«Система работы учителя домашнего обучения»
материал

Варфоломеева Наталья Алексеевна

Обучение ребенка на дому – огромный кропотливый труд.

Под надомной формой обучения мы понимаем многофункциональную систему обучения и воспитания, осуществляемую в условиях семьи, оказывающую коррекционно-развивающую, социально-педагогическую, медицинскую и психологическую помощь детям и подросткам. В специальном образовании, к которому относится обучение и воспитание детей с различными проблемами здоровья: отклонениями в сенсорном, интеллектуальном, речевом, двигательном, эмоционально-волевом развитии, - важное место занимает надомная форма обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_respubliki_buryatiya.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 2 имени В.И.Воропаева»

Выступление на МО

«Система работы учителя домашнего обучения»

Подготовила:

учитель домашнего обучения

Варфоломеева Наталья Алексеевна

Обучение ребенка на дому – огромный кропотливый труд.

Под надомной формой обучения мы понимаем многофункциональную систему обучения и воспитания, осуществляемую в условиях семьи, оказывающую коррекционно-развивающую, социально-педагогическую, медицинскую и психологическую помощь детям и подросткам. В специальном образовании, к которому относится обучение и воспитание детей с различными проблемами здоровья: отклонениями в сенсорном, интеллектуальном, речевом, двигательном, эмоционально-волевом развитии, - важное место занимает надомная форма обучения.

В настоящее время практически отсутствует информационный обмен опытом по проблеме надомного обучения учащихся с нарушенным развитием, в том числе интеллектуальным. Учитель, обучающий ребенка на дому, нередко оказывается один на один со множеством задач, решение которых требует и определенного психолого-педагогического уровня подготовки, и специфических коррекционно-развивающих умений, навыков, а также построения особой системы межличностных отношений в системе учитель - ученик - родитель.

Всесторонний анализ состояния индивидуального обучения на дому на современном этапе позволил определить оптимальные условия, при которых возможно повышение его эффективности.

Это:

  • обеспечение образовательных потребностей и оказание помощи и поддержки ребенку при осуществлении комплексного индивидуального подхода специалистов разного профиля: учителя-дефектолога, специального психолога, логопеда, врача-психиатра, социального педагога;
  • организация различных форм надомного обучения: индивидуальной на дому, в школе, на дому с посещением уроков трудового обучения в школе, на дому с посещением отдельных предметов в школе;
  • вовлечение ребенка в воспитательные внеурочные классные, общешкольные мероприятия, а также в учреждениях дополнительного образования;
  • составление адаптированных индивидуальных образовательных и коррекционно-развивающих программ с учетом состояния здоровья, учебных возможностей, обучаемости и социально-психическойадаптированности ребенка;
  • разработка и модернизация коррекционно-развивающих педагогических технологий, методов и приемов обучения и воспитания, активизирующих познавательную деятельность учащихся, их личностное развитие;
  • консультативно-просветительская работа с родителями учеников или лицами, их заменяющими, тесное сотрудничество с ними в работе по воспитанию детей.

Только вышеназванные условия обеспечения индивидуального обучения на дому позволят учителю создать оптимальную здоровьесберегающую, адаптационную, реабилитационную, компенсирующую, коррекционно-развивающую, образовательную среду, что в полной мере будет отвечать правам ребенка с ограниченными возможностями в условиях гуманизации педагогического процесса.

В чем же заключается работа учителя надомного обучения?

Учитель надомного обучения изучает социальный состав семьи ребенка, выявляет негативные социальные факторы, нарушающие нормальный процесс обучения и воспитания, оценивает психологический климат в семье, определяет меры социальной поддержки семьи, определяет пути сотрудничества с родителями, долю и форму их участия в образовательном процессе.

Учитель получает информацию о ребенке от всех специалистов, которые его обследовали, проводит педагогическое обследование, определяет уровень знаний, умений и навыков ребенка по всем учебным предметам, выявляет зону ближайшего развития, составляет индивидуальную коррекционно-развивающую программу обучения и воспитания конкретного ребенка по каждому учебному предмету в соответствии с программой и классом, а также психофизическими особенностями ученика. Программа составляется на основе учебного плана индивидуального обучения.

Учитель при обучении руководствуется свободным выбором оптимального варианта методов, приемов, форм и средств обучения, учитывая индивидуальные психофизические особенности ребенка и имеющиеся у него текущие заболевания. Как правило, дети, обучающиеся на дому, бывают эмоционально неустойчивыми. Они легко ранимы, обидчивы. Нестабильность нервно-психических процессов, высокая степень личностной тревожности объясняются повышенной зависимостью от окружающих, инактивностью, социальной робостью. Важно так организовать процесс обучения, чтобы ученик не испытывал чувства неполноценности. Всегда нужно помнить, что учитель для ребенка – это не только друг, наставник, но и живое воплощение справедливости. Необходимо следить, чтобы ребенок не перенапрягался как физически, так и психически.

Исходя из цели комплексной реабилитации учащихся, находящихся на индивидуальном обучении на дому, необходимо решение следующих задач:

  1. Приведение учебно-воспитательного процесса и режима обучения учащихся в соответствие с их возрастными, индивидуально-психофизическими особенностями и состоянием здоровья;
  2. Обеспечение рациональной и оптимальной организации целостного процесса обучения ребенка, основанного на преемственности содержания, форм, методов работы и требований к ребенку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и соответствующих его состоянию здоровья;
  3. Адаптация учебной нагрузки к индивидуальным функциональным возможностям больного ребенка;
  4. Интегрирование усилий медиков, специалистов социально-психологической службы, педагогов, родителей по вопросам комплексной реабилитации ребенка, сохранение его здоровья и формирования у него основ культуры здоровья;
  5. Создание адаптированных учебных программ по предметам коррекционной школы, в том числе индивидуальных программ обучения детей с учетом их состояния здоровья, учебных возможностей, обучаемости и социально-психической адаптированности.

Основными функциями организации индивидуального

обучения на дому детей с ограниченными возможностями являются:

  • здоровьесберегающая;
  • адаптационная;
  • реабилитационная;
  • компенсирующая;
  • коррекционная;
  • развивающая;
  • обучающая;
  • воспитательная.

Построение обучающих курсов необходимо осуществлять на основе трех показателей:

  • состояние здоровья;
  • учебные возможности:

- познавательные процессы;

- общеучебные умения и навыки;

- умственная работоспособность;

- учебная мотивация;

  • социально-психическая адаптация.

Из вышесказанного складывается следующая система реализации индивидуального обучения на дому:

  1. Индивидуализация и вариативность обучения в зависимости от типа учащегося.
  2. Определение индивидуальной дозированной учебной нагрузки по результатам комплексного обследования.
  3. Проведение своевременной психолого-педагогической коррекции на основании результатов обследования ребенка.
  4. Адаптация ребенка и педагогов к особенностям индивидуального обучения.
  5. Обеспечение корректного патронажа развития личности учащегося.

При этом необходимы следующие виды постоянного сопровождения учащихся:

  1. Диагностика и консультирование. Экспертная оценка состояния развития. Рекомендации специалистов.
  2. Обеспечение успешного усвоения учеником учебных программ, создание гибкой системы адаптивной образовательной среды.
  3. Адаптация среды обучения к особенностям ребенка. Установление режима обучения.
  4. Индивидуальная работа по преодолению недостатков развития интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер.
  5. Коррекция нарушений в развитии ребенка.
  6. Создание системы контроля за освоением учеником учебной программы, его развитием, состоянием здоровья.
  7. Создание системы мероприятий по формированию здорового образа жизни, интеграция тем здоровья в программы учебных курсов.
  8. Социально-психологическая реабилитация ребенка для последующей интеграции его в общество.
  9. Создание в семье благоприятной психологической атмосферы.

Основными принципамиорганизации индивидуальногообучения на дому являются:

  • принцип индивидуально-личностного гуманистического подхода;
  • принцип природосообразности;
  • принцип разносторонности реабилитационных мероприятий;
  • принцип единства биологических, психосоциальных и педагогических методов;
  • принцип ступенчатости и целесообразности.

Образовательный процесс на уроке нужно организовывать на наглядно-действенной основе с соблюдением основных дидактических принципов, в том числе принципа коррекционной направленности обучения как необходимого условия продвижения в развитии умственно отсталого ребенка. На каждом уроке необходима организация предметно-практической деятельности, в ходе которой успешно развиваются высшие психические функции ребенка: восприятие, речь и общение, мышление, память, эмоции, мотивация.

При планировании урока обязательно предусматривать:

  • дробное, поэтапное преподавание учебного материала и аналитико-синтетический способ его показа, отработка каждого элемента и обеспечение целостного восприятия;
  • опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;
  • постоянное обращение к реально существующим связям;
  • особое внимание – выявлению причинно-следственных связей и закономерностей;
  • акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;
  • достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала;
  • организация предметно-практической деятельности при изучении и закреплении материала
  • включение изучаемого материала в различные виды упражнений;
  • рациональное использование иллюстративного материала;
  • включение для самостоятельного выполнения упражнений, заданий разной степени сложности.

Во избежание утомляемости учащихся необходимо в течение урока соблюдать требования охранительного педагогического режима.

В системе коррекционного воспитания аномальных детей охранительный педагогический режим – обязательное и важнейшее условие. Режим – распорядок деятельности во времени. В условиях ритмичности, последовательности, являющихся основой режима, быстрее формируются условные рефлексы. Своевременная смена деятельности способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Рекомендуется режим, который щадил бы слабые нервные силы, ограждал от сильных раздражителей, вызывающих утомление и истощение. У детей с ограниченными возможностями легко возникает перенапряжение нервной системы, влекущее за собой нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, снижение работоспособности, нередко тяжелые нарушения поведения.

В режиме необходимо предусматривать своевременную смену видов деятельности, правильную дозировку занятий с расчетом индивидуальных возможностей ребенка, предупреждая утомление и неправильное поведение, вызываемое им. Такие режимные моменты, как время между уроками, следует организовать так, чтобы деятельность, которой ребенок занят, не только предупреждала или снимала утомление, но и подготавливало состояние учащегося, необходимое для последующих занятий. В начале или в середине урока, в зависимости от вида работы, предусматривать проведение различных видов гимнастик: артикуляционную, пальчиковую, дыхательную, для глаз и др.

Педагоги, впервые начавшие обучать ребенка на дому, приходят порой в отчаяние, так как в течение долгого времени отсутствуют видимые результаты их работы. Однако к такому ребенку следует относиться внимательно и терпеливо. Необходимо поощрять малейшее желание работать, не пропускать даже незначительного повода для похвалы, стимулировать не только интерес к учебе, но и желание все время делать лучше. Нельзя упустить из виду крупицы положительного отношения к заданию, даже небольшие, подчас мало заметные успехи ребенка следует отметить и положительно оценить. Главный смысл деятельности учителя-дефектолога состоит прежде всего в создании ситуации успеха и ее закреплении, формировании у ученика позитивной самооценки, так как даже однажды пережитое чувство радости, успеха способно изменить ритм и стиль жизни ребенка, наполнить ее смыслом.

Учитель приобретает у учащегося статус близкого человека, поскольку является иногда более предпочитаемым лицом, нежели родители и родственники. Система «ученик - учитель» становится доминирующей в жизни ребенка. Ее значение для развития личности состоит в том, что она впервые по-настоящему включает детей в отношения «ребенок - общество», так как учитель воплощает в своей деятельности требования общества. Создание положительного настроя при проведении занятий крайне важно. Для этого надо суметь разделить радости и горести ребенка, заслужить его доверие.

Учитель индивидуального надомного обучения привлекает своего ученика к участию в общешкольных мероприятиях, водит его на праздники. По собственному желанию и с согласия родителей дети-надомники участвуют во внеурочной деятельности, посещают дополнительные занятия по интересам, специальные лечебно-оздоровительные занятия, принимают участие в выставках творческих работ учащихся школы.

Как уже отмечалось выше, педагог, обучающий ребенка на дому, нередко оказывается один на один со множеством задач, решение которых требует и определенного уровня подготовки и владения специфическими коррекционно-развивающими умениями и навыками. Одна из них - изучение семьи, определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ограниченными возможностями.

Практически все семьи, воспитывающие детей с нарушениями интеллектуального развития, характеризуются определенными признаками, когда:

  • Родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего их ребенка;
  • Поведение, результаты развития ребенка не соответствуют ожиданиям родителей, вследствие чего последние испытывают раздражение, горечь, неудовлетворенность;
  • Внутрисемейные отношения (отношения между мужем и женой, другими детьми) нарушаются и искажаются;
  • Снижается социальный статус семьи вследствие нарушения внесемейного функционирования (ограничение круга знакомых, смена привычного образа жизни, вынужденный отказ одного из членов семьи от работы);
  • Общественное мнение оказывает «расшатывающее» воздействие на семейную атмосферу, иной раз негативно оценивая как самого ребенка с нарушениями развития, так и усилия семьи по его воспитанию и лечению.

В то же время многие родители прилагают значительные усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своих детей. Однако они зачастую имеют весьма скудные знания о возможных методах эффективного обучения, иной раз не понимают состояния своего ребенка с интеллектуальными нарушениями, не знают, как ему помочь, как подготовить его к периоду взрослости. Поэтому параллельно с обучением ребенка педагог обучает и его родителей коррекционным приемам, рассказывает об особенностях развития, обращает внимание на малейшие успехи своего ученика. Во избежание психотравмирующих ситуаций необходимо относиться к родителям в высшей мере деликатно и бережно, стараясь со своей стороны упрочить согласие в семье. Именно «теплое» общение способствует нормальному психологическому климату в семье, а любые неадекватные состояния родителей обязательно отражаются на поведении детей.

Социализация молодых людей с ограниченными возможностями далеко не всегда успешна в связи с трудностью выработки у них навыков межличностного общения, малой продуктивностью такого общения, неадекватной самооценкой. Если ребенок обучается на дому, то, лишенный общества сверстников, он имеет гораздо менее благоприятные условия для овладения социально значимыми знаниями, умениями, качествами.

Литература

Д.С. Куангалиева «Методические рекомендации по организации индивидуального обучения на дому детей с нарушениями интеллекта», Алмата, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.

Программа  модернизации  российского  образования, осуществляемая  в  настоящее  время, базируется  на  наиболее  интересных  идеях  и  прак...

Мастер-класс "Система работы учителя в личном информационном пространстве. Создание теста"

       В настоящее время стремительными темпами развиваются новые компьютерные технологии и Интернет, а вместе с ними развиваются и новые способы обучения, одной из таких т...

Система работы учителя над совершенствованием чтения младших школьников

Представлен ряд эффективных способов и приемов по совершенствованию чтения младших школьников....

Доклад "Система работы учителя школы 1 ступени обучения по реализации ФГОС НОО 2 поколения"

Выступление на педсовете, МО  сопровождается презентацией....

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе учителя домашнего обучения ГБС(К)ОУ школы VIII вида №27 Васильченко Е.В. Правописание безударных гласных в корне слова.

Конспект урока  по письму и развитию речи в 4 классеучителя домашнего обучения ГБС(К)ОУ школы VIII вида №27 Васильченко Е.В.Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.Ти...

СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Сохранить и обогатить традиции совместного чтения и обсуждения книг взрослыми и детьми – одна из насущных задач, требующих непременного решения в современной методике обучения чтению....

СОТ"Система работы учителя по обучению английскому языку в начальной школе в рамках реализации ФГОС."

Современные образовательные технологии это  основа  эффективной  практической деятельности педагога. Использование СОТ в работе учителя помогают современному учителю выполнять требовани...