Выступление на МО "Формы, методы, средства организации деятельности обучающихся в системе дополнительного образования" 2024 г.
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Выступление на МО по теме "Формы, методы, средства организации деятельности обучающихся в системе дополнительного образования".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методы, приемы, формы и средства организации деятельности обучающихся в системе дополнительного образования Тришина О.П .
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ Метод обучения – это способ взаимодействия педагога и учащегося, в ходе которого происходит передача новых знаний, умений и навыков. Прием – это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным умением или навыком. А метод – процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов. Таким образом, прием обучения – лишь составная часть того или иного метода.
Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: а) по источнику материала: словесные, наглядные , практические; б) по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные; в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные; г) по степени взаимодействия педагога и учащихся: пассивные, активные и интерактивные. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций); б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждение, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания). Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: а) методы устного контроля и самоконтроля; б) методы письменного контроля и самоконтроля; в) методы практического контроля и самоконтроля.
К наглядным методам относятся: демонстрация, показ образца, иллюстрация. К практическим методам относятся: Наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков. Опыты – самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений с помощью различного оборудования. Практические методы учения – формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ). Объяснительно-иллюстративные – педагог сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания. Репродуктивные – усвоение знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). Педагог подбирает необходимые инструкции, алгоритмы и задания, обеспечивающие многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.
Методы проблемного обучения: Проблемная лекция – в отличие от традиционной лекции, передача знаний происходит не в пассивной форме. То есть педагог не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений. Частично-поисковые или эвристические методы – используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования; Исследовательские методы – способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Пассивные методы Пассивные методы – это форма взаимодействия учащихся и педагога, в которой педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога. Классификация пассивных методов обучения: Объяснение – вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления; Рассказ – это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный); Работа с литературными источниками – это метод, позволяющий учащемуся под опосредованным руководством педагога самостоятельно организовывать процесс познания. Изложение – это монологическая форма учебной работы, учащимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а учащиеся должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное.
Пассивные методы Повествование – это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу. Описание – вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности; Рассуждение – вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам. Проблемное изложение – это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем. Беседа – форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение педагога, подводящее итоги работы.
Активные методы обучения Они строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик» , которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели занятия. Классификация активных методов обучения Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые . Более подробная включает такие группы: Дискуссионные. Игровые. Тренинговые. Рейтинговые. В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.
Самые распространенные методы активного обучения: Презентации – наиболее простой и доступный метод для использования на занятиях. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме. Кейс-метод – учащиеся исследуют ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений. Дидактические игры – в отличие от деловых игр, регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Баскет-метод – основан на имитации ситуации. Например, учащийся должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача – собрать и донести информацию о каждом экспонате.
Интерактивные методы обучения Они строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только педагог привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого учащегося. Педагог лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ Фронтальная работа – предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися для достижения ими общей познавательной задачи. Групповая форма – дети на определенном занятии делятся на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или педагога. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 3 до 6 человек, в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы. Коллективная форма работы – предполагает: «обучаю каждого, и каждый обучает всех». При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ Работа в парах – общее задание делится между партнерами. Работа в парах дает время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь, потом озвучивать свои мысли перед группой. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию. Таким образом, каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своего товарища по учебной работе. Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учащимся одинаковых для всей группы задач без контакта с другими учащимися и педагогом, но в едином для всех темпе. Индивидуальное обучение , когда педагог обучает каждого учащегося отдельно, когда существует непосредственный контакт с учеником; возможность понять его, прийти на помощь, исправить ошибки, отметить успехи; учет индивидуального темпа усвоения учебного материала, способностей.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА) Классификации средств обучения : По характеру воздействия на обучаемых: визуальные: предметы, макеты, карты, слайды, ИКТ-презентации; аудиальные: музыкальный центр, радио; аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ-презентации. По степени сложности: простые: учебники, печатные пособия, картины, модели; сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры. По происхождению: натуральные природные средства: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек; символические : рисунки, схемы, карты.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА) Классификация А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева : естественные: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств); объемные : геометрические фигуры, чучела; изобразительные: фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов; - графические: схемы, чертежи, таблицы, диаграммы; символические: географические карты, глобус; звуковые: магнитофонная запись; мультимедиа , основанные на компьютерных технологиях, использующие интерактивность и средства дистанционного обучения.
Целесообразность и основные принципы отбора методов, приемов, форм и средств обучения: Цель обучения Цель обучения Время, отведенное на изучение материала Возраст обучающихся Теоретическая и практическая подготовленность ПДО Уровень подготовленности обучающихся Материальное оснащение кабинета
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности По источнику передачи и восприятия учебной деятельности По логике передачи и восприятия информации По характеру обучения По степени взаимодействия педагога и обучающихся словесные индуктивные (от частного к общему) репродуктивные пассивные наглядные дедуктивные ( от общего к частному) проблемно-поисковые активные исследовательские интерактивные объяснительно-иллюстративные
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования ответственности и долга познавательные игры убеждения в значимости учения учебные дискуссии предъявление требований -создание эмоционально-нравственных ситуаций -организационно-деятельностные игры поощрение и порицание
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы практического контроля и самоконтроля устный опрос письменный опрос наблюдение беседа письменная проверка знаний Комбинированная проверка анкетирование тестирование
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности обучающихся и система формирования навыков самостоятельной деятельности.
Доклад на методическом совещании «Организация самостоятельной деятельности» (из опыта работы)....
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся
В этой статье подробно описаны формы, методы, средства организации учебной деятельности учащихся, раскрыты преимущества и недостатки их использования....

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Конспекты уроков и методическое обоснование их...

План проведения занятия с обоснованием выбора технологии, методов, форм организации деятельности обучающихся.
План проведения занятия с обоснованием выбора технологии, методов, форм организации деятельности обучающихся....
