Доклад. Тест как средство организации контроля
учебно-методический материал (3 класс)

Кривкова Ирина Вильевна

В докладе отражена информация для учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_kak_sredstvo_organizatsii_kontrolya.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тестирование как средство организации контроля

На современном этапе в методике преподавания существует широкое разнообразие форм и методов контроля.

Проблема контроля и контрольно-оценочной деятельности является актуальной, так как все знания, переданные учителем ученику, навыки и умения, сформированные у учащегося или подлежащие развитию, должны быть проконтролированы и оценены.

Контроль навыков может быть традиционным (контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, сочинение, изложение, реферат, зачет, экзамен), а может быть тестовым.

Тестовая форма контроля отличается объективностью измерения результатов обучения.

          Тест – система заданий специфической формы, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата .

          Тесты чаще всего предлагаю на  отдельных листах  (индивидуальная работа) или всем учащимся (фронтальная работа) класса.

         Тесты применяю и в групповой деятельности. В этом случае работа группы организуется так, чтобы учащиеся могли обсуждать выбираемый ответ. Это способствует формированию коммуникативных качеств, умения отстаивать свою точку зрения.

 В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:

  • Диагностическую;
  • Обучающую;
  • Организующую;
  • Развивающую;
  • Воспитывающую;
  • Контролирующую.

         Тестовое задание – это диагностическое задание в виде задачи или вопроса с четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий.                                                                          

На уроках использую различные виды тестовых заданий (Таблица 1).

Таблица 1 – Виды тестовых заданий

Форма тестового задания

Инструкция

Закрытого типа

альтернативный выбор

испытуемый должен ответить «да» или «нет»

установление соответствия

испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков

множественный выбор

испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка

установление последовательности

испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности

Открытого типа

дополнение

испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение)

свободное изложение

испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются

На различных этапах урока используют тестовые задания,  которые выполняют различные функции.

 1. Этап проверки домашнего задания – проверка усвоения и понимания различных определений, правил, логического осмысления материала.

2. Этап актуализации знаний учащихся перед изучением нового материала,с помощью теста учащиеся вспоминают ранее изученный материал или выясняют, какие пробелы в знаниях у них существуют и могут помешать изучению новой темы.

3. Этап изучения нового материала – тестовый материал служит основой для ориентировки в новой информации, позволяет выделить главное, существенное.

5. Этапы закрепления, повторения и обобщения изученного материала: тестовый материал служит для закрепления полученных знаний и если нужно их корректировки.

6. Этапы контроля, самоконтроля и коррекции – с помощью тестовых заданий осуществляется проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся.

          По одному и тому же учебному материалу тесты могут быть разной степени трудности, что расширяет возможности учителя в реализации дифференцированного подхода в обучении, а ребенку позволяет успешно проявить себя на уровне своих возможностей.

Недостатки

Тесты, как и другие методы контроля, имеют свои достоинства и недостатки.

Одним из недостатков тестового метода контроля знаний является возможность угадывания, а также то, что учащийся представляет только номера ответов, учитель не видит характера хода решения, глубину знаний (мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным, нет гарантии наличия прочных знаний у учащегося).

Преимущества

Тестирование обладает следующими преимуществами перед другими методами педагогического контроля:

  • повышение скорости проверки знаний и умений учащимися;
  • осуществление хотя и поверхностного, но полного охвата всего учебного материала;
  • снижение воздействия негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного учителя, т.е. минимизация субъективного фактора при оценивании ответов;
  • высокая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;
  • осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения
  • возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения времени выполнения заданий и автоматизации проверки.

      В рамках данной классификации тестовые задания можно разделить на две группы:

  • тестовые задания закрытого типа (с предписанными ответами, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант);
  • тестовые задания открытого типа (со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).

Тест и тестовые задания позволяют активизировать учебный процесс. Они вызывают интерес у  большинства детей, оказывают стимулирующее действие. Этот метод контроля результатов обучения потребовал  от детей быстрого переключения с одной задачи на другую, обдумывания, самостоятельности,  и   это значительно повысило умственную деятельность и  активизировало познавательный интерес, вырабатывает внимательность, заставляет готовиться к учебным занятиям.

 Тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их.

По  программе «Школа России» для 2-4 класса  разработаны тесты по следующим предметам:

  1. Окружающий мир ( входная контрольная работа в форме теста).
  2. Контрольная работа в форме теста по русскому языку «Правописание согласных в корне».
  3. Проверочная работа по русскому языку по теме « Глагол» в форме теста.
  4. Проверочная работа по русскому языку по теме « Имя существительное» в форме теста.
  5. Проверочная работа по русскому языку по теме « Имя существительное» в форме теста.
  6. Проверочная работа по русскому языку по теме « Имя  прилагательное» в форме теста.
  7. Проверочная работа по русскому языку по теме « Местоимение» в форме теста.
  8. Годовая проверочная работа по окружающему миру в форме теста.
  9. Проверочная работа по математике  по теме « Умножение и деление»
  10.  Тестовая работа по математике «да», « нет» по теме « Сложение и вычитание в пределах 100»

Одним из требований, предъявляемых к контролю знаний, является то, что в контрольных заданиях должно быть отражено все основное содержание проверяемого раздела или темы.

            В настоящее время предлагается сделать процесс педагогического контроля более эффективным, а также ориентировать его на использование современных информационных технологий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Аванесов, В. Определение педагогического теста.// Управление школой. – 1999.  № 29.
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989 с.:ил. . – 190
3. Болотов, В., Шаулин, В., Шмелев, А. Единый экзамен как средство повышения качества образования.// Высшее образование сегодня. – 2002.   № 5. – С. 23 -30.
4.О.Л. Базарова и др. “Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения”  -  Начальная школа №3, 2001.

5. М. О. Гулюгина «Формирование тестовой культуры» - Волгоград:                                        «Учитель», 2008..

6.З.А. Клепинина «Тесты в системе повторения учебного материала при изучении окружающего мира» - Начальная школа №1, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация контроля и самоконтроля учащихся в процессе обучения списыванию.

Выступление на кафедре начального образования (доклад)...

Педагогический тест как средство контроля.

Как составить надежный тест. Краткий курс....

Организация контроля формирования навыков полноценного чтения

В статье описана система работы по организации контроля формирования навыков полноценного чтения...

Тесты как средство контроля за качеством учебных достижений младших школьников

Введение:Глава 1. История и теория возникновения тестов.Глава 2. Тесты - одно из средств проверки и оценки результатов обучения школьников.Глава 3. Из опыта работы применения тестов контроля знаний,ум...

Тема самообразования: "Тестирование как средство организации контроля учащихся начальной школы"

Самообразование учителя есть - необходимое условие профессиональной деятельности педагога...

Тестирование как средство организации контроля в начальной школе

Тестирование как средство организации контроля в начальной школе...

Доклад по теме " Папка индивидуальных учебных достижений как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов"

Доклад по теме " Папка индивидуальных учебных достижений как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащими...