Критерии педагогического мастерства
статья по теме

Мещерякова Наталия Алексеевна

   Педагогическое мастерство... Критерии его оценивания? А разве можно выработать единую систему?!  Конечно, общим требованиям должен отвечать каждый учитель. Но никто не отменял проявление индивидуальности в работе. А именно это и есть - педагогическое мастерство!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterstvo.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего выступления: что является критериями педагогического мастерства?

    Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами - детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

    Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несёт большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. 

      Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя, к которому предъявляются разные требования в зависимости от времени.

      Каковы же критерии педагогического мастерства в наше время?  Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в высоком качестве успеваемости школьников, в их интересе к предмету. Педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Он может предугадывать ход педагогического процесса, возможные осложнения, обладать педагогическим чутьем.  Для педагога очень важно анализировать, опираясь не только на логические построения, но и  отождествлять себя с учеником, встать на его позицию, разделять его интересы и заботы, радости и огорчения. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

  Основная парадигма работы учителя гласит: «Главное – дать каждому ученику возможность реализовать свои способности, создать для него комфортные условия, сформировать ситуацию успеха, использовать при обучении личностно ориентированные педагогические технологии».    

    • Учитель-мастер должен блестяще знать свой предмет и уметь научить других. Он требователен не только к своим подопечным, но в первую очередь к себе.
• Лучший учитель тот, который вызывает у учащихся интерес к своему предмету, когда ученики с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете.
• Одним из главных критериев педагогического мастерства учителя являются положительные отметки учащихся.
• Учитель-профессионал всегда будет заниматься исследовательской работой, изучением и применением новых методик и технологий.
• Настоящий профессионал никогда не остановится в самосовершенствовании, повышении своей квалификации, будет участвовать в различных профессиональных конкурсах. 
• Учитель-мастер всегда будет рад поделиться своим педагогическим опытом с коллегами, помочь им методическими разработками.  Ведь в мастерстве каждого учителя имеется своя специфика – то, что характерно для высокого уровня деятельности конкретного педагога, и то общее, что присуще любому мастерству педагогического труда.

        Основным критерием педагогического мастерства является личность учителя, способная к педагогическому творчеству. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у учителя-воспитателя совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянной систематической работы по самосовершенствованию.

        В заключении хочу сказать, что педагогическое мастерство учителя оценить трудно, практически невозможно выработать единые критерии, так как с точки зрения разных людей - директора, завуча, методиста, коллег, ученика и его родителя, учёного, бизнесмена….. взгляд на педагогическое мастерство разный. Труд педагога тяжелый и  не всегда ощутим сразу. Он проявляется через некоторое время в личностных качествах ученика.

     Желаю всем профессионального роста и успеха в новом учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что является критериями педагогического мастерства?

Как оценить мастерство учителя? Каковы критерии? Каждый учитель - мастер!...

Взаимосвязь педагогических технологий и педагогического мастерства

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровен...

Педагогические технологии и педагогическое мастерство.

Рассмотрение наиболее актуальных педагогических технологий, помогающие улучшение качества обучения учащихся. Применение педагогических технологий требуют особого мастерства, которое основано на единст...

Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».

Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...

ЭССЕ "Я - Педагог", конкурс педагогического мастерства "Педагог года", номинация "Педагогический дебют", 2020 год

ЭССЕ  "Я - Педагог!", конкурс педагогического мастерства "Учитель года - 2020", номинация "Педагогический дебют"...

Педагогическое эссе Фестиваль педагогического мастерства-2021

Педагогическое эссе Фестиваль педагогического мастерства-2021...


 

Комментарии

Мещерякова Наталия Алексеевна

У каждого есть свое понимание "педагогического мастерства".