ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ» на 2025/2026 учебный год
рабочая программа
Поддержка учителей, испытывающих трудности, связанные с появлением симптомов профессионального выгорания, а также вновь прибывших специалистов в образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики. Проблема становится особенно актуальной в связи с реализацией новых поколений ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Займо – Обрывская средняя общеобразовательная школа
Азовского района
(МБОУ Займо-Обрывская СОШ Азовского района)
Утверждаю.
Директор МБОУ Займо-Обрывской СОШ
Азовского района
Приказ от «30» августа 2025 г. № 68
_______________ Т.А. Грибкова
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ»
на 2025/2026 учебный год
Составитель:
Кожанова Елена Васильевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Срок реализации: 1 год
С. Займо-Обрыв, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Поддержка учителей, испытывающих трудности, связанные с появлением симптомов профессионального выгорания, а также вновь прибывших специалистов в образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики. Проблема становится особенно актуальной в связи с реализацией новых поколений ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 г. N 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста» (ред. от 20.08.2021);
- Распоряжение Минпросвещения России от 15.12.2022 г. № Р-303 «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 г. № Р-174»;
- Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 г. № 1688-р «О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.»;
- Письмо МинПрос Российской Федерации от 21.12.2021 № АЗ-1128/08 «О направлении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»;
- Приказ об утверждении Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников МБОУ Займо- Обрывской СОШ Азовского района;
- Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников МБОУ Займо- Обрывской СОШ Азовского района.
Цель программы:
- создание условий для повышения квалификации и профессионального роста педагогических работников путем организации эффективного наставничества среди учителей.
Задачи:
- формирование мотивации и интереса к профессиональному росту;
- развитие профессиональных компетенций педагогов;
- обеспечение преемственности опыта между опытными педагогами и молодыми специалистами;
- повышение эффективности учебного процесса посредством внедрения передовых методов и технологий.
Актуальность программы наставничества.
Программа наставничества учителя учителю направлена на повышение профессионального уровня педагогов, развитие их компетенций и формирование готовности к эффективной работе в современных образовательных условиях. Наставничество способствует адаптации молодых учителей к профессиональной среде, развитию педагогического мастерства опытных коллег и повышению качества образовательного процесса в целом.
Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:
∙ вхождение в профессиональное образовательное пространство;
∙ профессиональное самоопределение;
∙ творческая самореализация;
∙ проектирование профессиональной карьеры;
∙ вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
∙ самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и вновь прибывшими педагогами на уровне образовательной организации.
Данная программа очень актуальна для нашей школы, так как у нас работает вновь прибывший учитель.
Принципы построения программы:
- добровольность участия;
- уважительное отношение друг к другу;
- постоянное взаимодействие и обратная связь;
- поддержка инициативы и творчества молодого специалиста.
Срок реализации программы.
Данная программа наставничества рассчитана на 1 год. Начало реализации программы наставничества с 01.09.2025 г., срок окончания 01.09.2026 года.
Наставничество реализуется в следующих формах:
- индивидуальное наставничество (один опытный педагог-наставник взаимодействует с одним молодым специалистом).
- групповое наставничество (опытный педагог руководит группой начинающих преподавателей).
- самонаставничество (самостоятельное изучение методического материала и рефлексия собственной практики учителем).
Виды наставничества:
- профессиональное: включает передачу практических навыков, методики преподавания и управления классом;
- психологическое: поддержка и помощь в преодолении психологических трудностей адаптационного периода;
- методическое: передача опыта разработки учебных планов, подготовки уроков и материалов.
Методы работы:
- консультации и советы опытных педагогов;
- наблюдение за работой наставника и обсуждение наблюдаемого урока;
- совместная подготовка и проведение открытых уроков;
- проведение мастер-классов и семинаров;
- рефлексивные сессии и самооценка.
Формируемые компетенции:
- профессиональные знания и умения;
- способность адаптироваться к изменениям образовательной среды;
- навыки самообразования и самосовершенствования;
- компетенции планирования, анализа и оценки своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня профессионализма педагогов;
- улучшение качества преподавания и успеваемости учащихся;
- увеличение удовлетворенности профессией среди педагогов.
Результативность оценивается на основании показателей успешности учеников, изменений в профессиональном росте наставляемых учителей и обратной связи самих педагогов.
Основные функции участников в программе наставничества включают:
Наставники:
1. обучение и консультирование: передача опыта и знаний подопечным;
2. поддержка и мотивация: оказание моральной поддержки, помощь в преодолении трудностей;
3. Развитие профессиональных компетенций: Помощь в профессиональном росте и карьерном продвижении;
4. Оценка прогресса: Регулярная оценка достижений и рекомендаций по улучшению.
Подопечные:
1. активное участие: проявление инициативы и заинтересованности в обучении;
2. саморазвитие: стремление развивать профессиональные компетенции и личностные качества;
3. получение обратной связи: анализ полученной информации и применение её на практике;
4. формулирование целей: постановка четких целей и разработка плана их достижения.
Эти функции помогают обеспечить эффективную реализацию программы наставничества и достижение поставленных целей.
Требования, предъявляемые к наставнику:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;
- разрабатывать совместно с наставляемым план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
- изучать деловые и нравственные качества педагога, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
- контролировать и оценивать самостоятельное проведение педагог учебных занятий и внеклассных мероприятий;
- давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
- оказывать индивидуальную помощь в овладении практическими приемами и технологиями качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- периодически докладывать куратору программы о промежуточных результатах работы.
Требования к наставляемому:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником.
Реализация программы наставничества строится на следующих принципах:
- принцип научности – использование научно-обоснованных технологий;
- принцип гуманизации – ориентация наставнической деятельности на развитие и самоутверждение личности;
- принцип индивидуализации – сохранение индивидуальных приоритетов в создании для личности собственной траектории развития, учет возрастных, гендерных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемых;
- принцип компетентности — владение куратором и наставником специальной теоретической и практической подготовкой, использование приемов и методов, соответствующих их квалификации и конкретной ситуации;
- принцип комплексности — согласованное взаимодействие педагогов и других специалистов на всех этапах реализации программы;
- принцип лояльности — уважение личности наставляемого, его интересов и свободы выбора, проявление доброжелательности и делового стиля общения;
- принцип конфиденциальности — неразглашение информации, полученной в процессе работы с наставляемым (передача ее другим лицам лишь с согласия наставляемого);
- принцип добровольности — участие в программе наставников и наставляемых с обоюдного согласия (по выбору наставляемого);
- принцип активности — активная позиция наставляемого в реализации потребности самопознания и саморазвития, готовность непрерывно меняться как лично, так и профессионально.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
№ п/п | Этапы | Сроки | Функции |
1. | Подготовительный | Сентябрь | Управленческая, прогностическая. |
2. | Организационный | Сентябрь – октябрь | Диагностическая, методическая |
3. | Практический | Октябрь – май | Деятельностная, аналитическая |
4. | Обобщающий | Июнь – сентябрь | Деятельностная, аналитическая, прогностическая |
План реализации этапов программы:
Этап | Сроки реализации | Задачи | Содержание этапа (примерное) |
Подготови тельный | Сентябрь | Создать организационно-содержательные условия для осуществления наставнической деятельности | Проведение методического совета «Организация наставнической деятельности «учитель — учитель»; создание пакета локальных актов по реализации программы; определение наставнических пар (групп); проведение постоянно действующего семинара «Правовые аспекты наставнической деятельности в системе «учитель — учитель» |
Организац ионный | Сентябрь- октябрь | Выявление сильных и слабых сторон деятельности учителя; разработка основных направлений работы с наставляемыми | Составление индивидуального плана развития под руководством наставника (коуча) сбор информации для формирования плана работы (дорожной карты) наставника с молодым специалистом, разработка памяток наставнику и молодому специалисту |
Практичес кий | Октябрь- май | Реализация основных положений программы | Совместная деятельность субъектов наставнической деятельности в рамках дорожной карты; взаимопосещение уроков, занятий внеурочной деятельности (далее — ВУД) и внеклассных мероприятий в наставнических парах (группах); анализ и самоанализ посещенных уроков и занятий ВУД и внеклассных мероприятий, проведение «Педагогической мастерской» (мастер- классов); проведение фестиваля- конкурса «2К: коуч + клиент», проведение анкетирования участников по наставнической деятельности. |
Обобщаю щий | Июнь - сентябрь | Подведение итогов работы по реализации программы наставничества и анализ результативности деятельности | Изучение и обобщение опыта работы по реализации программы наставничества; демонстрация молодым учителем самостоятельных творческих продуктов (презентации, сайты, блоги, проекты, рабочие программы, технологические карты уроков и ВУД); формирование банка методических материалов об опыте реализации программы. |
Наименование этапов и мероприятий | Сроки выполнения | Ответственные |
- Запуск программы наставничества. - Информирование потенциальных участников о целях и преимуществах участия. - Сбор заявок от будущих наставников и подопечных. | Сентябрь | Зам. директора по УВР |
- Проведение интервью и отбор наставников и подопечных. - Назначение пар наставник-подопечный. - Ознакомительные встречи участников программы. | Октябрь | Зам. директора по УВР |
- Совместное определение индивидуальных целей и задач на период наставничества. - Составление индивидуального плана развития для каждого подопечного. - Начало регулярного общения и консультаций между наставником и подопечным. | Ноябрь | Наставник |
- Организация первого совместного мероприятия (семинар, конференция). - Проведение промежуточных оценочных бесед для анализа достигнутых результатов. - Мониторинг хода выполнения индивидуального плана развития. | Декабрь | Наставник |
- Индивидуальное сопровождение подопечных при выполнении практических заданий. - Встречи-наставления для отработки полученных знаний и навыков. - Коррекция индивидуальных планов развития при необходимости. | Январь | Наставник |
- Обмен опытом и обсуждение успехов и сложностей. - Оформление отчетов о проделанной работе. | Февраль | Зам. директора по УВР |
- Освоение специальных техник и методик. - Продолжение индивидуальной работы над развитием компетенций. | Март | Наставник |
- Работа над проектами и инициативами подопечных под руководством наставников. - Выполнение реальных рабочих задач и заданий. - Закрепление приобретенных навыков на практике. | Апрель | Наставник |
- Дополнительные консультации и советы по развитию карьеры. | Май | Наставник |
- Мероприятие по подведению итогов (семинар, круглый стол). - Оценка эффективности текущего этапа программы. | Июнь | Зам. директора по УВР |
- Завершающие проекты подопечных. - Демонстрация результатов совместной работы перед коллегами и начальством. - Рекомендации и обратная связь наставников. | Июль - август | Зам. директора по УВР |
- Окончательная оценка успеха программы наставничества. - Награждение наставников и подопечных. - Отчетность и публичное признание заслуг участников. | Сентябрь | Зам. директора по УВР |
Использованная литература:
1. Иванов А.А., Петров Б.Б. Наставничество в организации: теория и практика // Вестник менеджмента. — 2022.
2. Смирнова Е.В. Эффективное развитие персонала через систему наставничества. — Москва: Издательство «Просветитель», 2023.
3. Шереметьев К.П. Система наставничества: принципы построения и внедрения. — СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2024.
4. Красовский Ю.Д. Психология управления персоналом. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2022.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа наставничества «Учитель – Учитель» на 2022/2023 учебный год
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологи...

Шаблон «Календарь учителя» на 2025/2026 учебный год
Шаблон «Календарь учителя» на 2025/2026 учебный год[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"33279253","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]...
План самообразования учителя начальных классов 2025-2026
Материал содержит план самообразования на 5 лет для учителя начальных классов....
План ШМО учителей начальных классов на 2025-2026 учебный год. Руководитель ШМО Шубина О.С.
План ШМО учителей начальных классов на 2025-2026 учебный год. Руководитель ШМО Шубина О.С....

План работы районного методического объединения учителей начальных классов, музыки и ИЗО на 2025 - 2026 учебный год
Тема методической работы РМО учителей начальных классов, музыки и ИЗО в 2025 - 2026 учебном году:«Организация учебного процесса путем формирования и развития функц...

План работы МО учителей начальных классов на 2025-2026 учебный год
План работы школьного методического объединения учитлей начальных классов...

