ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ» на 2025/2026 учебный год
рабочая программа

Кожанова Елена Васильевна

Поддержка учителей, испытывающих трудности, связанные с появлением симптомов профессионального выгорания, а также вновь прибывших специалистов в образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики. Проблема становится особенно актуальной в связи с реализацией новых поколений ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Займо – Обрывская средняя общеобразовательная школа

Азовского района

(МБОУ Займо-Обрывская СОШ Азовского района)

 

                                                          Утверждаю.

                                                    Директор МБОУ Займо-Обрывской СОШ

                                                        Азовского района

                                                  Приказ от «30» августа 2025 г. № 68

                                                   _______________ Т.А. Грибкова

 

 

ПРОГРАММА  НАСТАВНИЧЕСТВА 

«УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ» 

на 2025/2026 учебный год

 

 

 

 

 

                              Составитель:

                                                       Кожанова Елена Васильевна,

                                                 учитель начальных классов,

                                                              высшая квалификационная категория

Срок реализации: 1 год

С. Займо-Обрыв, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Поддержка учителей, испытывающих трудности, связанные с появлением симптомов профессионального выгорания, а также вновь прибывших специалистов в образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики. Проблема становится особенно актуальной в связи с реализацией новых поколений ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

- Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 г. N 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста» (ред. от 20.08.2021);

- Распоряжение Минпросвещения России от 15.12.2022 г. № Р-303 «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 г. № Р-174»;

- Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 г. № 1688-р «О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.»;

- Письмо МинПрос Российской Федерации от 21.12.2021 № АЗ-1128/08 «О направлении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»;

- Приказ об утверждении Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников МБОУ Займо- Обрывской СОШ Азовского района;

- Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников МБОУ Займо- Обрывской СОШ Азовского района.

Цель программы:

- создание условий для повышения квалификации и профессионального роста педагогических работников путем организации эффективного наставничества среди учителей.

Задачи:

- формирование мотивации и интереса к профессиональному росту;

- развитие профессиональных компетенций педагогов;

- обеспечение преемственности опыта между опытными педагогами и молодыми специалистами;

- повышение эффективности учебного процесса посредством внедрения передовых методов и технологий.

Актуальность программы наставничества.

Программа наставничества учителя учителю направлена на повышение профессионального уровня педагогов, развитие их компетенций и формирование готовности к эффективной работе в современных образовательных условиях. Наставничество способствует адаптации молодых учителей к профессиональной среде, развитию педагогического мастерства опытных коллег и повышению качества образовательного процесса в целом.

Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:

         вхождение в профессиональное образовательное пространство;

         профессиональное самоопределение;

         творческая самореализация;

         проектирование профессиональной карьеры;

         вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;

         самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и вновь прибывшими педагогами на уровне образовательной организации.

Данная программа очень актуальна для нашей школы, так как у нас работает вновь прибывший учитель.

Принципы построения программы:

- добровольность участия;

- уважительное отношение друг к другу;

- постоянное взаимодействие и обратная связь;

- поддержка инициативы и творчества молодого специалиста.

Срок реализации программы.

Данная программа наставничества   рассчитана на 1 год. Начало реализации программы наставничества с 01.09.2025 г., срок окончания  01.09.2026 года.   

Наставничество реализуется в следующих формах:

- индивидуальное наставничество (один опытный педагог-наставник взаимодействует с одним молодым специалистом).

- групповое наставничество (опытный педагог руководит группой начинающих преподавателей).

- самонаставничество (самостоятельное изучение методического материала и рефлексия собственной практики учителем).

Виды наставничества:

- профессиональное: включает передачу практических навыков, методики преподавания и управления классом;

- психологическое: поддержка и помощь в преодолении психологических трудностей адаптационного периода;

- методическое: передача опыта разработки учебных планов, подготовки уроков и материалов.

Методы работы:

- консультации и советы опытных педагогов;

- наблюдение за работой наставника и обсуждение наблюдаемого урока;

- совместная подготовка и проведение открытых уроков;

- проведение мастер-классов и семинаров;

- рефлексивные сессии и самооценка.

Формируемые компетенции:

- профессиональные знания и умения;

- способность адаптироваться к изменениям образовательной среды;

- навыки самообразования и самосовершенствования;

- компетенции планирования, анализа и оценки своей деятельности.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня профессионализма педагогов;

- улучшение качества преподавания и успеваемости учащихся;

- увеличение удовлетворенности профессией среди педагогов.

Результативность оценивается на основании показателей успешности учеников, изменений в профессиональном росте наставляемых учителей и обратной связи самих педагогов.

Основные функции участников в программе наставничества включают:

Наставники:

1. обучение и консультирование: передача опыта и знаний подопечным;

2. поддержка и мотивация: оказание моральной поддержки, помощь в преодолении трудностей;

3. Развитие профессиональных компетенций: Помощь в профессиональном росте и карьерном продвижении;

4. Оценка прогресса: Регулярная оценка достижений и рекомендаций по улучшению.

Подопечные:

1. активное участие: проявление инициативы и заинтересованности в обучении;

2. саморазвитие: стремление развивать профессиональные компетенции и личностные качества;

3. получение обратной связи: анализ полученной информации и применение её на практике;

4. формулирование целей: постановка четких целей и разработка плана их достижения.

Эти функции помогают обеспечить эффективную реализацию программы наставничества и достижение поставленных целей.

Требования, предъявляемые к наставнику:

- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;

- разрабатывать совместно с наставляемым план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

- изучать деловые и нравственные качества педагога, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

- контролировать и оценивать самостоятельное проведение педагог учебных занятий и внеклассных мероприятий;

- давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;

- оказывать индивидуальную помощь в овладении практическими приемами и технологиями качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

- периодически докладывать куратору программы о промежуточных результатах работы.

Требования к наставляемому:

- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

- периодически отчитываться о своей работе перед наставником.

Реализация программы наставничества строится на следующих принципах:

- принцип научности – использование научно-обоснованных технологий;

- принцип гуманизации – ориентация наставнической деятельности на развитие и самоутверждение личности;

- принцип индивидуализации – сохранение индивидуальных приоритетов в создании для личности собственной траектории развития, учет возрастных, гендерных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемых;

- принцип компетентности — владение куратором и наставником специальной теоретической и практической подготовкой, использование приемов и методов, соответствующих их квалификации и конкретной ситуации;

- принцип комплексности — согласованное взаимодействие педагогов и других специалистов на всех этапах реализации программы;

- принцип лояльности — уважение личности наставляемого, его интересов и свободы выбора, проявление доброжелательности и делового стиля общения;

- принцип конфиденциальности — неразглашение информации, полученной в процессе работы с наставляемым (передача ее другим лицам лишь с согласия наставляемого);

- принцип добровольности — участие в программе наставников и наставляемых с обоюдного согласия (по выбору наставляемого);

- принцип активности — активная позиция наставляемого в реализации потребности самопознания и саморазвития, готовность непрерывно меняться как лично, так и профессионально.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

№ п/п

Этапы

Сроки

Функции

1.

Подготовительный

Сентябрь

Управленческая, прогностическая.

2.

Организационный

Сентябрь – октябрь

Диагностическая, методическая

3.

Практический

Октябрь – май

Деятельностная, аналитическая

4.

Обобщающий

Июнь – сентябрь

Деятельностная,

аналитическая, прогностическая

План реализации этапов программы:

Этап

Сроки

реализации

Задачи

Содержание этапа

(примерное)

Подготови

тельный

Сентябрь

Создать организационно-содержательные условия для осуществления наставнической деятельности

Проведение методического

совета «Организация

наставнической деятельности

«учитель — учитель»; создание пакета локальных актов по реализации программы; определение наставнических пар (групп); проведение постоянно действующего семинара «Правовые аспекты наставнической деятельности в системе «учитель — учитель»

Организац

ионный

Сентябрь- октябрь

Выявление сильных и

слабых сторон деятельности учителя; разработка основных направлений работы с наставляемыми

Составление индивидуального плана развития под руководством наставника (коуча)

сбор информации для формирования плана работы (дорожной карты) наставника

с молодым специалистом,

разработка памяток наставнику и молодому специалисту

Практичес

кий

Октябрь- май

Реализация основных

положений программы

Совместная деятельность

субъектов наставнической деятельности в рамках дорожной карты; взаимопосещение уроков, занятий внеурочной

деятельности (далее — ВУД) и внеклассных мероприятий в наставнических парах (группах); анализ и самоанализ посещенных уроков и занятий ВУД и

внеклассных мероприятий, проведение «Педагогической мастерской» (мастер-

классов);

проведение фестиваля- конкурса «2К: коуч + клиент»,

проведение анкетирования участников по наставнической деятельности.

Обобщаю щий

Июнь - сентябрь

Подведение итогов работы по реализации программы наставничества и анализ результативности деятельности

Изучение и обобщение опыта работы по реализации программы наставничества;

демонстрация молодым учителем самостоятельных творческих продуктов

(презентации, сайты, блоги, проекты, рабочие программы, технологические карты уроков и ВУД); формирование банка методических материалов об опыте реализации программы.

Наименование этапов и

мероприятий

Сроки

выполнения

Ответственные

- Запуск программы наставничества.

- Информирование потенциальных участников о целях и преимуществах участия.

- Сбор заявок от будущих наставников и подопечных.

Сентябрь

Зам. директора по УВР

- Проведение интервью и отбор наставников и подопечных.

- Назначение пар наставник-подопечный.

- Ознакомительные встречи участников программы.

Октябрь

Зам. директора по УВР

- Совместное определение индивидуальных целей и задач на период наставничества.

- Составление индивидуального плана развития для каждого подопечного.

- Начало регулярного общения и консультаций между наставником и подопечным.

Ноябрь

Наставник

- Организация первого совместного мероприятия (семинар, конференция).

- Проведение промежуточных оценочных бесед для анализа достигнутых результатов.

- Мониторинг хода выполнения индивидуального плана развития.

Декабрь

Наставник

- Индивидуальное сопровождение подопечных при выполнении практических заданий.

- Встречи-наставления для отработки полученных знаний и навыков.

- Коррекция индивидуальных планов развития при необходимости.

Январь

Наставник

- Обмен опытом и обсуждение успехов и сложностей.

- Оформление отчетов о проделанной работе.

Февраль

Зам. директора по УВР

- Освоение специальных техник и методик.

- Продолжение индивидуальной работы над развитием компетенций.

Март

Наставник

- Работа над проектами и инициативами подопечных под руководством наставников.

- Выполнение реальных рабочих задач и заданий.

- Закрепление приобретенных навыков на практике.

Апрель

Наставник

- Дополнительные консультации и советы по развитию карьеры.

Май

Наставник

- Мероприятие по подведению итогов (семинар, круглый стол).

- Оценка эффективности текущего этапа программы.

Июнь

Зам. директора по УВР

- Завершающие проекты подопечных.

- Демонстрация результатов совместной работы перед коллегами и начальством.

- Рекомендации и обратная связь наставников.

Июль - август

Зам. директора по УВР

- Окончательная оценка успеха программы наставничества.

- Награждение наставников и подопечных.

- Отчетность и публичное признание заслуг участников.

Сентябрь

Зам. директора по УВР

Использованная литература:

1. Иванов А.А., Петров Б.Б. Наставничество в организации: теория и практика // Вестник менеджмента. — 2022.

2. Смирнова Е.В. Эффективное развитие персонала через систему наставничества. — Москва: Издательство «Просветитель», 2023.

3. Шереметьев К.П. Система наставничества: принципы построения и внедрения. — СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2024.

4. Красовский Ю.Д. Психология управления персоналом. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа наставничества «Учитель – Учитель» на 2022/2023 учебный год

Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологи...

Шаблон «Календарь учителя» на 2025/2026 учебный год

Шаблон «Календарь учителя» на 2025/2026 учебный год[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"33279253","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]...

План самообразования учителя начальных классов 2025-2026

Материал содержит план самообразования на 5 лет для учителя начальных классов....

План ШМО учителей начальных классов на 2025-2026 учебный год. Руководитель ШМО Шубина О.С.

План ШМО учителей начальных классов на 2025-2026 учебный год. Руководитель ШМО Шубина О.С....

План работы районного методического объединения учителей начальных классов, музыки и ИЗО на 2025 - 2026 учебный год

 Тема методической работы РМО учителей начальных классов, музыки  и ИЗО   в 2025 - 2026 учебном году:«Организация учебного процесса путем формирования и развития функц...

План работы МО учителей начальных классов на 2025-2026 учебный год

План работы школьного методического объединения учитлей начальных классов...