Сущность, условия и пути формирования познавательного интереса учащихся на уроках «Окружающего мира».
статья
Современная методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Теория обучения и образования стали более глубоко разрабатывать вопросы как готовить человека, как формировать в нем общественную личность творца, строителя нового общества. Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение. Разработка проблемы формирования познавательных интересов школьников для современного построения учебного процесса обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность, условия и пути формирования познавательного интереса учащихся на уроках «Окружающего мира».
Современная методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Теория обучения и образования стали более глубоко разрабатывать вопросы как готовить человека, как формировать в нем общественную личность творца, строителя нового общества. Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение. Разработка проблемы формирования познавательных интересов школьников для современного построения учебного процесса обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего.
Педагогический подход к решению проблемы интереса в обучении существует достаточно давно.
Само понятие «интерес» является достаточно сложным. С незапамятных времен оно порождало различные суждения об его природе.
Впервые понятие «интерес» встречается как философское понятие у Э.Б. Кондильяка и К.А. Гельвеция. Интерес, по их мнению, это «...есть чувство, он является мотивом деятельности. На Земле интерес есть великий волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета» [5 с.10]. По мнению И.Канта, «...интерес есть то, благодаря чему разум
становится практическим, т.е. делается определяющим волю причиной» [5 с.12].
В классической педагогике можно встретить много интересных попыток практического осуществления идеи опоры на развивающийся интерес ребенка в обучении: М.Ф. Квинтилиан «Риторическая школа» (1-2вв.), В. де-Фельте «Дом радости» (14-15вв.) и другие [4].
Впервые в истории педагогики мы сталкиваемся с интересом, как с понятием, имеющим педагогическое значение в 17 веке. Родоначальником данного понятия является Я.А. Коменский. В своей книге «Великая дидактика» он писал, что обучение должно быть «сокращенным», а учитель должен владеть искусством «учить всех всему... кратко, «интересно», «легко»», он утверждал, что без эмоционального отношения к знаниям, без интереса, радости, увлечения, уверенности... не возможно успешное обучение.
Большую роль интересу придавал Ж.Ж. Руссо. Он считал, что интерес -это «великий двигатель», который ведет верно и «далеко» по пути познания.
Видное место интерес занял в педагогической системе И. Гербарта. Если до И. Гербарта интерес рассматривался как условие овладения знаниями, то Гербарт возвел его в педагогическую цель - «Учить надо так, чтобы полученное знание возбуждало интерес к дальнейшему обучению» [5с. 15].
В нашей стране проблема интереса в обучении привлекла внимание видных ученых и учителей-практиков. Так, К.Д. Ушинский рассматривал учение как серьезный труд, который можно обеспечить интересом, связанным с работой мысли, с приложением усилий воли. Интерес и усилия воли всегда должны сопровождать друг друга.
А.Н. Толстой обогатил теорию интереса обращением к индивидуальности духовного мира ребенка, и созданию условий для самораскрытия, самовыражения.
Идеи К.Д. Ушинского об «интересности» в преподавании была реализована Д.Д. Семеновым и А.Я. Гердом в учебных и методических
книгах о природе. Вслед за К.Д. Ушинским они показали, что преподавание естественных наук только тогда будет интересным, если обеспечивается непосредственный контакт ребенка с природой, ее объектами и явлениями.
В 20 веке проблема интереса продолжает оставаться крайне важной и волнующей для педагогов, психологов, социологов и других специалистов.
Разработкой этой проблемы занимались такие известные ученые как С. А. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин, Б. А. Ананьев, А. Г. Ковалев, Л. И. Божович, Г.И. Щукина, А. Н. Леонтьев и другие. В своих работах они раскрывали сущность понятия «интерес», его значение для обучения, пути его формирования.
В психологии существует множество определений интереса. Он рассматривается как:
- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин);
- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.А. Рубинштейн);
3) особый сплав эмоциональных, волевых и интеллектуальных процессов,
повышающих активность сознания и деятельности человека;
4) эмоциональное, познавательное отношение человека к миру (Н.Г.
Морозова).
Этот перечень трактовок интереса в психологии далеко не полон, но сказанное подтверждает, что наряду с различием существует известная общность аспектов, направленных на раскрытие феномена интереса, который рассматривался многими учеными в связи:
- с различными психическими процессами, из которых наиболее часто выделяются эмоциональные, интеллектуальные, регулятивные (внимание, воля);
- с его включением в важнейшие личностные образования - отношения, потребности, направленность личности, активные процессы сознания и деятельности;
- принадлежность его как свойства личности ко всей жизнедеятельности человека.
Все это позволяет считать наличие интересов у детей показателем их общего развития.
Итак, интерес выступает как:
- избирательная направленность человека на объекты и явления окружающей действительности;
- тенденция, стремление, потребность человека заниматься именно данной
областью явлений, данной деятельностью приносящей удовлетворение;
- мощный побудитель активности человека, под влиянием которого психические процессы протекают интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
- особое избирательное, наполненное активными замыслами, сильными эмоциями, волевыми устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, процесса, явлениям.
Из общей проблемы интереса учеными был выделен познавательный интерес.
Проблема познавательного интереса заключается в выявлении индивидом таких сторон окружающей жизни, которые вызывают к ней активное отношение, в формировании интереса всей системой обучения и воспитания. Определено, что человек в состоянии интереса усваивает воспринимаемый материал легко и прочно. В качестве физиологического объяснения данного феномена видится связь познавательного интереса с возникновением в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости. И.П. Павлов установил, что «интерес - это то, что активизирует состояние коры головного мозга и способствует осуществлению организмом весьма продуктивной работы», B.C. Дерябин, утверждал, что: «интерес, возбуждаемый работой, вызывает творческий подъем, страстное желание достичь цели необычайно повышает функциональные способности, не позволяет возникнуть усталости. Наоборот, чувство неудовлетворенности угнетает, парализует работоспособность» [49].
Г.И. Щукина считает: «Поскольку в очаг оптимального возбуждения в состоянии интереса включается не только кора, но и подкорка, положительные чувства бодрости, радости от плодотворной деятельности способствуют более легкому возникновению связей, побуждают вновь и вновь осуществлять эту приятную работу, интересоваться предметом» [51]. Все это позволяет еще раз подчеркнуть большое значение познавательного интереса, который обладает огромной побудительной силой, заставляя человека искать средства и способы для удовлетворения возникшей жажды знаний.
Г.И. Щукина рассматривает познавательный интерес как избирательную направленность личности, обращенную к познанию одной или нескольких областей действительности, к их предметной стороне (содержанию), такую направленность, которая характеризуется тенденцией углубляться в сущность познаваемого и распространяться в другие области.
Познавательный интерес - это особый вид интереса - интерес к познанию. Г.И. Щукина считает, что его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Н.Г. Морозова солидарна с Г.И. Щукиной. Она видит «Сущность понятия «познавательного интереса» таким стремлением к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, понять и проверить, выяснить и усвоить» [33 с. 15].
Л.И. Божович выделяет некоторые характерные особенности истинного познавательного интереса являются:
- ненасыщаемый характер познавательного интереса. Чем больше учащиеся узнают об интересующем их предмете, тем сильнее становится у них потребность в получении новой информации;
- стремление человека, обладающего познавательным интересом, к всестороннему, глубокому изучению, познанию существенных свойств предметов и явлений окружающей действительности;
- интеллектуальный, «поисковый» характер познавательного интереса, его связь с ядром познавательной деятельности;
- единая деятельность первой и второй сигнальной системы в состоянии интереса при ведущей роли слова;
- эмоциональная окрашенность мыслительной, интеллектуальной деятельности в состоянии интереса;
- волевая, деятельностная направленность познавательного интереса, выражающаяся во взаимосвязи с усилием;
- влияние интереса как значимого для личности мотива на мыслительную активность, выражающуюся в вопросах, чтении книг в интересующей области, выборе форм внеклассной работы, способах удовлетворить интерес [9].
Сандалова Э.Ф. и Жукова М.Л. видят первостепенную задачу учителя в том, чтобы «заронить в душу ребенка зерна любознательности, пытливости, формировать у детей устойчивый интерес к природе, стремление к различным исследованиям» [42].
Таким образом, своеобразие познавательного интереса заключается в тенденции углубляться в сущность познаваемого, в активной поисковой и творческой деятельности при решении познавательных задач.
Чтобы определить закономерность развития познавательного интереса, необходимо рассмотреть классификацию интересов, предложенных отечественными психологами, а также основные условия их формирования, которые вытекают из структуры познавательного интереса. Классификации интересов у отечественных психологов построена по разным критериям, но исходят из самой природы и характера интересов. С.Л.Рубинштейн классифицирует интересы по содержанию (непосредственные, опосредованные), по объему (широкие, узкие), по силе (активные,
пассивные), по степени стойкости (устойчивые, неустойчивые), по дифференцированности (аморфные, разлитые, дифференцированные, многосторонние); В.А. Крутецкий характеризует познавательный интерес со стороны содержания, широты, глубины устойчивости, силы и действенности. Понятие действенности, по его мнению, близко понятию силы. Действенными называют познавательные интересы, оказывающие глубокое влияние на жизнь и деятельность человека, побуждающее его к систематическим и целеустремленным действиям в определенном направлении, к активным и инициативным поискам источников удовлетворения интересов.
Существуют общие условия, определяющие формирование познавательного интереса на разных возрастных этапах (Г.И.Щукина):
1. Содержание обучения (включает усложнение знаний, новое содержание, связанное с современными достижениями науки, показ практической значимости достижения науки, показ практической значимости изучаемого материала), как источник познавательного интереса, вызывает у школьников радость открытия мира, чувство удовлетворения, радость от познания нового, ожидание последующих знаний. Эти состояния характеризуются как интеллектуальные переживания, способствующие формированию познавательного интереса.
2. Метод подачи содержания изучаемого материала, способствующий созданию условий для развития разносторонних умственных операций, выдвижение и усложнение познавательных задач - важное условие формирования познавательных интересов.
3. Организация познавательной деятельности, обеспечивающая активную позицию учащихся в процессе обучения и включающая: многообразные формы самостоятельной работы, овладение учащимися новыми способами познавательной деятельностью, включение элементов исследования в решении познавательных задач.
использование творческих работ, проведение разнообразных игр на уроке. Это является важнейшим условием формирования познавательного интереса.
С точки зрения Г.И. Щукиной, интеллектуальная, волевая и эмоциональная сторона познавательного интереса составляют не его части, а единое взаимосвязанное целое. Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. Процесс учения в состоянии интереса носит не созерцательный, а целенаправленный характер.
Важным условием формирования познавательного интереса в обучении является стимулирование у учащихся волевых усилий, которые неразрывно связаны с решением познавательных и практических задач. По мнению Ш.А. Амонашвили «есть основания предполагать, что трудности, возникающие в процессе присвоения учебного материала и вызывающие напряженную работу познавательных сил, - это одно из тех необходимых условий, которые удовлетворяют потребность школьников познавательной активности и поэтому составляют источник мотивации его учебной и познавательной деятельности» [2 с.47].
Таким образом, из структуры познавательного интереса следует, что основное влияние на развитие познавательных интересов школьников оказывают: постоянное побуждение ученика к интеллектуальной активности и практической деятельности, а также создание эмоциональной обстановки обучения.
Г.И. Щукина выделяет такие последовательные стадии развития познавательного интереса как: любопытство - любознательность -познавательный интерес - теоретический интерес, которые помогают более точно определить состояние избирательного отношения ученика к предмету и степень влияния его на личность.
Любопытство, потребность во впечатлениях - это своего рода фундамент интереса, его биологическая предпосылка - ориентировочный рефлекс.
Любознательность, активный поиск предмета или явления - интерес не к отдельному стимулу, а к объекту в целом. На этой стадии обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельности. Любознательный школьник не ищет легких задач. Это выражается в стремлении знать больше, чем дается обычно на уроке.
Познавательный интерес, устойчивый интерес к познанию -характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания, характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, активным поиском интересующей его информации.
Теоретический интерес, ступень активного воздействия человека на мир -характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность, убежденного в силе и возможностях науки.
У учащихся одного класса познавательный интерес может иметь разный уровень развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.
Более высоким уровнем его развития является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями.
Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих признаков явлений, действующих в различных условиях.
В реальном процессе путь, проделываемый познавательным интересом, характеризуется более тонкими и сложными взаимопереходами, в которых одна стадия проникает в другую, одна вырастает из другой, одна сопутствует другой.
Главный параметр уровней познавательного интереса - обращенность его к объектам познания (фактам, процессам, закономерностям) сопровождается такими параметрами, как устойчивость, локализованность и осознанность.
Познавательный интерес может быть:
- Ситуативным - интерес является ответом на какую-либо эмоциональную ситуацию. «Такой интерес может быстро остыть, исчезнуть. Он требует постоянного подкрепления извне, наслоения новых исключительных впечатлений.
- Относительно устойчивым — может быть связан с определенным кругом предметов, знаний. Такой уровень устойчивости познавательного интереса характерен для учащихся, у которых мотив познавательного интереса как внутренний побудитель учения еще не столько силен. Чтобы не нуждаться во внешней стимуляции, идущей от средств учебного процесса.
- Достаточно устойчив - бывает тогда, когда внутренняя мотивация в учении будет преобладать, и ученик может учиться с охотой и даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам.
Проанализировав все вышеперечисленное параметры познавательно интереса, можно говорить о таких критериях сформированности познавательного интереса как:
интеллектуальная активность школьника, в которой как в фокусе собираются все ее проявления в познавательном интересе, а именно вопросы ученика, обращенные к учителю, более всего знаменуют познавательный интерес. Вопрос выражает стремление постичь еще неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса;
эмоционально-благополучный фон познавательной деятельности ученика. Эмоциональные проявления учащихся служат достаточно ясным показателям для учителя, но только по ним одним составить впечатление об уровне развития познавательного интереса бывает затруднительно;
регулятивные процессы, которые во взаимодействии с эмоциональным настроем выражены в особенностях протекания познавательной деятельности учащихся;
поведение ученика при затруднениях, так как устойчивый и достаточно глубокий интерес обычно сопряжен со стремлением преодолеть трудности, попробовать различные пути для разрешения сложной задачи.
На основании всего, сказанного ранее, можно сделать вывод, что интерес - это эмоционально-познавательное отношение человека к миру, переходящее при благоприятных условиях, переживаемых, прежде всего как безопасные, в эмоционально-познавательную направленность личности, влияющую на целостное, в том числе нравственное развитие личности.
Таким образом, можно сделать выводы, что действие познавательного интереса и его влияние на деятельность и личность школьника многозначно:
1.своеобразие познавательного интереса заключается в тенденции углубляться в сущность познаваемого, в активном поиске существенного в информации, в активной поисковой и творческой деятельности при решении познавательных задач;
2.познавательный интерес, совершенствуясь, способствует движению личности к высокому уровню ее целостного развития;
Из структуры познавательного интереса вытекают основные условия формирования познавательного интереса в процессе обучения, к которым относятся: постоянное побуждение ученика к интеллектуальной активности и практическойдеятельности,
Выделение последовательных стадий развития познавательного интереса, а также особенности структуры познавательного интереса подводят к выводу, что познавательный интерес развивается только при благоприятных условиях. Глубину и широту познания обеспечивает, прежде всего, переживание интеллектуальной радости, а это переживание есть составляющая познавательного интереса.
На следующем этапе исследования перед нами встала задача выявить пути формирования познавательного интереса, учитывая многосторонний интерес детей к природе. Учеными выделены такие пути как:
проблемное обучение;
практическая работа с объектами природы;
использование произведений художественной и научно-популярной литературы;
использование элементов занимательности;
урок.
Рассмотрим их. *
Проблемное обучение является частью современной системы развивающего обучения. В процессе проблемного обучения сочетаются самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением готовых знаний. При этом более интенсивно развиваются умственные способности учеников, их творческая деятельность, формируются познавательные интересы и любознательность.
Важнейшее условие проблемного обучения - создание на уроке проблемных ситуаций. Они возникают тогда, когда перед учащимися поставлена познавательная задача, которую школьники не могут решить сразу. Необходимо сделать самостоятельный шаг, приложить усилие. Чтобы ответить на вопрос или выполнить задание учителя. Самостоятельная работа учеников в такой ситуации носит поисковый, проблемный характер [23 с.25].
В практическую работу с объектами природы входит:
- работа с гербариями;
- работа с коллекциями;
- практическая работа с коллекциями.
В настоящее время в начальных классах используются следующие натуральные средства: коллекции, гербарии, живые объекты. Использование натуральных средств на уроке позволяет школьнику тщательно их рассмотреть, определить цвет, форму, размеры, запах и т.д. Таким образом, учебная информация поступает по нескольким каналам, что делает обучение более убедительным и достоверным. Еще Я.А. Коменский писал, что: «Чем больше органов чувств задействовано в познании, тем более полные и глубокие представления о нем можно сформировать у ребенка».
Использование произведений художественной и научно-популярной литературы обогащает учебный процесс. Умело включенные в урок произведения художественной литературы оживляют рассказ учителя. Образная, яркая речь писателей повышает эмоциональность восприятия, содействует эстетическому воспитанию детей.
Использование элементов занимательности, таких как: загадки, сказочные сюжеты, игры и другие, так же способствуют формированию познавательного интереса. Включение этих элементов в урок активизируют умственную деятельность, внимание, память, а также придают учению эмоциональную окраску.
Урок также является одним из путей формирования познавательного интереса. Именно в уроке, как утверждал М.Н. Скаткин: «Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке» [1 с. 194]. На уроке решаются дидактические, воспитательные и развивающие задачи. Современный урок требует широкого использования активных методов обучения, наглядности, организации самостоятельной практической деятельности школьников, использования игр на всех этапах урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование активной познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира
Презентация содержит теоретический материал, который помогает раскрыть содержательную линию окружающего мира и сформировать основные качества современного школьника....

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

ДОКЛАД «Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе».
Доклад для школьного МО по теме "Развитие ключевых компетентностей у учащихся начальных классов"...

Развитие познавательных способностей учащихся на уроках окружающего мира
Представлен теоретический материал выступления на заседании МО начальных классов...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира.
В данной статье рассмотрены некоторые моменты активизации познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира....
«Игровые технологии как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира».
использование игровых технологий на уроке окружающего мира...
Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т....
