Урок ОРКиСЭ "Религиозные ритуалы.Обычаи и обряды"
план-конспект урока (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок ОРКСЭ
Модуль: Основы мировых религиозных культур
Тема: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
Тип урока: урок обобщения изученного материала
Цель урока: обобщение учащимися знаний о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в религиях мира; формирование толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур.
Задачи урока:
Предметные – продолжить формирование представлений об отечественной религиозной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
Метапредметные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общие цели пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
Личностные – формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов; развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, листы формата А3, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, клей-карандаш.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы: словесный,наглядный,частично-поисковый,проблемный
Дидактическое обеспечение урока: презентация, видеофрагменты, изображения религиозных ритуалов и обрядов.
Список учебной и дополнительной литературы: учебник «Основы мировых религиозных культур», М: «Просвещение», 2012
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 этап. Оргмомент, эмоциональный настрой и мотивация ( 1 мин.) | - Прежде чем мы начнем, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями открытиями. - Скажите, а какими вам нужно быть на уроке, чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться? - Если вы будете такими, у вас обязательно все сегодня получится! Тогда начнем. Основные правила работы в группах: Помни, что вы делаете общее дело. Умей каждого выслушать. Не согласен – предлагай! Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении. | Ответы детей: «нужно быть внимательными, смелыми, активными, организованными» и т. п. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап. Актуализация опорных знаний (4 мин.) | - Давайте вспомним,что мы изучали раньше. Какие мировые религии мы изучаем? Каждая группа заполняет фрагмент общей таблицы ,используя слова для выбора.Проверка.
Так должна выглядеть заполненная таблица:
Должна быть последняя строчка.Чтобы узнать слово распределите картинки на 2 группы по определенному признаку. | Работа в группе 1гр.Храмы 2гр.обряды | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 этап. Постановка учебной проблемы, планирование | - Поднимите руки, кто из вас был в церкви, мечети или молельном доме? Как вы думаете, туда приходят лишь для того, чтобы молиться? (Нет, там еще могут проходить различные обряды, которые мы видели на видео) - Попробуйте сформулировать, о чем мы сегодня будем говорить, назовите тему нашего урока. (Мы будем говорить о религиозных ритуалах) - Действительно, сегодня мы продолжим тему предыдущего урока и будем говорить о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах. Цели урока: -вспомнить, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в мировых религиозных культурах. -какие обряды, связанные с рождением и воспитанием детей, соблюдают последователи разных религий ? -Что общего во всех религиозных ритуалах разных религий ? - Как бы вы предложили классифицировать все религиозные ритуалы? (Ритуалы можно классифицировать в зависимости от того, к какой религии они относятся: ритуалы в христианстве, в исламе, в иудаизме, в буддизме) Что означает слово ритуал,обряд?Как они появились? Как звали людей,проводящих ритуалы?На какие группы делятся обряды?Назовите главный ежедневный обряд любой религии?(молитва) Что такое молитва? . | Подводящий диалог, обращение к жизненному опыту ребенка Формулировка темы урока. Мотивация, побуждение к поиску. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 этап. Открытие нового знания (5 мин) | Молодцы. Поэтому теперь я предлагаю вам поработать в группе. Каждая группа получает список. В него внесены некоторые религиозные ритуалы и обычаи разных мировых религий. Вам в группе нужно будет выделить те ритуалы, которые относятся к одной из религиозных культур. К какой - вы узнаете, получив задание. Затем вы выпишите названия этих ритуалов в свой фрагмент таблицы. - Прежде чем вы приступите, давайте подумаем, где мы можем найти новую информацию? Из какого источника вы будете получать информацию для выполнения этого задания? Отметьте свой уровень знаний на шкале. Прошу по одному человеку от группы получить задание. На выполнение этого задания у вас 3 минуты. | Кооперируют усилия по решению учебной задачи. Практическая деятельность учащихся – работа с текстом учебника. Сообщения детей об обрядах | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 этап. Применение нового знания. Первичное закрепление (21-22 мин.) | Итак, теперь вы поделитесь результатами своей работы с другими и все остальные смогут продолжить свою карту. Приглашаем представителя первой группы. В это время в парах можете отметить в своей карте некоторые ритуалы, о которых сейчас будет идти речь. Примерный рассказ о ритуалах в христианстве: Мы узнали, что в христианстве существуют такие ритуалы: 1. Евхаристия – когда хлеб и вино во время молитвы верующих претворяются в тело и кровь Христа и затем предлагаются верующим для причащения; 2. Крещение, которое совершается над новорожденным; 3. Брак, в христианстве его называют еще венчанием; 4. В воскресенье проходят еженедельные праздничные богослужения. 5. Молитва – главный религиозный ритуал. Найдите иллюстрации, которые относятся к христианству. Дополните свой фрагмент карты. Теперь приглашаем представителя 2 – ой группы. Примерный рассказ о ритуалах ислама: Мы узнали, что в исламе существуют такие ритуалы: 1. Намаз –так называется ежедневная молитва, главный ритуал. 2. Ритуальное омовение – это подготовка к молитве. 3. Соборный день, день собрания, когда все слушают специальную пятничную проповедь, а также читают совместную пятничную молитву. 4. Слова шахады необходимо произнести взрослому, чтобы стать мусульманином. 5. Брак, семья – считается обязательным для каждого, кто достиг совершеннолетия. - Так же выберите ту группу иллюстраций, которая относится к ритуалам ислама. Дополните свой фрагмент карты. Примерный результат: Теперь послушаем о ритуалах в иудаизме. Примерный рассказ о ритуалах иудаизма: В иудаизме есть такие ритуалы: 1. Молитва в специальные часы. 2. Суббота (шаббат)- этот день верующие должны посвятить Богу, проводя его в молитве. 3. Обряд посвящения мальчика Богу совершается над новорожденными. 4. Обряд вступления в иудейскую общину совершается над подростками 12-13 лет. 5. Церемония бракосочетания – одна из красивейших в иудаизме, совершается под особым навесом. - Внесите результат в карту. Найдите и распределите иллюстрации. - Теперь предоставим слово 4 группе. Примерный рассказ о ритуалах буддизма: В буддизме мы выделили следующие ритуалы: 1. Мантры – это ежедневные молитвы. 2. Повороты специальных цилиндров, в которых заложены молитвенные тексты. 3. Составление астрологом гороскопа. 4. Обряды, связанные со смертью человека, когда к умирающему должен быть приглашен лама для совершения обряда напутствия. Оформите свой фрагмент карты. - Скажите, а зачем нам нужны эти знания в жизни? - Как нужно относиться к религиозным чувствам людей, исповедующих иную веру? Физминутка: прослушивание мантры (Ом мани падмихум) с закрытыми глазами) Тест 1.Что такое молитва? л) заговор м) обращение к Богу н) общение с иным миром 2.В какой религии молитва называется Намаз? н) в иудаизме о) в исламе п) в буддизме 3.В какой из религий большое внимание уделяется хранению субботы: м) ислам л) иудаизм н) христианство 4.Что такое Мантра? о) священный гимн в буддизме п) молитва в исламе р) обращение к Богу в христианстве. 5.Какой день недели является праздничным у мусульман? д) пятница е) воскресенье ж) суббота 6. Какой день недели является праздничным у православных христиан? д) пятница е) воскресенье ж) суббота 7.Кто такой зурхачин? х) художник ц) лама-астролог ч) священник Проверка Если у вас получилось слово «молодец» значит вы правильно выполнили тест. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоги 6 этап. Рефлексия | - Каковы результаты нашей деятельности? (Мы создали карту по теме «Религиозные ритуалы») - Какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в мировых религиозных культурах? -Какие важные религиозные обряды и традиции, кроме молитв, проходят в церквях, мечетях, синагогах и пагодах? -Отметьте на второй линеечке уровень знаний по теме урока. - Как вы думаете, справились ли мы с нашей целью? Мы сегодня с вами обобщили все те знания, которые у вас уже были в единое целое. И у вас теперь есть подсказка, которую вы для себя сделали. Посмотрев на нее, через некоторое время, у вас в голове всплывет нужная информация. - По каким критериям будем оценивать созданную карту? (Карта должна быть интересной, понятной, аккуратной, активно использован цвет, слова написаны без ошибок, самое главное – она должна быть информативной). - Можно ли сделать карту еще лучше? (Да, ее можно дополнять, потому что есть еще много ритуалов) ! – я этого не знал; + - мне это известно; ?- об этом хочется узнать подробнее Закрепление *- А сейчас давайте проверим, сможете ли вы узнать, какой религиозный ритуал вы видите и к какой религиозной культуре он относится. Посмотрите на видеоролики. Что мы тут видим? Куда отнесем этот ритуал? Молодцы! - А теперь задание посложнее. Следующий ритуал вы не увидите, а послушаете. Кто догадался, что мы услышали? * -Что вам запомнилось из услышанного на сегодняшнем уроке? Что нового узнали для себя? – Закончите предложение. Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе … Нам было нужно это занятие … Я хочу себя похвалить … Я хочу похвалить одноклассников … Я думаю, что я усвоил тему… Я уважаю религиозные традиции разных ….
* Поблагодарите того, с кем вы создали вашу карту за сотрудничество. Может быть, вы хотите поблагодарить еще кого-то в классе? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 этап. Домашнее задание ( 1 мин) | Закончить свою карту. В дополнительных источниках можно поискать информацию о других религиозных ритуалах, которыми можно дополнить карту. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур", уроки 20-21 "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второе полугодие преподаю курс ОРКСЭ и обычно при подготовке к урокам пользуюсь готовыми презентациями, которые нахожу в интернете. Но по теме "Религиозные ритуалы. Об...

Открытый урок по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) на тему "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".
На этом уроке происходит знакомство учащихся с понятиями "ритуал", "обряд" и знакомство с самыми распространёнными из них в разных религиозных культурах....

Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" Часть 1
Презентация коротко расскажет о том, как стали возникать ритуалы, пояснит, что это такое. Яркое оформление иллюстрауиями поможет более восприимчивому пониманию, что такое ритуалы, и как они совершалис...

Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" Часть 2: христианство.
Презентация рассказывает о семи таинствах православного христианства: крещение, миропомазание, соборование, исповедь, венчание, елепомазание, священство. Презентация составлена по материалам учеб...

Конспект урока ОРКиСЭ (модуль Мировые религиозные культуры). 4 класс по теме "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды"
На уроке в ходе групповой работы обучающиеся узнают об обычаях и обрядах, принятых в христианской, мусульманской, буддистской и иудаистской религиозных культурах...

Конспект урока по ОРКСЭ. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Конспект урока по ОРКСЭ, 4 класс по программе А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной и др....

ОРКСЭ (модуль ОМРК) урок 20-21 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
ОРКСЭ (модуль ОМРК) урок 20-21 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды...



