Сообщение на МО 2023 "ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА"
статья

Важным условием введения обновленных ФГОС в общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других  компетенций.  Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof._masterstvo.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО  учителей начальных классов

«ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА»

И.Н. Кочкурова,

учитель начальных классов

МБОУ «Понизовская школа»

   

      Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя.

     Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться».

        Следовательно, важным условием введения обновленных ФГОС в общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других  компетенций.

      Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.

        Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

       Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

        Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через его педагогические умения. Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности.      

Педагогические  умения  здесь объединены в четыре группы.

      1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

       2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно- воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

     3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

        4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.                

       Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

     Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально- экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

       Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

        Система повышения квалификации.

        Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.

        Самообразование педагогов.

        Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, слеты, съезды учителей.            

       Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.

       Овладение информационно-коммуникационными технологиями.

       Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.

       Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

     Важнейшей формой повышения квалификации, обеспечивающей профессиональный рост учителя, остается семинар.

     Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:

      обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;  принятие идеологии ФГОС общего образования;

      освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;

     овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

        Одним из средств реализации новых направлений является и аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда.

       Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

        Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:      

          систематическое повышение квалификации;

          изучение современных психологических и педагогических методик;

          участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;        

          просмотр телепередач, чтение прессы.

          знакомство с педагогической и методической литературой.

          использование интернет – ресурсов;

          демонстрация собственного педагогического опыта;

          внимание к собственному здоровью.

        Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность.    

     Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства.

      Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.

      Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.

     Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.

      В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход. Профессиональная компетенция педагогов.

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход...

Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.

Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...

Профессиональные компетенции педагога начальной школы в свете нового "Профессионального стандарта".

О рофессиональных компетенциях учитля нчальных классов в новом "Профессиональном стандарте"...

Развитие и повышение профессиональных компетенций педагога

Данная разработка содержит материалы методического объединения учителей начальных классов по теме "Развиитие и повышение профессиональных компетенций педагога"....

Актуальность совершенствования нормативов оценки профессиональной компетенции педагогов.

На учителях лежит большая ответственность за качественную, разностороннюю и квалифицированную подачу знаний. А это, в свою очередь, влечет необходимость появления нормативов оценки профессиональной ко...