Система работы над развитием познавательной активности младших школьников.
статья по теме

В статье раскрывается система работы над развитием познавательной активности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы над развитием познавательной активности младших школьников.

                    Формирование познавательной активности  у младших школьников- сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познавательной активности у школьников.         

             Для развития познавательной активности младших школьников существует множество методов и приемов.

            В. А. Сухомлинский обращал внимание педагогов на то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, в котором ребенок жил до школы, не был закрыт для него за дверью класса. Ребенок только тогда полюбит школу, если учитель сохранит для него те радости, которые окружали его раньше. Таким образом занимательный материал не перестает влиять на развитие ребенка и в школьном учебном процессе.

            Использование занимательного материала на уроках естественно-географического цикла помогает активизировать познавательную активность, наблюдательность детей, их внимание, память, мышление, снимает утомление.

Вместе с тем важно, чтобы учитель не превращал занимательность в развлечение, чтобы он заранее планировал, где, как и с какой целью следует привлечь средства занимательности на уроке.

              Для того чтобы научить ребят любить природу, дружить с ней, нужно обогатить их знания, их познавательные интересы. С первых уроков в 1 классе, старюсь заинтересовать детей. Беседую с ними, говорю: « Найдешь в лесу цветок или увидишь бабочку, узнай, как они называются, чем интересно это растение или насекомое». Развивая у детей познавательные потребности, приобщаю детей к чтению книг, журналов о природе. В нашем календаре природы есть рубрика «Попробуй, ответь», где систематически меняются

вопросы. Вот один из вариантов вопросов: какое дерево все время переодевается? У какого животного детеныши родятся осенью? Какая рыба называется именем человека? Растет ли дерево зимой? Где у кузнечика «ухо»?

Вьют ли перелетные птицы гнезда на юге? Когда цветет сирень?

                  С первых минут урока стараюсь заинтересовать детей. На этапе актуализации знаний использую короткие стихотворения, которые помогают настроить ребят на работу, вызывая этим самым интерес к самому уроку.

           

 Подбираю физ.минутки, которые подходят к теме урока. Такие стихотворения можно использовать не только для отдыха, но они еще помогут запомнить название планет солнечной системы.

              При подготовке к урокам учитываю, как будет организована на уроке коллективная и индивидуальная работа, что будет предложено для самостоятельной работы. Намечаю для себя цели: учебные, развивающие, воспитательные. Исходя из этого, выбираю формы работы, методы. Например, как можно использовать иллюстративный материал, дидактический материал, статьи из учебника, информационные технологии. Следует помнить, что применять средства ИТ целесообразно  только в комплексе с другими  средствами обучения, не отрицая , а дополняя их.

               На уроке в 1 классе « Осенние изменения в природе», в самом начале включаю магнитофонную запись, читаю стихи об осени и о лете. Говорю ребятам: «Послушайте стихи, о каком они времени года? Ребята говорят, по каким признакам об этом догадались. Рассказ о лете ребята строят по своим воспоминаниям, и здесь хорошо помогают сочинения на тему «Лето в родном крае». На этом уроке, говоря об изменениях в жизни птиц с приходом осени, знакомлю ребят с новым словом - орнитология, рассказываю, что ученые-орнитологи установили, что на Земле около 8500 разных видов птиц, из них 770 видов живут в нашей стране. Продолжая эту тему, хочу отметить, что          на уроках использую информацию из книги рекордов Гиннесса или рубрики «Знаете ли вы?». Так на уроке по теме «Вода в природе» предложила детям любопытную информацию о самой крупной капле, градине, о самом продолжительном дожде.

                Изучение растений в осеннюю пору проводим по гербариям, которые могут изготовить сами ученики. На уроки не только естествознания. На уроки труда, изобразительного искусства дети приносят осенние листья. Задаю вопрос: «Как выдумаете, почему листья на деревьях и кустарниках летом зеленые, а осеню желтые? Ребята делают самые различные предположения, вкладывая в них те знания, которые у них есть. Говорю: « А что рассказывает по этому поводу «старичок - лесовичок». И ребята слушают сказку Ю. Дмитриева «Зеленое и желтое» из книги «Большая книга леса». Сказку рассказывает один из учеников, подготовленный к этому уроку. Дети в доступной форме получают сведения об изменении окраски листьев осенью.

               Большой интерес на уроках естествознания вызывает подслушивание или разбор «подслушанных в природе» разговоров между растениями, животными, птицами. На уроке в 1 классе по теме «Зима в природе» предложила детям следующие диалоги. Диалоги может читать подготовленный ученик или такой диалог инсценируется. Эти диалоги

помогли ребятам запомнить, какие звери зимой спят, какие запасают корм, ведут активный образ жизни.

               На уроках рассматриваем картины художников. Например, картина И. Левитана «Золотая осень». При этом стараюсь, чтобы дети поняли, почему картина так называется, подметили, какая пора осени запечетлена. Говорим об удивительной красоте природы, вспоминаем стихи поэтов, которые особенно любили это время года. А потом ребята сами учатся составлять небольшие рассказы по картине. Даю им опорные вопросы, которые должны быть отражены в рассказе. Какое небо осенью? Какие листья на деревьях? Какой стала вода в осенней реке?  

                Хочу назвать некоторые приемы, которые особенно нравятся детям.

« Лови ошибку». Ребята получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать. Когда я обучила детей этому, стала предлагать в качестве домашнего задания составление подобного текста.

 «Осколки». Текст представлен в виде двух столбиков. Первый - начало фразы, второй - ее конец. Этот прием подходит для любого этапа урока и для домашнего задания.

               Очень часто на уроках использую ребусы, которые ребята рисуют сами. В классе есть копилка, в которую мы собираем занимательный материал. Цель этой работы: развитие самостоятельности, мышления, речи, творческих

способностей, совершенствование познавательной и практической деятельности. В работе на уроках использую игры.

                При проведении практических работ уделяю большое внимание развитию познавательной активности школьников. На уроке во 2 классе по теме: «Глобус и карта» провела практическую работу с такой целью развития логического мышления: умения анализировать, обобщать.

Был поставлен проблемный вопрос: Карта-изображение Земли на плоскости. Но ведь Земля круглая, как же ее перенести на плоский лист бумаги? Вспомним, как чистим апельсин. Дольки его кожуры можно разложить на плоскости так, как они покрывали апельсин. Вот так и изображение на плоскости  можно превратить в плоскую карту. При этом в некоторых участках придется растянуть изображение, а в других сжать.

Литература:

     1.О. А. Рыдзе, О. А. Степанова «Дидактические игры на уроках в

            начальной школе. М.: Сфера, 2003 г.

                       

          2. Г.В. Буковская «Игры, занятия по формированию экологической

                  культуры младших школьников». М.: Владос 2002 г.

                   

          3.  Г.Н. Решетникова «Занимательные материалы к окружающему миру».

           Волгоград. Изд. «Учитель».2007 г.

             

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время".

В данном обобщении опыта прослеживается:  использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавате...

Групповая работа как средство развития познавательной активности младших школьников.

Групповая работа и есть форма деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на познавательную активность школьника, тем самым на его развитие и повышение качества обучения...

Развитие познавательной активности младших школьников в процессе внеклассной работы.

Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения....

Обобщение и распрастранение опыта работы по теме "Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"

Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Систем...

"Групповая работа как одно из эффективных средств развития познавательной активности младших школьников"

Использование групповых методов обучения обеспечивает решение проблем, связанных с формированием компетенций обучающихся, обеспечивает развитие их способностей для жизни в современном обществе и творч...