Здоровьесберегающая среда в учебно-воспитательном процессе
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Пелуртис Анна Александровна

Данный материал полезен для организации учебной деятельности в условиях здоровьесбережения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающая среда в учебно-воспитательном процессе

Слайд 2

Содержание 1. Причины резкого ухудшения здоровья детей в новых социально-экономических условиях. 2. Организация учебной деятельности в условиях здоровьесбережения. 3. Цели и задачи формирования ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся. 4. Использование элементов методики Базарного В.Ф. 5. Выводы.

Слайд 3

Здоровье не всё, но всё без здоровья-ничто. (Сократ) Здоровые дети- это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Здоровье современных школьников-серьёзная национальная проблема. Поэтому одной из основных задач обучения является «формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья учащихся». Как указывает медицинская наука, здоровье примерно на 50% определяется образом жизни, на 20%-генетическими факторами, столько же экологией и лишь 10% отводится роли современной медицины. Два вида факторов оказывают сегодня отрицательное влияние на здоровье детей. Во-первых, это внешние факторы, на которые влияние школы, педагогов носит опосредственный характер, они не поддаются быстрым изменениям.

Слайд 4

Внешние факторы: 1. Социально-экономический кризис 2. Наш округ объявлен зоной экологического кризиса. Этому способствуют климатические условия региона. 3. Кризис семьи. 4. Духовный, нравственный кризис общества.

Слайд 5

. Во-вторых, это внутренние факторы, действующие в каждом регионе, городе, селе и в самом образовательном учреждении. Именно они оказывают влияние и на образ жизни ребёнка, и на характер окружающей его среды.Изменить их влияние на здоровье ребёнка в лучшую сторону-такова задача педагогов, медицинской службы в школе и в не её.

Слайд 6

Внутренние факторы: 1. Курс на развитие личности современного школьника не учитывает по-настоящему состояние его здоровья. В результате значительное количество детей, имеющих отклонения в здоровье, не в состоянии оказались овладеть современными государственными Программами, наиболее сложными, трудными из всех существующих в мире. 2. Современная школа не формирует у детей понятия, что здоровье-основная, первая жизненная ценность. Сейчас она у многих на 3.4 месте .

Слайд 7

Из этого анализа «внутренних факторов», влияющих на здоровье детей, видно, насколько они многочисленны и серьёзны. Таким образом, мы видим, что причины современного кризиса детского здоровья представляют из себя сложный комплект взаимосвязанных проблем всей страны, системы образования и здравоохранения как федерального, так и регионального характера. В этих условиях общего кризиса здоровья нации нужны новые концептуальные подходы к решению данной проблемы во всей системе образования и здравоохранения. Особенности этих подходов-это изменение функции современных ОУ, в первую очередь таких социальных институтов, как школа и семья.

Слайд 8

Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. (В.А. Сухомлинский) Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье . если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случаи можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Слайд 9

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 4% до 12%, нарушениями осанки- с 2% до 17%, с нервно-психическими расстройствами-с 6% до 17%. Известно, что источником отрицательного воздействия на организм ребёнка является: социально-экономичес-кие,экологические,медицинские, а также внутришкольные факторы.

Слайд 10

Различными исследованиями доказано,что сам учебный процесс, его содержание, способы обучения и формы организации деятельности могут являться источником отрицательного воздействия на здоровье детей. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения.На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Общеизвестно, что мотивы познавательного характера, с которыми дети пришли в школу, имеют важное значение для организации учебного процесса, поскольку они помогают ребёнку быстро осваивать то, что ему интересно. Поэтому не случайно цель начальной школы звучит как развитие устойчивого интереса к «стране знаний». И здороваье учащихся играет здесь не последнюю роль.

Слайд 11

Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение урока с учётом работоспособности детей, использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики- сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.

Слайд 12

Умственная работоспособность- это возможность ребёнка продуктивно и длительно выполнять определённую умственную деятельность, доступную его возрасту, при экономных нервно-физиологических затратах: это одно из важных условий успешного обучения в школе. С целью повышения уровня учебно-воспитательного процесса необходимо постоянно изменять условия организации на уроках, проводить физминутки, а в содержание учебного материала больше вносить игровых ситуаций.

Слайд 13

Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с учащимися: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности. Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Положительное влияние игр не только на развитие физических качеств детей, но и на формирование структурных единиц психики: памяти -слуховой, зрительной; воображения_ творческого, оригинальности решения задач; восприятия -развитие наблюдательности, объёма и адекватности воспроизведения; наглядно-образного и логического мышления; произвольного внимания.

Слайд 14

Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, находившихся в раздражённом состоянии во время учебных занятий. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается. Движения для игр-физкультминуток подбираю так, чтобы по своему характеру они были противоположны положению туловища, рук, ног, головы, детей во время урока и снимали застойные явления.

Слайд 15

Виды физической активности: Игры и игровые упражнения для снятия утомления органов зрения; Игры и игровые упражнения для снятия напряжения мышц кисти; Игры и игровые упражнения для снятия общего утомления;

Слайд 16

Важнейшей особенностью учебных занятий в ОУ 21 века является использование здоровьесберегающих педагогических технологий (ЗСПТ). Основными особенностями этих ПТ является: 1. Субъект-субъектное обучение. Отношения «учитель-ученик» определяются гуманно-личностным подходом «любить», понимать, прини- мать, помогать. 2. Глубокая диагностика личности ребёнка как основа её формирования и развития 3. Признание ценности здоровья и ЗОЖ детьми и педагогами приоритетным перед образованием. 4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса, т. е. достижение успешности при минимальных затратах времени, сил и средств учащихся при сохранении их здоровья.

Слайд 17

Начальное обучение может быть эффективным, направленным на становление личности ребёнка, раскрытие его способностей только в том случае, если оно исходит из максимально точного учёта общих возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей в этот период жизни. Таким образом, реализация приоритетных целей обучения в сегодняшних условиях - это решение проблемы дифференциации обучения. Дифференциация - это распределение заданий по уровням сложности. В основе распределения учеников на группы лежит успеваемость, которая является результатом этих особенностей.

Слайд 18

Характерной особенностью имеющихся пособий является то, что реализация принципа дифференцированного подхода все они предполагают либо на этапе закрепления материала, либо на этапе проверки усвоения. Изначальная их цель – контроль усвоения, контроль результата, а не помощь ребёнку в усвоении материала. В своей работе я использую разноуровневую помощь, т. е. одно и то же задание, адресованное разным ученикам, может сопровождаться различными »подсказками», помогающим ребёнку справиться с заданием.

Слайд 19

Наша школа с 2001 года работает над темой «Использование здоровьесберегающих технологий в целях создания условий для сохранения и укрепления зоровья детей и их успешного развития». С октября 2003 года на базе школы стала работать экспериментальная площадка. Свою работу в этом направлении я начала с диагностики «Здоровье учащихся в режиме школы». Предложила учащимся заполнить анкету «Моё здоровье».Результаты анкетирования свидетельствуют о низком уровне валеологической грамотности. Судите о своём здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне. ( Г. Торо)

Слайд 20

Учащиеся не задумываются, какой образ жизни они ведут, не имеют мотивации на его улучшение. Подобная ситуация на фоне неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья учащихся диктует необходимость усиления валеологического воспитания и обучения. Подтверждено мнение о том, что завышенная самооценка здоровья и вытекающее отсюда невнимательное к нему отношение является одной из причин роста патологии.

Слайд 21

Целью своей работы считаю следующее: * внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс; * пропаганду здорового образа жизни; * формирование ценности здоровья ЗАДАЧИ: * формирование устойчивой мотивации на здоровье * обучение основам здорового образа жизни * разработка и внедрение педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе

Слайд 22

В условиях жесткого режима учебных занятий самое большое нервное напряжение испы- тывают дети во время ответов по домашним заданиям. Это особо касается учащихся имеющих общие затруднения в связи с отклонениями в развитии из познавательных способностей памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Среди способов, облегчающих детям решение их проблем я применяю следующие:

Слайд 23

1.Ученик отвечает, имея перед собой план ответа по данной теме; 2. При боязни ответа у доски учащимся предлагается письменный ответ по карточке; 3. Если ученик хочет получить другую, более высокую оценку за ответ, ему предоставляется такая возможность; 4. Отсутствие перегрузки учебными и домашними занятиями; 5. Выполнение основных санитарных норм и правил в ходе УВП 6. Высокая двигательная активность в ходе урока ( элементы методики Базарного В.Ф.)

Слайд 24

Использую межпредметные связи достаточно широко: они могут быть применены на всех этапах учебных занятий на уроке, а также на занятиях обобщающего и контрольного характера. При этом отмечаются различные формы подачи здоровьесберегающего материала: для задач и упражнений на уроках математики, предложения и тексты на занятитях по русскому языку, дополнительные факты и объяснения событий, процессов на уроках «здоровья».

Слайд 25

Исследование свидетельствует: занятия по данной технологии помогают учащимся избавиться от ненужной настороженности, тревожности, обрести уравновешанность и больший интерес к учёбе, повышают работоспособность. Традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижают интерес к обучению, утомляют детей, вызывают эмоциональный дискомфорт. Возникает настоятельная необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.

Слайд 26

Лучшего средства от хвори нет- это движение до старости лет ( пословица) При всей многогранности подходов к сбережению и укреплению здоровья школьников (питание, экология, психология, гигиена) на первое место выходит фактор двигательной активности. Многочисленными исследованиями учёных доказано, что с поступлением в школу общая двигательная активность ребёнка падает во много раз. В существующей же традиционной практике школьного обучения ей отводится лишь 10-18% общего бюджета времени. В результате у детей извращаются физиологические реакции, снижается жизненный тонус, быстрее наступает утомление.

Слайд 27

Подход комплексной направленности воздействия на организм был предложен доктором медицинских наук Базарным В.Ф. Основным принципом предложенных технологий является расширение двигательной активности на академическом уроке за счёт дидактических приёмов моделирования ползнавательной деятельности ученика с исполльзованием упражнений с сигнальными метками, упражнений с помощью зрительно-двигательных траекторий, смены рабочиз поз.

Слайд 28

В результате работы по методике Базарного В, Ф. удалось достичь положительных результатов в укреплении здоровья детей: * на начало 2007-2008 учебного года было проведено углубленное медицинское обследование учащихся. Выявлено 5 человек, склонных к близорукости. Через год у 2-х учащихся зрение улучшилось. Ещё через год, у 3-х учащихся был снят диагноз «близорукость». * на 2-ом году обучения при обследовании учащихся впервые выявленных с понижением зрения не было.

Слайд 29

Исследование свидетельствует: занятия по данной технологии помогают учащимся избавиться от ненужной настороженности, тревожности, обрести уравновешанность и больший интерес к учёбе, повышает работоспособность. Традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижают интерес к обучению, утомляют детей, вызывают эмоциональный дискомфорт. Возникает настоятельная необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей.

Презентация и доклад по использованию здоровьесберегающих технологий с элементами системы Базарного....

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ, КАК УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЕ ФОРМИРУЮЩЕЙ СРЕДЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Эффективность работы учащихся на уроке на любом его этапе во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием интересного наглядного и дидактического материала, применением различных...

«Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

За время работы в МБОУ Староюрьевской СОШ, благодаря систематической  помощи более опытных коллег и методического объединени...

Создание здоровье-сберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровье-сберегающем образовании....

Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учётом индивидуальных особенностей детей.

Забота о сохранении здоровья учащихся — важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребёнка. Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укре...