Выступление на МО начальных классов 2023г План работы на 2022-2023 уч.год по формированию функциональной грамотности с обучающимися начальных классов МБОУ “СШ №25”
материал
Выступление
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы на 2022-2023 уч.год
по формированию функциональной грамотности
с обучающимися начальных классов МБОУ “СШ №25”
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют:
- математическую грамотность
- читательскую грамотность
- естественно - научную грамотность
- финансовую грамотность
Читательская грамотность:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
-находит и извлекает информацию из различных текстов;
- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
∙распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
∙формулировать эти проблемы на языке математики;
∙решать проблемы, используя математические факты и методы;
∙анализировать использованные методы решения;
∙интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
∙формулировать и записывать результаты решения.
Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Учащиеся, овладевшие естественно-научной грамотностью, способны:
∙использовать естественнонаучные знания,
∙выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;
∙строить развернутые высказывания;
∙устанавливать надежность информации;
∙сотрудничать.
Модуль «Финансовая грамотность».
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
∙ развитие экономического образа мышления;
∙ воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
∙ формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
В 1-4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Формирование читательской грамотности
Виды деятельности и формы работы | Сроки | |
1. | Стартовая диагностика: тест на оценку сформированности навыков чтения. | декабрь |
2. | Создание копилки "Способы и приёмы, способствующие формированию правильного чтения" | В течение года |
3. | Заседания МО:
| Раз в четверть |
5. | Проведение открытых уроков (мастер-классов) Мониторинг читательской грамотности | В течение года В конце 4 четверти |
Формирование математической грамотности
Виды деятельности и формы работы | Сроки | |
1 | Стартовая диагностика | Декабрь |
1 | Включение на каждом уроке математики примеров на отработку вычислительных навыков, навыков быстрого, осмысленного выполнения арифметических действий. | В течение учебного года |
2 | Формирование умений решения задач реальной математики, энергосберегающего направления. | В течение учебного года |
3 | Формирование умений и отработка навыков решения типовых задач, комбинированных задач, задач исследовательского характера. | В течение учебного года |
4 | Организация индивидуальных занятий по предметам малыми группами со слабоуспевающими. | В рамках консультаций, дополнительных занятий |
5 | Обмен опытом работы через взаимопосещение уроков учителей. | В течение учебного года |
6 | Привлечение одаренных и мотивированных обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, проектах различного уровня. |
Формирование естественнонаучной грамотности
№ | Виды деятельности и формы работы | Сроки |
1. | Стартовая диагностика | декабрь |
2. | Развитие практик дополнительного образования (в том числе уроки внеурочной деятельности, кружков), направленных на развитие естественнонаучного образования | В течение учебного года |
3. | Участие в работе творческих групп учителей предметов естественнонаучного цикла для обмена опытом работы с детьми повышенной мотивации к учебной деятельности | В течение учебного года |
4. | Привлечение одаренных и мотивированных обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, проектах различного уровня. | В течение учебного года |
5. | Организация индивидуальных занятий по предметам малыми группами со слабоуспевающими. | В рамках консультаций, дополнительных занятий |
5. | Организация участия обучающихся в научно-практической деятельности | В течение учебного года |
Формирование финансовой грамотности
Виды деятельности и формы работы | Сроки | |
1. | Ведения курса внеурочная деятельность 1-4 классы "Экономика" | В течение года |
2. | Классный час 1-4 классах по теме "Что такое финансовая грамотность?" | Ноябрь-декабрь |
3. | Размещение материалов по финансовой грамотности на стенде в школе. | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках математики.
Формы и методы для формирования математической грамотности....

План работы профессионального обучающего сообщества План работы профессионального образовательного сообщества учителей начальных классов МОУ СОШ №4 «Центр образования» «Lesson-Study» Смысловое чтение как ресурс для развития ключевых компетенций 21 века
План работы ПОС по смысловому чтению...

Методическая система работы: «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе»
Сущность методической системы формирование функциональной грамотности учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности в соответствие с требованиями ФГОС НОО....

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов
Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся начальных классов разработана для учащихся 3 класса, тематическая область...
