«Формирование опорных знаний на уроках русского языка в начальной школе».
статья
Статья: «Формирование опорных знаний на уроках русского языка в начальной школе».
Приёмы использования опорных схем, сигналов, их место в уроке в процессе формирования опорных знаний, учитывая возрастные особенности учащихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБ ОУ школа 411 «Гармония» Петродворцового района Санкт-Петербурга
Тема статьи : «Формирование опорных знаний на уроках русского языка в начальной школе».
учитель начальных классов Плауде Наталья Евгеньевна
Введение.
Образование на современном этапе рассматривается как личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее «умение учиться». В Федеральных государственных стандартах говорится, что качество усвоения знаний, умений определяется видами универсальных действий, свойствами и способами действий, которые должны обеспечить учащимся способность к самостоятельному усвоению новых знаний, умений. Понимание современной цели образования базируется и на традиционном рассмотрении обучения как усвоения знаний, умений, навыков.
Каждый учебный предмет выдвигает свои требования к уровню подготовки учеников. При изучении курса «Русский язык » ученику предстоит усвоить большой объём теоретических знаний, практических действий - предметных умений. Учащиеся, среди которых 85% детей нуждаются в логопедической поддержке, помощи плохо усваивают материал, не запоминают правила, правописание, впоследствии допускают много ошибок в работах. Тут нужно искать оптимальные пути организации изучения учебного материала, учитывать множество особенностей детского восприятия и обработки учебного материала. Нужны определенные методы, формы и приёмы систематизации знаний, повышении орфографической грамотности учащихся, развитии устной и письменной речи.
Это определило выбор темы: «Формирование опорных знаний на уроках русского языка в начальной школе».
Возникает проблема: каковы приёмы использования опорных схем, сигналов их место в уроке в процессе формирования опорных знаний , если учитывать возрастные особенности учащихся.
Исходя из актуальности проблемы, была поставлена цель:
Разработать серию опорных схем и действий учащихся, направленных на формирование опорных знаний при изучении курса «Русский язык».
Выдвинута рабочая гипотеза: формирование опорных знаний при изучении курса «Русский язык » будет проходить успешнее, если при обучении мы будем использовать создание опорных схем:
1) учитывая возрастные особенности учащихся;
2) использование опорных схем в соответствии с этапом прохождения темы, этапом урока;
3) создание данных схем должно проходить в совместной творческой деятельности учащихся и учителя.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы поставлены задачи:
#1048;зучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования опорных знаний, месте опорных схем в учебном процессе.
#1056;аскрыть сущность понятия «опора », описать формируемые предметные умения учащихся четвертого класса, заявленные в программах, соотнести с умениями, обозначенными во ФГОС.
3. Раскрыть сущность понятия «опорная схема», её роль в процессе обучения при формировании предметных умений. Выявить состояние данной проблемы в современной школе на основе анализа программ, рабочих тетрадей УМК развивающей системы Занкова
4. Выявить уровень готовности учеников к овладению предметными умениями через составление и использование опорных схем.
5. Разработать и составить в совместной деятельности с учащимися опорные схемы по изучаемым темам, учитывая возрастные особенности при формировании предметных умений в курсе « Русский язык».
#1055;осле проведения обучения проверить результативность экспериментального обучения и проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов.
База исследования. Экспериментальное исследование было проведено у учащихся 2 «А» средней школы № 529 Петродворцового района города Санкт- Петербурга.
Всем известна истина – дети любят хорошо учиться. Прочные знания - это результат упорного, настойчивого труда. Успех в труде – первостепенное становление личности человека. Психологами доказано, что знания усвоенные без интереса, без положительных эмоций, не становятся полезными. Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Как выработать у ребёнка привычку к труду, стремление к преодолению возможных трудностей, как научить его запоминать, предупреждать ошибки, укреплять уверенность в успехе?
Дидактические игры, как известно, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развития памяти, мышления, а с другой стороны в процессе дидактических игр идет формирование учебных умений и навыков, развивается интерес к предмету.
Для запоминания наиболее сложных понятий в русском языке важно использовать приемы:
- наблюдение
- алгоритмирование
- использование опорных схем и таблиц
- изучение трудных тем блоками.
Изучение трудной темы мы начинаем задолго до того, как начнётся её изучение по программе, - это и есть перспектива, которая помогает предотвратить отставание, исключить недочёты и пробелы в знаниях. Использование наборов схем, таблиц, символов и т. д. позволяет сочетать логический, научный, психологический, управленческий аспекты способов обучения. Это, в свою очередь, активизирует детей на уроке, организует внимание, повышает интерес к учению. Дети быстрее думают, быстрее пишут, свободнее рассуждают, не боясь допустить ошибку.
На уроках русского языка весь теоретический материал мы выдаём блоками, которые создаем вместе с детьми, опираясь на их знания. Эмоциональная реакция детей на новое “ Это мы знаем” создает положительный психологический настрой. Оптимальное соотношение теоретических и прикладных знаний в процессе работы исключает зазубривание. Вместе с этим тщательно отрабатывается язык учебного предмета, его терминология, усиливается смысловая нагрузка на тренировочный материал.
Рассмотрим алгоритм работы со схемами.
#1057;троим обобщенную схему совместно с учащимися в процессе объяснения нового материала. Учащиеся выполняют рисунок одновременно с учителем под его руководством.
#1056;аботаем совместно с учащимися, а затем, продолжая объяснение, предлагаю им завершить работу над схемой самостоятельно.
3. Самостоятельное составление учащимися обобщающих схем. Ученики приступают к работе над ними после формулирования словесного вывода, когда материал в основном осознан, усвоен, обобщен. Эта деятельность носит первоначально коллективный, далее групповой и индивидуальный характер.
Преимущества использования данных схем:
• скрытые возможности зрительной памятипозволят быстрее запомнить правила и лучшеориентироваться в них;
• таблицы закрепляют представление о составе слова, частях речи, членах предложения;
• алгоритм, в виде которогоизложено каждое правило, ускорит поиск верного ответа;
• это, своего рода, индивидуальная «карта грамотности» каждого учащегося
Результаты
Использование данной методики при изучении русского языка, несомненно, даёт определённые результаты.
Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.
Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.
По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного разнообразило уроки, им легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические и пунктуационные правила.
Использование схем позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Схемы помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование схем необходимо при обучении детей младшего школьного возраста.
Таким образом, использование схем на уроках русского языка даёт следующие результаты:
декабрь | апрель | |
успеваемость | 86% | 96% |
качество | 56% | 71% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"
В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...

Эффективные способы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальное школе.
Повышение грамотности учащихся, способы решения данной проблемы....

Формирование культурологической компетенции на уроках русского языка в начальной школе
Аннотация: Рассматривается вопрос о реализации культуроведческого аспекта в начальном языковом образовании. Приведены доказательства его использования в учебниках УМК «Планета знаний»...

Использование технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе
Технология проблемного обучения эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ....
Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами проблемного обучения
Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами проблемного обучения на разных этапах комбинированного урока....

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...
