Выступление на тему: «Этапы формирования компонентов учебной деятельности в младшем школьном возрасте».
материал
Выступление на тему: «Этапы формирования компонентов учебной деятельности в младшем школьном возрасте».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Конечно, учебная деятельность осуществляется на протяжении всего периода образования человека в школе и в других учебных заведениях, и даже после завершения обучения, т.к. в современных условиях образование приобретает непрерывный характер и продолжается всю жизнь. Но в младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование учебной деятельности, в процессе которой младший школьник главным образом и приобретает психические новообразования: произвольность психических процессов, социальную позицию и некоторые другие важнейшие качества личности.
Цель семинара: повышение компетентности педагогов в вопросе формирования учебной деятельности.
Задачи семинара:
- раскрыть и осмыслить понятие учебная деятельность;
- ознакомиться с изменениями, которые внесены в обновленный ФГОС;
- приобрести практический опыт применения приемов формирующих учебную деятельность.
В педагогической литературе часто учебную деятельность рассматривают как синоним учения: раз человек учится, значит он осуществляет учебную деятельность. На самом деле это не так. Ведь человек может учиться и в процессе игры, и в процессе трудовой деятельности, и вообще — самой разнообразной деятельности.
Каковы особенности учебной деятельности?
Д.Б. Эльконин, который одним из первых начал разработку теории учебной деятельности, указал на ряд ее особенностей [15].
Учебная деятельность является общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством), общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой), общественной по форме своего осуществления (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами).
Учебная деятельность - это прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.
Субъектом учебной деятельности должен стать сам ученик.
Структура учебной деятельности включает в себя пять взаимосвязанных компонентов. Давайте, вспомним их, составляя кластер.
Составление кластера.
Первый компонент – учебные мотивы.
Учебная деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.
В каждом возрасте преобладают особенные мотивы учения (табл. 1).
Второй компонент - учебная задача.
Учебная задача - это не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, а это цель по овладеванию обобщенными способами действий, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Учебная задача отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида.
Третьим компонентом структуры учебной деятельности являются учебные действия, с помощью которых школьники решают учебные задачи.
В начальной школе используются следующие виды учебных действий:
- Репродуктивные действия, требующие от учащихся достижения результата, максимально близкого к образцу (прочитать, переписать, воспроизвести и т. д.).
- Мыслительные действия: установить причинно-следственную связь; выделить в объекте его составляющие, найти отличия в сходства; сделать вывод; выделить общее и существенное.
- Продуктивные действия: создание нового продукта — придумать предложение, рассказ, задачу, математическое выражение; преобразовать данный продукт в новый: пересказ, изменение порядка слов в предложении, в вопросе задачи; формирование новых целей: задать вопросы к тексту, поставить вопрос к условию задачи; планирующие действия: составление плана будущего действия, рассказа, решения задачи
Четвертый компонент – действие контроля.
Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю — важная и сложная педагогическая задача. Выделяют три вида контроля: поитоговый, пооперационный, прогностический. Недостаточно контролировать работу только по конечному результату (верно или неверно выполнено задание). Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль — за правильностью и полнотой выполнения операций, т.е. за процессом учебной деятельности. Научить ученика контролировать сам процесс своей учебной работы — значит, способствовать формированию такой психической функции, как внимание.
Пятый компонент – действие оценки.
Последний этап контроля — оценка. Ее можно считать пятым компонентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки — насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий — освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Последнее особенно трудно для младших школьников. Но и первая задача тоже оказывается нелегкой в этом возрасте, поскольку дети приходят в школу, как правило, с несколько завышенной самооценкой.
Вывод: таким образом мы с вами ответили на первый вопрос нашего семинара и выполнили первую задачу: раскрыли и осознали понятие учебная деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема исследования: Самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Самооценка - это оценивание самого себя, свои силы, возможности и умения, которая в разных ситуациях проявляется по-разному....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Школа должна так организовать свое влияние на ребенка, чтобы воспитать всесторонне развитую личность. И поэтому, для развития личности учащихся в учебной деятельности учитель организует её мотив...
Формирование и развитие коллективного субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Курсовая работа...

Общая характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Учитель в статье раскрывает основные психологические связи общей характеристики учебной деятельности в младшем школьном возрасте...

Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования универсальных учебных действий.
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формировани...

Мастер-класс: «Самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста»
Цель: раскрыть самооценку младших школьников ,используя в качестве обратной связи инструменты самооценки младших школьников, которые апробированы и внедрены в практику урочной ...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста через проектную деятельность»
Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качеств...


