Особенности знаниевого и компетентностного подходов к педагогическому проектированию системы работы учителя по экономическому воспитанию младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
О необходимости экономического образования и воспитания начиная с начальной школы. Варианты заданий экономического характера в разных УМК и во всероссийских проверочных работах. Характеристика и сравнительный анализ нескольких УМК по экономике для начальной школы. Более подробная характеристика программы и заданий по системе Л,В. Занкова, ее плюсы и минусы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomicheskoe_vospitanie.zip | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности знаниевого и компетентностного подходов
к педагогическому проектированию системы работы учителя
по экономическому воспитанию младших школьников
На сегодняшний день содержание образования в школе меняется с учетом социально-экономических потребностей общества. Если раньше экономические проблемы отодвигались от школьника и он практически оставался в стороне от них, то сегодня это уже невозможно. Жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, как складывается бюджет семьи, что такое потребности, что такое цена товара и от чего она зависит. Сегодня во много раз повысились требования к экономической грамотности для всех возрастов и всех слоев населения. Чтобы школьник в будущем смог разбираться в сложных понятиях экономики, нужно начинать работать в данном направлении как можно раньше. Результат экономического воспитания будет проявляться в правильном отношении ребенка к труду; в его поведении при решении вопросов расходования каких-либо ресурсов: одежды, обуви, денег, воды, электроэнергии, пищи, времени, здоровья и пр.
Экономическое образование необходимо осуществлять с первых лет обучения в школе. В решении этой задачи особое место занимает учитель начальных классов. Понятно, что экономическое образование младших школьников носит пропедевтический характер, так как на данном этапе происходит ознакомление с известными экономическими понятиями. Первоначальные знания детей позволят учителю выйти на более высокий уровень образования, формировать экономически значимые качества личности: бережливость, умение планировать, осуществлять выбор. Реализация задач экономического образования предполагает использование возможностей всех учебных дисциплин, поскольку в базисном учебном плане начальной школы не предусмотрена образовательная область «Экономика».
Задания экономического характера в начальной школе сейчас включены в разные образовательные области: «Математика», где в учебниках разных авторов введены практические задачи, связанные с деньгами и их тратой, а также есть целый раздел «Цена, количество, стоимость», однако в разных УМК данная тема представлена в разных классах (Например: Определение стоимости определенного набора товаров или цены какого-либо предмета или товара). Кроме этого введенные в этом учебном году для выпускников начальной школы всероссийские проверочные работы по математике содержат задания, связанные с деньгами (Например: Показана витрина магазина с товарами и ценами, а обучающемуся нужно узнать – какую сумму он получит сдачи при покупке определенного набора товаров.). «Окружающий мир»: так, в новом учебнике А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс, II часть выделен раздел «Чему учит экономика», который поможет обучающимся разобраться в том, для чего люди занимаются хозяйством; подумать над тем, как ведется семейное хозяйство; выяснить, как связаны между собой экономика и экология. Учебный материал данной темы отобран с учетом воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественнонаучным и экологическим материалом курса и рассматривается как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
В настоящее время существует огромное количество разнообразных пособий по экономике для младших школьников. Учебно-методический комплект «Экономика для младших школьников» (авторы И.А. Сасова, И.И. Нагуманова) предназначен для осуществления экономического образования детей начиная с первого класса. По мнению авторов курса, именно в этом возрасте у детей появляется устойчивый интерес к экономическим проблемам, возникающим в семье и окружающем мире. Основы экономической грамоты первоклассники получают на специальных уроках (за счет школьного компонента), но возможны и варианты их интеграции с уроками математики, технологии и др. Комплект включает тетрадь творческих заданий для учащихся, которая выполняет роль учебника, и методические рекомендации для учителя. Учебный материал в тетради отличается доступностью и увлекательностью изложения, содержит большое количество игр, загадок, пословиц, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся.
Также предлагается учебно-методическое пособие «Начала экономики» (авторы И.В. Ермакова, Т.А. Протасевич). Данный курс построен на основе методики развивающего обучения. Занятия связывает единый сказочный сюжет, через который раскрываются такие экономические понятия, как потребности и возможности, обмен, специализация, доходы и расходы семьи.
Пособие «Начала экономики» ориентировано на активное использование деятельностного подхода к обучению учащихся. Основой обучения при этом является не запоминание учениками информации, которой в изобилии их снабжает учитель, а участие самих школьников в процессе ее приобретения. Активность ребенка в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает участие в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданием учителя, формулировка правил.
В развивающей системе Л.В. Занкова разработан курс «Экономика» (авторы: Т.В. Смирнова, Т.В. Проснякова), который обеспечен следующим учебно-методическим комплектом: учебником «Белка и компания» (2-4 кл.) и практическим пособием «Путешествие в компании Белки и ее друзей» (2 кл.). Курс предназначен для факультативных и кружковых занятий по экономике во 2-4 классах, а для детей 6-8 лет – «Дом в обычном переулке. Экономика» . В сказочной форме, доступной для детского восприятия, раскрываются основные понятия и виды экономической деятельности: торговля, услуги, производство и др. Дети знакомятся с историей экономических явлений, с основами этикета делового человека, учатся считать затраты, анализировать и моделировать экономические ситуации. Справочное бюро в конце каждой темы содержит разъяснения основных экономических терминов. Большое количество ребусов, задач, игровых заданий способствует усвоению материала в условиях коллективной или индивидуальной игровой деятельности.
Так как я довольно длительное время работаю по программе развивающего обучения Л.В. Занкова, то более подробно хотела бы рассмотреть данный курс. В курсе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Обучающимся предлагаются задания, направленные на активный поиск новой информации: в книгах, словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного
взаимодействия: работа в парах, в малых группах. Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Предлагаемый курс экономики не ставит своей целью фундаментальное системное освоение экономических категорий. Обучающимся предлагается ряд базовых понятий, которые создают необходимую основу мотивированного осознанного изучения экономики на следующих ступенях образования. Представлены наиболее яркие, характерные экономические категории, а также те, на которых могут складываться острые интриги, межличностные конфликты.
Содержание программы неоднородно. Его можно соотнести с тремя различными уровнями подачи материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. В целом уровни образуют триединую, комплексную форму.
В качестве основного выделен морально-нравственный уровень. С этой точки зрения главный вопрос, который постоянно затрагивается, «Для чего?» Ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария. Значительное внимание в курсе
уделено раскрытию и пониманию того, что экономика неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность.
Ко второму уровню относится материал, который учит ребенка видеть экономическую целесообразность, определять выгодность, перспективность любого дела, делать выбор, принимать обоснованные решения.
Материал третьего уровня направлен на изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант. Этот материал расширяет и углубляет понимание основных экономических категорий, закладывает основу для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах обучения, учит проникать в суть явлений, видеть за внешней формой экономическую сущность. Форма подачи материала побуждает ребенка к поисково-исследовательской деятельности.
Одно из основных направлений курса - осмысление детьми жизненных ситуаций, которые вызвали появление базисных экономических категорий. Большое внимание уделяется связям между экономикой, историей, естествознанием, математикой.
Усвоение экономических знаний происходит с опорой на жизненный опыт ребенка. Ученик переносит на себя возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и поступки с мнением и поступками персонажей книги. Главное в этом направлении - не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности.
Рассмотрим содержание данного курса по классам.
2 класс
Труд и работа. Заработная плата как плата за работу. Заработная плата - источник существования и жизнеобеспечения семьи.
Разделение труда. Обмен результатами своего труда.
Домашнее хозяйство. Самое первое представление о товаре и деньгах.
Первоначальное понятие о потребностях. Товары и продукты, необходимые в домашнем хозяйстве.
Понятие о покупателе и продавце. Различные формы организации торговли: магазин, рынок, ярмарка, лавка, ларек, киоск, супермаркет, минимаркет и т.д.
Процесс купли - продажи. Обмен товаров и денег. Самое первое понятие цены. Сдача.
Понятие услуги. Предприятия бытового обслуживания: химчистка, прачечная, ателье, ремонт обуви, парикмахерская, фотостудия и т.д.
Представление о деятельности организаций, осуществляющих контроль за выполнением обязательств, соблюдением порядка.
Начальное представление об оптовой и розничной торговле.
Виды денег: монеты, купюры.
Богатство и деньги. Богатство и счастье.
Понятие бюджета: семейного, государственного. Доходы и расходы.
Понятие государственной казны. Налогообложение.
Первое представление о банке как финансовом посреднике.
Сбережения - накопления. Формы накопления денег.
Вклад. Свободные деньги. Достаток. Возможности использования накопленных средств. Соотношение желаний, потребностей и возможностей, понятие о вложениях. Выгода.
Начальное представление о конкуренции. Понятие сделки.
Первое понятие о собственных затратах. Экономия собственных затрат. Изменения цен: дешевле - дороже.
Приусадебное хозяйство. Запасы. Представление о производительности труда и прибыльности какого-либо дела.
Понятие страхования. Страховой взнос.
Договор. Условия договора. Последствия неисполнения договора. Понятие обязательства с точки зрения экономического соглашения. Понятие убытков. Соотношение затрат и полученных результатов.
3 класс
Экономика как наука. Краткие исторические сведения о ее возникновении и развитии как результате новых форм взаимодействия человека и природы. Потребности. Виды потребностей.
Этика и мораль предпринимательства. Моральноэтический кодекс цивилизованного предпринимателя как развитие представлений об общечеловеческих ценностях и нормах морали. Этика деловых взаимоотношений.
Понятие о товаре. Собственные затраты; цена и прибыль.
Понятие о торговле. Торговая прибыль. Формы торговли: оптовая, розничная.
Понятие о посредничестве. Доля посредника.
Спрос и предложение. Их соотношение и взаимосвязь с ценой.
Реклама как коммерческая информация. Формы и этические нормы рекламы.
Услуги как особый вид деятельности. Плата за услуги.
Долговые обязательства.
Понятие собственности. Собственность и право распоряжаться ею.
Сущность аренды. Арендная плата. Арендный договор. Условия аренды.
Капитал. Отличие капитала от суммы денег. Первоначальный капитал.
Сущность кредита. Банковский процент и банковская прибыль. Гарантия платежеспособности (залог).
Производство. Издержки производства. Прибыль производителя.
Материальные и трудовые затраты. Экономия и снижение затрат.
Качество производимой продукции. Штрафы, пени, неустойки.
Конкуренция. Банкротство - разорение.
Акционерная форма капитала. Слияние капиталов и образование акционерных обществ. Паевой взнос. Акции. Дивиденд как часть чистой прибыли акционерной формы. Акционер. Учредители. Срок платежа. Конфискация имущества.
Распродажа имущества. Аукцион.
Экономические циклы. Понятие о монополии. Внешняя торговля.
Контракт как способ юридического оформления сделки.
Таможня и таможенные пошлины. Пошлины на импорт и пошлины на экспорт. Транспортные расходы.
Понятие налога. Виды налогов. Источники налогов.
4 класс
Ценовая политика. Конкуренция. Ценовая политика как одна из форм конкурентной борьбы. Маркетинг как комплексная система организации производства и сбыта продукции.
Реклама. Более углубленное представление о формах и видах рекламы. Учет требований рынка.
Основные виды и формы торговли. Более углубленное представление о розничной и оптовой торговле. Формы и виды оптовой и розничной торговли. Оптовая и розничная цена. Их соотношение. Прямые связи и посредническое звено. Производитель и потребитель. Потребитель промышленный и потребитель конечный.
Амортизация. Износ физического капитала и необходимость его восстановления, ремонта. Амортизация как ежегодный износ физического капитала. Амортизационные отчисления.
Расчеты между покупателями и продавцами. Наличные деньги и безналичный расчет. Банк как финансовый посредник.
Налоги. Система налогообложения. Формы и виды налогов. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Более глубокое ознакомление с понятиями доходов и расходов. Потребление и накопление.
Биржа - организационная форма оптовой торговли. Фондовая биржа как специальное место, где торгуют акциями и другими ценными бумагами. Акция как особая ценная бумага, подтверждающая, что ее владелец является одним из собственников компании и имеет право на получение части ее
прибыли. Дивиденд. Курс акций. Акционеры и акционерное общество.
Понятие о земельной ренте. Аренда, арендаторы, арендодатели и арендная плата. Арендная плата как форма получения земельной ренты. Плодородие, урожайность и разная прибыльность земельных участков.
Внешняя торговля. Понятие об экспорте, импорте, квотах и таможенных пошлинах. Прибыльность, эффективность производства. Соотношение собственных затрат и результатов.
Развитие производства.
Работа над задачами
Экономическая задача в виде рисунка как особый вид экономического задания.
Текстовая экономическая задача.
Экономическая задача в схематическом изображении.
Установление отличительных признаков задачи. Выявление
обязательных компонентов задачи: условия и вопроса.
Выявление условий, необходимых, достаточных и лишних.
Установление логических и экономических связей и зависимостей между основными экономическими понятиями и категориями.
Выбор верного решения из нескольких предложенных.
По моему мнению, из вышеперечисленного видно, что данный курс перенасыщен понятиями экономического характера для обучающихся начальной школы, часть представленного материала в большей степени относится к обучающимся среднего и старшего звена. При этом в 1 классе содержание материала полностью дублируется с содержанием 2 класса, за исключением самой подачи материала: на примере из жизни детей Сережи и Даши, которые попадают в различные, порой нереальные, ситуации, которые помогают понять суть экономических явлений, а разнообразные игровые задания помогают лучше усвоить пройденный материал.
Однако изучение экономики в раннем возрасте поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятия, необходимые для ориентации в современном рыночном мире, приобрести элементарные навыки поведения в условиях рынка, создать основы для дальнейшего более глубокого, изучения экономики в старших классах. В связи с этим в последнее время в школах педагоги все чаще уделяют этому вопросу пристальное внимание и подключают к этой работе родителей. Кроме этого в настоящее время на уровне правительства РФ и по предложению председателя правительства Д.А. Медведева рассматривается вопрос о повсеместном введении в школах начиная с 1 класса занятий по экономике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экономическое воспитание младших школьников, или как развить качества делового человека"
Рынок, рыночные отношения. Они охватили все общество, в том числе семью и школу. Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в стране ставит перед школой серьезную зхадачу в области целенапр...
Система работы «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики".
Система работы по теме «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики» представлена Е.В.Бушуевой через информационно - педагогические модули (ИПМ)....
Педагогический проект "Духовно-нравственное развитие и воспитания младших школьников в современной школе"
Содержание 1. Актуальность.2. Анализ ситуации.3. Цель и задачи.4. Программа реализации проекта.5....
Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Материал содержит информацию о путях духовно-нравственного воспитания младших школьников....
Обобщение опыта работы по теме "Система работы по социальной адаптации младших школьников"
Одной из основных задач воспита...
Экономическое воспитание младших школьников во внеурочное время.
В статье раскрываются практические приемы обучения младших школьников экономике во внеурочное время....
Учебно-методическое пособие для коррекционно-педагогической работы по музыкальному воспитанию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения).
Пособие посвящено вопросам применения музыкальной деятельности в коррекционно-педагогической работе и воспитанию детей с ОВЗ в коррекционной школе. ...