Главные вкладки

    Интегрированный урок+ внеклассное мероприятие "Как зима не злится, а весне покорится!"
    методическая разработка (1 класс) по теме

    Интегрированный (окр. мир, музыка и рисование) урок на обобщение знаний о зиме, зимних явлениях природы проходит в классе. Внеклассное мероприятие " Прощай зима!" является практической частью этой темы и проходит на свежем воздухе. С катанием на лошадях, весельем и угощением  дети прощаются с зимой и встречают весну.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                           

    Интегрированный урок+ внеклассное мероприятие «Как зима не злится, а весне покорится».

    1 часть. Интегрированный урок в  1 классе: Окр. мир, музыка, изо.

      ЗАДАЧИ:

    1. систематизировать и обобщить знания учащихся о  существенных признаках зимы;

    2. углубить познания  учащихся о народном творчестве, передающихся из поколения в поколение традициях на основе знакомства с обрядовыми масленичными закличками, песнями, загадками;

    3. воспитывать чувство прекрасного, чувство сорадости на основе создания праздничной атмосферы; способствовать развитию любви к фольклору, к природе;

    4. способствовать развитию наблюдательности, познавательного интереса, творческих способностей.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    1. Рисунок «ЗИМА», репродукция картины Юона «Русская зима»;
    2. фрагмент аудиозаписи из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского (Вальс снежных хлопьев).
    3. аудиозапись русских народных песен «Зимушка-зима», «Светит месяц, светит ясный»;

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

    1.Интегрированный урок «Окр. Мир, музыка, рисование».

    2.Внеклассное мероприятие «Прощай, зима!».

    1! ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

    - Здравствуйте ребята. Здравствуйте, гости дорогие. У нас сегодня необычный день. Мы с вами сегодня прощаемся с зимой. Прощаемся с ней с любовью,  с песнями, стихами, плясками. Ведь говорят, как проведешь зиму - так и этот год проведешь. А чтобы «Зима» ( крупный рисунок на доске)  наша не загрустила, она ведь тоже не хочет уходить,  мы ей песенку споем, хорошие слова о ней скажем, покажем, что она для нас важна, как и другие времена года.

    2!.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О ЗИМЕ.

    1. Музыка. Повторение изученной песни.

                      - А теперь давайте споем нашей Зиме  песенку « Зимушка-зима».

    2.Окр. мир. Явления природы зимой.

    - Да, говорят издревна, что если « Бугры снега - большой иней. Снег столбом - к морозу.

    - А вы что заметили, ребята, много ли снега было этой зимой? (Отв. детей).

    - Продолжите пословицы: ( на доске)

    Много снега - (много хлеба).

    Спасибо мороз, (что снега нанес).

    - Да, первый подарок Зимы – это СНЕГ. Он укрывает землю как одеялом, согревает все растения и некоторых зверей от мороза.

    - А каких зверей он укрывает от мороза?

    - Правильно: медведей, ежей, змей. А остальные звери как спасаются  от мороза?

    - Но зима не только дарит нам подарки, но и свои хитрости имеет, загадки нам загадывает. Вот одна из них:

                                        Без рук, а рисует

                                        Без зубов, а кусает. Что это? ( Мороз)

    -Да, в мороз очень холодно. А мы еще хитрее мороза, умеем от него прятаться. А как спрятаться от мороза мы узнаем, отгадав следующие загадки:

    1. В них упрячешь две ноги-

       И в мороз гулять беги. (Валенки)

    2. Дали братьям теплый дом,

       Чтобы жили впятером,

       Брат большой не согласился-

       И отдельно поселился. (Варежки)

    3.Что за друг, без которого зимой из дома не выйдешь? ( Шапка)

    - Что объединяет все эти загадки?

    - Все они о зимней одежде, без которой нам в морозы не обойтись.

    -А кроме мороза еще, какие зимние явления природы вы знаете?

    Давайте проверим, знаем ли мы их. Поиграем в игру « Уберите лишнее». ( Слова на доске).

    Метель

    Сугроб

    Роса

    Снег

    Гололедица

    Гроза

    Мороз

    Лед

    Сосулька

    Иней

    Проталины

    -А какое из зимних явлений природы вам больше нравится? Расскажите, пожалуйста.

    -А мое любимое явление природы -… нет, я вам не скажу, лучше сами отгадайте.

                    Вился, вился белый рой,

                    Лег на землю, стал горой.

    -Правильно, СНЕГОПАД.

    Физминутка. Мы снежинки, мы пушинки

                           Покружиться мы не прочь.

                           Мы снежинки, мы пушинки

                           Мы танцуем день и ночь.

                           Мы деревья побелили

                           Крыши снегом замели.

                           Землю бархатом укрыли

                           И от стужи сберегли.

    3.Рисование. Знакомство с репродукцией картины К. Юона « Русская зима».

    - Оказывается, это явление не только мне нравится. Оно нравилось многим писателям и поэтам; художникам и композиторам. Я предлагаю вам посмотреть на репродукцию картины К. Юона «Русская зима».

    -Посмотрите на репродукцию. Вся деревенская улица в сказочно белых сугробах. Зима-волшебница торжествует, царствует.

              Под голубыми небесами

              Великолепными коврами,

              Блестя на солнце, снег лежит,

             Прозрачный лес один чернеет

             И ель сквозь иней зеленеет,

             И речка подо льдом блестит… писал великий русский поэт А. С. Пушкин. И это стихотворение прекрасно подходит к этой картине, потому что березки, словно яблони в цвету, и рядом ель сквозь иней зеленеет. Рядом с маленькими елочками-сестричками растет елочка постарше, одетая еще наряднее, как для новогоднего праздника.

    Тишина, спокойствие, чистота в природе.

    Но жизнь людей  идет своим чередом. Ребятишки гуляют между этими белоснежными деревьями, утопая по колено в снегу. А другая  группа ребятишек собралась на пригорке покататься на санках. Возле изб неподалеку от детей остановились лошади; колхозник едет верхом на лошади. Снег и мороз бессильны сковать, остановить жизнь.

    Все  превосходно, во всем восторженная любовь к родной природе, к родной зиме.

    4.Музыка. Прослушивание « Вальса снежных хлопьев» П. И. Чайковского.

        - А вот русский композитор  Петр Ильич Чайковский воспел зимний снегопад по- своему. Послушайте внимательно этот отрывок и скажите, какое настроение передал Петр Ильич в этой музыке, каким он изображает снегопад? ( Включить кассету)

    - Это таинственная, сказочная музыка. В начале отрывка снежинки легки и прекрасны. Они с тихим кружением, как бы гордясь своей неповторимой красотой,  падают на землю. Постепенно это кружение превращается в метель, потом опять кружение успокаивается, как это бывает в природе.

    5. Рисование снегопада мелом на цветной (синей) бумаге.

     - А теперь, я предлагаю вам описать тот снегопад, который вам запомнился этой зимой. А  рисунки мы подарим нашей Зиме. (Раздать бумагу и мел)

    - А будем рисовать на синем картоне белым мелом. ( Показ последовательности работы).

    6. Самостоятельная работа детей.

    3!. ИТОГ УРОКА.

    - Молодцы, ребята. Давайте подарим наши рисунки Зиме, прикрепим их рядышком.

    - Посмотрите, наша Зима развеселилась. Молодцы, ребята, все хорошо поработали. Все таки развеселили нашу грустную Зиму. Молодцы!(Убрать с лица Зимы грустную маску)

    4! ПОДГОТОВКА к следующей части интегрированного блока.

     1. Знакомство с традициями народа.

    - А какие праздники мы проводим зимой?( Ответы детей)

    - Отгадайте еще один зимний праздник: на этот праздник в течение недели народ веселится и радуется, одевается в красивую, нарядную одежду, надевает маски животных, ходит друг к другу в гости.

    -Узнали?

    -Вторая подсказка: на этот праздник пекут блины- символ солнца, символ солнца весеннего.

    -Третья подсказка: на этот праздник катаются на наряженных лошадях.(ответы детей)

                                      СТУК В ДВЕРЬ, вбегает скоморох.

    Скоморох: Наряжайтесь, собирайтесь
                      с зимою распрощайтесь!

                       Едет к нам масленица

                       Сахарные ее уста.

                       Сладкая ее речь.

                       Едет к нам масленица

                       Широкая барыня.

                       На 77-ми санях

                       На широкий двор

                       На горах покататься

                       В блинах поваляться!

                       Наряжайтесь, собирайтесь,

                       От меня не отставайте! Давайте за мной, ребята! (убегает)

    -Ребята, ну и правильно, давайте не отстанем. Нашу Зиму мы уже развеселили, все, что о ней знали, рассказали. Она рада за нас. Она готова с нами веселиться, петь песни, плясать. Давайте все дружно встанем, оденемся, принарядимся и пригласим с собой и гостей наших, выйдем на широкий двор встретить масленицу, проводить нашу Зиму.

                        Все выходят, и начинается великий русский праздник "Прощай, зима!"

    Сценарий праздника "Прощай, зима!"

    Проходит на улице

    Роли: 2 ведущих, 2 скомороха, Масленица, Зима, Весна.

    Крутясь, вертясь, делая колесо, кувырки появляются скоморохи.

    1-й Скоморох.
    Добрый день, гости дорогие,
    Жданные, званые и желанные.
    2-й Скоморох.
    Здравствуйте, молодки!
    Здравствуйте, лебедки!
    Ребята-молодцы, веселые удальцы!
    1-й Скоморох.
    Почтенные и молодые.
    2-й Скоморох.
    Полные и худые.
    1-й Скоморох.
    Мы рады гостям, как добрым вестям!
    2-й Скоморох.
    Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!
    1-й Скоморох.
    Мы скоморохи! С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится.
    2-й Скоморох.
    Эй, господа, пожалуйте сюда!
    Приглашаем всех гостей
    К нам на праздник поскорей!
    1-й Скоморох.
    Милости просим к нам на праздничные гулянья.
    2-й Скоморох.
    У нас сегодня представленье —
    Всем на удивленье.

    1-й Скоморох.
    Приходите все без стесненья:
    Билетов не надо —
    Предъявите хорошее настроение!
    2-й Скоморох.
    Приходите, разомните кости!
    Сегодня Масленица приглашает в гости!
    1-й Скоморох.
    Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
    2-й Скоморох.
    Мы сегодня Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем!

    Исполняется песня « Зимушка-зима».

    В  русских народных костюмах появляются ведущие.

    1 Ведущая:

    Милости просим, пожалуйста, в гости
    Заходите, не пожалеете,
    Коли время имеете ,
    Шутки, игры ждут гостей
    приходите поскорей.

    2 Ведущая:

    С давних пор повелось на русской земле славить песнями, играми приход снежной зимы, тёплой весны, урожайной осени. Складывались в народе пословицы, поговорки, загадки о временах года. Из уст в уста передавались народные приметы. Дошли они и до нас. Недавно мы с вами святки праздновали, а сегодня мы с Зимушкой прощаемся, с Масленицей пообщаемся.

    1 Ведущая:

    Собирайся, народ!
    Весна красная идёт!
    Надо зимушку спровадить,
    Дружно масленицу сладить!

    1-й ребенок.
    Я - понедельник, называют меня "встреча", потому что Масленицу встречаю.
    2-й ребенок.
    Я - вторник, называют меня "заигрыш", потому что игрища начинаю, ряженых вожу по домам.
    3-й ребенок. (выходит со сладостями на подносе)
    Я - среда, называют меня "лакомкой", потому что очень много сладостей едят.
    4-й ребенок.
    Я - четверг, называют меня "широким четвергом", потому что я самый веселый и ненасытный день.
    5-й ребенок.
    Я - пятница, называют меня "тещин вечерок", потому что мой папа ходит к бабушке на блины.
    6-й ребенок.
    Я - суббота, называют меня "посиделками", потому что все родные в гости друг к другу ходят, долго сидят, много едят и разговаривают.
    7-й ребенок.
    Я - воскресенье, "прощеный день", потому что все друг у друга прощения просят да приговаривают: " Я прощаю и пусть бог тебя простит!".

    Исполняют песню « Масленица».

    1- ребенок

    Душа ль ты, наша Масленица
    Приезжай к нам в гости на широкий двор.

    2- ребенок

    На горах покататься.
    В блинах поваляться.

    3- ребенок

    Умом повеселиться,
    Речью насладиться.

    2 Ведущая.
    Так приезжай к нам, Масленица, на широкий двор на горках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!
    Все хором.
    Приезжай! Приезжай! Приезжай!

    Под русскую народную музыку" вьезжает "Тройка" с Масленицей и ряжеными (Масленица с балалайкой, скоморох с чучелом зимы, скоморох с петухом на шесте).

    Все хором.
    Масленица приехала! Масленица приехала!

    "Тройка" с ряжеными описывает круг, останавливается, устанавливают шесты с петухом и чучелом на снежную горку. Тем временем Масленица и два скомороха проходят вперед, кланяются поочередно каждой стороне гостей . 

    1 Ведущая:

    Дорогая наша гостья Масленица,
    Авдотьюшка Изотьевна.

    Все (с поклоном): Здравствуй!

    2 Ведущая:

    Дуня белая, Дуня румяная,
    Коса длинная, триаршинная.

    Все (с поклоном): Здравствуй!

    1-й Скоморох.
    Масленица честная! Весело тебя встречать, привечать, расскажи нам, с чем пожаловала.
    Масленица. 

    Я пришла к вам с блинами горячими, с пирогами румяными, с пряниками медовыми, с орехами калеными. Вас вкусно накормить, вас сладко напоить да Зиму проводить! Но в дороге так спешили, что гостинцы  растеряли. ( Плачет). Помогите нам их найти. Покатайтесь-ка на санях наших, на тройках наряженных.

    Все садятся на сани ,делают круг ( небольшой) по деревне, возвращаются с масленичными гостинцами.

    Исполняется песня « Ой, блины, блины мои…»

    1 Ведущая:

    Спасибо тебе, Масленица. В Масленичные дни принято было всех угощать блинами. Много русские люди ели блинов на Масленицу. А потом сами над собой подшучивали. А какие поговорки вы знаете, ребята?

    Блин не клин, брюха не расколет.

    Блин брюха не портит.

    Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.

    1-й Скоморох.
    Ребята! А не потешиться ли нам? Не помериться ли силой да ловкостью?
    Все хором.
    Потешиться! Помериться!
    Масленица.
    Сейчас начнутся игрища. И девицы у нас ловки, и молодцы горазды. Пусть выйдут от каждой стороны по пять смельчаков.

    Игры можно придумать любые. Например: 1. Попадание снежком в чучело зимы. 2. Бег в мешках. 3.бег на одной лыже,  Прыжки через обруч и проч. Ведущая вручает награды всем участникам в конце состязаний.

    1 Ведущая:

    Да, весело было в это время на улицах.
    А частушки-то как пели!

    2 Ведущая:

    Эй, девчонки – хохотушки!
    Запевайте-ка частушки!
    Начинайте поскорей,
    Чтоб порадовать гостей!

    Частушки.

    Мы с мальчишками плясали –
    Сапоги резиновы.
    На нас публика смотрела,
    Все – то рты разинули.

    Самовар – то, самовар,
    Золотая ножка.
    Я посеял горох –
    Выросла картошка!

    Хихоньки да хахоньки –
    Наши парни махоньки.
    Из-за кочек, из-за пней
    Не видать наших парней.

    Я работаю, работаю.
    И работы не боюсь
    Если правый бок устанет.
    Я на левый повернусь.

    Все:

    Ох, кончаем петь частушки
    До другого вечера.
    Вы сидите до утра,
    Коли делать нечего.

    Масленица ( угощает всех блинами)
    Как на масленой неделе
    Из трубы- блины летели!
    Уж вы блины мои,
    Уж блиночки мои!
    Пожалуйте к столу, гости дорогие!
    А мне уходить пора.
    Ведущая.
    Ты прощай, прощай, прощай,
    Наша Масленица!
    Ты не в среду пришла и не в пятницу.
    Ты пришла в воскресенье,
    Всю неделю веселье!
    Ты пришла с добром,
    С сыром, маслом и яйцом!
    Со блинами, с пирогами,
    Да с оладьями!
    Дети. (хором)
    Масленица, прощай!
    А на тот год опять приезжай!

    Масленица: Молодцы! Хорошую встречу и добрые проводы вы мне устроили. Значит, ждёт вас богатый год. (Масленица уходит.)

    1 Ведущая: Масленицу спровадили, давайте теперь весну встречать!

    Весна, весна красная!
    Приди, весна, с радостью!
    С радостью, с огромной милостью.
    С льном большим,
    С корнем глубоким,
    С хлебом великим.

    1-й скоморох. Эх, не слышит. Повторяйте-ка за мной!.

     Весна, весна красная,

    Приди, весна, с радостью,

    С великой милостью:

    Со льном высоким,

     С корнем глубоким,

     С дождями сильными,

     С хлебами обильными. Прислушивается.

     Звучит музыка. Появляется Зима.

    Зима. Это кто тут весну без моего приказа зовет? (Скоморохам). Кто своевольничает? Ах, это вы? Проказники! Вы чего тут раскричались? Кыш отсюда, пока я вас не заморозила!

    Звучит музыка. Появляется Весна.

     Весна. Кто меня звал-вызывал? Вы, ребята?

     Зима. Ошиблись ребята, не хотели они тебя звать. Ими со мной хорошо!

    Весна. Да правду ли ты говоришь-то, сестрица? Уж так-то громко звали, так старались! Верно, уж мой черед подошел? Тепла да цветов всем захотелось!

     Зима. А я говорю — рано пришла! Еще подожди! Мы не все зимние игры переиграли, не все песни перепели!

     Весна. Будто у меня ни песен, ни загадок в припасе нет! Ну-ка, ребятишки, отгадайте загадки! Старый дед, ему сто лет. Мост намостил во всю реку. А, пришла молода — весь мост разнесла. (Мороз  и весна). Один льет, другой пьет, третий растет. (Дождь, земля, трава). Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? (Весной). С последним сугробом проснулась она, И первой траве улыбнулась... (Весна). В землю — крошки, из земли — лепешки. (Зерно).

    1-й скоморох. Весна-красна, с чем пришла? Что ты нам принесла? Весна. Соху, борону И кобылу хрому, Солнца клочок, Соломки пучок, Хлеба краюшку.

    Зима. Ладно уж! Посмотрю только, что у тебя получится.

     Весна. Только, чур, не мешать! Знаю я твой нрав! Вернешься сейчас, ветру да холоду напустишь. Станут ребята зубами стучать, ногами топать, не до песен будет. Да и мне с тобой рядом неуютно.

    Зима. Уйду, уйду! Пусть все по честному будет.

     Весна. Вот и уходи! А мы с ребятами тебя проводим да на всякий случай, чтобы не вернулась, слова особые скажем, какие в прежние времена говорили, когда с тобой прощались:

     Солнышко, ведрышко, Выгляни, красное. Из-за гор-горы. Выгляни, солнышко. До весенней поры.  Видело ль ты, ведрышко, Красную весну? Встретило ли, красное, Ты мою сестру? Видело ли, солнышко, Старую Ягу? Бабу ли Ягу? Ведьму-зиму? Как она, лютая, от весны ушла, от красной бегала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась.

    Зажигает чучело Масленицы.

     Весна. Ну, вот теперь я зимы не боюсь.

    1-й скоморох. Масленица-блиноеда,

    Накормила людей

    И сама — за плетень!

    Полизала сыр и масло,

    А сама и погасла!

     Маслена неделя В Ростов полетела.

    На пенек села, Оладышек съела.

    2-й скоморох. А теперь пойдем гулять — Масленицу провожать.

     (сжигают «Масленицу»)

    Весна. Давайте, ребята, в горелки играть, чтобы Масленица лучше горела. (Играют в горелки).  Пора нам прощаться с Масленицей. Сейчас сгорит она, а это значит — конец зиме!.

    Все(хором). Уходи, зима! Прощай, зима! Прощай, Масленица!

    Праздник заканчивается русской народной песней « Перед весной»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к интегрированному уроку по ИЗО, литературному чтению, музыке. Тема:"Весна идёт!"

    Урок способствует совершенствованию навыков работы с поэтическим текстом, обогащению словарного запаса, развивает эмоциональные чувства, воображение, творческую активность обучающихся, основываясь на ...

    Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"

    Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...

    Интегрированный урок (внеклассное чтение +ИЗО) в 4 классе с использованием ИКТ.

    Интегрированный урок внеклассного чтения и ИЗО знакомит учащихся с историей возникновения русской матрёшки. Закрепляет у учащихся знание последовательности работы над тематическим рисунком. Воспитывае...

    Интегрированный урок музыки, изобразительного искусства, чтения 2 класс "Весна:поэт - художник - композитор"

    Урок интрересен не только для детей, но и для педагогов, хотя подготовки немало. Урок с презентацией....

    Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО на тему: « Весна идет»

    Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО...

    Тех карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" урок «Ф. Тютчев Зима недаром злиться. Весенние воды.»

    Тех карта урока по литературное чтению 2 класс УМК "Школа России" Плещеев "В бурю"...