Как привлечь и удержать внимание аутичного ребенка
материал

Рудус Анна Анатольевна

Привлечение и удержание внимания ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) является одной из ключевых задач успешной коммуникации и обучения. Дети с РАС часто сталкиваются с трудностями концентрации внимания, особенно в незнакомых ситуациях или при наличии внешних раздражителей. Однако существуют эффективные стратегии, позволяющие наладить контакт и поддерживать внимание малыша даже в сложных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_privlech_i_uderzhat_vnimanie_autichnogo_rebenka.docx87.71 КБ

Предварительный просмотр:

Что можно попробовать

  • Используйте поведенческий импульс. Говоря кратко, поведенческий импульс означает, что вы позволяете человеку быть успешным, и только потом предъявляете более сложное задание или требование. Так что если вы проводите занятие, и ребенок не уделяет внимания, то дайте ему несколько простых заданий, которые он уже полностью освоил. Таким образом, у ребенка будет поведенческий цикл — просто (поощрение) + просто (поощрение) — прежде чем вы перейдете к более трудным задачам, и ребенок будет более внимателен во время них.

  • Ведите себя весело и эмоционально. Лучший способ привлечь внимание, конечно, зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Однако со многими клиентами в прошлом я дурачилась на полную катушку, и мы начинали сессию с обратного отсчета, рукопожатий и ногопожатий, гонок вокруг стола и так далее.

  • Предлагайте делать выбор в отношении занятия. Детям с более высоким уровнем навыков можно предложить сделать выбор («Сначала делаем «Куда подходит» или «Играем в цифры»?»). Таким образом ребенок будет участвовать в структуре занятия, а вы получите его внимание.

  • Поймайте мотивацию. Если вы правильно определили, что мотивирует ребенка, то это обязательно приведет к повышению внимания. Если мне очень нужны пять долларов, и тут вы идете ко мне с пятью долларами в руках, то я, скорее всего, уделю большое внимание тому, что вы мне говорите. А вы разве нет? Всегда начинайте работу с проведения систематической оценки предпочтений, чтобы узнать, что именно мотивирует ребенка.

Полезный совет

       Внимание — это сложный навык, и не надо считать по умолчанию, что он у ребенка есть. Возможно, ребенок просто не знает, как и на чем сосредоточиться во время занятия. В этом случае, вы можете использовать прикладного анализа поведения для обучения этому навыку. Вот несколько примеров программ, которые могут улучить внимание во время занятий: имитация, рецептивная речь, реагирование на имя, слежение за предметом (ребенок следует взглядом за предметом).

Желаю успехов, дорогие коллеги, возможно какой – то прием вам окажется полезен!

КГБОУ «Ачинская школа №3»

(Для родителей и педагогов)

Рекомендации поведенческого аналитика по удержанию внимания ребенка в спектре аутизма

  • Кто бы ни занимался с аутичным ребенком (педагог, родитель), он понимает, как важно привлечь и удержать внимание ребенка. Даже если вы начали занятие с послушным, тихим и внимательным учеником, у вас нет гарантий, что он останется таким же к концу занятия. Инструкции прикладного анализа поведения (ПАП) могут включать конкретные требования в быстром темпе, и, если ребенок не сосредоточен на обучении, оценить его успехи может быть трудно.

  •  Привлечь и удержать внимание ребенка с аутизмом может быть непростой задачей. Некоторые специалисты, когда взаимодействуют с ребятами с аутизмом, то чаще всего они начинают «забрасывать» их инструкциями. Они могут предъявлять требования ребенку, который поглощен игрой, сидит к ним спиной и вокализирует. Подобной ситуации он не выполняет их требований. Как может ребенок выполнить просьбу «Иди играть», когда он, в лучшем случае, услышал «.. ать»?

  • Большинство взрослых считают признаками внимания (поддержание контакта глазами, немедленная реакция), для ребенка с аутизмом — трудная задача. Самостимуляции могут затруднять внимание, равно как и проблемы со слуховым восприятием. Например, мы в школе с ребенком, и я пытаюсь дать ему инструкцию, то мне придется конкурировать с шумом других детей, которые орут и хохочут. Моему ребенку будет трудно отфильтровать весь этот шум, чтобы сосредоточиться на том, что я говорю.

  • Проблемы с социальными навыками также мешают ребенку с аутизмом уделять внимание во время занятия. Прямой взгляд мне в глаза может быть очень неприятен для ребенка, и если мы потребуем от него «смотреть мне в глаза», то полученный дискомфорт помешает ему сосредоточиться на том, что мы говорим. В других ситуациях физическая близость может быть ему неприятна, и это может затруднить понимание наших слов. Когда мы пытаемся привлечь и удержать внимание ребенка с аутизмом, мы должны учесть все эти факторы.

  • Всем известно, но на всякий случай напомню: если человек с аутизмом не смотрит вам в глаза, то это еще не значит, что он вас не слушает. Я знаю, что многие учителя уверены, что если ребенок смотрит в пол, когда они с ним говорят, то это признак неуважения. Однако ребенок с аутизмом может отводить от вас взгляд именно потому, что он пытается сосредоточиться на вашей речи.

Вот несколько идей по привлечению внимания:

  • Чего лучше избегать:

1.Не окликайте ребенка по имени. Лучше вообще не называть имени ребенка, когда вы пытаетесь привлечь его внимание во время занятия. В противном случае вы можете в буквальном смысле повторять его сотни раз за два часа. В итоге, вы просто учите ребенка, что его имя всегда означает какие-то требования. Представьте, что во время работы ваш начальник только и делает, что выкрикивает ваше имя, и каждый раз это заканчивается тем, что у вас прибавляется дел. Как быстро вы начнете вздрагивать и чувствовать раздражение каждый раз, когда начальник произносит ваше имя? Довольно быстро. Так что очень важно не объединять имя ребенка с работой («Эйдан, покажи чашку», «Эйдан, дай желтый», «Эйдан, сколько тебе лет»).

    2.Не прикасайтесь к лицу ребенка и не поворачивайте его голову. Помимо того, что это никак не связано с настоящим вниманием (ребенок может повернуть лицо в вашу сторону, но все равно не смотреть на вас), эти действия очень неприятны для ребенка. Представьте, что вы заскучали, пока я рассказываю вам о своем отпуске, и я хватаю вас за подбородок, чтобы вернуть ваше внимание. Вам это понравится? Сомневаюсь. Ребенок мог вообще позабыть о вашем присутствии и погрузиться в самостимуляции, так что внезапное прикосновение к лицу или подбородку может сильно его перепугать.

   3. Не говорите: «Посмотри на меня!» Поймите, что фраза «Посмотри на меня» не является просьбой о внимании. Также, пожалуйста, не кричите ребенку «Смотри на меня!» Это не способ привлечения внимания. Говорите нормальным тоном, не повышайте голос, используйте ярко выраженную мимику и скажите что-то вроде «Посмотри сюда» (одновременно показывая на учебный материал).

  4. Не используйте однообразные напоминания и подсказки. Например: визуальные подсказки, чтобы вернуть внимание ребенка за столом, особенно с очень маленькими детьми. Тем не менее, такие подсказки бывает сложно обобщить или уменьшить. Я говорю о знаках типа «Руки на коленках, ноги на полу, рот закрыт, готов учиться». Я предлагаю не полагаться на подсказки и напоминания вроде этих, потому что они не учат ребенка концентрировать внимание, они учат его зависеть от ваших подсказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Если ты можешь удержать внимание детей-ты можешь их обучать"

Если рассматривать структуру учебного процесса, то можно выделить два его субъекта: это учитель и ученик. Основная задача учителя всегда являлась умение  передать знания учащимся, но на сег...

Индивидуальное занятие с безречевым аутичным ребенком."Посуда,мебель".

Для детей с нарушением аутистического спектра....

Формирование учебного поведения аутичного ребенка.

Формирование учебного поведения аутичного ребенка зависит от успешности работы по его эмоциональному развитию, по развитию его способности к контакту. Организация комфортной ситуации общения, чтобы он...

Как удержать внимание учеников на уроке в 1 классе. Рекомендации учителю.

Одна из основных задач учителя на уроке — привлечение внимания детей к себе, к тому, что он говорит, и к тому материалу, который ученики должны усвоить. Особенно трудно это удается при работе с первок...

Как удержать внимание класса и провести незабываемый урок(выступление на МО)

Методы и премы привлечения внимания класса на уроке. Клиповое мышление. Признаки невнимательности....

«Как удержать внимание и интерес обучающихся на логопедическом занятии в начальной школе?»

Интерес - лучшее побуждение к занятию.У ребенка возникает интерес, значит он быстрее будет достигать результатов....