Выступление на тему "Формирование функциональной грамотности учащихся как метапредметного результата при реализации ФГОС"
статья (4 класс)
Данный материал поможет учителям 4 классов в подготовке к уроку Основы религиозных культур и светской этики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 358 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 с.Нины Советского района»
Выступление на тему:
«Формирование функциональной
грамотности учащихся
как метапредметного результата
при реализации ФГОС»
Подготовила:
учитель начальных классов
Костикова Г.А.
24.03.2025 год
Слайд 1
Среди важнейших проблем современного образования серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного развития и воспитания школьников. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа?
На нас, учителей, возложена большая ответственность за детей. Кому, как не нам, учителям, наполнять души детей духовностью? И поэтому основная наша задача – воспитание благородных качеств в учениках.
В одной древней притче говорится:
«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.
- Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.
- Жду тебя!- ответил старик. - Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
- Верно! - удивился человек.
Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево. Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.
- Как я это сделаю, если сам не умею летать?
- А ты попробуй! - сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы…Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
- Я возвращаю ребенка крылатым! - и гордо посмотрел на своего ученика. А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:
- А меня больше всего радуют твои крылья...
Нам, учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать «крылатого» ребенка, а самим научиться летать.
Слайд 2
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность всегда проявляется в нестандартных ситуациях, в решении жизненных практических ситуациях, чаще очень далеких от учебных.
Функционально грамотный человек может самостоятельно ориентироваться в жизни, анализировать информацию, принимать решения и успешно общаться с окружающими.
Функциональная грамотность (ФГ) включает несколько видов грамотности:
- Читательская грамотность — умение понимать, интерпретировать и использовать письменную информацию.
- Математическая грамотность — способность применять математические знания для решения практических задач.
- Естественнонаучная грамотность — умение использовать знания о природе для объяснения явлений и принятия решений.
- Финансовая грамотность — понимание финансовых вопросов и умение принимать обоснованные решения, связанные с деньгами.
- Цифровая грамотность — умение использовать цифровые технологии безопасно и эффективно.
- Глобальная грамотность – способность понимать и взаимодействовать с миром на глобальном уровне, на основе знаний о глобальных процессах, культурах, проблемах и взаимосвязях.
- Социально-коммуникативная грамотность — способность взаимодействовать с другими людьми, понимать и выражать мысли.
Слайд 3
Что такое метапредметные результаты?
Это не конкретные знания, это умения, которые можно применять в любом предмете и в жизни.
Простыми словами, это такие навыки, как:
- Умение самостоятельно искать информацию.
- Способность ставить цели и планировать свою работу.
- Умение работать в группе и общаться с другими.
- Навык рассуждать, объяснять свои мысли и делать выводы.
- Способность решать жизненные задачи, используя знания из разных предметов.
Метапредметные результаты помогают ученику быть успешным не только в школе, но и в обычной жизни. Получается, что функциональная грамотность и метапредметные результаты тесно связаны друг с другом.
Функциональная грамотность — это часть метапредметных результатов. Например, когда ученик использует естественнонаучную грамотность, чтобы решить задачу из жизни, он одновременно использует метапредметные умения, такие как умение планировать, анализировать и находить информацию.
Сегодня, коллеги, я хочу показать и рассказать вам о том, что все виды функциональной грамотности (или несколько из них) можно формировать одновременно на каждом уроке ОРКСЭ, при работе над каждой темой.
Слайд 4
Совсем недавно я посмотрела фильм режиссера Александра Домогарова «Пальма». Картина рассказывает о мальчике Коле, у которого умерла мама и собаке Пальме, которую хозяин оставил в аэропорту. Пальма каждый день ждет его и встречает самолеты. Коля, потерявший маму, находит в Пальме друга. Их отношения учат доброте, верности и взаимопомощи.
Как же на примере этого фильма развивать функциональную грамотность учащихся? Давайте рассмотрим несколько заданий, которые можно рассматривать при изучении темы «Для чего живет человек».
Читательская грамотность
- Напиши небольшой текст о том, что чувствовала Пальма, когда ждала хозяина.
- Опиши характеры Коли и Пальмы. Чем они похожи и чем отличаются?
- Придумай продолжение истории о Коле и Пальме.
Математическая грамотность
- Пальма ждала своего хозяина несколько дней на аэродроме. Определи, сколько это дней, если она прибыла 10 марта, а хозяин вернулся 25 марта.
- Сколько недель прошло?
Естественнонаучная грамотность
- Вспомни, какие природные условия влияли на Пальму, когда она находилась на улице.
- Какие инстинкты и навыки помогли Пальме выживать? Объясни их с научной точки зрения.
Финансовая грамотность
- Коля решил накопить деньги на покупку корма для Пальмы. Если он откладывает по 150 рублей в неделю, сколько времени ему потребуется, чтобы накопить 3000 рублей?
Глобальная грамотность
- В фильме показаны люди с разными взглядами и отношениями к Пальме. Как ты думаешь, почему люди по-разному относятся к животным?
- Обсуди, почему важно помогать животным и заботиться о них. Как это связано с мировыми проблемами защиты животных?
Социально-коммуникативная грамотность
- Представь, что ты один из сотрудников аэропорта. Как бы ты попытался найти хозяина Пальмы?
Вывод: Такие задания помогают учащимся развивать различные виды функциональной грамотности через эмоционально значимый материал.
Пример еще одного фильма. Его можно отнести к теме «Смысл и ценность жизни» или «Ценности человеческой жизни»
Просмотр ролика о мастере гравировки
Теперь поработаем вместе. Я буду называть задание, а вы – к какому виду функциональной грамотности его можно отнести.
Слайд 2
Читательская грамотность
- Напиши, что тебя впечатлило в работах автора, в его жизни.
- Расскажи о том, как художник преодолевает трудности и достигает своих целей.
Математическая грамотность
- Подсчитай, сколько времени нужно художнику на создание одной картины, если на ее завершение требуется 30 часов, а он может рисовать всего по 2 часа в день.
Естественнонаучная грамотность
- Обсуди, какие инструменты и материалы использует художник. Почему они важны для его творчества?
- Как физические ограничения художника могут влиять на процесс создания его картин?
- Какие трудности, проблемы могут возникнуть в ходе работы?
Финансовая грамотность
- Чтобы организовать выставку работ, художнику нужно собрать 100 000 рублей. Сколько картин ему нужно продать, если каждая стоит 5 000 рублей?
Глобальная грамотность
- Как творчество этого художника помогает людям по всему миру верить в свои силы?
- Почему важно рассказывать о таких людях и их достижениях?
Социально-коммуникативная грамотность
- Представь, что ты рассказываешь одноклассникам о художнике. Как ты объяснишь, почему его пример важен для всех нас?
Слайд 5
При изучении темы «Человек в семье» можно взять для работы стихотворение «Мам а – ангел», автор Алиса Голд.
Говорил нерожденный малыш:
«Я боюсь приходить в этот мир.
Столько в нем неприветливых, злых
Глаз колючих, усмешек кривых…
Я замерзну, я там заблужусь,
Я промокну под сильным дождем.
Ну к кому я тихонько прижмусь?
С кем побуду, оставшись вдвоём?»
Отвечал ему тихо Господь:
«Не печалься, малыш, не грусти,
Ангел добрый, он будет с тобой,
Пока будешь мужать и расти.
Будет он тебя нежить, качать,
Наклонясь, колыбельные петь,
Будет крепко к груди прижимать,
Будет крыльями бережно греть.
Первый зуб, первый шаг видеть твой,
И ладошкой слезинки стирать,
А в болезни, склонясь над тобой,
Жар губами со лба убирать.
И когда, начиная взрослеть,
Ты дорогу отыщешь свою,
Ангел будет во след лишь смотреть,
Повторяя молитву свою…»
– Как же Ангела имя? – Скажи..
Как его мне средь тысяч узнать?…
-Это вовсе не важно, малыш,
Мамой будешь ты Ангела звать.
Как вы думаете, коллеги, какие задания уместно выполнить с учащимися?
Слайд 2
Читательская грамотность
- Напиши письмо маме о своих чувствах.
- Создай иллюстрацию к стихотворению и объясни, почему ты выбрал именно такой образ.
- Найди синонимы и антонимы к слову «мама» в контексте стихотворения.
Математическая грамотность
- Решите математическую задачу, связанную с образом матери, например: «Мама заботится о семье и готовит еду каждый день. Если на каждое блюдо уходит 60 минут, сколько времени она тратит за неделю, если готовит два блюда каждый день?»
Естественнонаучная грамотность
- Обсуди, какие естественные процессы в жизни человека делают маму важным человеком в жизни каждого.
- Исследуй, почему материнская любовь помогает человеку лучше справляться с трудностями.
- Найди примеры из природы, где животные также проявляют заботу о потомстве.
Глобальная грамотность
- Почему тема матери важна для людей разных стран и культур?
- Объясни, как забота и любовь мамы помогают человеку становиться лучше.
Финансовая грамотность
- Представь, что мама экономит деньги, чтобы подарить подарок своему ребенку. Как она может спланировать бюджет, чтобы накопить нужную сумму?
Социально-коммуникативная грамотность
- Обсуди с одноклассниками, почему важно помнить и ценить тех, кто о нас заботится.
- Составь диалог, в котором один человек делится своими переживаниями о матери, а другой его поддерживает.
Работа с подобными материалами позволяет эффективно развивать функциональную грамотность учащихся через обсуждение этических ситуаций, моделирование социальных взаимодействий, через изучение примеров мужества, таланта и силы духа человека, через создание проектов, направленных на помощь другим. А метапредметные результаты помогают учащимся применять полученные навыки во всех сферах жизни.
Слайд 6
Век XXI - век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе,
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов,
В век инноваций, новизны!
Слайд 7
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме:"Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО" учителя начальных классов МОУ "СОШ №2 г. Ртищево" Дьяковой Светланы Александровны"
Данное выступление освещает вопрос мониторинга качества образования в условиях реализации ФГОС НОО, раскрывает его важнейшую роль в эффективности управления учебным заведением....
Работа над ошибками,как один из факторов развития грамотной личности в условиях реализации ФГОС
В работе представлена памятка по работе над ошибками, способы исправления ошибок, а так же упражнения по работе с памяткой....

Доклад-выступление на родительском собрании "Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС"
Цель: раскрытие здоровьесберегающих технологий в начальных классах в рамках реализации ФГОС....

Выступление на педсовете "Личностно-ориентированное обучение в свете реализации ФГОС"
Материал разработан в соответствии с ФГОС...

Выступление "Пути формирования функциональной грамотности младших школьников"
В статье раскрыты виды функциональной грамотности и пути её формирования у младших школьников....

Выступление на семинаре «Средства современного урока в условиях реализации ФГОС ОВЗ (нарушение зрения)»
В настоящее время в России, как и во всех странах мира, увеличилось количество детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из централ...
Презентация "Формирование функциональной грамотности учащихся как метапредметного результата при реализации ФГОС"
Данная презентация - дополнение к выступлению...
