Выступление на МО начальных классов 2023г План работы на 2022-2023 уч.год по формированию функциональной грамотности с обучающимися начальных классов МБОУ “СШ №25”
материал

Выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы на 2022-2023 уч.год

по формированию функциональной грамотности

с обучающимися начальных классов МБОУ “СШ №25”

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

     В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют:

  • математическую грамотность
  • читательскую грамотность
  • естественно - научную грамотность
  • финансовую грамотность

 Читательская грамотность:

 – формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

-находит и извлекает информацию из различных текстов;

- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

 – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

формулировать эти проблемы на языке математики;

решать проблемы, используя математические факты и методы;

анализировать использованные методы решения;

интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

формулировать и записывать результаты решения.

Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Учащиеся, овладевшие естественно-научной  грамотностью, способны:

использовать естественнонаучные знания,

выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех   изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;

строить развернутые высказывания;

устанавливать надежность информации;

 сотрудничать.

Модуль  «Финансовая грамотность».

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

 развитие экономического образа мышления;

 воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

В 1-4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

 

Формирование читательской грамотности

Виды деятельности и формы работы

Сроки

1.

Стартовая диагностика: тест на оценку сформированности навыков чтения.

декабрь

2.

Создание копилки  "Способы и приёмы, способствующие формированию правильного чтения"

В течение года

3.

Заседания МО:

  • Разработка методических  и дидактических материалов  по формированию читательской грамотности
  • обмен опытом, выступления и мастер-классы с учителями
  • «Читательская грамотность как основа формирования УУД школьников»
  • «Приемы организации смыслового чтения на уроках»
  • «Роль скорости чтения в подготовке школьников к
    самостоятельной читательской деятельности (Результаты диагностики техники чтения)»
  • «Виды текстов, приемы и этапы работы с текстом»
  • «Система работы по формированию читательской грамотности в начальной школе»

Раз в четверть

5.

Проведение открытых уроков (мастер-классов)

Мониторинг  читательской грамотности

В течение года

В конце 4 четверти

Формирование математической грамотности 

Виды деятельности и формы работы

Сроки

1

Стартовая диагностика

Декабрь

1

Включение на каждом уроке математики  примеров на отработку вычислительных навыков, навыков быстрого, осмысленного выполнения арифметических действий.

В течение  учебного года

2

Формирование умений решения задач реальной математики, энергосберегающего направления.

В течение учебного года

3

Формирование умений и отработка навыков решения типовых задач, комбинированных задач, задач исследовательского характера.

В течение учебного года

4

Организация индивидуальных занятий по предметам малыми группами со слабоуспевающими.

В рамках консультаций, дополнительных занятий

5

Обмен опытом работы через взаимопосещение уроков учителей.

В течение учебного года

6

Привлечение одаренных и мотивированных обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, проектах различного уровня.

Формирование естественнонаучной грамотности

Виды деятельности и формы работы

Сроки

1.

Стартовая диагностика

декабрь

2.

Развитие практик дополнительного образования (в том числе уроки внеурочной деятельности, кружков), направленных на

развитие естественнонаучного образования

В течение учебного года

3.

Участие в работе творческих групп учителей предметов естественнонаучного цикла для обмена опытом работы с детьми

повышенной мотивации к учебной деятельности

В течение учебного года

4.

Привлечение одаренных и мотивированных обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, проектах различного уровня.

В течение учебного года

5.

Организация индивидуальных занятий по предметам малыми группами со слабоуспевающими.

В рамках консультаций, дополнительных занятий

5.

Организация участия обучающихся  в научно-практической деятельности

В течение учебного года

Формирование финансовой грамотности

Виды деятельности и формы работы

Сроки

1.

Ведения курса внеурочная деятельность 1-4 классы "Экономика"

В течение года

2.

Классный  час 1-4 классах по теме "Что такое финансовая грамотность?"

Ноябрь-декабрь

3.

Размещение материалов по финансовой грамотности на стенде в школе. 

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система работы: «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе»

Сущность методической системы формирование функциональной грамотности учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности в соответствие с требованиями ФГОС НОО....

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся начальных классов разработана для учащихся 3 класса, тематическая область...