Воспитательный потенциал урока
статья
Предварительный просмотр:
«Воспитательный потенциал урока и пути его реализации»
Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом. Остановлюсь на самых главных воспитательных моментах (аспектах).
Информативный аспект. Главным воспитательным аспектом современного урока является, конечно, содержание урока, информация на уроке: представления человека о мире через литературные образы, поступки литературных персонажей и исторических героев и т.п.
Трудовой аспект. Для детей те усилия, которые они направляют на познание, развитие и самовоспитание, являются нелегким трудом. Учитель должен так направить деятельность, чтобы формировать убеждение у ребенка, что учебный труд является основой жизни, только труд обеспечивает физическое и нравственное существование человека.
Организационный аспект. Сюда относятся постоянно действующие правила для учащихся, расписание звонков на урок и перемену, расписание дежурств, режим дня, правила безопасности, правила поведения на уроке и тому подобное, а также приказы и наставления о поведении, порядке выполнения классных и домашних заданий и т.д. Очень важно, чтобы все эти правила действовали системно, непрерывно и были одинаково важны для учащихся и учителя.
Социальный аспект. Социальная среда всегда является источником воспитания. Психическое состояние учителя, его собранность, самодисциплина или, наоборот, неуравновешенность или раздраженность, его характер, требовательность, отношение к другим людям, точность, аккуратность, искренность – все это становится предметом подражания или отрицания у учащихся. Взаимодействуя с одноклассниками и учителем, наблюдая за отношениями и общением между педагогом и детьми, между одноклассниками, учащийся постепенно развивает или не развивает в себе готовность к пониманию других, готовность к поддержке и помощи.
Контрольный аспект. Контроль является важным компонентом обучения и воспитания, хотя часто наносит ему и большой вред. Это случается тогда, когда учитель оценивает только внешний результат воспитания (выполнил - не выполнил, изучил - не изучил), но не учитывает степени приложенных усилий. Способный ребенок легко решает задачу и получает высокую оценку. Слабый - прилагает большие усилия (переживает момент напряжения), но результата не достигает и получает негативную оценку. Между тем, важно не то, что учащийся выполнил, а те изменения, которые произошли в нем во время работы. Поэтому высокой оценки заслуживает и учащийся слабый.
Материальный аспект. Учащийся в школе постоянно пользуется средствами обучения – учебниками, пособиями, школьным оборудованием, принадлежностями. Он работает в определенных материальных условиях: классная комната, ее оформление, расположение мебели и т.п. Все вещи и предметы имеют материальную стоимость и отношение ко всему этому должно быть таким, как к продукту чьего-то труда. И не только. Любой материальный предмет является также носителем определенных эстетических качеств: чистая или грязная доска, неряшливо оформленная к уроку таблица… Все это несет воспитательное воздействие на ребенка.
Психологический аспект. Эмоциональное состояние урока во многом зависит от личности учителя: он приносит в класс свое настроение. У учителя должна быть вера в то, что каждый ребенок имеет шанс на успех. Психологический настрой урока порождает в ребенке уверенность в себе, веру в добро и справедливость. Например, замечательные строки Эдуард Асадова: «Будь добрым, не злись, обладай терпением! Запомни: от добрых улыбок твоих зависит не только твое настроение, но тысячу раз настроенье других…»
Методический аспект так же обладает воспитательным потенциалом. Учитель должен использовать такие формы деятельности, чтобы учащийся чувствовал себя нужным, важным соучастником деятельности. Для этого применять на уроке различные формы работы. Одному комфортнее работать в паре, другой всех удивляет своими творческими работами, третьему нравится работать над проектами.
Подводя итог: воспитательное воздействие в рамках урочной деятельности оказывается комплексно: через содержание предметного материала, через применение определенных методов и приёмов обучения, через личность учителя, через атмосферу на уроке.
Для того чтобы сделать свои уроки интереснее и увлекательнее, в своей работе стараюсь использовать на уроке знакомые детям, образы, метафоры – из близких им книг, мультфильмов, компьютерных игр.
Организовываю шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их слабоуспевающими одноклассниками, что дает обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
Шаталов Виктор Федорович (советский педагог-новатор) утверждал, что, для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Поэтому моя задача состоит в том, чтобы дать каждому учащийся возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность учащихся. Каждый урок должен содержать что-то, что может вызывать удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к уже известному…
Интерес является главным мотивом активизации деятельности учащихся. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надумана и не отражает реальной действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес ребенка резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в быту.
На уроках чтения для того, чтобы повысить интерес к работе с текстом и отработке навыков беглого и правильного чтения использую тексты без верха, без низа, перевернутые тексты.
Творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. Предлагаю не выучить правило, а нарисовать его, придумать вопросы для викторины по прочитанному произведению и т.д. Ответы на эти вопросы не должны быть легкими и очевидными.
Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. В первом классе использую мотивационные наклейки. Использую игры. Любая игра побуждает её участника к действию.
Успех в учении – один из источников внутренних сил учащегося, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. В. А. Сухомлинский считал, что «ребенок должен быть убежден, что успехами он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя – радость успеха может померкнуть». Существует множество приемов для создания ситуации успеха. Например, прием-подсказка (план-ответ, рисунок-подсказка, таблица, опорные конспекты и пр.), частично-поисковые и эвристические ситуации (выполнение проблемных заданий), распределение ролей («наблюдатель», «мудрец», «хранитель знаний»), задания «заполни пропуски», «найди ошибку», подбор заданий нарастающей сложности и др.
Обращаюсь во время урока к личному опыту своих учеников, прошу обсудить, высказать свое мнение, своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, поспорить или выработать общую с другими одноклассниками позицию по той или иной обсуждаемой проблеме. Такие формы способствуют налаживанию межличностных отношений в классе, дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, учат командной работе и взаимодействию с другими; способствуют развитию критического мышления.
Подбираю воспитывающее содержание урока. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии.
Итак, воспитывающим урок становится тогда:
- когда он интересен школьникам, и те с удовольствием включаются в организуемую учителем деятельность;
- когда он побуждает школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах;
- когда на нем используются интерактивные формы работы.
Таким образом, урок – это не только форма обучения, а огромный воспитательный потенциал, реализация которого зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, от профессионализма учителя, его методической грамотности, умения определять образовательные и воспитательные возможности урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Воспитательный потенциал урока"
Презентация использовалась при выступлении на методическом семинаре в школе. Каждый урок должен нести воспитательный потенциал для развития личности младшего школьника....

Презентация на тему "Развивающий и воспитательный потенциал урока"
Прежде чем готовиться к выступлению, я задумалась над тем, что же включают в себя воспитательный и развивающий потенциал урока?Воспитание - это объективный процесс, который совершается в обществе неза...

"Повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса".
О необходимости реализации воспитательного потенциала содержания урока....

Воспитательный потенциал урока литературы в начальной школе
«Только книга и знания смогут сделать насдуховно сильными, честными, разумными людьми,которые способны искренне любить человека,уважать его труд и сердечно любоватьсяпрекрасными плодами его непрерывно...

Воспитательный потенциал урока в начальной школе.
Использование активных методов обучения на уроках....

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Данная статья поможет начинающему учителю иностранного языка правильно спланировать воспитательную работу со школьниками на уроках....

Воспитательный потенциал уроков ОДНКНР и ОРКСЭ.
В данной статье говорится о воспитательном потенциале уроков ОДНКНР и ОРКСЭ, которые помимо решения задач социализации и воспитания, знакомят младших школьников с основами религиозных культур и светск...
