МАСТЕР-КЛАСС «ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Реброва Елена Вячеславовна
 Содержание мастер-класса раскрыто через знакомство с приёмами и методами работы.

Показана практическая значимость использования данных приёмов работы на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mast_er.docx1001.71 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

для учителей начальных классов

муниципальных бюджетных общеобразовательных школ

Льговского района

на тему:

«Современные приёмы формирования функциональной грамотности у обучающихся начальной школы»Вовка в тридевятом царстве | Wikids

Место проведения:

 МБОУ «Сугровская оош» Льговского района Курской области

Подготовила: учитель начальных классов

Реброва Елена Вячеславовна       

 Дата проведения: 6 февраля 2024 года.

МАСТЕР-КЛАСС

Тема:   «Современные приёмы  формирования функциональной    

             грамотности у обучающихся начальной школы»

Цель: создание оптимальных условий, позволяющих участникам мастер-класса за короткое время изучить представленный опыт в собственной практике.

Задачи:

  1. Раскрыть содержание мастер-класса через знакомство с приёмами и методами работы;
  2. Показать практическую значимость использования данных приёмов работы на практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.
  3. Организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта.

Результаты обучения: участники мастер-класса получат знания о приёмах и стратегиях, используемых на уроках в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Категория участников: учителя начальных классов.

ПЛАН

проведения районного мастер-класса

для учителей начальных классов

№ п/п

Мероприятие

1.

Организационный этап

Вступление

2.

Теоретическая часть

2.1

Приём «Предположение»

2.2

Сообщение: «Средства  формирования функциональной грамотности у обучающихся начальной школы»

2.3

Составление таблицы «Логические приемы»

3.

Практическая часть

3.1

Применение различных  приёмов, методик для формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе.

3.2

Рефлексия.

4.

Заключительная часть

4.1

Обсуждение, дискуссия

4.2

Подведение итогов мастер-класса

Организационный этап                        

Вступление

Вы пришли на мастер- класс

Рада видеть всех я Вас.

Прошу хором давать ответ

На мои вопросы. Да или нет

Начнём, коллеги,

Дайте ответ:

Вам лекции хочется слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю…

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (нет)

И ещё спрошу тогда

Активными все вы будете? (да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

Сегодня предлагаю Вам обсудить со мной интересную, на мой взгляд, и актуальную для нас тему.               1-3 СЛАЙД  

Слайд. За окном зима, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напомнят вам о лете. Выберите одну, которая соответствует вашему настроению, (три цвета) посадите ее на свою ладонь,  и посмотрите одну притчу (видео)

4 СЛАЙД    (просмотр видеоролика)

Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным.

Успешность каждого ребенка зависит не только от его способностей, но и от функциональной грамотности. В современном обществе умение работать с информацией  становится обязательным условием успешности. Требуется пересмотр целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах.

 СЛАЙД 5 Давайте обратимся к цитатам которые указаны на обратной стороне бабочки.

-Действительно, все цитаты говорят о том, что учиться нужно на протяжении всей жизни, а для этого необходимо развивать на уроках функциональную грамотность. 

Приём «Предположение»    СЛАЙД 6

- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения запишите, пожалуйста, на стикерах и разместите на доске (несколько предположений озвучить).

СЛАЙД 7

- Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность-способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе!

 В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. 
    О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. 

СЛАЙД 8

        Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. 

СЛАЙД 9

           Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями: ИЗУЧАТЬ, ИСКАТЬ, ДУМАТЬ, СОТРУДНИЧАТЬ, ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО.

СЛАЙД 10

Содержание функциональной грамотности: 

Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

СЛАЙД 11

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Таблица 1. Логические приемы

Уровень

Примеры заданий 

1.знание

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 

2. понимание

Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 

3. использование

Применить, проиллюстрировать, решить 

4. анализ

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 

5. синтез

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(пересказа) 

6. оценка

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать 

СЛАЙД 12

Составляющие функциональной грамотности:

  • Читательская грамотность
  • Математическая грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Критическое мышление
  • Глобальные компетенции

 Практическая часть. СЛАЙД 13-14

- Сегодня Вы подробнее познакомитесь с различными приемами развития функциональной грамотности на уроках. Надеемся, этот опыт будет полезен вам в работе. Для начала посмотрите фрагмент из м/ф «Вовка в тридевятом царстве». Определите, формируют ли задания Василис Премудрых функциональную грамотность для современного ученика?   СЛАЙД 15

(смотрят фрагмент м/ф, отвечают на вопрос)

СЛАЙД 16

Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег.

Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».

— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?

— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».

Лодка начала кружиться на одном месте.

— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.

Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.

— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.

— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.

Какой методический прием (или приемы) лодочника Вы можете отметить?

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, мудрость этой притчи   в том, самые прочные знания – это те, что добыты своим трудом, через пробы, ошибки, порой неверные действия.

А еще урок притчи, на мой взгляд, заключается о том, что надо обретать не только знания, а способность целенаправленно применить  эти добытые знания и умения  в жизненной ситуации.

 Это самое главное, чему мы должны учить детей. 

Вот и встают перед учителем вопросы: а как это сделать, каким образом достичь этой заветной цели? 

Мы понимаем, что возникает  необходимость в освоении   новых эффективных форм и приемов обучения, которые будут направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, на отработку практических умений  в новых образовательных ситуациях, т.е. на формирование функциональной грамотной личности ученика.

Сегодня я бы хотела вместе с Вами, уважаемые коллеги, на МК раскрыть некоторые приемы формирования ФГ и услышать Ваше мнение о возможности их использования применительно к вашей практике. 

Приём «Ложная альтернатива» (прием можно использовать на этапе закрепления знаний, на этапе актуализации знаний по теме)  СЛАЙД 17

Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип.  Дети дают ответы «Верного ответа нет, или: ни то, ни другое, и предложить свой вариант ответа. Например:

  • Сколько будет 48 умножить на 4: 193 или 191?
  • Что растет не березе - яблоки или груши?
  • Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
  • Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
  • Столица России - Париж или Минск?
  • Каким действием вычисляется  периметр прямоугольника: делением       или вычитанием?
  • Звук А звонкий или глухой?

Как думаете, коллеги, учит ли этот прием критически мыслить? Почему?

Попробуйте сформулировать 1 вопрос  ложной альтернативы по своей предметной области.

Приём «Да - нет»   СЛАЙД 18

Учитель загадывает предмет, понятие, литературного героя, историческую личность и т.д., дети пытаются найти ответ (Кто или что это?), задавая любые уточняющие вопросы, на которые можно ответить лишь ДА или НЕТ.

Предлагаю апробировать этот прием в действии по теме « Планеты Солнечной системы» 

Попробуйте догадаться, какую планету я загадала, задавайте свои вопросы

- это планета земной группы? (-)

Эта планета – гигант? (+)

Эта планета имеет кольцо? (-)

Это самая большая планета? (+)

Вывод: ЭТО ЮПИТЕР

Чему учим:

Учим связывать  разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, удерживать в памяти несколько фактов, анализировать

Приём "Добавь следующее "   СЛАЙД 19

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний, на развитие памяти, умение слышать и слушать соучеников, учителя.

Ученик называет термин, понятие, ключевое слово из определения, передает эстафету следующему. Принявший эстафету повторяет то, что произнес предыдущий выступающий, добавляет свое и передает следующему участнику.  

Давайте попробуем по теме «Цвета спектра». КОЖЗГСФ

Приём «Хорошо - плохо» СЛАЙД 20

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:

Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.

- Найдите плюсы или минусы данного явления.

Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.

https://urok.1sept.ru/articles/688028/img1.jpg

- Я вам предлагаю оставить эту же тем, но взять природное явление - снег. Найдите плюсы и минусы данного явления.

- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….

- Плохо, когда идёт снег, потому что……

Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций

Кроме этого формируются:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия;
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Приём «Мои аргументы» СЛАЙД 21

Данный приём для двух отрывков на уроке литературного чтения направлен на развитие внимания и логики. Ребёнок обязан внимательно прочитать текст, чтобы выполнить предложенное задание.

              Эта работа проводится не при первичном чтении, а при глубоком анализе текста. Здесь предполагается работа в паре, потому что концентрация внимания будет недостаточной.

Как строится работа? Учащиеся получают задание, а затем подбирают слова, факты из текста в пользу своей точки зрения.

Отрывок рассказа А.Куприна «Барбос и Жулька»

Задание: - Основной чертой Жульки была её природная деликатность.

- Приведи свои аргументы в подтверждение данного утверждения (подчеркнуть)

«…Между ним и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. Может быть, втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры, но, во всяком случае,  явно она никогда этого не высказывала. Она даже и тогда сдерживала свое неудовольствие, когда Барбос, проглотив в несколько приемов свой завтрак, нагло облизываясь, подходил к Жулькиной миске и засовывал в нее свою мокрую мохнатую морду. Вечером, когда солнце жгло не так сильно, обе собаки любили поиграть и повозиться на дворе. Они то бегали одна от другой, то устраивали засады, то с притворно-сердитым рычанием делали вид, что ожесточенно грызутся между собой…»

Отрывок рассказа Д.Н. М-Сибиряк «Приёмыш»

« …Избушка оказалась пустой. Хозяина не было, то есть он, вероятно, отправился на озеро осматривать какую-нибудь рыболовную снасть.

Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь. Соболько вертелся около меня, предчувствуя какую-нибудь поживу. Весело разгорелся огонёк, пустив кверху синюю струйку дыма.

В ожидании старика я прикрепил на длинной палке медный походный чайник с водой и повесил его над огнём. Вода уже начинала кипеть, а старика всё не было…»

Вопрос:- Какие слова, предложения подтверждают то, что автор уже когда-то был здесь?

            Если мы зададим вопрос детям, а при этом книга закрыта, то не каждый ребёнок сразу сможет ответить на вопрос, а при самостоятельном поиске результат будет другим.

         Работа с текстом не ограничивается  уроком литературного чтения. Можно организовать на любом уроке, подобрав соответствующий материал.

     Прием «Мои аргументы»- очень хороший прием  для активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Приём «Поиск информации»  СЛАЙД  22

           Задача учащихся - извлечь необходимую информацию из представленного текста  аудио -  или видеофайла.

           «О чём говорят числа?». Здесь желательно работать в тетради кратко.

Нет необходимости учителю преподносить готовые знания по данной теме. Достаточно направить детей на самостоятельное добывание знаний.

Заключение  СЛАЙД  23

Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников.

СЛАЙД  24      Пожелание

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Коллеги, у вас в руках оба весла лодки под именем «Функциональная грамотность». Так пусть Ваше плаванием будет счастливым! Попутного ветра! Благодарю за продуктивную работу, коллеги! Всем творческих успехов!

ПРИЛОЖЕНИЯ (РАЗДАТОЧНЫЙ  МАТЕРИАЛ)

Отрывок рассказа А.Куприна «Барбос и Жулька»

Задание:

Основной чертой Жульки была её природная деликатность.

- Приведи свои аргументы в подтверждение данного утверждения (подчеркнуть)

«…Между ним и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. Может быть, втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры, но, во всяком случае,  явно она никогда этого не высказывала. Она даже и тогда сдерживала свое неудовольствие, когда Барбос, проглотив в несколько приемов свой завтрак, нагло облизываясь, подходил к Жулькиной миске и засовывал в нее свою мокрую мохнатую морду. Вечером, когда солнце жгло не так сильно, обе собаки любили поиграть и повозиться на дворе. Они, то бегали одна от другой, то устраивали засады, то с притворно-сердитым рычанием делали вид, что ожесточенно грызутся между собой…»

Отрывок рассказа Д.Н. М-Сибиряк «Приёмыш»

« …Избушка оказалась пустой. Хозяина не было, то есть он, вероятно, отправился на озеро осматривать какую-нибудь рыболовную снасть.

Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь. Соболько (собака хозяина избушки) вертелся около меня, предчувствуя какую-нибудь поживу. Весело разгорелся огонёк, пустив кверху синюю струйку дыма.

В ожидании старика я прикрепил на длинной палке медный походный чайник с водой и повесил его над огнём. Вода уже начинала кипеть, а старика всё не было…»

Вопрос:- Какие слова, предложения подтверждают то, что автор уже когда-то был здесь?

На уроке окружающего мира учитель задает ситуацию

по  теме «Погода».

Учитель говорит:

«Одним из природных явлений является дождь.

- Найдите плюсы или минусы данного явления».

Дождь – это плохо, потому что

Дождь – это хорошо, потому что

На уроке окружающего мира учитель задает ситуацию

по  теме «Погода».

Учитель говорит:

«Одним из природных явлений является дождь.

- Найдите плюсы или минусы данного явления».

Дождь – это плохо, потому что

Дождь – это хорошо, потому что

https://img2.labirint.ru/rcimg/2c58e7e6cccbac5440eb76e7bb592529/1920x1080/books44/434244/ph_1.jpg?1563776806

О чём говорят числа?

  • 1637….              636…..               2583….          
  • 48 ….               1/5…….               3 млн…             8…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Приёмы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языкаи литературного чтения

В работе дано определение функциональной грамотности младших школьников и показаны приёмы повышения техники чтения , освещены этапы  и методы подуктивного чтения....

Приёмы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников

В статье рассматриваются приёмы , которые можно использовать на уроках в начальных классах для формирования функциональной грамотности....

Мастер-класс. «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников »

laquo;Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»...

Мастер -класс" Средства формирования функциональной грамотности младших школьников"

Автор на мастер-классе раскрывает практические  приемы формирования функциональной грамотности,  вызывает коллег на диалог по обмену мнениями о возможности  использования приемов примен...

Мастер класс «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»

laquo;Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немног...