Главные вкладки

    Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия для учащихся 4 классов 2 вариант УП (обучение на дому).
    рабочая программа (4 класс)

    Яркова Валентина Николаевна

    Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия предназначена для учащихся 4 классов 2 вариант УП для обучающихся на дому.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4_kl_sens._i_pr.-pr.docx76.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

    казенное общеобразовательное учреждение Омской области

    «Калачинская адаптивная  школа – интернат»

    ____________________________________________________________________________________________________

       УТВЕРЖДАЮ

       Директор КОУ

       «Калачинская адаптивная                                                                                          

       школа –   интернат»                                                                                                                

       _________ Козицкая Н.В.

       «      » __________2021 г.

                                                                                                               

     

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    коррекционно-развивающих занятий по

    предметно-практическим действиям и сенсорному развитию

    для учащейся 4 класса

     (надомное обучение по 2 варианту УП)

                                                                                                                           Составитель: учитель Шишкина Маргарита Юрьевна    ______________

                                                                                                                              (подпись)

      Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения

                                                                                        «     » ___________ 2021 г., протокол № 1

                                                                                                                  Руководитель методического объединения   _____________

    (подпись)

                                                                                                                                      Рабочая программа согласована на МС    _______________

    (подпись)

                                                                                        «     »___________  2021 г., протокол №             

    Калачинск, 2020 г.


    Пояснительная записка

                  Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: по предметно-практическим действиям и сенсорному развитию для 4 класса 2 вариант УП для обучающихся на дому составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599,  Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и предназначена для индивидуального обучения учащихся с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимися по 2 варианту УП и находящимися на домашнем обучении.

    Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной или тяжелой степени, интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее  освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной общеобразовательной программы образования, на основе которой разрабатывается специальная индивидуальная программа развития, учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

    Особые образовательные потребности обучающихся с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР требуют разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

    Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование с учетом индивидуальных образовательных потребностей.

    Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития обучающегося; его ведущих мотивов и потребностей.

    Основной принцип программы – взаимосвязь диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задач, направленных на развитие умственно отсталого обучающегося и формирование его позитивных качеств.

    Содержание материала выстроено с учетом концентрического принципа, постепенно усложняется по нарастающей сложности, интенсивности и разнообразию из года в год. В программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами.

    Программа рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного обучающегося.

    Программа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи.

    Цель программы: достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями.

     Задачи рабочей программы:

    - формирование положительного отношения к занятиям;

    - развитие собственной активности обучающегося;

    - формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

    - формирование и развитие целенаправленных действий;

    - развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

    Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:

    - развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

    - развитие зрительного восприятия;

    - развитие зрительного и слухового внимания;

    - развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

    - формирование и развитие координации;

    - развитие пространственных представлений;

    - развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

    Формы и методы работы

    При выборе методов и форм коррекционно-развивающей работы используется:

    - наглядность;

    - демонстрация;

    - пояснение;

    - наблюдение;

    - ролевые игры;

    - моделирование ситуаций;

    - развивающие игры (настольные, подвижные);

    - конструирование;

    - свободное и тематическое рисование, графические задания.

    Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий.

    Коррекционный курс «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»

    Пояснительная записка

    Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.

    Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с интеллектуальными и множественными нарушениями в развитии наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому правильный выбор средств и способов сенсорного воздействия оказывает благоприятное влияние на психическое и физическое развитие.

    Занятия по развитию сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с глубокой умственной отсталостью.

    Целью данного курса является   максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, обогащение чувственного опыта обучающегося в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы. Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач: развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

    Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 1 раз в неделю в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Занятия  должны носить практическую направленность, быть тесно связаны с другими учебными предметами, готовить обучающихся к жизни в обществе.

    Оценка достижений обучающегося производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в середине и в конце каждого учебного года.

    Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки, пальчиковые игры и упражнения, двигательные минутки, танцевальные движения и др.

    Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирования целостного образа предметов; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие вкусового восприятия.

    Развитие сенсорного восприятия и актуализация разнообразных представлений об окружающем мире лежат в основе формирования возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности и поведения.

    Общее количество часов коррекционно-развивающих занятий по сенсорному развитию – 1 час в неделю,       часа в учебный год.  Из них по четвертям отводится:

    в    I  четверти -     ч.                                 в  III четверти -     ч.

    во II четверти -      ч.                                 в  IV четверти -     ч.

    Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы по сенсорному развитию

    В рабочей программе даны конкретные формулировки планируемых результатов, которые могут быть не достигнуты в течение одного или нескольких занятий. К концу учебного года учащийся должен:

    - согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;

    - целенаправленно выполнять действия по двух-трёхзвенной инструкции педагога;

    - ориентировать на листе бумаги; рисовать и обводить по трафарету, штриховать;

    - восстанавливать порядок  частей суток, времён года;

    - дорисовывать незаконченные изображения;

    - группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета;

    - конструировать предметы из 5-6 деталей, из 3-4 геометрических фигур;

    - составлять предметы  и картинки из 5-6 частей;

    - определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;

    - различать запахи и вкусовые качества, называть их;

    - действовать по звуковому сигналу;

    - адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;

    - выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

    - различать и называть основные цвета и их оттенки;

    - узнавать предмет по части;

    - находить различия в парах предметных и сюжетных картинок;

    -   различать звуки по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки);

    -  различать характер мелодии;

    - ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

    - определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов (из 5-6);

    - использовать схематические рисунки и таблички для запоминания материала.

    Способы и формы оценивания результатов прохождения программы по сенсорному развитию

    Курс имеет безотметочную  систему прохождения материала. Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога.

    Результат выполнения задания отмечается жетоном (смайликом), картинкой, табличкой со словом, сюрпризом, используются слова-одобрения. В конце занятия можно использовать  прием цветограммы. Сравнение результатов изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволяет наблюдать динамику качества выполненной работы, сравнивая личные результаты.

    Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Они определяются индивидуальными возможностями обучающегося и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.

    По итогам освоения программы и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности обучающегося, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.

    При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающегося в освоении программы.

    При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.

    Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

    В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

    Содержание коррекционного курса по сенсорному развитию

    Программно-методический материал включает следующие разделы: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие вкуса», добавлен раздел по развитию тактильно-двигательного восприятия, материал по развитию мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, восприятия пространства и времени.

            При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму по  сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.

    Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

    Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом). Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.

    Кинестетическое и кинетическое развитие

    Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, медведя, лисы…).

    Тактильно-двигательное восприятие

    Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – твердые, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.

    Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

    Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

    Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

    Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти (игры с «отсрочкой»); дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

    Восприятие особых свойств предметов (развитие обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

    Развитие осязания (теплый – холодный), определение контрастных температур разных предметов.

    Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

    Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

    Восприятие пространства и времени

    Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, лево – право, рядом и др. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально и горизонтально расположенном листе бумаги. Деление листа на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога. Время суток и времена года, их закономерная смена.        

    Календарно-тематический план

    № п/п

    Направления коррекции

    Кол-во

    час

    Дата

    Основное

    содержание работ

    Виды деятельности

    Результаты

    Развитие моторики, графомоторных навыков

    1

    Упражнения на развитие крупной моторики

    1

    01.02.

    Развитие меткости и координации движений;

    согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

    Игровая, предметная (работа с предметами - мячи разной величины, шарики, кольца)

    2

    Упражнения на развитие крупной моторики

    1

    Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.)

    Познавательная,  практическая, предметная (работа с различными материалами, «сенсорной» дорожкой)

    3

    Развитие мелкой моторики рук

    1

    08/.02.

    Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

    Познавательная, практическая

    4

    Развитие координации движений руки и глаза

    1

    Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание и  развязывание узелков, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок)

    Познавательная, игровая, предметно-практическая (работа с деталями, мелкими предметами, работа со шнуром, лентами, пуговицами)        

            

    5

    Формирование навыков владения пишущим инструментом

    1

    15.02.

    Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях

    Познавательная, игровая, практическая (работа с шаблонами, силуэтами, работа с трафаретами; работа с предметами)

    6

    Формирование навыков владения инструментами

    1

    20.02.

    Разрезание бумаги на полоски; вырезание по контуру простых  изображений (платок)

    Практическая (работа с бумагой, ножницами; раскрашивание широкой кисточкой поверхности рисунка)

            

    7

    Развитие координации движений руки и глаза

    1

    01.03.

    Разрывание цветной бумаги на кусочки; работа в технике рваной аппликации        

    Игровая, практическая (работа с бумагой, клеем)

    Тактильно-двигательное восприятие

    1

    Упражнения на узнавание предметов на ощупь

    1

    15.03.

    Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)

    Познавательная, игровая, практическая (работа с разными предметами, мешочком)

    2

    Упражнения на узнавание и запоминание предметов на ощупь

    1

    Восприятие разных поверхностей на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). (Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)»)

    Познавательная, игровая, практическая (работа с разными материалами, мешочком, ширмой)

    3

    Упражнения на представления о предметах на основе тактильно-двигательного восприятия

    1

    Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»

    Познавательная, предметная, игровая, практическая (работа с предметами, мешочком, пластичным материалом)

    4

    Упражнения на узнавание предметов на ощупь

    1

    Игры с сюжетной мозаикой; определение игрушек и предметов на ощупь,  нахождение предмета по картинке, по слову

    Познавательная, предметная, игровая (работа с мозаикой, предметами, игрушками, ширмой; мешочком)

            

    Кинестетическое и кинетическое развитие

    1

    Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы)

    1

    Вербализация собственных ощущений, изображение выразительности движений (имитация повадок животных)

    Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, записями звуков природы)

    Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

    1

    Восприятие формы

    1

    Соотнесение формы предметов с геометрической формой  - эталоном (выбор из пяти); сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета)

    Познавательная, игровая, практическая (работа с геометрическим и игровым материалом)

            

    2

    Восприятие формы.

    1

    Складывание одной геометрической формы из двух других (квадрат из двух треугольников или из двух прямоугольников, круг из двух полукругов). Комбинирование  нескольких геометрических форм для создания целостных изображений (дом – три треугольника, вагон – два квадрата и два круга и т.д.)

    Познавательная, игровая, практическая (работа с геометрическим и игровым материалом; конструирование)

            

    3

    Формирование целостного образа предметов

    1

    Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по показу (по инструкции)

    Познавательная, игровая, практическая (работа с геометрическим, игровым и строительным материалом; конструирование)

    4

    Формирование целостного образа предметов

    1

    Узнавание предмета по его отдельным частям, восстановление целостного изображения предмета по части (Дидактическая игра «Часть и целое»)

    Познавательная, игровая, практическая (работа с разрезными картинками, картами лото, предметами, вкладышами; дорисовывание рисунка)

    5

    Восприятие величины

    1

    Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов, группировка предметов по величине (самый большой, большой, средний, маленький, самый маленький)

    Познавательная, игровая, предметная (работа с картинками, предметами разной величины – матрешки, солдатики, животные)

    6

    Восприятие цвета

    1

    Составление цепочки из 3—4 кругов разной насыщенности одного цвета (темный, светлый)

    (Дидактическая игра «Цветик-семицветик»)

    Познавательная, игровая, практическая (работа с цветными кружочками и полосками; рисование)

    7

    Формирование целостного образа предметов

    1

    Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей

    Познавательная, игровая, практическая (работа с конструктором, разборными игрушками)

    Развитие зрительного восприятия

    1

    Развитие зрительного внимания

    1

    Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу

    Игровая, практическая (работа с игровым материалом, рисунками; рисование)

    2

    Развитие зрительного внимания

    1

    Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 картинок, предметов)

    Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, предметами)

    3

    Развитие зрительного внимания, подражания

    1

    Тренировка зрительной памяти. (Дидактическая игры «Что изменилось?», «Повтори узор» («Сделай так же»))

    Познавательная, игровая, практическая (работа с раздаточным, геометрическим материалом)

    Восприятие особых свойств предметов

    1

    Опознание предметов по температурным характеристикам

    1

    Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур предметов (теплый-горячий-холодный)

    Познавательная, исследовательская, практическая (работа с предметами и материалами разных температур)

    2

    Узнавание предметов по вкусовым характеристикам и по запаху

    1

    Различение пищевых запахов и вкусов

    Познавательная, исследовательская, практическая (работа с продуктами, предметами)

    3

    Определение характерных особенностей у предметов через осязание

    1

    Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость)

    Познавательная, исследовательская, практическая (работа с водой, предметами)

    Развитие слухового восприятия

    1

    Развитие слухового внимания

    1

    Определение направления звука в пространстве поворотом головы или жестом (справа — слева — спереди — сзади). (Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»)

    Игровая, практическая (работа с музыкальными инструментами, аудиозаписями)

    2

    Развитие слухового внимания

    1

    Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). (Дидактическая игра «Прерванная песня»)

    Игровая, практическая (работа с музыкальными инструментами, аудиозаписями)

    3

    Развитие слухового внимания

    1

    Различение музыкальных и речевых звуков по громкости и длительности; реагирование движениями или речевыми реакциями на характер звука и его изменение

    Игровая, практическая (работа с музыкальными инструментами, аудиозаписями, прослушивание музыкальных отрывков)

    4

    Развитие слухового внимания

    1

    Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики»

    Игровая, практическая (работа с музыкальными инструментами, аудиозаписями)

    Восприятие пространства

    1

    Восприятие пространственных отношений и ориентировка в пространстве

    1

    Ориентировка в пространстве кабинета (верх-низ, право-лево), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

    Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами)

    2

    Восприятие пространственных отношений и ориентировка на плоскости листа

    1

    Деление листа на две равные части, расположение предметов на листе (середина, верх-низ, право-лево)        

    Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами, бумагой; работа на вертикальных поверхностях)

    3

    Восприятие пространственных отношений и ориентировка на столе

    1

    Расположение предметов и их перемещение на поверхности стола

    Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами, раздаточным материалом)

    Восприятие времени

    1

    Восприятие временных представлений

    1

    Сравнение изображений на картинках, восстановление порядка, обозначение определенным цветом времени суток

    Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, цветными фишками – утро – желтый, день – красный, вечер – синий, ночь - черный)

    2

    Восприятие временных представлений

    1

    Сравнение сюжетных изображений, восстановление порядка, обозначение определенным цветом времен года (Дидактическая игра «Когда это бывает?»)

    Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, цветными фишками – зима – белая, лето – красная, весна – зеленая, осень - желтая)

    Коррекционный курс «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»

    Пояснительная записка

    Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций, поэтому им необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности.

    Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Достижение данной цели подразумевает решение следующих задач: освоение простых действий с предметами и материалами, развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации, следование определенному порядку при выполнении предметных действий.

    Предметная деятельность является базисным видом деятельности для формирования всех видов детской деятельности. В процессе развития предметных действий у обучающегося формируются соотносящие и орудийные действия, при выполнении которых происходит становление ориентировочно-познавательной деятельности и появляются предпосылки к развитию речи. В ходе выполнения предметных действий улучшаются физиологические возможности рук, их согласованность и плановость в действиях, развивается тонкая ручная моторика и зрительно-двигательная координация.

    В процессе обучения происходит знакомство с различными предметами и материалами и осваиваются действия с ними, которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

    Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится в игровой форме с использованием разнообразных дидактических игр, практических упражнений. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным  и практическим материалом. Занятия  должны носить практическую направленность, быть тесно связаны с другими учебными предметами, готовить обучающегося к жизни в обществе.

    Программа «Предметно-практические действия» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы. 

    Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в середине и в конце каждого учебного года.

    Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью от 30 до 40 минут в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Всего за учебный год -    ч. По четвертям это распределяется следующим образом:

    в    I  четверти -      ч.                                   в  III четверти -     ч.

    во II четверти -       ч.                                   в IV четверти -      ч.

    Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы

    В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.

    К концу учебного года учащийся должен:

    - взаимодействовать с взрослым;

    - выполнять на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами;

    - находить предмет в окружающей обстановке;

    - захватывать,  удерживать и перекладывать предмет;

    - открывать и закрывать емкости для хранения;

    - сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры;

    - рисовать на бумаге;

    - играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

    - работать с пластилином и выполнять с ним разные действия: разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать на кусочки разного размера, соединять, отщипывать, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям;

    - лепить посуду, предметы разными способами;

    - играть с взрослым в элементарные сюжетные игры;

    - узнавать материалы на ощупь, по звуку;

    - выполнять действия с предметами разного цвета, формы и величины;

    - складывать предметы, узоры, картинки  из счетных палочек;

    - составлять разрезные картинки и картинки из кубиков;

    - наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;

    - играть с конструктивными и строительными материалами.

    Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

    «выполняет действие самостоятельно»,

    «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

    «выполняет действие по образцу»,

    «выполняет действие с частичной физической помощью»,

    «выполняет действие со значительной физической помощью»,

    «действие не выполняет»;

    «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».

    Содержание коррекционного курса по предметно-практическим действиям

    В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание курса «Предметно-практические действия». Программа состоит из 2 разделов: «Действия с предметами», «Действия с материалами», куда входят следующие виды работ: «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с пластичными материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и тканью», «Работа с природными материалами». Содержание разделов отражает предметно-практическую направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, множественными нарушениями в развитии.

    Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения; познавательные сведения; перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды предметно-практической деятельности; операции и приемы предметно-практической деятельности; перечень изделий, практических работ.

    Действия с предметами

    • Нахождение в окружающей обстановке предмета с заданным признаком (определенного цвета, формы, величины).
    • Узнавание на ощупь знакомых предметов при выборе из трех.
    • Определение на ощупь формы, величины предметов; гладкой, шершавой поверхности; мягких и твердых тел.
    • Действия с предметами разного цвета: определение и называние цвета предмета; соотнесение предметов по цвету; составление простых сочетаний из 2 цветов; группировка однородных предметов по цвету; чередование предметов по цвету через два элемента; выкладывание их в ряд; нахождение предметов по указанному цвету; классификация предметов по цвету.
    • Действия с предметами разной формы: формирование представлений о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат); различение геометрических фигур; группировка геометрических фигур по форме; составление упорядоченного ряда геометрических фигур; подбор предметов к модели геометрической фигуры; составление узоров различной формы; выкладывание узоров из геометрических фигур по образцу; классификация предметов по цвету и форме.
    • Действия с предметами разной величины: узнавание и различение предметов по высоте; нахождение на ощупь по образцу предмета большого размера его меньшую пару; составление ряда из трех предметов по размеру (самый большой — поменьше —самый маленький); подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие к коробкам, баночкам крышки; пробки, подходящие к бутылочкам; мячи, шары, подходящие к отверстиям).
    • Конструирование. Закрепление приемов наложения и приложения в работе со строительным материалом (объемными фигурами).
    • Выполнение построек и фигур из 5— объемных и плоских форм по показу и по образцу: постройка башни из 3 кубов одинаковых и разных по размеру, цвету; постройка двухэтажного и выше дома с крышей из кубов и призмы, с воротами, гаражом; постройка дорожек, заборов из различного по форме материала; постройка поезда, автомобиля.
    • Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.
    • Выполнение знакомых построек по словесной инструкции.
    • Составление из счетных палочек предметов, узоров, фигур по образцу, картинке, вербальной инструкции: дом, машина, молоток, ворота и др.
    • Складывание разрезных картинок из 5— частей разных форм. Заполнение вкладышей в сказочных иллюстрациях с вырезанными частями. Складывание картинки из кубиков с картинками.
    • Складывание простых изображений из разобщенных частей по образцу: кот (голова, хвост, туловище), елочка, неваляшка, кукла, машина.

    Действия с материалами

    • Вдавливание небольших углублений на поверхности шара большим (указательным) пальцем. Лепка изделий путем вдавливания: миска, тарелка, блюдце.
    • Раскатывание шара в ладонях в овал и конус. Лепка по подражанию и по образцу предметов овальной и конической формы: слива, огурец, морковь, яйцо, батон.
    • Сплющивание и вытягивание шара для получения грушевидной формы. Лепка предметов грушевидной формы: груша, перец. Узнавание, различение, называние объектов лепки и необходимых материалов и инструментов.
    • Предварительное наблюдение за реальным предметом, который будут лепить. Его тактильное обследование. Выделение характерных признаков предмета, его частей (элементов) с помощью учителя. Анализ образца изделия с помощью учителя.
    • Лепка по подражанию (образцу) предметов, включающих несколько элементов шаровидной формы: снеговик, пирамидка, кукла-неваляшка и др.
    • Лепка знакомых букв (цифр).
    • Освоение новых приемов лепки: соединение деталей примазыванием; прищипывание; вдавливание. Создание

    пластилиновых картин.

    • Резание шара ниткой на две половинки.
    • Лепка посуды из одного куска пластилина (тарелка, миска, блюдце), из двух кусков (чашка, ложка, кувшин).
    • Лепка предметов из 2—5 частей: рыбка, грибы разной величины, большая и маленькая чашки, корзина с ручкой, пирамидка, снеговик, утенок, зайчик. Составление композиций: «Грибная поляна», «Фрукты на подносе», «Корзина с фруктами».

    Тематический план коррекционного курса «Предметно-практические действия»

    № п/п

    Тема занятия

    Кол-во

    часов

    Сроки

    Основное

    содержание работ

    Виды деятельности

    Результаты

    Действия с материалами

    1

    Повторение и закрепление умений. Выполнение действий с предметами.

    2

    01.02.

    Повторение полученных

    навыков работы с

    пластичными материалами 

    Практическая, предметная, игровая (работа с пластилином, глиной, массой)

    2

    Ждем гостей.

    1

    Вдавливание небольших углублений на

    поверхности шара большим (указательным)

    пальцем.

    Игровая, практическая, познавательная (работа с пластилином; лепка изделий путем вдавливания: миска, тарелка, блюдце)

    3

    Мы ходили в магазин.

    1

    08.02.

    Раскатывание шара в ладонях в овал и конус.

    Игровая, практическая (работа с объемными фигурами, предметами; работа с пластилином; лепка по подражанию и по образцу предметов овальной и конической формы: огурец, морковь, яйцо)

    4

    Корзинка с угощениями.

    1

     Сплющивание и вытягивание шара для получения грушевидной формы.

    Игровая, познавательная, практическая (работа с предметами; работа с пластилином; лепка предметов грушевидной формы: груша, перец.)

    5

    Волшебный мешочек.

    2

    Предварительное наблюдение за реальным предметом, который будут лепить;

    тактильное обследование предмета; выделение

    характерных признаков предмета, его частей

    (элементов) с помощью педагога.

    Игровая, познавательная, исследовательская, практическая (работа с предметами, мешочком; работа с пластилином)

    6

    Игрушки.

    2

    Лепка по подражанию (образцу) предметов,

    включающих несколько элементов шаровидной формы: снеговик, пирамидка,

    кукла-неваляшка.

    Игровая, познавательная практическая (работа с предметами)

    7

    Пластилиновая сказка.

    2

    20.02.

    Освоение новых приемов лепки: соединение

    деталей примазыванием, прищипыванием,

    вдавливанием; составление композиций: «Грибная поляна», «Фрукты на подносе»

    Игровая, практическая (работа с предметами, с пластилином)

    8

    Посуда для куклы.

    1

    15.02.

    Лепка посуды из одного куска пластилина (тарелка, миска, блюдце), из двух кусков

    (чашка, ложка, кувшин).

    Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами, картинками, пластилином)

    9

    Подарки для друзей.

    2

    01.03.

    15.03.

    Лепка предметов из

    2—5 частей: рыбка, грибы разной величины, большая и маленькая чашки, пирамидка, снеговик.

    Игровая, познавательная, практическая (работа с картинками, предметами; работа с пластилином, природным материалом)

    Действия с предметами

    1

    Игры с цветом.

    3

    Действия с предметами разного цвета

    Игровая, познавательная, практическая (работа с предметами)

    2

    Изучаем форму.

    3

    Действия с предметами разной формы

    Игровая, познавательная, практическая (работа с предметами, геометрическим и строительным материалом)

    3

    Играем с величиной.

    3

    Действия с предметами разной величины

    Игровая, познавательная, практическая (работа с предметами разной формы и величины)

    4

    Конструирование. Мы – строители.

    3

    Закрепление приемов наложения и приложения в работе со строительным

    материалом (объемными фигурами); выполнение построек и фигур из 5—6 объемных и плоских форм по показу и по образцу

    Игровая, познавательная, практическая (работа с конструктором, строительным материалом)

    5

    Конструирование. Строим башни.

    2

    Постройка башни из 3—5 кубов одинаковых

    и разных по размеру, цвету

    Игровая, практическая (работа с конструктором, строительным материалом, кубиками)

    6

    Конструирование. Дом для Маши.

    2

    Постройка двухэтажного и выше дома с крышей из кубов и призмы, с воротами,

    гаражом

    Игровая, познавательная, практическая (работа с конструктором, строительным материалом, кубиками, объемными формами; обыгрывание постройки)

    7

    Конструирование. Заюшкина избушка.

    2

    Постройка домика, дорожек, забора из различного по форме материала

    Игровая, познавательная, практическая (работа с конструктором, строительным материалом; обыгрывание сказки, фигурки животных; просмотр мультфильма)

    8

    Конструирование. Поездка на машине.

    2

    Постройка поезда, автомобиля.

    Игровая, практическая (работа с конструктором, строительным материалом; работа с предметами)

    Методическое и материально-техническое обеспечение коррекционных курсов

    Используемая литература:

    1. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль, 2012.
    2. Головкина, Т.М. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждений VIII вида» [Электронный ресурс]/ Т.М.  Головкина//http://rudocs.exdat.com/docs/index-434572.html 
    3. Е.А.Стребелева, Е.А.Екжанова Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. – М., «Просвещение», 2011.
    4. Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М., 2013.
    5. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
    6. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Книголюб, 2007.
    7. Метиева,  Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида [Электронный ресурс]/Л.А.Метиева,Э.Я.Удалова.http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html
    8. Модифицированная программа «Игра, игротерапия» (1-4 классы) составлена Маслич Ириной Петровной на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин,  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009г.
    9. Программа курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и  сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
    10. Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск, 2012.
    11. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл», 2014.
    12. Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте  5-6 лет / Л.В. Фомина. - М. : Сфера, 2001.

    Учебно – практическое оборудование:

    Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, дидактические игры и пособия:

    - функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);

    - игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик и др.); для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.;

    - разнообразный арсенал техники арт- и музыкотерапии (различные куклы, сюжетные игрушки; игрушки, имитирующие реальные предметы; игровой материал);

    - иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);

    - наглядно-графические модели (схемы, карты, контурные образцы, чертежи);

    -  материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий);

    - музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные и видеофизминутки;

    - презентации по темам, развивающие видеозанятия;

    - компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки.

    Игры и игрушки:

    - различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

    - наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);

    - пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);

    - пазлы-вкладыши;

    - мозаики;

    - деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы);

    - сухой бассейн;

    - игрушки разных размеров;

    - шнуровки;

    - множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки;

    - разноцветные шарики и моточки;

    - пирамидки разные по величине, высоте;

    - предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);

    - предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);

    - предметы для вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.;

    - звучащие предметы для встряхивания;

    - разборные игрушки;

    - музыкальные инструменты (бубен, погремушки, барабан, колокольчик, металлофон и др.);

    - пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

    - игрушки (мягкие, пластмассовые, резиновые, деревянные, механические);

    - наборы посуды и мебели;

    - одежда и обувь для куклы;

    - мешочки из ткани;

    - прищепки;

    - карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);

    - цветные карандаши, краски и разнообразное оборудование для рисования;

    - листы бумаги;

    - объемные геометрические формы (куб, шар, конус, цилиндр);

    - пластичные материалы (тесто, пластилин, глина, пластичная масса);

    - материалы для пересыпания (крупа, песок);

    - инструменты для работы с пластичным и сыпучим материалом (клеенки, чашки, стаканчики, баночки, ложки, лопатки, стеки, пластмассовые контейнера, формочки);

    - рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс (для детей с ТМНР)

    Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс ФГОС (вариант 2)...

    Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по математике для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

    Рабочая программа создана для  учащихся с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Математика"  (М.И. Моро, 2016). УМК "школа России"...

    Рабочая программа индивидуальных коррекционно -развивающих занятий по русскому языку для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

    Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "русский язык" во 2 классе ( УМК Школа России, уч.  В.П. Канакина,  2016 г.)...

    Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Произношение"

    В этом материале есть подробная пояснительная записка, календарно-тематическое планирование материала с формируемыми УУД...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 1 И 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕС ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ1 И 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ(РДА, РАС, атипичный аутизм)...

    Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия для учащихся 1 классов, 2 вариант УП (обучение на дому).

    Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....