Предметно- практическая деятельность для учащихся с ОВЗ
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Цель  предметно- практической деятельности с учащимися с легкой степенью отсталости- корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей, а также их речи в связи с практической деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметно-практическая деятельность – одна из форм обучающего воздействия на ребенка, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. В предметно-практической деятельности создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для умственно отсталых детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Умственно отсталому ребенку  для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу.

Тяжелые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым способом отражаются на возможности и результатах предметно-практической деятельности детей-имбицилов, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. Для коррекции тяжелых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе.

Таким образом, особая роль предметно-практической деятельности в обучающем процессе специального школьного учреждения определяется тем, что деятельность должна сделать сам процесс обучения более эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Основной формой воздействия на ребенка в специальных школьных учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Усвоение материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом нужно помнить и о возрастных особенностях детей, и о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети инертны и неэмоциональны.  Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Этой цели служит предметно-практическая деятельность. Цель  этих занятий, используя различные многообразные виды деятельности, корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей, а также их речи в связи с практической деятельностью.

При отборе видов деятельности я, прежде всего, преследовала коррекционные цели и учитывала особенности развития умственно отсталых детей.

        Предметно – практическая деятельность включает в себя такие виды работ, как:

  • складывание предметов из различных материалов,
  • дифференциация предметов различных по форме, цвету, величине, материалу;
  • рисование по точкам;
  • выполнение предметных вкладок по типу доски Э. Сегена;
  • накладывание шаблонов на контуры;
  • группировка фигур;
  • прохождение лабиринтов, дорожек;
  • шитье шнурком по контуру;
  • выкладывание фигур по образцу;
  • графический диктант;
  • складывание фигур из деталей шаблонов;
  • раскрашивание фигур;
  • сматывание клубка;
  • рисование крестиком.

Все перечисленные выше виды работ расположены по возрастающей сложности  с учетом последовательности формирования умений, способов ориентировки в задании, уровня обобщения. Виды деятельности апробированы в работе с детьми, воспитывающимися в специальных (коррекционных) учреждениях, могут быть использованы при изучении любого раздела программы и служить для  развития познавательной деятельности детей.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "предметно-практическая деятельность"

Программа коррекционных занятий для детей с нарушением зрения....

Рабочая программа "Предметно-практические действия" для учащихся 3 класса (II вариант)

Цель данной программы: осуществлять коррекцию недостатков восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления...

Предметно -практическая деятельность в работе с учащимися классов особый ребенок

Этот материал может быть использован учителями, воспитателями коррекционных учреждений в работе с детьми с ОВЗ....

Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия для учащихся 1 классов, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....

Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия для учащихся 4 классов 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия предназначена для учащихся 4 классов 2 вариант УП для обучающихся на дому....

«Методы организации совместной предметно-практической деятельности старших школьников волонтеров и детей с ОВЗ МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10», обеспечивающей возможность их успешной социальной адаптации в рамках урочной деятельности».

       Целью проекта  является организация совместной познавательной и предметно-практической деятельности волонтеров и детей с ОВЗ, способствующей социально-личностной...

Конспект интегрированного занятия по коррекционному курсу и внеурочной деятельности (психомоторика, предметно-практическая деятельность, школа общения). Тема: «День театра»

Спектакль-игра Щуча - не просто спектакль, и не просто игра, это постоянное взаимодействие зрителей и актеров, собственно, это игра в шоу, и главные роли в этом шоу принадлежат именно зрителям.  ...