Главные вкладки

    Что является критериями педагогического мастерства?
    статья по теме

    Мещерякова Наталия Алексеевна

    Как оценить мастерство учителя? Каковы критерии? Каждый учитель - мастер!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon masterstvo.doc30 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема моего выступления: что является критериями педагогического мастерства?

        Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами - детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

        Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несёт большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. 

          Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя, к которому предъявляются разные требования в зависимости от времени.

          Каковы же критерии педагогического мастерства в наше время?  Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в высоком качестве успеваемости школьников, в их интересе к предмету. Педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Он может предугадывать ход педагогического процесса, возможные осложнения, обладать педагогическим чутьем.  Для педагога очень важно анализировать, опираясь не только на логические построения, но и  отождествлять себя с учеником, встать на его позицию, разделять его интересы и заботы, радости и огорчения. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

      Основная парадигма работы учителя гласит: «Главное – дать каждому ученику возможность реализовать свои способности, создать для него комфортные условия, сформировать ситуацию успеха, использовать при обучении личностно ориентированные педагогические технологии».    

        • Учитель-мастер должен блестяще знать свой предмет и уметь научить других. Он требователен не только к своим подопечным, но в первую очередь к себе.
    • Лучший учитель тот, который вызывает у учащихся интерес к своему предмету, когда ученики с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете.
    • Одним из главных критериев педагогического мастерства учителя являются положительные отметки учащихся.
    • Учитель-профессионал всегда будет заниматься исследовательской работой, изучением и применением новых методик и технологий.
    • Настоящий профессионал никогда не остановится в самосовершенствовании, повышении своей квалификации, будет участвовать в различных профессиональных конкурсах. 
    • Учитель-мастер всегда будет рад поделиться своим педагогическим опытом с коллегами, помочь им методическими разработками.  Ведь в мастерстве каждого учителя имеется своя специфика – то, что характерно для высокого уровня деятельности конкретного педагога, и то общее, что присуще любому мастерству педагогического труда.

            Основным критерием педагогического мастерства является личность учителя, способная к педагогическому творчеству. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у учителя-воспитателя совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянной систематической работы по самосовершенствованию.

            В заключении хочу сказать, что педагогическое мастерство учителя оценить трудно, практически невозможно выработать единые критерии, так как с точки зрения разных людей - директора, завуча, методиста, коллег, ученика и его родителя, учёного, бизнесмена….. взгляд на педагогическое мастерство разный. Труд педагога тяжелый и  не всегда ощутим сразу. Он проявляется через некоторое время в личностных качествах ученика.

         Желаю всем профессионального роста и успеха в новом учебном году.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Критерии и показатели при аттестации на квалификационные категории педагогических работников общеобразовательных учреждений Белгородской области по должности «учитель-логопед»

    В данном  документе помещены критерии и  показатели  при  аттестации на  квалификационную категорию по  должности "учитель-логопед" общеобразовательных  учреждений....

    Критерии педагогического мастерства

     Педагогическое мастерство... Критерии его оценивания? А разве можно выработать единую систему?!  Конечно, общим требованиям должен отвечать каждый учитель. Но никто не отменял проявл...

    «Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)

    Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....

    Формирование педагогической культуры родителей как критерий оценки качества деятельности преподавателя в условиях современной образовательной школы

    Этот материал раскрывает основные методы, формы и средства фомирования педагогической культуры родителей....

    Перечень показателей и критериев для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников по должности «учитель»

    Перечень показателей и критериев для установления соответствия уровня квалификации педагогических работниковпо должности «учитель»...

    Критерии и показатели оценки результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников для установления соответствия квалификационной категории (первой или высшей) по должности учитель начальных классов

    Критерии и показатели оценки результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников для установления соответствия квалификационной категории (первой или высшей) по должн...

    Критерии оценки педагогической диагностики к содержанию и методам воспитания и обучения

    Задачи, методы, виды и правила проведения диагностики отражены в этой статье...