век XXI - век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе,
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов,
В век инноваций, новизны!

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме:"Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО" учителя начальных классов МОУ "СОШ №2 г. Ртищево" Дьяковой Светланы Александровны"

Данное выступление  освещает вопрос мониторинга качества образования в условиях реализации ФГОС НОО, раскрывает его важнейшую роль  в эффективности управления учебным заведением....

Работа над ошибками,как один из факторов развития грамотной личности в условиях реализации ФГОС

В работе представлена памятка по работе над ошибками, способы исправления ошибок, а так же упражнения по работе с памяткой....

Доклад-выступление на родительском собрании "Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС"

Цель: раскрытие здоровьесберегающих технологий в начальных классах в рамках реализации ФГОС....

Выступление "Пути формирования функциональной грамотности младших школьников"

В статье раскрыты виды функциональной грамотности и пути  её формирования у младших школьников....

Выступление на семинаре «Средства современного урока в условиях реализации ФГОС ОВЗ (нарушение зрения)»

   В настоящее время в России, как и во всех странах мира, увеличилось количество детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из централ...