ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Кравчук Виктория Александровна
Школа должна так организовать свое влияние на ребенка, чтобы  воспитать всесторонне развитую личность. И поэтому, для развития личности учащихся в учебной деятельности учитель организует её мотивирование, регулирование, контролирование и оценивание.
Учитель побуждает учеников проявить внутреннюю активность и принять цели и задачи, обучения как лично значимые, затем направляет активность учащихся на решение различных учебных задач, и на завершающем этапе – организует поэтапную проверку хода решения учебных задач, анализ достижений и ошибок обучаемых, итоговую оценку полученных ими результатов
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВУЧЕБНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кравчук Виктории Александровна

Постановка проблемы. Современный этап развития общества, характеризующийся социально-экономическими изменениями, выдвигает особые требования к личностным качествам человека. Перед системой образования стоит задача развития у индивида таких умений, которые позволили бы ему адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, а так же овладевать новыми знаниями в условиях непрерывного образования.

Особое значение в этой ситуации возложено на школьное образование, начиная с начального его звена. Именно школа использует целенаправленную систему организационных влияний на обучение и воспитание подрастающих поколений. Именно школа оказывает всестороннее воздействие на социальную сущность растущего человека, а организованный педагогический процесс - учитывает возрастные возможности детей, выявляет их индивидуальные способности, реализует уникальные личностные образования. Именно в начальной школе дети начинают осваивать разнообразные виды и формы деятельности, которые  в дальнейшем определяют их стиль поведения в учебном процессе.

Школа должна так организовать свое влияние на ребенка, чтобы  воспитать всесторонне развитую личность. И поэтому, для развития личности учащихся в учебной деятельности учитель организует её мотивирование, регулирование, контролирование и оценивание.

Таким образом, учитель побуждает учеников проявить внутреннюю активность и принять цели и задачи, обучения как лично значимые, затем направляет активность учащихся на решение различных учебных задач, и на завершающем этапе – организует поэтапную проверку хода решения учебных задач, анализ достижений и ошибок обучаемых, итоговую оценку полученных ими результатов.

Математика имеет неограниченные возможности в развитии интеллекта младшего школьника, а так же дает возможность проследить весь ход формирования компонентов учебной деятельности. Ведь именно от уровня сформированности структурных компонентов учебной деятельности зависит успешность обучения ребенка не только в начальной школе, но и на следующих ступенях обучения. Исходя из требований образовательного стандарта начального образования [1], необходимо создать такую модель, с помощью которой достигался наилучший результат учебной деятельности младших школьников. Стандарты общего образования [2,3], поставили перед массовой начальной школой новые задачи, которые предполагают ее переориентацию от навыково-знаниевой к личностно-ориентированной развивающей модели обучения. Данное положение предполагает изменение целевой направленности, содержания, методических приемов, способов взаимодействия субъектов образования, показателей результативности начального обучения.

Анализ последних исследований и публикаций. В исследовании учебной деятельности определились основные направления работы, опираясь на принцип ведущего типа деятельности на различных возрастных этапах (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Трудность заключается в том, что проводились исследования по изучению отдельных компонентов учебной деятельности, не целостной деятельности (В.В. Давыдова, Д.Б. Дмитриев, В.Т. Дорохина, А.К. Дусавицкий, Л.С. Занков, Г.Н. Кудина, Т.А. Матис, Е.И. Машбица, В.В. Репкин, В.Г. Романко, В.В. Рубцов, В.И Слободчиков, Г.А. Цукерман, Л.М. Фридмана и др.), - в то время как учебная деятельность представляет целостный процесс в реализации и взаимосвязи всех ее структурных компонентов. Проблему деятельностного подхода в обучении с различных точек зрения рассматривали А.О. Анисимов, А.К. Артемов, А.Б. Воронцов, Л.Г. Петерсон, Г.А. Суворова, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков и др.

Учебная деятельность младших школьников в настоящее время осуществляется в условиях вариативности начального общего образования. Вариативные программы обучения призваны обеспечить реализацию обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей психофизического развития ребенка. В настоящее время в образовательном процессе начальной школы реализуются несколько систем обучения и еще большее число учебно-методических моделей-комплектов (системы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова; традиционная система: авторы Н.Ф. Виноградова, Р.М. Бунеева, Н.Б. Истомина, Л.Г. Петерсон, А.А. Плешаков; система развивающего обучения А.К. Артемова и др.).

Но проблема формирования компонентов учебной деятельности остается актуальной на данном этапе, так как с развитием общества и сменой политической обстановки, меняются и задачи образования. Таким образом, некоторые моменты из исследований выше названных педагогов становятся не актуальными на данном этапе, а образование в свою очередь требует обновления и систематизацию данного вопроса. Это подтверждает актуальность и значимость вышезаявленной проблемы в системе начальной математики и дает возможность определить цель нашей статьи: обосновать дидактические и психологические принципы формирования структурных компонентов учебной деятельности младших школьников.

Основной текст. Основная задача начальной школы является формирование у учеников целостной и полноценной структуры учебной деятельности. Учебная деятельность - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, вследствие чего она выступает в качестве непосредственной основы его развития. Становление учебной деятельности у школьника - это процесс формирования умения учиться - самостоятельно ставить новые учебные цели и самостоятельно находить средства их достижения. Ведущая цель и главный результат такой деятельности есть усвоения научных понятий и соответствующих умений операции ими. Именно такие научные понятия, законы науки и связанные с ними общие способы развязывания практических заданий составляют основное содержание учебной деятельности современного общеобразовательного труда.

Формирование учебной деятельности происходит эффективно при условии соблюдения определенных дидактических и психологических принципов:

  1. Преподавание в младшей школе должно строиться как процесс развернутого знакомства детей с соответствующими учебными действиями, действиями оценки и контроля, которые необходимы для того, чтобы овладеть общим принципом развязывания заданий определенного типа. Таким образом, сама учебная деятельность становится для ученика предметом осознания, анализа и отработки. От ученика при таких условиях следует требовать осознания смысла учебной ситуации и последовательного воссоздания всех необходимых действий.
  2. В процессе демонстрации последовательности учебных действий необходимо обращать внимание на те, которые нужно выполнять в предметном плане в внеречевом или в умственном плане. Важно создавать условия для того, чтобы предметные действия постепенно приобретали умственную форму,  необходимо контролировать достаточность их обобщенности, усвоения и полноты, поскольку большинство ошибок учебной деятельности связано либо с неполнотой ее структурных компонентов, либо с их недостаточной обработанностью.
  3. Особенное внимание при формировании учебных действий следует предоставлять действиям моделирования, которые дают возможность выделить и изобразить основные характеристики предмета выучивания. Средствами моделирования могут выступать графические схемы, формулы с букв алфавита, которые в схематической и обобщенной формах воспроизводят связи отдельных частей текста, отношения величин задачи.
  4. Умение самостоятельно ставить перед собой учебное задание, то есть понять сущностные связи и отношения предмета, который изучается, возникает у ученика, если учитель целеустремленно вовлекает его в учебные ситуации, ориентируя на поиск и осознание общего способа развязывания задач определенного класса.
  5. Необходимо научить ученика выделять в собственной учебной работе ее компоненты, то есть решаемые учебные задачи, учебные действия, которые выполняются или которые необходимо выполнить для того, чтобы получить нужный результат [5], .

Сформированность компонентов учебной деятельности проявляется в том, что, очутившись перед необходимостью решения задачи, ученик может «умственно проиграть» строение необходимой самостоятельной деятельности из ее решения сначала на уровне общего способа, а затем и конкретных действий и уже после того последовательно воспроизвести на практике весь необходимый алгоритм учебных действий, сопровождая его действиями самоконтроля и самооценивания.

Чтобы оценить степень сформированности учебной деятельности у учащихся, учитель может использовать метод наблюдения. Наблюдения проводятся в ходе учебного процесса в таких ситуациях как выделение, определение, постановка целей деятельности на уроке, отработка навыков, анализ условий задачи и её решение, решение знакомых и новых задач, оценка учеником своих действий и т.д.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Проведенные теоретические исследования показали, что формирование компонентов учебной деятельности у младших школьников в процессе изучения математики может ориентироваться на ее структурные компоненты: мотивы, учебные задачи, заданные в виде проблемной ситуации, учебные действия, функции самоконтроля. Поэтому в процессе экспериментальной работы при обучении младших школьников мы планируем использовать систему специально разработанных упражнений по формированию каждого отдельного компонента.  

Обобщая сказанное, можно утверждать, что рассмотренные принципы формирования структурных компонентов учебной деятельности у младших школьников позволяют значительно улучшить качество не только усвоения математических знаний, но и всего уровня начального образования, позитивно повлиять на умственное и творческое развитие учащихся. Вместе с тем рассмотренную проблему, раскрывающую дидактические основания развития учебной деятельности, следует рассматривать как начало ее теоретической разработки. Перспективным, на наш взгляд, являются тенденции развития методических аспектов отдельных разделов начальной математики, а также и других предметов начальной школы.

Резюме. Обоснована актуальность проблемы формирования компонентов учебной деятельности. Рассмотрены принципы методики формирования структуры учебной деятельности в процессе изучения математики.

Ключевые слова. Учебная деятельность, структурные компоненты учебной деятельности.

Resume. Actuality of problem of forming of components of educational activity is grounded. Principles of method of forming of structure of educational activity are considered in the process of study of mathematics.

Keywords. Educational activity, structural components of educational activity.

Резюме. Обгрунтована актуальність проблеми формування компонентів навчальної діяльності. Розглянуті принципи методики формування структури навчальної діяльності в процесі вивчення математики.

Ключові слова. Навчальна діяльність, структурні компоненти навчальної діяльності.

Список литературы

  1. Державний стандарт початкової загальної освіти. Затв. Постановою Кабінету Міністрів України від 16.11.2000 р. № 1717 // Початкова школа. – 2001. - №1. –С. 28.
  2. Загальна середня освіта : Збірник нормативно-правових документів. Частина 1-К.; ЗАТ “НІЧЛАВА”, 2003. – 436 с.
  3. Загальна середня освіта: Збірник нормативно-правових документів. Частина П-К.: ЗАТ “НІЧЛАВА”, 2003. – 532 с.
  4. Формирование компонентов учебной деятельности при обучении младших школьников математике: Методические рекомендации для учителей начальной школы / Сост. К.А. Загородных.- Омск. гос. ун-т, 2004.-20 с.
  5. Царева С.Е. Учебная деятельность и умение учиться //«Начальная школа»,2007.- №9,-  С.50

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ем...

Включение в деятельность как основа успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Включение в деятельность как основа успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников....

Формирование компонентов учебной деятельности при обучении младших школьников математике

Современный этап развития нашего общества, характеризующийся социально-экономическими изменениями, выдвигает особые требования к личностным качествам человека. Перед системой образования стоит задача ...

Система математических упражнений по формированию компонентов учебной деятельности младших школьников

Система математических упражнений по формированию компонентов учебной деятельности младших школьников...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников через применение различных видов творческой деятельности

В данной статье  представлен опыт   работы по формированию УУД  у младших школьников через систему  различных видов творческой деятельности. Показаны различные приёмы и формы ...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности.

В статье расскрывается опыт работы по применению  метода проектов вучебной и во внеурочной деятельности....

Организация проектно-исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

В своей статье об организации проектно-исследовательской деятельности я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практикую на уроках и во ...