«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И ДЕТЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА»
методическая разработка

Сычева Юлия Сергеевна

Школа - это то место, где ребенок находит новых друзей, занимается ин­тересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям.

Поэтому педагогам необходимо осознавать, что создание благоприятно­го психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях; помогает раскрыть свои личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.

Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются:

  • доброжелательность
  • защищенность
  • мобильность
  • креативность
  • оптимизм
  • инициативность
  • работоспособность
  • свобода своего Я.

При неблагоприятном климате:

  • незащищенность
  • леность
  • агрессивность
  • пессимизм
  • зажатость
  • пассивность.

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

 

Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Психологический климат в детском коллективе, прежде всего, проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И ДЕТЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА»

Старайтесь согласиться,

А не возразить.

Стремитесь не к победе,

А к истине и миру.

Принято считать, что детей воспитывают, т.е. учат, как себя вести, как относиться к людям, природе, окружающему миру. Воспитывают родители, учителя, друзья и все окружающее. Говорят, даже «стены воспитывают».

Выходит, что человек есть то, что из него сделали воспитание и воспитатели.

Однако на деле это далеко не так.

Во-первых, потому что дети, а тем более старшеклассники, вовсе не всегда следуют всему тому, что им советуют старшие, решают возникшие проблемы по-своему, не слушая ни чьих советов. Кроме того, любые рекомендации могут быть реализованы, если человек сам этого хочет, сам принимает решение, сам будет чего-либо добиваться.

От учителя зависит благоприятный психологический климат на уроке. Так как в классе у каждого ученика свой темперамент, свой характер, это необходимо учитывать педагогам. Входя в класс необходимо интуитивно чувствовать ситуацию. Вообще любой педагог - это в первую очередь человек-психолог, человек, который может повернуть ситуацию в нужном направлении. Так что, уважаемые коллеги, мы всегда должны быть в форме (в смысле, в психологическом спокойствии). От этого во многом зависит проведение урока и психологическое состояние наших учеников.

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становления личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в начальных классах.

Становление личности ребенка (подростка) происходит в общении с окружающими людьми.

Школа - это то место, где ребенок находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям.

Поэтому педагогам необходимо осознавать, что создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях; помогает раскрыть свои личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.

Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются:

  • доброжелательность
  • защищенность
  • мобильность
  • креативность
  • оптимизм
  • инициативность
  • работоспособность
  • свобода своего Я.

При неблагоприятном климате:

  • незащищенность
  • леность
  • агрессивность
  • пессимизм
  • зажатость
  • пассивность.

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Психологический климат в детском коллективе, прежде всего, проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми.

Для того чтобы изучить социально-психологический климат в классе, педагоги должны знать характеристики благоприятного социально-психологического климата:

1.        В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательность,  детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

2.        В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых учащихся,  выступают в их защиту, помогают новичкам.

3.        В классе высоко ценят такие черты личности, как ответственное честность, трудолюбие и бескорыстие.

4.        Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

5.        Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

6.        В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата (СПК):

1.        В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм. Наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу. Присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

2.        В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

3.        Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

4.        Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

5.        Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

6.        В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

7.        В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

■        Личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).

■        Профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооруженность).

■        Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Эмпирические референты СПК класса:

Благоприятного СПК

Параметры

Вербальные референты

Невербальные референты

Эмоциональный

фон

Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам

Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний

Способность к сотрудничеству

Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности во мнении других («А как ты думаешь?», «Вам это нравится?» и др.)

Выслушивание с демонстрацией внимания (поддакиванием, угуканием), контактом глаз. Равноправные позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга)

Эффективность

взаимодействия

Словесное подтверждение решения поставленной задачи. Словесное выражение удовлетворения результатом

Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы

Неблагоприятного СПК:

Параметры

Вербальные референты

Невербальные референты

Эмоциональный

фон

Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам

Недоброжелательные улыбки, смех, обидные слова в адрес одноклассников. Печальный или враждебный тон высказываний

Способность к сотрудничеству

Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности во мнении других («А кто тебя спрашивает?»,

«А ты здесь причем?» и др.)

Отсутствие угукания. поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению)

Эффективность

взаимодействия

Словесное отрицание решения поставленной задачи. Словесное выражение неудовлетворения результатом

Жесты, выражающие неудовлетворение проделанной работой. Печаль или враждебность при подведении итогов работы

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами, и школьными психологами, являются следующие:

■        так как социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

■        находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и на их основе организовывать общие дела;

■        формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;

■        если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.;

■        создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;

■        привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, учитывая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению; создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранения стабильно-положительных отношений между учителями и учащимися;

■        развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

■        развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Памятка.

Как создать благоприятный психологический климат на уроке

1.        Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания...

2.        Помни: ты нуждаешься в учениках так же, как они нуждаются в тебе - каждый день, каждый урок!

3.        «Смертельный грех учителя - быть скучным». Так сказал И.Ф. Гербарт. Постарайся сделать каждый свой урок незабываемым для ученика!

4.        Когда в ученике гаснет искра успеха, он перестает интересоваться предметом. Старайся поддерживать огонь в душе ученика!

5.        Ученик перестанет делать ошибки тогда, когда научится их исправлять. Не отказывай ученику в возможности исправить свои ошибки.

6.        Слово - это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребенке чувство неуверенности в себе. Избегай необдуманных слов!

7.        Не проходи мимо детских слез! То, что подчас кажется нам наивным и глупым, для наших детей составляет целый мир!

8.        Ученик - это «пришелец» из семьи. Постарайся расположить к себе родителей своих учеников, ведь у тебя с ними одна задача - учить и воспитывать. Пусть на смену выражению «ваш ребенок» придет выражение «наш ребенок». Родители это обязательно оценят!

9.        Ничто так не сближает учителей и учеников, как совместное творчество. Пусть в школьной жизни будет больше праздников!

10.        Улыбка открывает все двери! Улыбайся, открывая дверь в детские сердца! Улыбайся чаще.

Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе (детском или взрослом) возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие педагогов и детей с целью создания благоприятного психологического климата в классе и развития коллектива .

Слайд 2

Старайтесь согласиться, А не возразить. Стремитесь не к победе, А к истине и миру. Педагоги Друзья Родители

Слайд 3

Эмоции, испытываемые ребенком при благоприятном психологическом климате  доброжелательность  защищенность  мобильность  креативность  оптимизм  инициативность  работоспособность  свобода своего Я.

Слайд 4

Эмоции, испытываемые ребенком при неблагоприятном психологическом климате  незащищенность  леность  агрессивность  пессимизм  зажатость  пассивность.

Слайд 5

Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Слайд 6

Характеристики социально-психологического климата: Благоприятного Неблагоприятного В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательность, детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями. В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм. Наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу. Присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

Слайд 7

Условия, определяющие эффективность влияния педагогов на психологический климат в школьном коллективе Личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность ). Профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооруженность). Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Слайд 8

Эмпирические референты б лагоприятного СПК

Слайд 9

Неблагоприятного СПК:

Слайд 10

Как создать благоприятный психологический климат на уроке 1. Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания... 2. Помни: ты нуждаешься в учениках так же, как они нуждаются в тебе - каждый день, каждый урок! 3. «Смертельный грех учителя - быть скучным». Так сказал И.Ф. Гербарт . Постарайся сделать каждый свой урок незабываемым для ученика! 4. Когда в ученике гаснет искра успеха, он перестает интересоваться предметом. Старайся поддерживать огонь в душе ученика! 5. Ученик перестанет делать ошибки тогда, когда научится их исправлять. Не отказывай ученику в возможности исправить свои ошибки. 6. Слово - это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребенке чувство неуверенности в себе. Избегай необдуманных слов!

Слайд 11

7. Не проходи мимо детских слез! То, что подчас кажется нам наивным и глупым, для наших детей составляет целый мир! 8. Ученик - это «пришелец» из семьи. Постарайся расположить к себе родителей своих учеников, ведь у тебя с ними одна задача - учить и воспитывать. Пусть на смену выражению «ваш ребенок» придет выражение «наш ребенок». Родители это обязательно оценят! 9. Ничто так не сближает учителей и учеников, как совместное творчество. Пусть в школьной жизни будет больше праздников! 10. Улыбка открывает все двери! Улыбайся, открывая дверь в детские сердца! Улыбайся чаще. Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе (детском или взрослом) возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов и методов формирования учебной мотивации, создания благоприятного психологического климата при организации работы на уроках в 1 классах.

В работе говорится о трудностях, с которыми встречаются ученики 1-х классов в период адаптации, раскрываются приемы и методы работы учителя по созданию психологического климата и формированию  уч...

Создание благоприятного психологического климата среди педагогов и детей

Основные составляющие психологического здоровья. Барьеры, препятствующие педагогической деятельности коллектива. Факторы, стимулирующие развитие. Примеры игр и упражнений, направленных на формирование...

Презентация Тема: Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе

Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность...

Создание благоприятного психологического климата для адаптации детей в первом классе

Благоприятный психологический климат не формируется сам по себе. Это результат труда учителя и всего коллектива....

Создание благоприятного психологического климата в урочной деятельности

Первые минуты урока часто проходят сумбурно: кто-то не готов к уроку, кто-то бежит из столовой, заваливаясь и извиняясь за проступок, а кто-то уже из-за этого теряет интерес к уроку. Правильное начало...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СЕМЬЕ ДЛЯ ПОЗИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА РЕБЕНКА»

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками...