«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И ДЕТЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА»
методическая разработка
Школа - это то место, где ребенок находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям.
Поэтому педагогам необходимо осознавать, что создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях; помогает раскрыть свои личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.
Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются:
- доброжелательность
- защищенность
- мобильность
- креативность
- оптимизм
- инициативность
- работоспособность
- свобода своего Я.
При неблагоприятном климате:
- незащищенность
- леность
- агрессивность
- пессимизм
- зажатость
- пассивность.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Психологический климат в детском коллективе, прежде всего, проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И ДЕТЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА»
Старайтесь согласиться,
А не возразить.
Стремитесь не к победе,
А к истине и миру.
Принято считать, что детей воспитывают, т.е. учат, как себя вести, как относиться к людям, природе, окружающему миру. Воспитывают родители, учителя, друзья и все окружающее. Говорят, даже «стены воспитывают».
Выходит, что человек есть то, что из него сделали воспитание и воспитатели.
Однако на деле это далеко не так.
Во-первых, потому что дети, а тем более старшеклассники, вовсе не всегда следуют всему тому, что им советуют старшие, решают возникшие проблемы по-своему, не слушая ни чьих советов. Кроме того, любые рекомендации могут быть реализованы, если человек сам этого хочет, сам принимает решение, сам будет чего-либо добиваться.
От учителя зависит благоприятный психологический климат на уроке. Так как в классе у каждого ученика свой темперамент, свой характер, это необходимо учитывать педагогам. Входя в класс необходимо интуитивно чувствовать ситуацию. Вообще любой педагог - это в первую очередь человек-психолог, человек, который может повернуть ситуацию в нужном направлении. Так что, уважаемые коллеги, мы всегда должны быть в форме (в смысле, в психологическом спокойствии). От этого во многом зависит проведение урока и психологическое состояние наших учеников.
Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становления личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в начальных классах.
Становление личности ребенка (подростка) происходит в общении с окружающими людьми.
Школа - это то место, где ребенок находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям.
Поэтому педагогам необходимо осознавать, что создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях; помогает раскрыть свои личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.
Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются:
- доброжелательность
- защищенность
- мобильность
- креативность
- оптимизм
- инициативность
- работоспособность
- свобода своего Я.
При неблагоприятном климате:
- незащищенность
- леность
- агрессивность
- пессимизм
- зажатость
- пассивность.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Психологический климат в детском коллективе, прежде всего, проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми.
Для того чтобы изучить социально-психологический климат в классе, педагоги должны знать характеристики благоприятного социально-психологического климата:
1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательность, детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых учащихся, выступают в их защиту, помогают новичкам.
3. В классе высоко ценят такие черты личности, как ответственное честность, трудолюбие и бескорыстие.
4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата (СПК):
1. В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм. Наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу. Присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
6. В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
7. В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.
К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
■ Личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).
■ Профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооруженность).
■ Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Эмпирические референты СПК класса:
Благоприятного СПК
Параметры | Вербальные референты | Невербальные референты |
Эмоциональный фон | Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам | Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний |
Способность к сотрудничеству | Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности во мнении других («А как ты думаешь?», «Вам это нравится?» и др.) | Выслушивание с демонстрацией внимания (поддакиванием, угуканием), контактом глаз. Равноправные позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга) |
Эффективность взаимодействия | Словесное подтверждение решения поставленной задачи. Словесное выражение удовлетворения результатом | Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы |
Неблагоприятного СПК:
Параметры | Вербальные референты | Невербальные референты |
Эмоциональный фон | Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам | Недоброжелательные улыбки, смех, обидные слова в адрес одноклассников. Печальный или враждебный тон высказываний |
Способность к сотрудничеству | Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности во мнении других («А кто тебя спрашивает?», «А ты здесь причем?» и др.) | Отсутствие угукания. поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению) |
Эффективность взаимодействия | Словесное отрицание решения поставленной задачи. Словесное выражение неудовлетворения результатом | Жесты, выражающие неудовлетворение проделанной работой. Печаль или враждебность при подведении итогов работы |
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами, и школьными психологами, являются следующие:
■ так как социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
■ находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и на их основе организовывать общие дела;
■ формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
■ если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.;
■ создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
■ привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, учитывая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению; создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранения стабильно-положительных отношений между учителями и учащимися;
■ развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
■ развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.
Памятка.
Как создать благоприятный психологический климат на уроке
1. Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания...
2. Помни: ты нуждаешься в учениках так же, как они нуждаются в тебе - каждый день, каждый урок!
3. «Смертельный грех учителя - быть скучным». Так сказал И.Ф. Гербарт. Постарайся сделать каждый свой урок незабываемым для ученика!
4. Когда в ученике гаснет искра успеха, он перестает интересоваться предметом. Старайся поддерживать огонь в душе ученика!
5. Ученик перестанет делать ошибки тогда, когда научится их исправлять. Не отказывай ученику в возможности исправить свои ошибки.
6. Слово - это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребенке чувство неуверенности в себе. Избегай необдуманных слов!
7. Не проходи мимо детских слез! То, что подчас кажется нам наивным и глупым, для наших детей составляет целый мир!
8. Ученик - это «пришелец» из семьи. Постарайся расположить к себе родителей своих учеников, ведь у тебя с ними одна задача - учить и воспитывать. Пусть на смену выражению «ваш ребенок» придет выражение «наш ребенок». Родители это обязательно оценят!
9. Ничто так не сближает учителей и учеников, как совместное творчество. Пусть в школьной жизни будет больше праздников!
10. Улыбка открывает все двери! Улыбайся, открывая дверь в детские сердца! Улыбайся чаще.
Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе (детском или взрослом) возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Старайтесь согласиться, А не возразить. Стремитесь не к победе, А к истине и миру. Педагоги Друзья Родители
Эмоции, испытываемые ребенком при благоприятном психологическом климате доброжелательность защищенность мобильность креативность оптимизм инициативность работоспособность свобода своего Я.
Эмоции, испытываемые ребенком при неблагоприятном психологическом климате незащищенность леность агрессивность пессимизм зажатость пассивность.
Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Характеристики социально-психологического климата: Благоприятного Неблагоприятного В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательность, детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями. В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм. Наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу. Присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
Условия, определяющие эффективность влияния педагогов на психологический климат в школьном коллективе Личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность ). Профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооруженность). Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Эмпирические референты б лагоприятного СПК
Неблагоприятного СПК:
Как создать благоприятный психологический климат на уроке 1. Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания... 2. Помни: ты нуждаешься в учениках так же, как они нуждаются в тебе - каждый день, каждый урок! 3. «Смертельный грех учителя - быть скучным». Так сказал И.Ф. Гербарт . Постарайся сделать каждый свой урок незабываемым для ученика! 4. Когда в ученике гаснет искра успеха, он перестает интересоваться предметом. Старайся поддерживать огонь в душе ученика! 5. Ученик перестанет делать ошибки тогда, когда научится их исправлять. Не отказывай ученику в возможности исправить свои ошибки. 6. Слово - это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребенке чувство неуверенности в себе. Избегай необдуманных слов!
7. Не проходи мимо детских слез! То, что подчас кажется нам наивным и глупым, для наших детей составляет целый мир! 8. Ученик - это «пришелец» из семьи. Постарайся расположить к себе родителей своих учеников, ведь у тебя с ними одна задача - учить и воспитывать. Пусть на смену выражению «ваш ребенок» придет выражение «наш ребенок». Родители это обязательно оценят! 9. Ничто так не сближает учителей и учеников, как совместное творчество. Пусть в школьной жизни будет больше праздников! 10. Улыбка открывает все двери! Улыбайся, открывая дверь в детские сердца! Улыбайся чаще. Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе (детском или взрослом) возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов и методов формирования учебной мотивации, создания благоприятного психологического климата при организации работы на уроках в 1 классах.
В работе говорится о трудностях, с которыми встречаются ученики 1-х классов в период адаптации, раскрываются приемы и методы работы учителя по созданию психологического климата и формированию уч...

Создание благоприятного психологического климата среди педагогов и детей
Основные составляющие психологического здоровья. Барьеры, препятствующие педагогической деятельности коллектива. Факторы, стимулирующие развитие. Примеры игр и упражнений, направленных на формирование...

Создание благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.
Выступление на педагогическом совете...

Презентация Тема: Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность...
Создание благоприятного психологического климата для адаптации детей в первом классе
Благоприятный психологический климат не формируется сам по себе. Это результат труда учителя и всего коллектива....

Создание благоприятного психологического климата в урочной деятельности
Первые минуты урока часто проходят сумбурно: кто-то не готов к уроку, кто-то бежит из столовой, заваливаясь и извиняясь за проступок, а кто-то уже из-за этого теряет интерес к уроку. Правильное начало...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СЕМЬЕ ДЛЯ ПОЗИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА РЕБЕНКА»
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками...
