Тестовые задания к блоку "Работа с информацией"
тест (4 класс) по теме

Якименко Наталья Ивановна

Назначение данных работ  – оценка уровня освоения общеучебных умений, в рамках блока «Работа с информацией» образовательного стандарта начального общего образования, пополнение запаса знаний учащихся, расширение кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testy_o_zhivotnyh.rar27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Автор тестов: Якименко Н.И, учитель начальных классов МОУ Дивненской СОШ №2

Аннотация к тестам.

Назначение данных работ  – оценка уровня освоения общеучебных умений, в рамках блока «Работа с информацией» образовательного стандарта начального общего образования, пополнение запаса знаний учащихся, расширение кругозора.

Тесты состоят из 10 заданий, которые дают возможность проверить такие умения учащихся, как: извлекать из текста как явную, так и неявную информацию, самостоятельно делать выводы и обосновывать их, правильно интерпретировать иносказание, понимать основную мысль текста, авторские цели, целесообразность выбора того или иного языкового средства, преобразовывать информацию из текстовой формы в табличную и наоборот.  Результаты выполнения позволят сделать вывод об овладении учеником необходимым для успешного обучения в основной школе уровнем чтения и работы с информацией.

Общее время выполнения тестовой  работы – 30 минут.

Тексты взяты из энциклопедии о животных, вопросы к тексту составлены автором.

Вариант №1

1 часть.

Прочитай внимательно и вдумчиво текст.

Кто такие коалы?

Коала похож внешне на маленького плюшевого мишку, из-за чего его нередко называют "сумчатым медведем". На самом деле он родственник кускусов и опоссумов. Коала весит до 15 кг, бесхвостый, на крупной голове с голым носом — круглые лохматые уши. Он живет на деревьях, а на землю спускается лишь для того, чтобы перебраться с одного эвкалипта на другой. Питаются эти забавные "плюшевые мишки" только листвой нескольких видов эвкалиптов и потому целиком зависят от благополучия этих деревьев. Самка коалы трогательно заботится о своем единственном чаде: чуть ли не целый год носит подросшее дитя на спине, отпуская его только на время кормежки.

Коала совершенно непуглив; если его побеспокоить во время трапезы (а ест этот зверь почти все время, когда не спит), он медленно, будто нехотя — ну кто там еще!.. — повернет голову в вашу сторону и будет продолжать спокойно жевать, поглядывая, почти не мигая, круглыми глазами-пуговицами. Такая манера поведения сложилась у зверя из-за отсутствия в Австралии "собственных" крупных древолазающих хищников: никто не мешал "сумчатому мишке" спокойно поглощать листья эвкалиптов. Но когда в Австралии появились первые белые поселенцы, которые и ведать не ведали о какой-то там охране природы (а кто в те времена думал об этаких "пустяках"?!)" зато очень хорошо разбирались в пушнине и мясе, животному пришлось туго. Впрочем, сейчас ему ничего не грозит: очаровательное создание стало одним из символов Австралийского материка и находится под строгой охраной.

2 часть

К каждому заданию ты должен дать  ответ. Выбери правильный вариант ответа или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.

  1. Есть ли у коалы хвост? ____________
  2. Можно -ли сказать, что коала очень прожорлив? Докажи свой ответ словами из текста. ___________________________________________
  3. На каком материке обитает коала?

1)в Америке        2)в Австралии        3)в Африке

4.Объясни смысл выделенного слова в предложении: . Но когда в Австралии появились первые белые поселенцы, которые и ведать не ведали о какой-то там охране природы животному пришлось туго._____________________________

5. Можно ли коалу назвать заботливой матерью? Приведи доказательство, используя текст._____________________________________________________________

6. Чем питаются коалы? _____________________________________________________

7.Подумай и напиши: Почему коала находится под строгой охраной? ______________

8. Для чего коала спускается на землю?

-1)чтобы отыскать новый корм

-2)чтобы покормить детеныша

-3)чтобы перебраться на другой эвкалипт

9. Используя текст произведения, допиши к прилагательным существительные, восстановив словосочетания.

-лохматые…….                - очаровательное……….,                -забавные …….  

10.Выпиши из текста предложение, подтверждающее, что коала непуглив._________

Таблица правильных ответов

Правильные ответы

1

нет

2

ест этот зверь почти все время, когда не спит

3

2

4

Люди, первые обитатели материка и т.д

5

Коала чуть ли не целый год носит подросшее дитя на спине, отпуская его только на время кормежки.

6

Только листвой нескольких видов эвкалиптов

7

Потому что коала является  символом Австралии.

8

3

9

Лохматые уши, очаровательное  создание, забавные плюшевые мишки

10

Если его побеспокоить во время трапезы (а ест этот зверь почти все время, когда не спит), он медленно, будто нехотя — ну кто там еще!.. — повернет голову в вашу сторону и будет продолжать спокойно жевать, поглядывая, почти не мигая, круглыми глазами-пуговицами

Вариант №2

1 часть.

Прочитай внимательно и вдумчиво текст.

Кто такие панголины?

В тропиках Африки и Южной Азии живут совершенно уникальные небольшие — длиной не более полутора метров — четвероногие существа, глядя на которых не сведущий в ухищрениях природы натуралист-любитель непременно решит, что перед ним — представитель мира рептилий. А между тем перед. нами — именно млекопитающие, которых за их сходство с рептилиями так и называют — ящеры. Еще одно их распространенное название — панголины.

Этих уникальных ящероподобных зверей на Земле совсем немного, всего 5-7 видов. У них небольшая вытянутая голова с крохотными глазками и едва заметными ушками. Короткие лапы вооружены когтями, которыми они разрывают землю и термитники. А мощным хвостом эти звери помогают себе лазать по деревьям и прикрываются при опасности. Все их тело, кроме брюха и горла, покрыто костными пластинами-чешуями треугольной или четырехугольной формы, их наружные края весьма острые. При опасности панголин сворачивается в шар, подобно ежу, пряча морду между лап, а сверху прикрываясь хвостом. Острые края чешуи создают дополнительную защиту: тронь лапой — рискуешь порезаться, словно бритвой. Если панголина настигли на холме, свернувшийся зверь, помогая себе хвостом, скатывается вниз по склону, подобно мячу, пока его не остановит кустарник или сухое русло ручья. Основу питания ящеров-панголинов составляют термиты и муравьи. Как и у других зверей, которые питаются муравьями, у панголинов совершенно нет зубов, зато есть длиннющий — около четверти длины тела — язык. Всё в животном приспособлено к добыванию мелких насекомых, укрытых в подземных жилищах, — в этом панголин ни в чем не уступает муравьедам.

Обнаружив термитник, панголин усаживается рядом с ним "по-собачьи", опершись на хвост, и пускает в ход мощные когти передних лап. С легкостью вскрыв защитный слой обиталища термитов, зверь запускает внутрь язык и быстро втягивает его обратно вместе с налипшими насекомыми.

Когда единственный детеныш, которого самка рождает в норе, подрастет, мамаша начинает носить его на спине или на хвосте. Так они и путешествуют от термитника к термитнику, шурша друг о друга чешуями. При опасности заботливая родительница сначала хватает передними когтистыми лапами свое чадо и прижимает его к брюху, а затем уже сворачивается в неприступный шар: мать — снаружи, а дитя — внутри, попробуй доберись...

2 часть

К каждому заданию ты должен дать  ответ. Выбери правильный вариант ответа или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.

  1. К какому классу относятся панголины?

1)млекопитающие                2)рептилии                3)земноводные

  1. Дополни таблицу

Части тела

функции

Короткие лапы с когтями

Мощный хвост

Длинный язык

для добычи мелких насекомых

Костные пластинки-чешуйки

  1. Объясни значение выделенного слова в предложении: Глядя на которых не сведущий в ухищрениях природы натуралист-любитель непременно решит, что перед ним — представитель мира рептилий.
  2. Чем питаются панголины?
  3. На кого похожи панголины по способу питания?
  4. Сколько детенышей рождается у самки - панголина?

1                2                3

7. Как самка -панголина защищает своего детеныша? Подчеркни в тексте предложение, доказывающее твой ответ.

8. Восстанови с помощью цифр последовательность действий панголина во время питания.

-вскрывает слой обиталища термитов

-усаживается

-опирается на хвост

-втягивает язык

-запускает язык внутрь

9. определи жанр произведения

1)сказка                2)рассказ                3)былина

10. Сформулируй вопрос, ответ на который дается в тексте.

Таблица правильных ответов.

Правильные ответы

1

1

2

Короткие лапы с когтями- для разрывания земли, Мощный хвост- для лазания по деревьям и прикрытия от опасности, пластинки-чешуйки- для защиты

3

не знающих

4

Термитами и муравьями

5

На муравьедов

6

1

7

При опасности заботливая родительница…….

8

3,1,2,5,4

9

2

10

Свободный ответ

Вариант №3

1 часть.

Прочитай внимательно и вдумчиво текст.

Ленивцы.

Ленивцы — типичные обитатели густых тропических лесов. Это настоящие древесные жители, почти всю жизнь проводящие в самых высоких кронах. Им принадлежит изобретение своеобразного способа крепления на ветке дерева: они просто подвешиваются к ней снизу, цепляясь, как крючьями, своими длиннющими изогнутыми когтями. Специализация этих лап-зацепов зашла столь далеко, что у ленивцев даже пальцы срослись в единую "культю", из которой торчат только когти — у кого-то по три (трехпалые ленивцы), у кого-то только по два (двупалые ленивцы).

Вся жизнь ленивцев протекает на двух-трех соседних деревьях. Лишь в исключительных случаях животное спускается на землю, на которой чувствует себя более чем неуютно.

Ленивец малоподвижен, движения его очень медленны — отсюда и название. Если какие-то обстоятельства заставляют ленивца перебраться на другое дерево, он, распластавшись и цепляясь раскинутыми в стороны лапами, проползает два-три метра, чтобы вновь взобраться по стволу и оказаться в родной стихии. А если нужда гонит вниз во время половодья, ленивец точно так же, неуклюже загребая длинными лапами, плывет по воде.

На брюхе у матери, как в люльке, пристраивается детеныш. Только во время переправы по земле, когда взрослому животному соседнее дерево почему-то покажется более привлекательным, малыш перебирается на спину родительницы.

Не всегда ленивцы обитали в кроне деревьев, их ископаемые родственники были наземными животными. 15~20 миллионов лет назад существовало несколько десятков видов ленивцев, тогда как в современных лесах Амазонии живут только пять. Причем среди древних форм были настоящие гиганты весом в несколько центнеров, о чем говорят и их названия, — мегалоникс, мегатерий. Ясное дело, что они никак не могли быть древесными обитателями: просто нет таких деревьев, которые могли бы выдержать многопудовые "подвески". Они, как и все ленивцы, питались листвой, которую обирали, пригибая ветви и побеги. Некоторые из этих наземных гигантов около пяти миллионов лет назад проникли и в Северную Америку, добравшись почти до Аляски, где благополучно просуществовали несколько миллионов лет, чуть-чуть не дожив до появления на Американском континенте человека.

2 часть

К каждому заданию ты должен дать  ответ. Выбери правильный вариант ответа или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.

  1. Где можно встретить ленивца?
  2. Какой способ передвижения принадлежит ленивцам? Найди и подчеркни в тексте предложение, подтверждающее твой ответ.
  3. Покидает ли малыш-ленивец брюхо матери, если да, то когда?
  4. Почему ленивцу дали такое название?
  5. Где проводит всю свою жизнь ленивец?
  6. Почему предки ленивцев не были древесными обитателями?
  7. Чем питаются ленивцы?
  8. Используя текст, восстанови предложение.

А если…….. гонит вниз во время……., ленивец точно так же, неуклюже загребая …………………….., плывет по воде

  1. Что нового ты узнал о жизни ленивцев?
  2. Сколько разных видов ленивцев живет в современных лесах Амазонии?

Таблица правильных ответов

Правильные ответы

1

В густых тропических лесах

2

Они просто подвешиваются к ней снизу, цепляясь, как крючьями, своими длиннющими изогнутыми когтями

3

во время переправы по земле

4

Ленивец малоподвижен, движения его очень медленны

5

В кроне дерева

6

Они были настоящие гиганты весом в несколько центнеров

7

Листвой.

8

нужда , половодья,  длинными лапами

9

Свободный ответ

10

Пять

Вариант №4

1 часть.

Прочитай внимательно и вдумчиво текст.

Моржи.

Неизгладимое впечатление производит лежбище моржей, распространенных по мелководным окраинам Северного Ледовитого океана и соседним участкам Атлантики и Баренцева моря. Очень плотно друг к другу, вповалку лежат сотни огромных, весом до полутора тонн, мощных туш с тяжелым, плотным костяком, одетых в толстую голую шкуру желтоватого цвета. При нехватке места звери, бывает, устраиваются даже в два слоя — годовики поверх взрослых животных.

Лежбище постоянно "шевелится" : одни моржи уходят в воду, чтобы остыть и подкрепиться, другие возвращаются, чтобы поспать часок-другой, и пробираются к своему месту по спинам спящих. Те отвечают им незлобным урчанием, но время от времени между секачами вспыхивают мгновенные яростные ссоры, тогда в ход пускаются мощные бивни. Над лежбищем стоит неумолкающий шум, слышный за сотни метров: низкое утробное урчание, фырканье, громкое сопение... При внезапном испуге вся лежка приходит в волнение, звери стремятся побыстрее уйти в воду, не разбирая пути, прямо по тушам соседей, порой давя совсем маленьких.

Этим пользуются белые медведи, охотясь на моржей. Хищник открыто подходит к небольшой группе моржей, лежащей на льдине, и пытается испугать их, чтобы те, кинувшись в воду, задавили какого-нибудь детеныша — вот и готово пиршество. В воде моржи медведей не боятся, но там их подстерегает гораздо более мощный зверь — кит-косатка. Группа из 10-15 косаток окружает плывущую группу моржей, несколько косаток врываются в середину стада, разбивают его на несколько групп, а затем одну из них растерзывают практически полностью, остальные животные тем временем спасаются паническим бегством.

2 часть

К каждому заданию ты должен дать  ответ. Выбери правильный вариант ответа или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.

  1. В какой природной зоне обитают моржи?

1)в Арктике        2)в тундре        3) в зоне степей

2.  Объясни значение выделенного слова в предложении: При нехватке места звери, бывает, устраиваются даже в два слоя — годовики поверх взрослых животных

3.  Кто является врагами моржей на суше?

4.  Какого цвета шкура моржей?

1)белая                2)желтоватая                3)пятнистая

  1. Как медведи охотятся на моржей?
  2. Есть ли у моржей враги в воде?
  3. Почему лежбище моржей постоянно шевелится?
  4. Восстанови последовательность действий кита –косатки во время охоты на моржей.

-окружает

-растерзывают

-разбивают

-врываются

9. Придумай свой заголовок к тексту?

10. Чем питаются моржи?

Таблица правильных ответов

Правильные ответы

1

1

2

Годовики-молодые моржи; моржи, которым один год

3

Белые медведи

4

2

5

Они пытаются их испугать, чтобы те, кинувшись в воду, задавили какого-нибудь детеныша.

6

Да, киты -косатки

7

одни моржи уходят в воду, чтобы остыть и подкрепиться, другие возвращаются

8

1,4,3,2

9

Лежбище моржей. Как живут моржи и другие

10

Морскими животными.

Вариант №5

1 часть.

Прочитай внимательно и вдумчиво текст.

Дельфины

Каждый, кому довелось путешествовать по морю, наверняка видел небольших дельфинов, весело резвящихся в струях воды под самым носом судна. Это скорее всего были дельфины-белобочки,. Эти обитатели теплых и умеренных вод всех океанов и морей кочуют большими косяками за стаями сельди, сардины, сайры. Глубоко под воду белобочки обычно не ныряют, их сфера активности — 10-15 метров от поверхности. Эти дельфины постоянно посвистывают, скрипят, потрескивают, а иногда "кричат": издают необычайно мощные звуки, подобные выстрелу или грохоту барабана.

Похожа на белобочку, но чуть больше и не так стройна, афалина. У нее очень крупный мозг, по объему даже больший, чем у человека, с большим количеством извилин. Афалины очень дружелюбны, при затруднениях оказывают друг другу посильную помощь. Если кто-то из стаи попадает в сеть или в загон, все остальные кружатся рядом, подбадривают и пытаются освободить пленника. Оглушенного дельфина товарищи подхватывают снизу и выносят наверх, чтобы дать ему глотнуть воздуха.

У афалин очень богатый вокальный репертуар. Когда животные чем-то возбуждены, они издают резкий свист; во время кормежки от них можно услышать что-то, похожее на мяуканье и лай; при конфликтах с себе подобными они щелкают челюстями.

Подвижность, общительный нрав и высокий интеллект делают афалину желанным гостем в океанариумах — цирках для морских зверей. Она довольно легко переносит неволю, очень хорошо поддается дрессировке, обучается всяческим трюкам: по сигналу вылетает из воды, находит и приносит предметы, берет рыбу из рук.

2 часть

К каждому заданию ты должен дать  ответ. Выбери правильный вариант ответа или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.

  1.  О скольких видах дельфинов идет речь в данном тексте?
  2. Что такое океанариум?
  3. Какой из дельфинов имеет больший размер?
  4. Соотнеси, кто из дельфинов издает такие звуки

Афалина                                                мяукает, лает

Белобочка                                                 скрипит, потрескивает

  1. Где обитают белобочки?
  2. Какие из дельфинов никогда не бросают друг друга в трудной ситуации?
  3. Сравни, чем белобочка отличается от афалины? Приведи не менее двух вариантов ответа.
  4. Какой звук издают афалины, когда ссорятся друг с другом?
  5. Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.

Дельфины-белобочки.

Желанные гости в цирке.

Вокальный репертуар афалин.

Дельфины-афалины

  1. В какой сборник следует поместить это произведение?

1)»Сказки и легенды о животных»

2)»Энциклопедия о животных»

3) «Рассказы о появлении океанариумов»

Таблица правильных ответов

Правильные ответы

1

О двух

2

Океанариум-цирк  для морских зверей.

3

Афалина

4

Афалина        -мяукает, лает, белобочка          -скрипит, потрескивает

5

Эти обитатели теплых и умеренных вод всех океанов и морей

6

Афалины

7

У афалин крупнее мозг, афалины легко переносят неволю. (могут быть другие варианты ответа)

8

Щелкают челюстями

9

1,4,3,2

10

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование тестовых заданий на уроках русского языка

Презентация к выступлению на семинаре учителей...

Тестовые задания на тему "Графика и фонетика"

Предлагаемые тестовые задания ориентированы на оценку учебных достижений в одной из областей русского языка - «Графика и фонетика».Проводить контроль знаний, используя данные тестовые задания можно во...

Тестовые задания как форма проверки знаний на уроках окружающего мира

 Проверка – составляющий элемент контроля, основная дидактическая функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение педагогом объективной информации о степени освоения у...

Тестовые задания по информатике ( 2 - 4 классы )

Тестовые задания по информатике  в начальных классах по программе А.В. Горячева "Информатика в играх и задачах"....

Статья.Тестовые задания-одно из средств развития познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения.

Вот уже несколько  лет я успешно применяю тестовые технологии в работе над текстом на уроках литературного чтения. Недавно я опубликовала ряд тестовых заданий  для у...

Тестовые задания по окружающему миру+олимпиадные задания

Тестовые вопросы по теме: «Луг, лес, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Имеются олимпиадные задания....

Обучающие задания по работе с информацией, направленных на формирование умения ориентироваться в источнике информации; умения определить характер требуемой информации и извлечь ее; умения определить характер недостающей информации

Обучающие задания по работе с информацией, направленных на формирование умения ориентироваться в источнике информации; умения определить характер требуемой информации и извлечь ее; умения определить х...