Рабочая программа "Сенсорное развитие" для учащихся 3 класса (II вариант)
рабочая программа (3 класс) по теме

Белоусова Любовь Сергеевна

Программа курса внеурочных занятий «Сенсорное развитие» имеет своей целью на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_3_klass_2_variant.docx42.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

2.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

3.Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант2) в КОУ «Адаптивная школа-интернат №17».

4.Устав КОУ ««Адаптивная школа-интернат №17».

5.Учебный план КОУ «Адаптивная школа-интернат №17».

Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения в развитии, поскольку бóльшая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку.

Дети, имеющие выраженные нарушения развития, с большим опозданием овладевают приёмами обследования предметов с целью выявления их качеств, испытывают трудности в выделении существенных свойств и обозначении их словом. Поэтому они значительно позднее усваивают названия цветов, форм, пространственных и временных отношений.

Особенности восприятия связаны с нарушениями мышления. Данная категория детей не выделяют главные, внутренние зависимости наблюдаемых предметов и явлений, слабо владеют приёмами аналитико-синтетической деятельности, проводят обобщение по случайным признакам.

Учащиеся с ТМНР не способны самостоятельно осуществлять контроль за исполнением и результатом деятельности. Одной из причин несформированности деятельности является недоразвитие произвольности, которое обусловлено нарушениями нейродинамических процессов, примитивностью мотивационно - потребностной сферы, эмоционально-личностной незрелостью школьников. Снижение произвольного внимания связано с колебаниями психической активности, быстрой истощаемостью психических процессов, нарушением их подвижности.

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с ТМНР является необходимой предпосылкой их успешного обучения.

Программа курса внеурочных занятий «Сенсорное развитие» имеет своей целью на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

  • создание условий, способствующих освоению детьми с ТМНР адаптированной основной образовательной программы начального образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • организация занятий, направленных на преодоление и предупреждение вторичных и последующих нарушений развития;
  • создание условий для достижения необходимого уровня самостоятельности в социальном развитии детей и их способности свободно контактировать со взрослыми и сверстниками;
  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий;
  • предоставление возможности для развития художественно-творческих способностей детей.

Данная программа, разработанная с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося, направлена на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций, создание ситуации успеха, коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы.

Деятельность и общение являются важнейшими показателями уровня психического развития ребенка. В них концентрируются и отражаются все достижения – состояние мышления, воображения, речи памяти, внимания, воли.

Предлагаемая программа предназначена для усиления коррекционного воздействия на личностное развитие обучающегося. Содержание программы способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, внимание, без которых невозможно успешное обучение ребенка в школе. Предлагаются развивающие упражнения и игры. Все задания расположены по степени возрастания их сложности.

В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

  • развитие моторики, графомоторных навыков;
  • тактильно-двигательное восприятие;
  • кинестетическое и кинетическое развитие;
  • восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
  • развитие зрительного восприятия;
  • восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
  • развитие слухового восприятия;
  • восприятие пространства;
  • восприятие времени.

Категории обучающихся, которым адресована данная программа курса коррекционных занятий: дети с ТМНР.

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по сенсорному развитию школьники должны научиться:

  • ориентироваться на сенсорные эталоны;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • сравнивать предметы по внешним признакам;
  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
  • составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  • давать описание объектов и явлений;
  • различать противоположно направленные действия и явления;
  • видеть временные рамки своей деятельности;
  • определять последовательность событий;
  • ориентироваться в пространстве;
  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • опосредовать свою деятельность речью.

Таким образом, система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект:

  • развитие речи;
  • развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное;
  • развитие сенсорной сферы (глазомера, тактильного аспекта);
  • развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект:

  • воспитание системы нравственных межличностных отношений;
  • формирование учебной мотивации, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;
  • развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
  • развивать  навыки позитивного социального поведения, умение вступать в контакты и поддерживать их, обращаться к другому человеку.

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком – 102 часа (34 недели).

Учебный предмет

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего часов за год

Сенсорное развитие

27

21

33

21

102 ч.

Содержание

Содержание программы (102 ч.)

Обследование детей (3 часа).

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (23 часа).

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из 2 – 3 звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.

Тактильно – двигательное восприятие (6 часов).

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предмета. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

Кинестетическое и кинетическое развитие (5 часов).

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (20 часов).

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение 2 – 3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному – двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3 - 4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2 -4 детали – дом, машина, и т.д.).Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3 – 4 детали).

Развитие зрительного восприятия зрительной памяти (11 часов).

Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2 – 3 изображения). Запоминание 3 – 4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие особых свойств предметов (6 часов).

Температурные ощущения от тёплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трёх предметов по весу (тяжёлый – средний – лёгкий).

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (7 часов).

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды.

Восприятие пространства (11 часов).

Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Восприятие времени (10 часов).

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы; их составляющие (циферблат, стрелки).

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тематика

Кол-во часов

Дата проведения

I.

Обследование детей

2

II.

Развитие моторики, графомоторных навыков

23

Развитие точности движений.

1

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога.

2

Формирование чувства равновесия.

1

Развитие согласованности движений и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, и т.д.).

1

Координация движений (игры с мячом, обручем).

2

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо и т. д.)

1

Развитие мелкой моторики пальцев и руки.

2

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

2

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).

2

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

2

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

2

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога).

1

Графический диктант (по показу).

2

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

1

Работа в технике объемной аппликации.

1

III.

Тактильно-двигательное восприятие

6

Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький).

1

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые).

1

Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

1

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).

1

Игры с мозаикой.

2

IV.

Кинестетическое и кинетическое развитие

5

Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется».

1

Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога).

1

Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений.

1

Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало».

1

Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений).

1

V.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

20

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб).

2

Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные).

1

Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине.

1

Сравнение 2—3 предметов по длине и ширине.

1

Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога.

1

Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога.

1

Составление сериационных рядов по величине из 3—4 предметов по заданному признаку.

2

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета».

2

Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета».

2

Конструирование предметов из геометрических фигур (2—4 детали).

2

Выделение и различение частей знакомых предметов.

1

Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале.

2

Выделение геометрических фигур в конструкции предметов.

1

Составление орнаментов из геометрических фигур по образцу.

1

VI.

Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти

11

Развитие зрительной концентрации.

1

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции педагога).

2

Развитие зрительной памяти и концентрации.

1

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)

2

Развитие зрительного внимания

1

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов)

2

Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения)

1

Упражнения по профилактики и коррекции зрения

1

VII.

Восприятие особых свойств предметов

6

Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник).

1

Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус».

1

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений.

2

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений.

2

VIII.

Развитие слухового восприятия

7

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен).

2

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки).

2

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений.

1

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды).

2

IX.

Восприятие пространства

11

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.

1

Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе».

1

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). Дидактическая игра «Расположи верно».

1

Развитие навыков ориентировки по плану соотнесение схематического изображения предметов с реальными предметами.

1

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа.

2

Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами.

2

Пространственная ориентировка на поверхности парты.

1

Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

2

X.

Восприятие времени

10

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь).

2

Последовательность частей суток.

1

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.

1

Дидактическая игра «Весёлая неделя».

1

Порядок месяцев в году.

2

Времена года. Работа с графической моделью «Времена года».

1

Знакомство с часами (циферблат, стрелки).

1

Меры времени (секунда, минута, час, сутки).

1

XI.

Итоговая диагностическая игра

1

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

  • точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога;
  • выполнять выразительные движения;
  • согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;
  • рисовать и обводить по трафарету, штриховать;
  • определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом;
  • различать и называть основные цвета и их оттенки;
  • конструировать предметы из 4—5 геометрических фигур;
  • узнавать предмет по части;
  • определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;
  • находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;
  • делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;
  • различать вкусовые качества;
  • сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
  • ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
  • определять времена года.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
  2. Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
  3. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – Б.Г. Ананьев., М., 1984.
  4. Журнал «Обучение и воспитание детей с нарушениями развития». - Статья «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов...» авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.