Доклад "Развитие произвольности и саморегуляции у детей с интеллектуальными нарушениями"
консультация (2 класс)
Тема развития произвольного поведения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями является одной из ключевых в коррекционной педагогике.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие произвольности и саморегуляции
у детей с ОВЗ»
Тема развития произвольного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью является одной из ключевых в коррекционной педагогике. Давайте рассмотрим основные аспекты этой проблемы и эффективные пути её решения.
Произвольность – это способность человека подчинять свои действия определенным правилам, что является неотъемлемой частью успешной учебной деятельности. У детей с умственной отсталостью формирование произвольности памяти, внимания и мышления происходит с задержкой, что существенно затрудняет процесс обучения.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются наши ученики:
- Низкий уровень развития произвольности познавательных процессов
- Трудности в произвольной регуляции собственной деятельности
- Сложности в организации действий согласно поставленным задачам
Я думаю, что многие из вас наблюдают такие особенности поведения детей, как сложность в контроле двигательной активности, не умение действовать по инструкции взрослого, подчиняться правилам, доводить начатое дело до конца, а также сложности в управлении собой в различных ситуациях. Всё это сказывается и на дисциплине детей на уроке. Одной из причин такого поведения детей является не сформированная произвольность. Сегодня я хочу поделиться эффективными методами и приемами работы в этом направлении, мы познакомимся с вами с играми и упражнениями, которые помогут вам развивать произвольное поведение детей. Но для начала я предлагаю нам поиграть в игру, которая наглядно покажет, что же такое произвольность.
- Упражнение «Чужие колени»
Описание: педагогам предлагается сесть в тесный круг. Каждый участник кладет свои руки на колени соседям. Причем правая рука каждого оказывается на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева. В результате на собственных коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу: на левом колене — правая рука соседа слева, а на правой — левая рука соседа справа. Разобравшись с этим, можно приступать к выполнению упражнения. Упражнение ведется на выбывание. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка. Упражнение заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга.
Примечание: поначалу это не так просто, как кажется, поскольку все руки расположены на чужих коленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность падает, участник ошибается.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Сложно ли было выполнять упражнение?
- Что вы делали для того, чтобы не ошибиться?
- Как вы думаете из-за чего происходили ошибки?
Всё, что вы сказали – это про произвольность. Чтобы не ошибиться необходимо было быть постоянно сосредоточенным. Для этого каждый из вас проявлял максимум волевых усилий, чтобы не отвлечься. Многие сказали, что было сложно выполнять упражнение, а для детей с интеллектуальными нарушениями это ещё сложнее, т.к. произвольность у них сформирована плохо. Это упражнение вы можете использовать в работе с детьми на развитие произвольности.
Произвольное поведение – это сложный процесс, требующий формирования системы, осознанной саморегуляции. У детей с особенностями развития этот процесс имеет свои специфические особенности и требует особого подхода.
Основные методы работы:
- Диагностические методы:
- Наблюдение за поведением детей в различных ситуациях
- Игровые методики (например, “Запрещенные слова”)
- Анализ выполнения заданий по образцу
- Графические диктанты
- Практические приемы:
- Работа с реальными образцами (конструирование по образцу)
- Упражнения на развитие самоконтроля
- Игровые ситуации с правилами
- Моделирование различных жизненных ситуаций
- Организационные формы:
- Чередование групповых и индивидуальных занятий
- Введение четких правил и временных регламентов
- Система поощрений и санкций
- Взаимоконтроль и самоконтроль
- Развивающие игры:
- Сюжетно-ролевые игры
- Подвижные игры с правилами
- Дидактические игры
- Настольные развивающие игры
Особенности работы с детьми:
- Постепенное усложнение заданий
- Поддержка любой инициативы
- Нацеливание на качественный результат
- Ориентация на постоянное совершенствование
Рекомендации по организации занятий:
- Создание благоприятной психологической атмосферы
- Соблюдение четкой структуры занятий
- Неизменное расположение учебных материалов
- Введение и соблюдение правил работы
- Временное ограничение деятельности
Практические советы:
- На ошибки лучше указывать косвенно
- Развивать умение находить ошибки самостоятельно
- Формировать навыки сосредоточенной работы
- Поощрять стремление к улучшению результатов
Важно помнить, что развитие произвольности – это длительный процесс, требующий систематической работы. Необходимо:
- Регулярно проводить диагностику
- Корректировать программу в зависимости от результатов
- Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка
- Обеспечивать постепенный переход от внешнего контроля к самоконтролю
В заключение хочу подчеркнуть, что успешное развитие произвольного поведения у детей с особенностями развития возможно при условии:
- Систематичности и последовательности работы
- Использования разнообразных методов и приемов
- Создания благоприятной образовательной среды
- Тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Трудовое воспитание детей с интеллектуальными нарушениями»
Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развить на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ детей с интеллектуальными нарушениями, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания
В.Н. Попова, заместитель директора по УВРСанкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей-инва...
Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики
Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики...

Коррекция нарушений мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики у детей с интеллектуальными нарушениями
Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики, проходит в следующих направлениях: Пальчиковая гимнастика (игры с пальцами...

Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести.
Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести....

Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики для детей с интеллектуальными нарушениями
Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, по...

Особенности обучения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР) в школе.
В статье говорится об особенностях обучения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии....
