Разработка, внедрение и реализация системы наставничества в рамках мероприятий Года педагога и наставника
статья
Выступление на РМО учителей начальных классов. Наставничество педработников как форма обеспечения профессионального становления молодых педагогов. Нормативно-правовые документы в области наставничества в ОО. Целевая модель наставничества как единая федеральная система научно-методического сопровождения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РМО учителей начальных классов 25.08.2023 г.
Разработка, внедрение и реализация системы наставничества в рамках
мероприятий Года педагога и наставника
Подготовила учитель МБОУ «СОШ №1»
Изобильненского муниципального округа
Ставропольского края
Стасюк Н.В.
Слайд 1
В Год педагога и наставника Министерство просвещения Российской Федерации ведет подготовку проекта федерального закона о наставничестве, который станет нормативной правовой основой для развития института наставничества. В документе найдут отражение меры поддержки и повышения социального статуса наставников, система мотивации их труда.
Ведется работа по подготовке профессионального стандарта наставника и квалификационных требований.
Слайд 2
Наставничество педагогических работников – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Педагогическими работниками являются работники общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей и системы среднего профессионального образования (СПО), перечисленные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21февраля 2022г. №225
«Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».
Слайд 3
Наставничество педагогических работников рассматривается как
- социальный институт;
- элемент системы дополнительного профессионального образования;
- перспективная образовательная технология;
- составная часть методической работы ОО.
Слайды 4-6
Нормативно-правовая база наставничества:
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог‟, определяет четкие требования к профессиональной деятельности педагога, ее эффективности и результативности. Именно на профессиональный стандарт ориентируются экспертные и методические службы при определении профессиональных затруднений и дефицитов педагогов, при составлении персонализированной программы наставничества, при формировании или совершенствовании тех или иных профессиональных компетенций педагогов.
В феврале 2018 года в Москве состоялся Всероссийский форум «Наставник». По результатам форума 23 февраля 2018 года был сформирован перечень поручений Президента РФ (Утвержден Президентом Российской Федерации 23.02.2018 № Пр-328).
В марте 2018 года Указом № 94 Президента РФ В.В. Путина был учрежден знак отличия «За наставничество», которым награждаются лучшие наставники молодежи различных профессий, в том числе педагогических работников образовательных организаций.
В 2018 году был утвержден национальный проект «Образование», в реализации которого наставничество играет одну из значимых ролей. В рамках федерального проекта «Современная школа» прошла апробация методологии (целевой модели) наставничества. Эта модель была утверждена распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145 под названием «Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145 были также разработаны и утверждены «Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». Они содержались в Письме Минпросвещения РФ от 23 января 2020 г. № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций». В этих документах говорилось о различных формах наставничества – как в отношении обучающихся (формы «ученик – ученик», «студент – ученик», «работодатель – ученик», «работодатель – студент»), так и в отношении педагогов (форма «учитель – учитель»).
В Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», говорится, что наставничество в образовательных организациях является неотъемлемым компонентом образовательной, воспитательной и профориентационной деятельности среди обучающихся, эффективным инструментом профессионального роста педагогов, развития кадрового потенциала.
Слайд 7
Минпросвещения России и Общероссийским Профсоюзом образования в 2021 году была разработана система (целевая модель) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.
Внутренний контур (контур образовательной организации) составляют:
- руководитель ОО
- куратор
- педагоги-наставники
- педагоги-психологи
- представители профсоюзной организации
- методические объединения (советы) наставников
Во внешний контур (муниципальный, региональный, федеральный) входят:
- муниципальные методические центры
- общественно-профессиональные ассоциации и клубы педагогических работников
- региональные институты развития образования (ИРО/ИПК)
- региональные центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ ПР)
- ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»
- ФЦ научно-методического сопровождения педагогов
Слайд 8
Локальные нормативные правовые акты образовательной организации, обеспечивающие реализацию наставничества:
- Приказ «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в ОО
- Положение о системе наставничества педагогических работников в ОО
- План мероприятий по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в ОО
- Письменное согласие наставника на выполнение наставнических обязанностей
- Письменное согласие педагогического работника на закрепление за ним наставника
- Приказы о закреплении наставнических пар/групп
- Заключение соглашения о сотрудничестве с другими организациями, заинтересованными в наставничестве педагогических работников
Слайд 9
Положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации содержит:
Раздел 1. Общие положения.
Раздел 2. Цели, задачи, планируемые результаты, типы, формы и виды наставничества.
Раздел 3. Процесс организации наставничества педагогических работников в образовательной организации.
Раздел 4. Права и обязанности наставника.
Раздел 5. Права и обязанности наставляемого.
Раздел 6. Процесс формирования наставнических пар/групп.
Раздел 7. Завершение персонализированной программы наставничества.
Раздел 8. Условия публикации результатов персонализированной программы наставничества педагогических работников.
Раздел 9. Заключительные положения.
Раздел 10. Дорожная карта (план мероприятий)по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации.
Слайд 10
Персонализированная программа наставничества – документ, который создается для конкретной пары/группы наставников и наставляемых в целях устранения или минимизации конкретного профессионального затруднения (дефицита) сроком от 3 месяцев до одного года
Структура:
- Пояснительная записка содержит описание проблемы, в ней определяются цели, задачи, участники, направление педагогической деятельности, форма, тип и вид наставничества, сроки реализации программы, промежуточные и планируемые результаты. Здесь же определяются конкретные параметры взаимодействия наставника и наставляемого.
- План мероприятий (дорожная карта) содержит основные направления наставнической деятельности наставляемого в педагогическом контексте конкретной образовательной организации
Слайд 11
Основные подходы к организации взаимодействия
«наставник–наставляемый»:
- Наставник и наставляемый рассматривают наставничество как двусторонний, обоюдный процесс и ресурс непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.
- Наставляемый является субъектом собственного профессионального развития.
- Наставляемый является равным наставнику по социально-профессиональному статусу: оба они – педагоги, взрослые люди, партнеры, имеющие диплом о высшем или среднем специальном педагогическом образовании и допущенные государством к преподавательской деятельности.
- Наставник и наставляемый соблюдают этические принципы взаимодействия и общения, обоюдные договоренности и конфиденциальность (не разглашают информацию, которую один партнер передает другому), не выходят за допустимые рамки морально-этического взаимодействия
Слайд 12
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника направлены на повышение престижа профессии учителя.
Оргкомитет по проведению мероприятий Года педагога и наставника возглавили заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова и первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко. В состав оргкомитета вошли Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова, президент Российской академии образования Ольга Васильева, руководитель Федерального агентства по делам молодежи Ксения Разуваева, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий и другие.
Мероприятия Года педагога и наставника:
- Организация и проведение региональных форумов "Наставники" для образовательных организаций высшего образования с участием лучших лекторов Российского общества "Знание" (в течение 2023 года)
- Производство просветительского медиаконтента, приуроченного к Году педагога и наставника, в том числе цикла фильмов "Наставники знаний" (в течение 2023 года)
- Фестиваль наставничества в Центре знаний "Машук" (март - июль 2023 г.)
- Гуманитарные миссии с участием педагогов и наставников в новых субъектах Российской Федерации (в течение 2023 года)
- Проект наставничества "Твой Герой" (в течение 2023 года)
- Большая учительская неделя: подведение итогов ключевых всероссийских конкурсов "Учитель года России", "Директор года России", "Сердце отдаю детям", "Первый учитель" (сентябрь - октябрь 2023 г.)
- Форум классных руководителей и наставников (октябрь 2023 г.)
- Всероссийский фестиваль обучающихся и наставников педагогических классов
(октябрь 2023 г.)
- Всероссийский форум "Наставничество в педагогике: исторический опыт, современное содержание и особенности развития" (ноябрь 2023 г.)
- Программа по содействию занятости студентов в качестве наставников для одаренных школьников - участников общеобразовательной инициативы "Сириус. Лето: начни свой проект" (ноябрь 2022 г. - май 2023 г.)
- Всероссийский конкурс наставников (декабрь 2023 г.)
- Награждение лучших наставников нагрудным знаком "Почетный наставник" (в течение 2023 года)
Также запланированы мероприятия по празднованию 200-летия со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского.
Главным показателем эффективности проведения мероприятий Года педагога и наставника – рост числа выпускников школ, которые поступают в педагогические вузы. Количество будущих учителей и наставников в 2023/2024 учебном году должно увеличиться на 10% .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обобщение педагогического опыта по теме Реализация системы оценивания достижений младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО"
Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизненной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, ...

Внедрение системы наставничества в коллективе «Открытый ВЗГЛЯД» педагога Коровкиной С.А.
О наставничестве в изостудии "Открытый ВЗГЛЯД", педагог Коровкина С.А....

Внеклассное мероприятие в рамках фестиваля открытых классных часов, посвященных Году педагога и наставника «УЧИТЕЛЮ – БРАВО!»
Внеклассное мероприятие представляет собой цикл коротких уроков по различнвм предметам, которые проводят в качестве педагогов сами дети. Если урок удался, остальные обучающиеся класса говорят этому уч...

Дайжест. Участие в акции "Наставники. Наследие К.Д.Ушинского", посвящено Году Педагога и Наставника
Презентация...

Архивный отдел Администрации Ямальского района. Итоги районного конкурса фотографий "Школьные годы чудесные", посвященного году Педагога и наставника, 2023
https://m.vk.com/wall-178292260_686?from=feed54_-129357438_5187/37...

Республиканская научно-практическая конференция «Тункинская долина: история, современность, перспективы», посвященная 100-летию Тункинского района и Году педагога и наставника. Номинация: География Тункинского района Тема: «Топонимика моего улуса»
Республиканская научно-практическаяконференция «Тункинская долина: история, современность, перспективы»,посвященная 100-летию Тункинского района и Году педагога и наставника.Номинация: Гео...

Разработка, внедрение и реализация системы наставничества в рамках мероприятий Года педагога и наставника. Презентация
Презентация к выступлению на РМО учителей начальных классов по теме " Разработка, внедрение и реализация системы наставничества в рамках мероприятий Года педагога и наставника"...
