Доклад "Развитие произвольности и саморегуляции у детей с интеллектуальными нарушениями"
консультация (2 класс)

Кочнева Виктория Вивторовна

Тема развития произвольного поведения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями является одной из ключевых в коррекционной педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_razvitie_proizvolnosti_u_detey_s_ovz.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие произвольности и саморегуляции

у детей с ОВЗ»

Тема развития произвольного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью является одной из ключевых в коррекционной педагогике. Давайте рассмотрим основные аспекты этой проблемы и эффективные пути её решения.

Произвольность – это способность человека подчинять свои действия определенным правилам, что является неотъемлемой частью успешной учебной деятельности. У детей с умственной отсталостью формирование произвольности памяти, внимания и мышления происходит с задержкой, что существенно затрудняет процесс обучения.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются наши ученики:

  • Низкий уровень развития произвольности познавательных процессов
  • Трудности в произвольной регуляции собственной деятельности
  • Сложности в организации действий согласно поставленным задачам

Я думаю, что многие из вас наблюдают такие особенности поведения детей, как сложность в контроле двигательной активности, не умение действовать по инструкции взрослого, подчиняться правилам, доводить начатое дело до конца, а также сложности в управлении собой в различных ситуациях. Всё это сказывается и на дисциплине детей на уроке. Одной из причин такого поведения детей является не сформированная произвольность. Сегодня я хочу поделиться эффективными методами и приемами работы в этом направлении, мы познакомимся с вами с играми и упражнениями, которые помогут вам развивать произвольное поведение детей. Но для начала я предлагаю нам поиграть в игру, которая наглядно покажет, что же такое произвольность.

  1. Упражнение «Чужие колени»

Описание: педагогам предлагается сесть в тесный круг. Каждый участник кладет свои руки на колени соседям. Причем правая рука каждого оказывается на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева. В результате на собственных коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу: на левом колене — правая рука соседа слева, а на правой — левая рука соседа справа. Разобравшись с этим, можно приступать к выполнению упражнения. Упражнение ведется на выбывание. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка. Упражнение заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга.

Примечание: поначалу это не так просто, как кажется, поскольку все руки расположены на чужих коленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность падает, участник ошибается.

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Сложно ли было выполнять упражнение?
  • Что вы делали для того, чтобы не ошибиться?
  • Как вы думаете из-за чего происходили ошибки?

Всё, что вы сказали – это про произвольность. Чтобы не ошибиться необходимо было быть постоянно сосредоточенным. Для этого каждый из вас проявлял максимум волевых усилий, чтобы не отвлечься. Многие сказали, что было сложно выполнять упражнение, а для детей с интеллектуальными нарушениями это ещё сложнее, т.к. произвольность у них сформирована плохо. Это упражнение вы можете использовать в работе с детьми на развитие произвольности.

Произвольное поведение – это сложный процесс, требующий формирования системы, осознанной саморегуляции. У детей с особенностями развития этот процесс имеет свои специфические особенности и требует особого подхода.

Основные методы работы:

  1. Диагностические методы:
  • Наблюдение за поведением детей в различных ситуациях
  • Игровые методики (например, “Запрещенные слова”)
  • Анализ выполнения заданий по образцу
  • Графические диктанты
  1. Практические приемы:
  • Работа с реальными образцами (конструирование по образцу)
  • Упражнения на развитие самоконтроля
  • Игровые ситуации с правилами
  • Моделирование различных жизненных ситуаций
  1. Организационные формы:
  • Чередование групповых и индивидуальных занятий
  • Введение четких правил и временных регламентов
  • Система поощрений и санкций
  • Взаимоконтроль и самоконтроль
  1. Развивающие игры:
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Подвижные игры с правилами
  • Дидактические игры
  • Настольные развивающие игры

Особенности работы с детьми:

  • Постепенное усложнение заданий
  • Поддержка любой инициативы
  • Нацеливание на качественный результат
  • Ориентация на постоянное совершенствование

Рекомендации по организации занятий:

  1. Создание благоприятной психологической атмосферы
  2. Соблюдение четкой структуры занятий
  3. Неизменное расположение учебных материалов
  4. Введение и соблюдение правил работы
  5. Временное ограничение деятельности

Практические советы:

  • На ошибки лучше указывать косвенно
  • Развивать умение находить ошибки самостоятельно
  • Формировать навыки сосредоточенной работы
  • Поощрять стремление к улучшению результатов

Важно помнить, что развитие произвольности – это длительный процесс, требующий систематической работы. Необходимо:

  • Регулярно проводить диагностику
  • Корректировать программу в зависимости от результатов
  • Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка
  • Обеспечивать постепенный переход от внешнего контроля к самоконтролю

В заключение хочу подчеркнуть, что успешное развитие произвольного поведения у детей с особенностями развития возможно при условии:

  • Систематичности и последовательности работы
  • Использования разнообразных методов и приемов
  • Создания благоприятной образовательной среды
  • Тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Трудовое воспитание детей с интеллектуальными нарушениями»

Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развить на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ детей с интеллектуальными нарушениями, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания

В.Н. Попова,  заместитель директора по  УВРСанкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей-инва...

Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики

Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики...

Коррекция нарушений мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики у детей с интеллектуальными нарушениями

Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики, проходит в следующих направлениях:               Пальчиковая гимнастика (игры с пальцами...

Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести.

Использование пиктограмм,  как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести....

Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики для детей с интеллектуальными нарушениями

Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, по...

Особенности обучения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР) в школе.

В статье говорится об особенностях обучения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии....