Мастер-класс для учащихся начальной школы
учебно-методический материал (3 класс)

Мастер-класс  "От ученика к исследователю, от исследователя к интеллектуалу" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_vystupleniya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка мастер-класса

«От ученика к исследователю, от исследователя к интеллектуалу»

  1. Приветствие. Здравствуйте, уважаемые коллеги, меня зовут …..я учитель……МБОУ сош № 34. Я рада приветствовать вас на нашем мастер - классе. Надеюсь, что процесс будет двусторонним, и вы будете активными участниками сегодняшнего занятия. Все мы знаем известную сказку А.С.Пушкина о золотой рыбке, и нам самим  хочется поймать ту самую золотую рыбку, которая исполнит все наши желания. Я попрошу вас из этого аквариума (подходит к слушателям) поймать свою золотую рыбку. Каждый загадайте желание, запишите на своей рыбке. И пусть все наши желания, которые мы загадали исполняться!
  2. Просмотр видео (Ералаш «Химики»).

Представляю вашему вниманию небольшое видео..

- О чем видео, как вы думаете?

- Согласна с вами, дети проводят опыт – исследование.

- Как вы думаете, о чем будет наш мастер – класс?

- Что можно исследовать?

- Конечно, исследование можно проводить во всех областях, изучая: объекты, процессы, явления. Я с детьми провожу исследования, например…исследование почвы в 3 классе.

Эпиграф…

3. Формулировка темы. Тема моего мастер-класса – «От ученика к исследователю, от исследователя к интеллектуалу». (Цель) Сегодня постараюсь показать на своем мастер – классе основные формы и приемы работы, применяемые мною на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС.

 4. Психол.настрой.(звучит мелодия). Представим себе, что мы сегодня находимся в научном центре, где каждый из нас станет исследователем. Сядьте удобно, закройте, пожалуйста, глаза  и  повторяйте за мной. Я в научном центре. Я радуюсь этому. Внимание мое растет.  Я как исследователь, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

5. Фокус – группы. А здесь у нас лаборатория нашего центра, где работают фокус - группы, которые проводят исследование воды как растворителя веществ.

     - Уважаемые члены фокус - группы, перед вами карточка - консультант, в которой поэтапно предложена технология исследовательской работы.

     - Вам необходимо распределить роли: лаборанта, научного сотрудника и аналитика. Вы можете воспользоваться, необходимым оборудованием и материалами.

     6. Аудитория.

А мы, уважаемые коллеги перейдем к очень интересной части нашего  исследования.

Итак обратите внимание, пожалуйста, на экран. Эта диаграмма отражает данные института физиологии детей и подростков о периоде обучения в начальной школе:

  • 20 % учащихся остаются здоровыми;
  • 15 % жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться;
  • 45% учащихся имеют различные нарушения осанки;
  • 20 % детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости;

Ежедневно дети не досыпают час, а то и два.

Я предлагаю вам посмотреть мультфильм. (Просмотр).

- Актуальная тема! Правда, коллеги?!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы (на экране)….

-О чем этот мультфильм? (ответы)

-Какая проблема у мальчика? (ответы: Он не высыпался, Забывал сделать уроки,      

                                                             поесть)

-Почему он не смог идти в школу? (ответы: играл в телефоне, и т.д.)

 Учитель: Он неверно распределял свое время.

-А как выдумаете, что мы будем сегодня исследовать? (ответы)

-Молодцы! Спасибо. Да, тема нашего исследования «Режим дня». (слайд)

И нам «Необходимо выяснить значение режима дня для поддержания здоровья и работоспособности ребенка.» (На экране).

И, здесь, уважаемые коллеги, обычно, на уроках мы с детьми вспоминаем этапы исследования. (На экране).

Этапы исследования:

  1. Постановка проблемы исследования
  2. Определение объекта исследования.
  3. Формулировка цели исследования
  4. Выдвижение гипотезы
  5. Проверка гипотезы и выводы
  6. Вывод результатов исследования
  7. Применение новых знаний

Этап 4: Выдвижение гипотезы

1.Я предлагаю вам выполнить мини проект. Для этого, уважаемые коллеги прошу вас объединиться в группы по два человека. Ваша задача заключается в следующем: по имеющимся данным необходимо составить «Режим дня» для учащихся I смены начальной школы.

Схема режима дня I смены начальной школы.

Режимные моменты

Время проведения

Пробуждение, гимнастика, закаливающие процедуры

7:00

Завтрак

7:30

Дорога в школу (прогулка)

7:50

Учебные и факультативные занятия в школе, завтрак на большой перемене

8:30

Дорога из школы домой (прогулка)

12:30

Обед

13:00

Послеобеденный отдых (сон для первоклассников и ослабленных детей)

13:30

Пребывание на воздухе

14:30

Приготовление уроков (каждые 35 - 45 минут занятий перерыв на 5-10 минут. Во время первого перерыва - полдник)

16:00

Пребывание на воздухе

17:30

Ужин и свободные занятия

19:00

Сон

21:00

2.  А сейчас  вам  необходимо обратить внимание на следующее задание, рассмотрите картинки (на экране) и ответьте на вопросы:

-Можем ли мы совершать все действия в такой последовательности?

(ответы)

-Почему?

(ответы)

-Для чего нужно соблюдать эту последовательность?

(ответы: быть здоровым, активным и т.д.)

Учитель: Правильно: Для того, чтобы быть здоровым, активным, успешным.

-Давайте сделаем предположение. Сформулируйте свою гипотезу в группах.

(Режим дня – залог здоровья!!!!!!!)

Нам всем известно, что внутри каждого из нас есть свои биологические часы и об этом также говорится   в  детской энциклопедии «Всё обо всем». Биологические часы человека можно настроить так, чтобы он самостоятельно просыпался в одно и то же время, хотел, есть и спать в определенные часы.  Самое благоприятное время, когда ребенку надо ложиться спать с  9 до 10 часов вечера, именно в это время можно легко заснуть.

3. Предлагаю вам сопоставить свою гипотезу с таблицей (на экране).

- Надеюсь, уважаемые коллеги, у всех совпадает. Можете озвучить свои выводы? (ответы)

Учитель: Итак, мы с вами сделали вывод, что правильное распределение времени для сна, еды, отдыха и других видов деятельности помогает выработке устойчивых учебных, культурных и гигиенических навыков.

Мы сегодня говорим о режиме дня, давайте с вами составим понятие режима дня.

4. Соберите определение понятия «Режим дня» из слов и словосочетаний.

Режим дня – это распорядок, в котором правильно сочетаются учеба, игры и другие занятия (на экране)

- С какой целью мы проводили исследование? (ответ: «Необходимо выяснить значение режима дня для поддержания здоровья и работоспособности ребенка.»)

Что у нас получилось, для чего необходим Режим дня? (ответы: ).

Учитель: Для поддержания здоровья. И это самое главное!!!

А теперь попросим работников лаборатории сделать свои выводы.

(ответы лаборатории)

Заключение.  Закончить сегодняшний мастер-класс хочется словами немецкого педагога-демократа Фридриха Дестервега:

«Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

Этому способствует использование в учебном процессе исследовательской деятельности  как  одной  из  форм  творчества учащихся. На экране

РЕФЛЕКСИЯ

Интерес

Сотрудничество

Стимул

Любознательность

Единство

Доказательность

Оперативность

Вариантность

Аналитика

Новшество

Индивидуальность

Если долго мучиться, что-нибудь получится….

В завершении мастер – класса прошу прикрепить своих рыбок с желаниями к нашей золотой рыбке (на доске).

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование ИКТ в начальной школе"

Предлагаю вашему вниманию мой первый мастер-класс по теме "Использование ИКТ в начальной школе".В новом  тысячелетии  мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит пе...

Мастер - класс "Проектная деятельность в начальной школе"

Мастер - класс состоит из практической и теоретической части. Основная цель мастер-класса - показать огромный потенциал проектной деятельности, возможности формирования ключевых компетентностей....

Мастер - класс Исследовательская работа в начальной школе в рамках курса "Окружающий мир" с помощью ЛабДиска-Гломир

Тема: Практическое занятие. Температура вокруг нас.Цель: формировать готовность слушателей использовать современные технические средства (ЛабДиск ГЛОМИР) для поддержки современных тенденций усил...

Мастер-класс "Исследовательская деятельность в начальной школе"

Обучение школьников специальным знаниям,а также развитие у них общих умений и навыков,...

Мастер-класс "Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС"

В данной методической работе представлен мой педагогический опыт, фрагмен...

Мастер-класс «Исследовательская работа в начальной школе с помощью мобильной естественно-научной лаборатории ЛабДиск-Гломир»

Мастер-класс предназначен для учителей начальной школы. Главная задача мастер-класса - научить пользоваться ЛабДиском, познакомить с его возможностями при организации работы научно-исследовательского ...

Мастер-класс «Проектные задачи в начальной школе».

Мастер-класс «Проектные задачи в начальной школе»....