Система работы учителя над совершенствованием чтения младших школьников
статья по чтению по теме

Представлен ряд эффективных способов и приемов по совершенствованию чтения младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Cредняя общеобразовательная школа №17»

СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

                                                    Учитель начальных классов

                               Павлюк М. Н.

Норильск, 2012 г.

В настоящее время произошли значительные изменения в системе начального образования: изменилась его цель, а вместе с новой целью, ориентирующей на развитие личности ребенка, гуманизацию образования, претерпело и претерпевает изменения содержание обучения. Оно не может, как было раньше, ограничиваться только тремя известными компонентами — знаниями, умениями и навыками (ЗУНами).

Следовательно,  содержанием обучения должны стать не только предметные знания, умения и навыки, но и деятельность по их усвоению. Опора на мотивацию учения, знание способов действия решения задачи, операций по усвоению знаний — это то, новое, что постепенно вносится в практику начальной школы.

Цель обучения чтению: исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:

  1. развивать интерес  к чтению,  расширять круг чтения  младшего школьника, его начитанность;
  2. воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
  3. сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позво ляющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы;
  4. научить   полноценно   воспринимать   художественные   и   научно-познавательные тексты в их специфике, а также работать с учебной и детской книгой.

Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, сформированность навыков работы с разными видами текстов, то есть развитие начитанности, эмоциональной отзывчивости на читаемое, творческой активности, определенной самостоятельности и элементарной способности воспринимать художественное произведение в его специфике как искусство слова.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, сопереживает, воссоздает их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

Чтение требует определенных знаний, умений и навыков и вместе с тем развивает у читателя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт. Таким образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции: оно формирует отношение ребенка к жизни, к людям, к своей Родине, его нравственно-эстетические идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.

Качество всех параметров чтения вслух (сознательность, правильность, выразительность) и молча (беглость, умение самостоятельно ориентироваться в структуре и содержании текста) может быть повышено не столько путем многократного перечитывания (хотя это один из приемов обучения), сколько за счет овладения способами действия (как это имеет место в период обучения грамоте по "Азбуке"), а также мотивации чтения и освоения круга тех умений, совокупность которых дает качественный сдвиг в чтении.

Нужно учитывать, что на уроках чтения формируются навыки и умения воспринимать письменную связную речь, поэтому речевое развитие является необходимым условием понимания текста. Многие речевые умения, такие, как определение темы, основной мысли научно-познавательного текста, составление плана, разного вида пересказ, интонационные умения, связанные с усвоением читаемого, должны становиться объектом обучения на уроках чтения, где они используются либо как предмет обучения, либо как готовые межпредметные умения.

Непременным условием в обучении является использование практических действий учащихся с материалом (дополнительные карточки, тетради на печатной основе и т.д.).

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА — УЧИТЬ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ТРУДНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПОНИМАНИЕМ ТЕКСТА?

После того как учащиеся освоили элементарную грамоту, они могут читать, используя весь алфавит.

Подготовка к чтению текста как новой единицы начиналась ранее, уже при чтении предложений и неполных текстов, с помощью дополнения их рисунками, ответов на вопросы, использования сюжетных картинок.

Известно, что механизмы чтения предложений и связного текста различны, поэтому учащиеся сталкиваются с трудностями, так как, не овладев практически признаками текста, дети читают его как отдельные предложения.

Главное, чтобы учащийся представлял, что он читает связный текст; для этого его внимание обращается на основные признаки текста: целостность, связность, наличие определенной темы, заглавия, содержания, объединенного общностью мысли, началом и концом. Конечно, осуществлялось это в доступной форме, без употребления каких-либо определений.

Первое, с чего необходимо начинать, — это заглавие и тема текста. По ним легче всего установить, о чем говорится. Постоянное обращение к заголовку и теме воспитывает внимание у детей к целому тексту (объясняется на примерах различие между набором предложений и связным текстом).

Формирование    умения    видеть    заголовок    и    понимать    его    роль

осуществляется с помощью серии заданий: выбор заголовка из пред ложенных вариантов и соотнесение его с текстом, подбор собственного заглавия, соответствующего содержанию текста. Вводится такой порядок действий-способов работы:

  1. сначала прочитать текст, потом ответить на вопросы по его содержанию (что случилось?),
  2.  далее прочитать заголовки, подумать, какой из них больше подходит, почему;
  3. проверить себя (перечитать текст),
  4. соединить заголовок с текстом.

Эти задания способствуют формированию умений ориентировки в теме текста.

Приведу примеры возможных карточек-заданий, которые можно предложить учащимся, при проведении работы по знакомству с текстом и формировании элементарных умений ориентировки в его структуре,    понимании.

КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ ПО ОРИЕНТИРОВКЕ В СТРУКТУРЕ ТЕКСТА

Карточка

Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие.  Соедини его карандашом с рассказом.

МАЛЬЧИК И СТАДО        ЛГУН ВОЛК

Мальчик стерег овец и будто увидал волка, стал звать: "Помогите, волк! Волк!" Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он, так и два, и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

"Сюда, сюда скорей, волк!". Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Л. Толстой

    Почему мужики не поверили мальчику?

Почему случилась беда?

Что ты думаешь об этом мальчике?

Карточка

Придумай свое заглавие. Запиши его.

У Шарика шубка густая, теплая, — он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печи, — просто собачья будка, а там соломка постелена. А ему не холодно. Шарик лает, добро стережет, злых люден да воров во двор не пускает — за это все его любят да сытно кормят.

Е. Чарушин

Почему Шарику зимой тепло? Подчеркни эти слова. За что все любят да сытно кормят Шарика?

 Умения определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей формируется с помощью следующих упражнений.

Карточка

Найди и отметь в рассказе текст:

  1. "Как белки зимуют".
  2. "Белки радуются весне".
  3. "Заботы белок летом".

У СТАРОЙ СОСНЫ

...У освещенной солнцем старой сосны резвятся веселые проказницы-белки. Радуются они теплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у белок их спинки, пышные хвосты.

Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в теплых гнездах, забирались в глубокие дупла деревьев. С елки на елку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые тяжелые шишки.

Много забот будет летом у белок. Нужно накормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов...

И. Соколов-Микитов

Подчеркни описание белок.

Как автор называет белок? Почему? Подчеркни эти слова.

О ком (о чем) весь рассказ?

Карточка

Что же здесь не так? Составь рассказ правильно (поставь порядковые номера). Расскажи его.

ПЕРВАЯ ОХОТА

Тихонько к ней подкрался щенок, прыг — и ухватился за хвост. Фыркнул щенок, бросил хвост — и за ней. Да куда там! А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень. Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост отращивает.

В.Бианки

Вначале отрабатывается умение подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается), проводилась работа с деформированным текстом.

При выполнении каждого задания, направленного на формирование конкретного умения, сначала осуществляются ориентировочные действия (дети приглядываются, так ли они сделали, сравнивают варианты), а затем вводятся исполнительские действия (окончательная разметка текста), далее осуществляется самоконтроль (дети прочитывают текст, проверяя себя).

В процессе смысловой работы с текстом воспитывается внимание к слову (подчеркни описание белки; почему автор так называет белок?).

Формированию умения осознавать структуру смысловых связей текста посвящаются и более сложные задания, которые с помощью графических обозначений практически закрепляю сложившиеся умения.

Учащиеся рисуют структуру текста, обозначая каждую часть кружком. Кружков столько, сколько частей в тексте. Их функциональность усиливается тем, что каждый из кружков по размеру условно соответствует величине части. Параллельно обозначаются и связи между ними.

Рис. 1.

Эта схема обозначает наличие в тексте четырех частей, первая — это вступление (начало), последняя — заключение (концовка), средние два кружка обозначают основное содержание.

ЕЛермяк. Для чего руки нужны

                                                 В. Бианки Первая охота
                           Н        С        С                                 К

И        С        С

Рис. 2.

Ко второй части относится весь диалог.

Поначалу необходимо использовать такие тексты, которые легко структурируются и где смысловые части в основном совпадают с абзацами.

Чтобы дети удерживали в памяти все части рассказа и могли пос ледовательно восстановить их содержание, можно предложить задание: обозначить условными рисунками весь текст.

Разновидностью заданий с использованием графических схем и устных рисунков является обозначение абзацев вместе с подобранными к ним заголовками:

Подбери заголовки к абзацам.

1, 2...

3...

4...

   

Учащиеся после устной работы записывают заголовки в карточки (а если их нет, в обычную рабочую тетрадь). Это задание вариативно: абзацы называют сами учащиеся или по готовым абзацам определяют смысловые части рассказа и озаглавливают их. Сначала работа проводится коллективно, затем самостоятельно. Чтение сопровождается составлением плана по прочитанным рассказам. Ориентиром для учащихся служат абзацы.

При этом необходимо следить за тем, чтобы учащиеся, составляя свой текст, не просто пересказывали все подряд, но поясняли свою структуру текста: какое они выбирают начало, о чем расскажут потом, чем продолжат и как закончат текст. Пересказам помогают планы, схемы, рисунки, сделанные к произведениям. Предлагаемые упражнения нужно включать в процесс повторного чтения и так называемого вторичного осмысленного восприятия, помогая осуществлять исполнительские действия с текстом.

Работая над целостным восприятием текста, следует стремиться вначале сформировать умение понимать предметную (фактическую) сторону — факты, события, то есть, как говорят психологи, план значений. Когда все учащиеся справляются с этим этапом работы, включаются более сложные задания, связанные с выявлением смысла читаемого. Для этого важно увидеть эти факты, события, определить их взаимосвязи, дальнейшее развитие, а затем уже осознать смысл описанных фактов, событий, поступков, персонажей, высказать к ним свое отношение.

Осмысливание фактов предполагает сформированность умения осуществлять элементарные обобщения и самостоятельно строить суждения.

Поэтому, формируя осознанное чтение в разных его формах (вслух и молча), подбираются тексты, которые обеспечили бы ребенку возможности понимания на разных уровнях.

Зная, каков уровень понимания у ребенка, можно осуществлять дифференцированное обучение. Для обучения пониманию предлагаются дидактические материалы по осмыслению предложений и связных текстов.

Задания в виде карточек направлены на понимание связных текстов и предназначены для самостоятельного чтения и формирования умений:

А — понимание предметного содержания текста;

Б — понимание обобщенного содержания;

В — понимание скрытой мысли (подтекста), вытекающей из содержания, то есть понимание основной мысли (смысла) текста;

В1 — определение личностного отношения к прочитанному.

Задания построены таким образом, чтобы одновременно с обучением осуществлялись контроль, обратная связь между учеником и учителем. Каждой серии посвящено несколько текстов. Когда усвоены предшествующие задания (серии А, Б), подключаются задания всех (или большинства) вариантов (А, Б, В, В1).

Задания вводятся по мере овладения учеником той или иной ступенью понимания текста.

Прочитав тексты и задания к ним, учащиеся должны выбрать ответ, пометив знаком "плюс" свое согласие и знаком "минус" несоответствие вопроса содержанию текста.

Вначале предлагались задания серии А.

Карточка

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК

Висят на столбах рядом два провода. Висят молча, мирно, как веревки. Но берегись их, не трогай! Огромная невидимая сила заключена в них. Подведи провода к машине — оживет она, загрохочет. Подключи лампочку — она ярко загорится. Течет в проводах электрический ток. Этот невидимка все может: и обогревать, и освещать, и заставлять машины работать.

Выбери правильный ответ.

А. Передается ли электрический ток по проводам?

                        1.Да.

  1. Нет.
  2. Не знаю.

По мере овладения уровнем А  включаются задания,  предполагающие понимание обобщения (уровень Б).

Карточка

Ёжик и кот

Ежик куда-то спешил. Он смешно семенил ногами. Вдруг ежик увидел кота. Ежик попыхтел и подошел к нему. Кот захотел понюхать незнакомца. Но он уколол свой нос и отскочил. От страха кот залез на дерево. Ежик презрительно фыркнул вслед. А через минуту они мирно лакомились хлебом с молоком. Это был кошачий ужин.

(По Г. Филиппову)

Выбери правильный ответ.

А. 1. Ежик торопился.

  1. Кот испугался.
  2. Ежик испугался.

Б. 4. Ежик и кот подружились.

В   рассказе    "Галка"    первые   три   вопроса   раскрывают   предметное содержание, последующие два — содержат обобщение.

Учащийся знаком "плюс" должен отметить 1-й и 5-й ответы.

Карточка

ГАЛКА

Галка хотела пить. Во дворе стоял кувшин с водой. Но вода была только на дне. Галка не могла ее достать. Тогда галка стала бросать в кувшин камушки. Вода поднялась, и галка смогла напиться.

(По Л. И. Толстому)

Выбери правильный ответ.

   А. 1. Галка хотела пить.

  1. В кувшине было много воды.
  2. Галка бросала в кувшин хлебные шарики.
    Б. 4. Галка бросала камни в кувшин от безделья.
  3. Галка была умна и придумала, как напиться.

Как правило, ошибочных ответов из серии А не наблюдается.

Далее в содержании уже вычленяется поступок, определяется его причина; ребенок учится высказывать свое отношение к поступку. Задания также сопровождаются практическими действиями.

В простейших рассказах дети сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно пытаются выделить главное в тексте. Эти задания выполняются после общего анализа текста, который осуществляется учителем вместе с учащимися.

Карточка

Прочти рассказ. Пронумеруй вопросы по порядку. Какой вопрос будет 1, 2, 3, 4, 5-ым?

  1. Кто помог бабушке?
  2. Как старушка несла воду?
  3. Кого встретили ребята?
  4. Что сказал Толя?
  5. Куда возвращались Толя и Витя?

ГОРЬКАЯ ВОДА

Толя с Витей возвращались в лагерь. Навстречу им шла старушка с ведром воды. Пройдет несколько шагов — и остановится отдыхать.

—        Подожди, — сказал Витя, — надо помочь.

Он прервал разговор на самом интересном месте и побежал к старушке.

—        Куда ты? — крикнул Толя. — Разве всем поможешь?

Но Витя не послушал товарища и помог бабушке отнести ведро.

Определи, о чем говорится в произведении, его содержание.

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА

Через несколько дней Толя шел один по лесу. Ему страшно хотелось пить. Толя решил зайти в первую избу и попросить воды. Только он открыл дверь — увидел ту же самую старушку.

—        Пей, сыночек, пей, — ласково сказала старушка, подавая ему воду. Толя покраснел, скорее попил, поблагодарил и выбежал на улицу. А вода показалась ему горькой.

В.Осеева

  1. Правильно ли поступил Витя? Подчеркни: да, нет. А Толя?

 (Да,нет)

  1. Как встретила Толю старушка? Отметь галочкой (А) это место в рассказе.
  2. Что чувствовал Толя, когда пил воду? Подчеркни эти слова.
  3. Объясни название рассказа.
  4. Передай содержание рассказа и вырази свое отношение к мальчикам.

Карточка

Найди поступок и его причину

КОСТОЧКА

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке.  Ваня  никогда не  ел слив и  все  нюхал их.  И очень они  ему понравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сосчитала сливы и видит — одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец говорит:

—А   что,   дети,   не   съел   ли   кто-нибудь   одну   сливу?

Все сказали:

—Нет.

Ваня покраснел как рак и сказал тоже.

—        Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:

—        Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо: но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

—        Нет, я косточку бросил в окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.

(Л. Толстой)

A.        Отметь в тексте галочкой (А) описание поступка.

Б. Подчеркни объяснение причины: почему Ваня заплакал?

B.        Какие чувства вызвал у тебя Ваня?

Взял — схватил. Какое слово больше подходит? Почему?

Следующая ступень работы — определение смысла рассказа. Этой работой занимаются на протяжении всего второго года обучения, опираясь на самостоятельное чтение детей.

Карточка

Читаем рассказ. Определяем его основную мысль.

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.

—Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.

—Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша. В детском саду воспитательница сказала:

—Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе!

—У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

—Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и,  взглянув  на Машу,  покачала  головой.  — Видно,  ваша дружба до первого дождя! Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

(В. Осеева)

A.        Какой случай описан в рассказе? Где начало? Отметь в рассказе это место (л).

B.        Дружба до первого дождя — настоящая ли это дружба?

(Да, нет.)
Какими словами из текста ты озаглавил бы рассказ? Подчеркни их.

Карточка

Определяем, что главное.

ДВА ТОВАРИЩА

Два товарища шли по лесу. На них выскочил медведь. Один спрятался на дереве, другой упал на землю. Он притворился мертвым. Медведь понюхал его и ушел. Тогда первый слез с дерева и засмеялся: "Ну, что тебе медведь говорил?". Человек ответил: "Он сказал мне: плохие те люди, которые оставляют товарища в беде". (По JI. Толстому).

В. Что главное?

  1. Не бросай в беде товарища.
  2. От медведя можно спрятаться на дереве.
  3. Медведя можно перехитрить.

Как же следует поступить, если учитель не располагает набором специальных карточек?

В этом случае следует выбрать соответствующий текст из учебной книги и записать его на доске. К этому тексту учитель заранее составляет задания, аналогичные использованным в карточках. Учащиеся, прочитав текст, под определенным номером задания ставят свои обозначения на листочках, в тетрадях, альбомах и т.п., свидетельствующие о их понимании прочитанного (знаки "+", "-", "•"; рисунки, другие пометки).

Таким образом, осуществляется обратная связь "ученик — учитель", контроль и самоконтроль и формируются конкретные предметные действия, способы действия с текстом и необходимые уровни его осмысления.

Способствует пониманию текста прием структурирования. Определяя структуру текста и составляя его модель, ученик соотносит текст с моделью, наглядно видя основы связи содержания. Структурирование и моделирование различных текстов использовались нами как приемы работы с художественным и научно-познавательным текстом. В художественных произведениях чаще используется рисованная модель или смешанная — графическая и рисованная.

Карточка

Подчеркни слова, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев. Запиши на полях против текста сказки свои комментарии.

КАША ИЗ ТОПОРА

             (русская народная сказка)

устал        ШЕЛ СОЛДАТ НА ПОБЫВКУ. ПРИТОМИЛСЯ В

ПУТИ.   ЕСТЬ   ХОЧЕТСЯ.   ДОШЕЛ   ДО   ДЕРЕВНИ,   ПО СТУЧАЛ В КРАЙНЮЮ ИЗБУ:

                         —ПУСТИТЕ     ОТДОХНУТЬ     ДОРОЖНОГО                    

                       ЧЕЛОВЕКА!  ДВЕРЬ ОТКРЫЛА СТАРУХА:

                       приветливо — ЗАХОДИ,  СЛУЖИВЫЙ.

—А НЕТ ЛИ У ТЕБЯ, ХОЗЯЮШКА, ПЕРЕКУСИТЬ ЧЕГО?
скупая,   жадная  У   СТАРУХИ   ВСЕГО   ВДОВОЛЬ,   А   СОЛДАТА

                                 ПОСКУПИЛАСЬ НАКОРМИТЬ, ПРИКИНУЛАСЬ  

                                СИРОТОЙ. ОХ,    ДОБРЫЙ    ЧЕЛОВЕК,    И    САМА    

                                СЕГОДНЯ    ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ ЕЛА: НЕЧЕГО.

                                —НУ, НЕТ ТАК НЕТ, — СОЛДАТ ГОВОРИТ.

                               ТУТ   ОН   ПРИМЕТИЛ   ПОД   ЛАВКОЙ   ТОПОР   БЕЗ                        

                                ТО ПОРИЩА.

находчивый, —     КОЛИ НЕТ НИЧЕГО ИНОГО, МОЖНО И  

                               ИЗ догадливый ТОПОРА КАШУ ВАРИТЬ. удивилась            ХОЗЯЙКА РУКАМИ ВСПЛЕСНУЛА:

                                 —КАК ТАК ИЗ ТОПОРА КАШУ?

                                 —А ВОТ ТАК. ДАЙ-КА КОТЕЛ.

                           ПРИНЕСЛА СТАРУХА КОТЕЛ. СОЛДАТ ТОПОР  

                           ВЫМЫЛ, ОПУСТИЛ В  КОТЕЛ,  НАЛИЛ  ВОДЫ  И

                           ПОСТАВИЛ  НА ОГОНЬ.   СТАРУХА   НА   СОЛДАТА  

                               ГЛЯДИТ,   ГЛАЗ   НЕ СВОДИТ;    ДОСТАЛ    СОЛДАТ    

                               ЛОЖКУ,    ПОМЕШИВАЕТ ВАРЕВО. ПОПРОБОВАЛ.

                               — НУ         КАК?         —         СПРАШИВАЕТ        

                               СТАРУХА.

хитрый                 — СКОРО БУДЕТ ГОТОВА, — СОЛДАТ ОТВЕЧАЕТ.

                              —ЖАЛЬ,        ЧТО         ВОТ         СОЛИ         НЕТ.

глупая               — СОЛЬ-ТО У МЕНЯ ЕСТЬ, ПОСОЛИ. СОЛДАТ  

                            ПОСОЛИЛ. СНОВА ПОПРОБОВАЛ:

                             —ВОТ       СЮДА       БЫ       ДА       ГОРСТОЧКУ                      

                             КРУПЫ! СТАРУХА     ПРИНЕСЛА     ИЗ     ЧУЛАНА                      

                         МЕШОЧЕК КРУПЫ: —НА, ЗАПРАВЬ КАК НАДО. 

                             ВАРИЛ,   ВАРИЛ   СОЛДАТ,   ПОМЕШИВАЛ,   ПОТОМ  

                             ПО ПРОБОВАЛ. ГЛЯДИТ СТАРУХА, ОТОРВАТЬСЯ НЕ

                             МОЖЕТ. — ОХ,   И   КАША   ХОРОША!   —   ХВАЛИТ  

                             СОЛДАТ.   — КАК   БЫ   СЮДА   ДА   ЧУТОЧКУ   МАСЛА  

                             —   БЫЛО   БЫ И ВОВСЕ ОБЪЕДЕНИЕ. НАШЛОСЬ У

                            СТАРУХИ И МАСЛО. СДОБРИЛИ КАШУ.

                            —БЕРИ ЛОЖКУ, ХОЗЯЮШКА. СТАЛ КАШУ ЕСТЬ, ДА          

                            ПОХВАЛИВАТЬ. —ВОТ   УЖ   НЕ   ДУМАЛА,   ЧТО   ИЗ  

                            ТОПОРА   ЭТАКУЮ ДОБРУЮ    КАШУ    МОЖНО    

                            СВАРИТЬ, —  ДИВИТСЯ СТАРУХА. А СОЛДАТ ЕСТ ДА

                            ПОСМЕИВАЕТСЯ.

Следующий прием, который применяется во втором классе четырех летней школы, — подчеркивание слов, несущих основное содержание и смысл произведения.

В сказке "Петушок и бобовое зернышко" в первом абзаце учащиеся вместе с учителем подчеркивают слова: торопился, второпях, подавился, бобовое зернышко, словно мертвый лежит.

Во втором абзаце самостоятельно выделяют слова: перепугалась курочка, бросилась, маслица, горлышко смазать и т.д.

Когда содержание усвоено, обращается внимание на тревогу курочки за братца, и учащиеся с помощью выделенных слов определяют, что она заботилась о петушке и любила его.

Что же думают дети о другом герое? Понял ли он, сколько хлопот доставил своей сестрице?

Эти вопросы помогут понять детям, что петушок был непослушным, беззаботным, хотя в тексте прямо об этом не говорится.

Подготовительная работа осуществляется с помощью карточки:

Известно, что пересказывание, рассказывание сказки — это не только прием, развивающий речь учащихся, но и средство закрепления в речи понимания текста, понимание того, как интерпретируется содержание в личностном восприятии, в каких словах проявляется отношение к персонажам, событиям, поэтому так важно, чтобы учащиеся переводили авторские слова на свой, присущий им код — близкие им слова и выражения.

Предварительная работа по анализу сказки "Петушок и бобовое зернышко" поможет учащимся по-своему рассказать ее, т.к. они уже запомнили героев, научились правильно произносить слова, увидели и зафиксировали основные слова, которые помогли им понять и рассказать сказку. Осознание сказки фиксируется с помощью трех видов речевой деятельности — чтения, письма и говорения. Кроме того, привлекаются практические действия, память, образные представления и чувства детей.

Сложным представляется для учащихся чтение текстов типа описания. Они имеют особую структуру и складываются из небольших микротем, микрообразов, составляющих целостное описание природы.

В рассказе И.Соколова-Микитова "Красное лето" две части, и каждая из них содержит несколько микротем:

I часть

1-я микротема:        На реке в заводях раскрылись белые лилии и растения на реке,    желтые кувшинки. Буйно цветет над водою водяная кашка.

2-я микротема: Дикая утка вывела из осоки своих утят, учит животные в воде, их плавать и ловить мошек. Летают над водою белые и синие стрекозы, и гудят над цветущей кашкой деловитые пчелы. Плавают в воде пузатые караси, а под плавучей травой затих, притаился зубастый щуренок....

П часть

На берегу трава выше колен. Звенят по ветру цветущие колокольчики ... и т.д.

По первой части работа проводится вместе с учителем: подчеркиваются важные слова, определяются микротемы. Учащиеся пытаются представить себе, "увидеть" цветы и животных. Со второй частью они работают самостоятельно, а затем обсуждают, что получилось: о чем эта часть, какие она включает микротемы и важные слова. Затем учащиеся возвращаются к общему названию "Красное лето" и доказывают, почему же оно названо автором красным красивым, какие картины мы смогли вместе с ним увидеть в I и II частях и маленьких их составляющих. Каждый выбирает понравившуюся ему микротему и иллюстрирует ее, выражая в своем рисунке личностное отношение к прочитанному и "увиденному" с помощью творческого воображения.

Карточка состоит из двух "рабочих" частей. В первой части отражается совместная работа с учителем, во второй, помимо определения микротем, подчеркивания главных слов и озаглавливания части, помещается рисунок учащихся.

Эта работа начинается в конце I класса и продолжается во II классе на простейших художественных, научно-художественных и научно-познавательных текстах. Используются отрывки из читаемых коллективно произведений.

Во II классе учащиеся осваивают все три уровня понимания текста: плана значений — предметного содержания, обобщений и смыслового плана — понимания смысла и отношений в несложных рассказах.

Элементарную работу с текстом как новой единицей начинают в конце первого года обучения и продолжают во II классе. Это необходимо, чтобы осуществить преемственность между "Азбукой" и "Книгой для чтения", подготовить учащихся к безболезненному усвоению более сложных текстов, художественных произведений и научно-познавательных статей.

ИТОГИ:

Каждый этап обучения требует определенного уровня понимания читаемого. На подготовительном этапе, в период освоения букв, слов, предложений и простейшего связного текста, важно помнить, что, помимо технических операций воссоздания звуковой структуры слова по графической (буквенной) модели и ориентировки сначала на слог, а затем синтез слова с помощью ударения и наконец упреждающий синтез — ориентировку на следующее слово (чтение сочетаниями слов), необходимо обеспечение понимания слова, словосочетания, предложения, текста.

Понимание текста —сначала осуществляется на уровне предметном, фактическом; более высокий уровень — понимание подтекста и смысла текста. Этот уровень достигается уже во втором классе, когда сформирован определенный уровень техники чтения словами вслух — не менее 60 слов в минуту.

Также хочу предложить некоторые упражнения по совершенствованию техники чтения.

Подобных упражнений существует множество. Однако хочу предложить те, которые мне более понравились.

РАБОТА С РЕШЕТКАМИ

Тренировка чтения текстов начинается с решетки. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова).

Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно разрешить сдвигать решетку на 2-3 мм влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста. Для облегчения восстановления перекрытых участков текста можно переходить к чтению вполголоса.

Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут непрерывно и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут. Общее время ежедневной тренировки не более 10-15 минут.

Решетку надо сменить, когда появится ощущение легкого чтения.

Параллельно с упражнениями в чтении с "решеткой" практикуется чтение с "пленкой". Это способствует развитию подвижности зрения, расширению поля чтения и стимуляции периферического зрения. "Пленка" представляет собой прямоугольник размером 7x10 см, вырезанный из светло-желтого светофильтра. Она накладывается на читаемую страницу книги вертикально таким образом, чтобы ее левая кромка отстояла от начала строк примерно на четыре-пять букв. Ставится задача читать, сознательно воспринимая (видя) только ту часть строки, которая находится под пленкой, а слова слева и справа от краев пленки воспринимать за счет периферического зрения и антиципации. Конечно, в случае непонимания содержания читающий может выходить и за пределы пленки.

ИСПОЛЬЗОВАНИМЕ АНАГРАММ

Такие задания для определения умственных способностей человека предлагает английский психолог Г. Айзенк, их можно использовать не только на уроках чтения, но и на занятиях грамматики. Эти задания легко вписываются в структуру урока, снимая напряжения и усталость детей. Постепенно от анаграмм переходят к целым предложениям, не меняя порядок слов в них, обязательно в первом слове указывается заглавная буква.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию исследовательских умений младших школьников

Проблемный семинар. Лекционно-практическое занятие для учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятельности учащихся  в рам...

Система работы над развитием познавательной активности младших школьников.

В статье раскрывается система работы над развитием познавательной активности младших школьников....

Совершенствование чтения младших школьников

В презентации представлен ряд приёмов, способствующих пониманию и развитию нормального темпа младших школьников....

Обобщение и распрастранение опыта работы по теме "Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"

Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Систем...

Система работы учителя с одаренными детьми младшего школьного возраста в рамках урочной и внеурочной деятельности

Всему в школе обучить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем.Где, когда и как искать умненьких ребят? Как не по...

Особенности знаниевого и компетентностного подходов к педагогическому проектированию системы работы учителя по экономическому воспитанию младших школьников

О необходимости экономического образования и воспитания начиная с начальной школы. Варианты заданий экономического характера в разных УМК и во всероссийских проверочных работах. Характеристика и сравн...