Доклад. Тест как средство организации контроля
учебно-методический материал (3 класс)
В докладе отражена информация для учителя.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тестирование как средство организации контроля
На современном этапе в методике преподавания существует широкое разнообразие форм и методов контроля.
Проблема контроля и контрольно-оценочной деятельности является актуальной, так как все знания, переданные учителем ученику, навыки и умения, сформированные у учащегося или подлежащие развитию, должны быть проконтролированы и оценены.
Контроль навыков может быть традиционным (контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, сочинение, изложение, реферат, зачет, экзамен), а может быть тестовым.
Тестовая форма контроля отличается объективностью измерения результатов обучения.
Тест – система заданий специфической формы, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата .
Тесты чаще всего предлагаю на отдельных листах (индивидуальная работа) или всем учащимся (фронтальная работа) класса.
Тесты применяю и в групповой деятельности. В этом случае работа группы организуется так, чтобы учащиеся могли обсуждать выбираемый ответ. Это способствует формированию коммуникативных качеств, умения отстаивать свою точку зрения.
В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:
- Диагностическую;
- Обучающую;
- Организующую;
- Развивающую;
- Воспитывающую;
- Контролирующую.
Тестовое задание – это диагностическое задание в виде задачи или вопроса с четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий.
На уроках использую различные виды тестовых заданий (Таблица 1).
Таблица 1 – Виды тестовых заданий
Форма тестового задания | Инструкция | |
Закрытого типа | альтернативный выбор | испытуемый должен ответить «да» или «нет» |
установление соответствия | испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков | |
множественный выбор | испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка | |
установление последовательности | испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности | |
Открытого типа | дополнение | испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение) |
свободное изложение | испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются |
На различных этапах урока используют тестовые задания, которые выполняют различные функции.
1. Этап проверки домашнего задания – проверка усвоения и понимания различных определений, правил, логического осмысления материала.
2. Этап актуализации знаний учащихся перед изучением нового материала,с помощью теста учащиеся вспоминают ранее изученный материал или выясняют, какие пробелы в знаниях у них существуют и могут помешать изучению новой темы.
3. Этап изучения нового материала – тестовый материал служит основой для ориентировки в новой информации, позволяет выделить главное, существенное.
5. Этапы закрепления, повторения и обобщения изученного материала: тестовый материал служит для закрепления полученных знаний и если нужно их корректировки.
6. Этапы контроля, самоконтроля и коррекции – с помощью тестовых заданий осуществляется проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся.
По одному и тому же учебному материалу тесты могут быть разной степени трудности, что расширяет возможности учителя в реализации дифференцированного подхода в обучении, а ребенку позволяет успешно проявить себя на уровне своих возможностей.
Недостатки
Тесты, как и другие методы контроля, имеют свои достоинства и недостатки.
Одним из недостатков тестового метода контроля знаний является возможность угадывания, а также то, что учащийся представляет только номера ответов, учитель не видит характера хода решения, глубину знаний (мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным, нет гарантии наличия прочных знаний у учащегося).
Преимущества
Тестирование обладает следующими преимуществами перед другими методами педагогического контроля:
- повышение скорости проверки знаний и умений учащимися;
- осуществление хотя и поверхностного, но полного охвата всего учебного материала;
- снижение воздействия негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного учителя, т.е. минимизация субъективного фактора при оценивании ответов;
- высокая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;
- осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения
- возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения времени выполнения заданий и автоматизации проверки.
В рамках данной классификации тестовые задания можно разделить на две группы:
- тестовые задания закрытого типа (с предписанными ответами, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант);
- тестовые задания открытого типа (со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).
Тест и тестовые задания позволяют активизировать учебный процесс. Они вызывают интерес у большинства детей, оказывают стимулирующее действие. Этот метод контроля результатов обучения потребовал от детей быстрого переключения с одной задачи на другую, обдумывания, самостоятельности, и это значительно повысило умственную деятельность и активизировало познавательный интерес, вырабатывает внимательность, заставляет готовиться к учебным занятиям.
Тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их.
По программе «Школа России» для 2-4 класса разработаны тесты по следующим предметам:
- Окружающий мир ( входная контрольная работа в форме теста).
- Контрольная работа в форме теста по русскому языку «Правописание согласных в корне».
- Проверочная работа по русскому языку по теме « Глагол» в форме теста.
- Проверочная работа по русскому языку по теме « Имя существительное» в форме теста.
- Проверочная работа по русскому языку по теме « Имя существительное» в форме теста.
- Проверочная работа по русскому языку по теме « Имя прилагательное» в форме теста.
- Проверочная работа по русскому языку по теме « Местоимение» в форме теста.
- Годовая проверочная работа по окружающему миру в форме теста.
- Проверочная работа по математике по теме « Умножение и деление»
- Тестовая работа по математике «да», « нет» по теме « Сложение и вычитание в пределах 100»
Одним из требований, предъявляемых к контролю знаний, является то, что в контрольных заданиях должно быть отражено все основное содержание проверяемого раздела или темы.
В настоящее время предлагается сделать процесс педагогического контроля более эффективным, а также ориентировать его на использование современных информационных технологий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесов, В. Определение педагогического теста.// Управление школой. – 1999. № 29.
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989 с.:ил. . – 190
3. Болотов, В., Шаулин, В., Шмелев, А. Единый экзамен как средство повышения качества образования.// Высшее образование сегодня. – 2002. № 5. – С. 23 -30.
4.О.Л. Базарова и др. “Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения” - Начальная школа №3, 2001.
5. М. О. Гулюгина «Формирование тестовой культуры» - Волгоград: «Учитель», 2008..
6.З.А. Клепинина «Тесты в системе повторения учебного материала при изучении окружающего мира» - Начальная школа №1, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация контроля и самоконтроля учащихся в процессе обучения списыванию.
Выступление на кафедре начального образования (доклад)...

Организация контроля формирования навыков полноценного чтения
В статье описана система работы по организации контроля формирования навыков полноценного чтения...

Тесты как средство контроля за качеством учебных достижений младших школьников
Введение:Глава 1. История и теория возникновения тестов.Глава 2. Тесты - одно из средств проверки и оценки результатов обучения школьников.Глава 3. Из опыта работы применения тестов контроля знаний,ум...

Тема самообразования: "Тестирование как средство организации контроля учащихся начальной школы"
Самообразование учителя есть - необходимое условие профессиональной деятельности педагога...

Тестирование как средство организации контроля в начальной школе
Тестирование как средство организации контроля в начальной школе...

Доклад по теме " Папка индивидуальных учебных достижений как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов"
Доклад по теме " Папка индивидуальных учебных достижений как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащими...

