Главные вкладки

    Рабочая программа "Предметно-практические действия" для учащихся 3 класса (II вариант)
    рабочая программа (3 класс) на тему

    Белоусова Любовь Сергеевна

    Цель данной программы: осуществлять коррекцию недостатков восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления  детей, а также их речи в связи с практической деятельностью.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл predmetno-prakticheskie_deystviya_3_klass_2_variant.docx36.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов:

    1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

    2.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

    3.Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант2) в КОУ «Адаптивная школа-интернат №17».

    4.Устав КОУ ««Адаптивная школа-интернат №17».

    5.Учебный план КОУ «Адаптивная школа-интернат №17».

                 Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в  начальных классах обучения детей с умеренной и выраженной отсталостью.

                  У детей  с умеренной и выраженной умственной отсталостью выявлены многочисленные недостатки в формировании их умственной деятельности. У них затруднено принятие и понимание задачи, их затрудняет установление связей  и отношений между отдельными действиями  и звеньями умственной задачи. Они не могут организовать свою деятельность и не используют образец. У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы умственной деятельности: идентификация и узнавание, группировка и выбор адекватного способа действия, перенос умственного приема. Они не умеют пользоваться в практической деятельности даже элементарными  знаниями, имеющимися у них.

    Между тем, формирование этих основных навыков и приемов умственной деятельности глубоко умственно отсталых детей в младшем школьном возрасте возможно именно на самом элементарном, сенсорном уровне.

    Темп развития глубоко отсталого ребенка чрезвычайно замедлен. Без специального обучения с самого обучения  с самого младшего возраста это развитие протекает с глубокими качественными отклонениями. Все это приводит к тому, что к началу школьного возраста уровень умственного развития низок. Поэтому коррекция этих детей должна осуществляться в большей мере  в тех видах деятельности, которые характерны для детей дошкольного возраста.

    Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, глубоко умственно отсталым детям. Тяжелые нарушения моторики, зрительно-моторной координации непосредственно отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. Для коррекции нарушений внимания предусмотрены специальные игры. Сенсорное развитие учащихся осуществляется  в предметно–манипулятивной    деятельности и дидактических играх по определенной системе.

    Цель данной программы: осуществлять коррекцию недостатков восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления  детей, а также их речи в связи с практической деятельностью.

    Задачами обучения  являются:

    • развитие зрительных, слуховых, осязательных, тактильных  восприятий;
    • координация  работы анализаторов;
    • развитие пространственных ориентировок;
    • развитие наглядного мышления;
    • обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
    • совершенствование мелкой моторики, зрительно двигательной координации, координаций движения обеих рук;
    • воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности, формирование основ самооценки;
    • формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

    Содержание рабочей программы направлено на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками базового уровня учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, что соответствует требованиям адаптированной образовательной программы основного общего образования.

    Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком – 102 часа (34 недели).

    Учебный предмет

    I четверть

    II четверть

    III четверть

    IV четверть

    Всего часов за год

    Предметно-практическая деятельность

    27

    21

    33

    21

    102 ч.

    Содержание

    Предметные действия  

    17  ч.

    Дидактические игры

    15 ч.

    Элементарное конструирование.

    16 ч.

    Работа с мозаикой.  

    17 ч.

    Лепка

    15 ч.

    Работа с бумагой

    17 ч.

    Работа с нитками.  

    5 ч.

    Итого

    102 ч.

    Предметно-манипулятивные действия (17 часов).

    Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий:

    -открывание и закрывание коробок, флаконов с завинчивающими крышками;

    -нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат).

     Цвет. Выбор по образцу и группировка предметов окрашенных не только в основные, но и в промежуточные цвета. Выбор предметов одного цвета из 4-8 предметов двух сходных цветов. Раскладывание предметов двух сходных цветов. Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов различных цветов. Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу.

    Форма. Выбор по образцу и инструкции предметов одной формы из 4-8 предметов двух сходных форм. Группировка по форме одноцветных предметов двух сходных форм. Выбор по образцу и группировка объемных предметов. Выбор по образцу и группировка плоскостных форм.   Знать названия и самостоятельно называть формы: кубик, шарик, круг, квадрат, треугольник

    Величина. Определение не контрастной разницы по величине между предметами путем наложения и приложения предметов. Подбор и группировка одинаковых по величине предметов. Различение величины предметов независимо от их формы.

    Дидактические игры (15 часов).

    Усложнение игр, содержащих дидактические задачи на различение и использование цвета, формы, величины предметов.

    Элементарное конструирование (16 часов).

    Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции.  Складывание разрезных картинок из 3-4 частей. Подбор и выкладывание из объемных плоскостных форм разного цвета и величины различных комбинаций при зрительном диктанте, учитывая форму, цвет и величину фигур. Постройки из детских наборов строительного материала, также по показу и образцу и по словесной инструкции.  

    Работа с мозаикой (17 часов).

    Закрепление навыка правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой (применяется та же пластмассовая мозаика, что и в 1-м классе). Закрепление умений, приобретенных в 1-м классе. Выкладывание прямых рядов. Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов. Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики.

     Лепка (15 часов).

    Закрепление навыков обращения с материалом и выполнение определенных правил при работе с ним, полученные в первом классе. Закрепление  навыков: раскатывания прямыми и круговыми движениями между ладонями; сплющивание между ладонями.  Приобретение новых навыков лепки. Отщипывание пальцами кусочков и скатывание мелких шариков. Сгибание столбиков с соединением концов. Защипывание краев формы кончиками пальцев. Вытягивание столбиков из короткого толстого

    цилиндра, округлять и заострение концов, образуя формы. Умение в лепке использовать правильное представление о величине, цвете и форме.

    Работа с бумагой (17 часов).

    Закрепление умений и навыков, полученных в 1-м классе. Умения и навыки работы с бумагой: сгибать и разгибать бумагу по прямым линиям произвольно; сгибать и разгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Изготовление изделий без применения клея. Наклеивание готовых геометрических фигур  в указанном порядке, выбирая по цвету (одноцветные) или по форме, чередуя фигуры по цвету или форме. Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух готовых частей.  

    Работа с нитками (5 часов).

    Сортировка ниток по цвету. Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины. Наматывание на катушку, клубок, картон. Плетение косичек из толстых шнуров.

    Календарно-тематическое планирование

    № п/п

    Тематика

    Кол-во часов

    Дата проведения

    Предметные действия

    5

    Представление о пальчиковых играх и упражнениях. Развитие ручной умелости.  

    2

    Различение предметов по форме, цвету, величине.

    1

    Упражнения с массажными шариками, с прищепками.

    2

    Дидактические игры    

    4

    Дидактическая игра «Лото».

    2

    Дидактическая игра «Разложи в ряд».

    1

    Дидактическая игра «Что лишнее».  

    1

    Элементарное конструирование

    5

    Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу.  

    2

    Складывание разрезных картинок из 2-6 частей. Фрукты.  

    1

    Складывание разрезных картинок из 2-6 частей. Овощи.  

    1

    Складывание простых крупных пазлов с опорой  на образец.  

    1

    Работа с мозаикой

    4

    Выкладывание «чередующихся рядов » из деталей двух цветов.  

    2

    Выкладывание из мозаики «чередующихся рядов » (красный-  2 синих - красный)

    1

    Выкладывание «чередующихся рядов » из деталей трех цветов.  

    1

    Лепка

    4

    Пластилин. Свойства пластилина.

    1

    Вишни, сливы.

    1

    Морковь, огурец.

    1

    Лепка изученных букв по образцу.

    1

    Работа с бумагой

    4

    Работа с бумагой. Свойства. Приёмы работы.

    1

    Аппликация «Осенние листочки».

    1

    Овощи. Фрукты.

    1

    Дом с крышей.

    1

    Предметные действия

    4

    Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка)

    2

    Складывание разрезных картинок из 2-6 частей.

    2

    Дидактические игры

    4

    Дидактическая игра «Что лишнее».

    2

    Дидактическая игра «Картинное лото».

    2

    Элементарное конструирование

    4

    Складывание букв из счетных палочек.  

    2

    Конструирование из геометрических фигур.

    2

    Работа с мозаикой

    4

    Выкладывание «чередующихся рядов» трех цветов.

    2

    Выкладывание узоров по показу и по образцу.

    2

    Лепка

    3

    Снеговик.

    1

    Домик.

    1

    Лепка изученных букв.

    1

    Работа с бумагой

    4

    Аппликация методом обрыва «Геометрические фигуры»  

    1

    Многоэтажный дом с окнами.

    1

    Флажки.

    1

    Ёлочка.

    1

    Работа с нитками

    2

    Наматывание ниток на игрушки.

    2

    Предметные действия

    4

    Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка)

    2

    Складывание разрезных картинок из 2-6 частей.

    2

    Дидактические игры

    3

    Дидактическая игра «Что лишнее».

    1

    Дидактическая игра «Поиск в окружающем».

    1

    Дидактическая игра «Картинное лото».

    1

    Элементарное конструирование

    3

    Складывание из счетных палочек «Грузовая машина»

    1

    Складывание букв из счетных палочек.  

    1

    Постройки из строительного материала по показу и образцу.

    1

    Работа с мозаикой

    5

    Выкладывание «чередующихся рядов» трех цветов.

    3

    Выкладывание узоров по показу и по образцу.

    2

    Лепка

    4

    Лепка цифр.

    1

    Лепка изученных букв.

    1

    Рыбка.

    1

    Зайчик.

    1

    Работа с бумагой

    4

    Флажки.

    1

    Открытка маме.

    1

    Изученные буквы.

    1

    Изученные цифры.

    1

    Работа с нитками

    3

    Наматывание ниток на игрушки.

    1

    Плетение косичек из толстых цветных шнуров.

    2

    Предметные действия

    4

    Пальчиковые игры и упражнения.  

    2

    Различение предметов по форме, цвету, величине.

    1

    Упражнения с массажными шариками, с прищепками.

    1

    Дидактические игры

    4

    Дидактическая игра «Картинное лото».  

    2

    Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

    1

    Дидактическая игра «Разложи в ряд».

    1

    Элементарное конструирование

    4

    Складывание фигур и узоров по образцу.

    2

     Складывание разрезных картинок из 5-6 частей. Насекомые.

    1

    Постройки из строительного материала по показу и образцу.

    1

    Работа с мозаикой

    4

    Выкладывание геометрических фигур разной величины.

    2

    Выкладывание цифр.

    2

    Лепка

    4

    Матрешка.

    1

    Утёнок.

    1

    Лепка цифр.

    1

    Лепка изученных букв по образцу.

    1

    Работа с бумагой

    3

    Простые поделки оригами.

    1

    Разноцветные шары.

    1

    Гусеница.

    1

    Итого

    102

    У учащихся должны быть сформированы:

    - представления о предметно-практических действиях с предметами и материала;

    - знания об особенностях и функциях различных предметов;

    - знания о свойствах материалов;

    - представления о различных формах предметов;

    - знания названиях предметов и материалов, а также действиях, связанных с этими предметами и материалами;

    - распознавание предметов и материалов по цветам;

    - соотнесение предметов по величине.

    Учащиеся должны уметь:

    - овладевать новыми разученными действиями и выполнять их по слову взрослого;

    - самостоятельно выполнять разученные действия с предметами и материалами;

    - использовать предметы-заместители;

    - переносить полученный опыт на аналогические ситуации;

    - выполнять целенаправленные действия с предметами и материалами.

    Список литературы

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
    2. Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
    3. Авторская  программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Новоселовой Н.А., Шлыковой А.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа "Сенсорное развитие" для учащихся 3 класса (II вариант)

    Программа курса внеурочных занятий «Сенсорное развитие» имеет своей целью на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств...

    Рабочая программа по курсу "логопедия" 3б класса II вариант обучения (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

    Разработка рабочей программы для учащихся 3 класса (4 год обучения) с интеллектуальными нарушениями (II вариант обучения)....

    Рабочая программа по адаптивной физической культуре для учащихся 2 класса( 2 вариант) в рамках ФГОС " Школа коррекции и развития VIII вида"

    Рабочая программа по предмету адаптивная физическая культура для 2 класса(2 вариант), разработана в соответствии со следующими документами:-  Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ &la...

    Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия для учащихся 1 классов, 2 вариант УП (обучение на дому).

    Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....

    Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия для учащихся 4 классов 2 вариант УП (обучение на дому).

    Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия предназначена для учащихся 4 классов 2 вариант УП для обучающихся на дому....

    Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)

    АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ВАРИАНТ 8.3)...