памятка для учителя начальных классов "Развиваем произвольность у детей начальных классов"
материал

Кочнева Виктория Вивторовна

памятка для учителя начальных классов, как развивать произвольность у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_uchitelyu_proizvolnost_.docx51.48 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ

Основные методы работы:

  1. Диагностические методы:
  • Наблюдение за поведением детей в различных ситуациях
  • Игровые методики (например, “Запрещенные слова”)
  • Анализ выполнения заданий по образцу
  • Графические диктанты
  1. Практические приемы:
  • Работа с реальными образцами (конструирование по образцу)
  • Упражнения на развитие самоконтроля
  • Игровые ситуации с правилами
  • Моделирование различных жизненных ситуаций
  1. Организационные формы:
  • Чередование групповых и индивидуальных занятий
  • Введение четких правил и временных регламентов
  • Система поощрений и санкций
  • Взаимоконтроль и самоконтроль
  1. Развивающие игры:
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Подвижные игры с правилами
  • Дидактические игры
  • Настольные развивающие игры

Особенности работы с детьми:

  • Постепенное усложнение заданий
  • Поддержка любой инициативы
  • Нацеливание на качественный результат
  • Ориентация на постоянное совершенствование

Рекомендации по организации занятий:

  1. Создание благоприятной психологической атмосферы
  2. Соблюдение четкой структуры занятий
  3. Неизменное расположение учебных материалов
  4. Введение и соблюдение правил работы
  5. Временное ограничение деятельности

Практические советы:

  • На ошибки лучше указывать косвенно
  • Развивать умение находить ошибки самостоятельно
  • Формировать навыки сосредоточенной работы
  • Поощрять стремление к улучшению результатов

Необходимо:

  • Регулярно проводить диагностику
  • Корректировать программу в зависимости от результатов
  • Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка
  • Обеспечивать постепенный переход от внешнего контроля к самоконтролю

Условия:

  • Систематичности и последовательности работы
  • Использования разнообразных методов и приемов
  • Создания благоприятной образовательной среды
  • Тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса

«Приёмы развития произвольности»

  • Прием проговаривания: ребенок вместе с взрослым проговаривает что, как, в какой последовательности будет делать, затем приступает к выполнению задания (программы); на следующем этапе ребёнок сам проговаривает этапы работы.
  • Прием самопроверки и поиска ошибок: ребёнок совместно со взрослым проверяет результат выполнения задания, отмечая ошибки и те моменты, где получилось лучше всего.
  • Прием планирования своей деятельности: взрослый вместе с ребёнком придумывают схемы и планы выполнения различных видов деятельности, организации дня, досуга, сначала наглядные (рисунки, схемы пиктограммы, модели) затем переходят на уровень устной речи.
  • Прием «самоценивания»: взрослый просит ребёнка поставить себе оценку за выполнение работы, при этом вместе выбирают критерии оценки, и акцент на положительных изменениях и рост продуктивности в работе деятельности ребёнка
  • Прием «внимание»: по ходу занятия взрослый с помощью речи, сигнальных карточек актуализирует внимание детей на важности материала (сейчас будь внимателен, это важно посмотри, слушай и запоминай).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

Инструкции по курсовой подготовке учителей начальных классов "ИКТ- компетентность учителя начальных классов"( модуль2)

Данные подробные инструкции составлены для учителей начальных классов, которые проходят курсовую подготовку по теме"ИКТ-компетентность учителя начальных классо" ( модуль2). Эти инструкции составлены о...

Сценарий спортивного праздника «Весёлые старты», посвящённый празднику 23 февраля, для детей начальных классов Автор: Нина Леонидовна Захарина учитель начальных классов

Сценарий спортивного мероприятия в начальной школе. Соревнования соответствуют возрасту. Каждый учитель легко может заменить предлагаемые задания....

Памятка для учителей начальных классов по работе с детьми

Рекомендации для учителей начальных классов по работе с детьми...

Информационная памятка для учителей начальных классов: "Виды дислексии".

Материал содержит описание видов дислексии по классификации Р.И. Лалаевой....

Информационная памятка для учителей начальных классов: "Виды дисграфии".

Материал содержит информацию о видах дисграфии по классификации Р.И. Лалаевой....

Памятка для учителей начальных классов от учителя-логопеда

Ошибки в устной и письменной речи учеников начальных классов...