Интегрированный урок+ внеклассное мероприятие "Как зима не злится, а весне покорится!"
методическая разработка (1 класс) по теме

Интегрированный (окр. мир, музыка и рисование) урок на обобщение знаний о зиме, зимних явлениях природы проходит в классе. Внеклассное мероприятие " Прощай зима!" является практической частью этой темы и проходит на свежем воздухе. С катанием на лошадях, весельем и угощением  дети прощаются с зимой и встречают весну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       

Интегрированный урок+ внеклассное мероприятие «Как зима не злится, а весне покорится».

1 часть. Интегрированный урок в  1 классе: Окр. мир, музыка, изо.

  ЗАДАЧИ:

1. систематизировать и обобщить знания учащихся о  существенных признаках зимы;

2. углубить познания  учащихся о народном творчестве, передающихся из поколения в поколение традициях на основе знакомства с обрядовыми масленичными закличками, песнями, загадками;

3. воспитывать чувство прекрасного, чувство сорадости на основе создания праздничной атмосферы; способствовать развитию любви к фольклору, к природе;

4. способствовать развитию наблюдательности, познавательного интереса, творческих способностей.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Рисунок «ЗИМА», репродукция картины Юона «Русская зима»;
  2. фрагмент аудиозаписи из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского (Вальс снежных хлопьев).
  3. аудиозапись русских народных песен «Зимушка-зима», «Светит месяц, светит ясный»;

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1.Интегрированный урок «Окр. Мир, музыка, рисование».

2.Внеклассное мероприятие «Прощай, зима!».

1! ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Здравствуйте ребята. Здравствуйте, гости дорогие. У нас сегодня необычный день. Мы с вами сегодня прощаемся с зимой. Прощаемся с ней с любовью,  с песнями, стихами, плясками. Ведь говорят, как проведешь зиму - так и этот год проведешь. А чтобы «Зима» ( крупный рисунок на доске)  наша не загрустила, она ведь тоже не хочет уходить,  мы ей песенку споем, хорошие слова о ней скажем, покажем, что она для нас важна, как и другие времена года.

2!.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О ЗИМЕ.

1. Музыка. Повторение изученной песни.

                  - А теперь давайте споем нашей Зиме  песенку « Зимушка-зима».

2.Окр. мир. Явления природы зимой.

- Да, говорят издревна, что если « Бугры снега - большой иней. Снег столбом - к морозу.

- А вы что заметили, ребята, много ли снега было этой зимой? (Отв. детей).

- Продолжите пословицы: ( на доске)

Много снега - (много хлеба).

Спасибо мороз, (что снега нанес).

- Да, первый подарок Зимы – это СНЕГ. Он укрывает землю как одеялом, согревает все растения и некоторых зверей от мороза.

- А каких зверей он укрывает от мороза?

- Правильно: медведей, ежей, змей. А остальные звери как спасаются  от мороза?

- Но зима не только дарит нам подарки, но и свои хитрости имеет, загадки нам загадывает. Вот одна из них:

                                    Без рук, а рисует

                                    Без зубов, а кусает. Что это? ( Мороз)

-Да, в мороз очень холодно. А мы еще хитрее мороза, умеем от него прятаться. А как спрятаться от мороза мы узнаем, отгадав следующие загадки:

1. В них упрячешь две ноги-

   И в мороз гулять беги. (Валенки)

2. Дали братьям теплый дом,

   Чтобы жили впятером,

   Брат большой не согласился-

   И отдельно поселился. (Варежки)

3.Что за друг, без которого зимой из дома не выйдешь? ( Шапка)

- Что объединяет все эти загадки?

- Все они о зимней одежде, без которой нам в морозы не обойтись.

-А кроме мороза еще, какие зимние явления природы вы знаете?

Давайте проверим, знаем ли мы их. Поиграем в игру « Уберите лишнее». ( Слова на доске).

Метель

Сугроб

Роса

Снег

Гололедица

Гроза

Мороз

Лед

Сосулька

Иней

Проталины

-А какое из зимних явлений природы вам больше нравится? Расскажите, пожалуйста.

-А мое любимое явление природы -… нет, я вам не скажу, лучше сами отгадайте.

                Вился, вился белый рой,

                Лег на землю, стал горой.

-Правильно, СНЕГОПАД.

Физминутка. Мы снежинки, мы пушинки

                       Покружиться мы не прочь.

                       Мы снежинки, мы пушинки

                       Мы танцуем день и ночь.

                       Мы деревья побелили

                       Крыши снегом замели.

                       Землю бархатом укрыли

                       И от стужи сберегли.

3.Рисование. Знакомство с репродукцией картины К. Юона « Русская зима».

- Оказывается, это явление не только мне нравится. Оно нравилось многим писателям и поэтам; художникам и композиторам. Я предлагаю вам посмотреть на репродукцию картины К. Юона «Русская зима».

-Посмотрите на репродукцию. Вся деревенская улица в сказочно белых сугробах. Зима-волшебница торжествует, царствует.

          Под голубыми небесами

          Великолепными коврами,

          Блестя на солнце, снег лежит,

         Прозрачный лес один чернеет

         И ель сквозь иней зеленеет,

         И речка подо льдом блестит… писал великий русский поэт А. С. Пушкин. И это стихотворение прекрасно подходит к этой картине, потому что березки, словно яблони в цвету, и рядом ель сквозь иней зеленеет. Рядом с маленькими елочками-сестричками растет елочка постарше, одетая еще наряднее, как для новогоднего праздника.

Тишина, спокойствие, чистота в природе.

Но жизнь людей  идет своим чередом. Ребятишки гуляют между этими белоснежными деревьями, утопая по колено в снегу. А другая  группа ребятишек собралась на пригорке покататься на санках. Возле изб неподалеку от детей остановились лошади; колхозник едет верхом на лошади. Снег и мороз бессильны сковать, остановить жизнь.

Все  превосходно, во всем восторженная любовь к родной природе, к родной зиме.

4.Музыка. Прослушивание « Вальса снежных хлопьев» П. И. Чайковского.

    - А вот русский композитор  Петр Ильич Чайковский воспел зимний снегопад по- своему. Послушайте внимательно этот отрывок и скажите, какое настроение передал Петр Ильич в этой музыке, каким он изображает снегопад? ( Включить кассету)

- Это таинственная, сказочная музыка. В начале отрывка снежинки легки и прекрасны. Они с тихим кружением, как бы гордясь своей неповторимой красотой,  падают на землю. Постепенно это кружение превращается в метель, потом опять кружение успокаивается, как это бывает в природе.

5. Рисование снегопада мелом на цветной (синей) бумаге.

 - А теперь, я предлагаю вам описать тот снегопад, который вам запомнился этой зимой. А  рисунки мы подарим нашей Зиме. (Раздать бумагу и мел)

- А будем рисовать на синем картоне белым мелом. ( Показ последовательности работы).

6. Самостоятельная работа детей.

3!. ИТОГ УРОКА.

- Молодцы, ребята. Давайте подарим наши рисунки Зиме, прикрепим их рядышком.

- Посмотрите, наша Зима развеселилась. Молодцы, ребята, все хорошо поработали. Все таки развеселили нашу грустную Зиму. Молодцы!(Убрать с лица Зимы грустную маску)

4! ПОДГОТОВКА к следующей части интегрированного блока.

 1. Знакомство с традициями народа.

- А какие праздники мы проводим зимой?( Ответы детей)

- Отгадайте еще один зимний праздник: на этот праздник в течение недели народ веселится и радуется, одевается в красивую, нарядную одежду, надевает маски животных, ходит друг к другу в гости.

-Узнали?

-Вторая подсказка: на этот праздник пекут блины- символ солнца, символ солнца весеннего.

-Третья подсказка: на этот праздник катаются на наряженных лошадях.(ответы детей)

                                  СТУК В ДВЕРЬ, вбегает скоморох.

Скоморох: Наряжайтесь, собирайтесь
                  с зимою распрощайтесь!

                   Едет к нам масленица

                   Сахарные ее уста.

                   Сладкая ее речь.

                   Едет к нам масленица

                   Широкая барыня.

                   На 77-ми санях

                   На широкий двор

                   На горах покататься

                   В блинах поваляться!

                   Наряжайтесь, собирайтесь,

                   От меня не отставайте! Давайте за мной, ребята! (убегает)

-Ребята, ну и правильно, давайте не отстанем. Нашу Зиму мы уже развеселили, все, что о ней знали, рассказали. Она рада за нас. Она готова с нами веселиться, петь песни, плясать. Давайте все дружно встанем, оденемся, принарядимся и пригласим с собой и гостей наших, выйдем на широкий двор встретить масленицу, проводить нашу Зиму.

                    Все выходят, и начинается великий русский праздник "Прощай, зима!"

Сценарий праздника "Прощай, зима!"

Проходит на улице

Роли: 2 ведущих, 2 скомороха, Масленица, Зима, Весна.

Крутясь, вертясь, делая колесо, кувырки появляются скоморохи.

1-й Скоморох.
Добрый день, гости дорогие,
Жданные, званые и желанные.
2-й Скоморох.
Здравствуйте, молодки!
Здравствуйте, лебедки!
Ребята-молодцы, веселые удальцы!
1-й Скоморох.
Почтенные и молодые.
2-й Скоморох.
Полные и худые.
1-й Скоморох.
Мы рады гостям, как добрым вестям!
2-й Скоморох.
Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!
1-й Скоморох.
Мы скоморохи! С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится.
2-й Скоморох.
Эй, господа, пожалуйте сюда!
Приглашаем всех гостей
К нам на праздник поскорей!
1-й Скоморох.
Милости просим к нам на праздничные гулянья.
2-й Скоморох.
У нас сегодня представленье —
Всем на удивленье.

1-й Скоморох.
Приходите все без стесненья:
Билетов не надо —
Предъявите хорошее настроение!
2-й Скоморох.
Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
1-й Скоморох.
Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
2-й Скоморох.
Мы сегодня Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем!

Исполняется песня « Зимушка-зима».

В  русских народных костюмах появляются ведущие.

1 Ведущая:

Милости просим, пожалуйста, в гости
Заходите, не пожалеете,
Коли время имеете ,
Шутки, игры ждут гостей
приходите поскорей.

2 Ведущая:

С давних пор повелось на русской земле славить песнями, играми приход снежной зимы, тёплой весны, урожайной осени. Складывались в народе пословицы, поговорки, загадки о временах года. Из уст в уста передавались народные приметы. Дошли они и до нас. Недавно мы с вами святки праздновали, а сегодня мы с Зимушкой прощаемся, с Масленицей пообщаемся.

1 Ведущая:

Собирайся, народ!
Весна красная идёт!
Надо зимушку спровадить,
Дружно масленицу сладить!

1-й ребенок.
Я - понедельник, называют меня "встреча", потому что Масленицу встречаю.
2-й ребенок.
Я - вторник, называют меня "заигрыш", потому что игрища начинаю, ряженых вожу по домам.
3-й ребенок. (выходит со сладостями на подносе)
Я - среда, называют меня "лакомкой", потому что очень много сладостей едят.
4-й ребенок.
Я - четверг, называют меня "широким четвергом", потому что я самый веселый и ненасытный день.
5-й ребенок.
Я - пятница, называют меня "тещин вечерок", потому что мой папа ходит к бабушке на блины.
6-й ребенок.
Я - суббота, называют меня "посиделками", потому что все родные в гости друг к другу ходят, долго сидят, много едят и разговаривают.
7-й ребенок.
Я - воскресенье, "прощеный день", потому что все друг у друга прощения просят да приговаривают: " Я прощаю и пусть бог тебя простит!".

Исполняют песню « Масленица».

1- ребенок

Душа ль ты, наша Масленица
Приезжай к нам в гости на широкий двор.

2- ребенок

На горах покататься.
В блинах поваляться.

3- ребенок

Умом повеселиться,
Речью насладиться.

2 Ведущая.
Так приезжай к нам, Масленица, на широкий двор на горках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!
Все хором.
Приезжай! Приезжай! Приезжай!

Под русскую народную музыку" вьезжает "Тройка" с Масленицей и ряжеными (Масленица с балалайкой, скоморох с чучелом зимы, скоморох с петухом на шесте).

Все хором.
Масленица приехала! Масленица приехала!

"Тройка" с ряжеными описывает круг, останавливается, устанавливают шесты с петухом и чучелом на снежную горку. Тем временем Масленица и два скомороха проходят вперед, кланяются поочередно каждой стороне гостей . 

1 Ведущая:

Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна.

Все (с поклоном): Здравствуй!

2 Ведущая:

Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная.

Все (с поклоном): Здравствуй!

1-й Скоморох.
Масленица честная! Весело тебя встречать, привечать, расскажи нам, с чем пожаловала.
Масленица. 

Я пришла к вам с блинами горячими, с пирогами румяными, с пряниками медовыми, с орехами калеными. Вас вкусно накормить, вас сладко напоить да Зиму проводить! Но в дороге так спешили, что гостинцы  растеряли. ( Плачет). Помогите нам их найти. Покатайтесь-ка на санях наших, на тройках наряженных.

Все садятся на сани ,делают круг ( небольшой) по деревне, возвращаются с масленичными гостинцами.

Исполняется песня « Ой, блины, блины мои…»

1 Ведущая:

Спасибо тебе, Масленица. В Масленичные дни принято было всех угощать блинами. Много русские люди ели блинов на Масленицу. А потом сами над собой подшучивали. А какие поговорки вы знаете, ребята?

Блин не клин, брюха не расколет.

Блин брюха не портит.

Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.

1-й Скоморох.
Ребята! А не потешиться ли нам? Не помериться ли силой да ловкостью?
Все хором.
Потешиться! Помериться!
Масленица.
Сейчас начнутся игрища. И девицы у нас ловки, и молодцы горазды. Пусть выйдут от каждой стороны по пять смельчаков.

Игры можно придумать любые. Например: 1. Попадание снежком в чучело зимы. 2. Бег в мешках. 3.бег на одной лыже,  Прыжки через обруч и проч. Ведущая вручает награды всем участникам в конце состязаний.

1 Ведущая:

Да, весело было в это время на улицах.
А частушки-то как пели!

2 Ведущая:

Эй, девчонки – хохотушки!
Запевайте-ка частушки!
Начинайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!

Частушки.

Мы с мальчишками плясали –
Сапоги резиновы.
На нас публика смотрела,
Все – то рты разинули.

Самовар – то, самовар,
Золотая ножка.
Я посеял горох –
Выросла картошка!

Хихоньки да хахоньки –
Наши парни махоньки.
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней.

Я работаю, работаю.
И работы не боюсь
Если правый бок устанет.
Я на левый повернусь.

Все:

Ох, кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.

Масленица ( угощает всех блинами)
Как на масленой неделе
Из трубы- блины летели!
Уж вы блины мои,
Уж блиночки мои!
Пожалуйте к столу, гости дорогие!
А мне уходить пора.
Ведущая.
Ты прощай, прощай, прощай,
Наша Масленица!
Ты не в среду пришла и не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделю веселье!
Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом!
Со блинами, с пирогами,
Да с оладьями!
Дети. (хором)
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!

Масленица: Молодцы! Хорошую встречу и добрые проводы вы мне устроили. Значит, ждёт вас богатый год. (Масленица уходит.)

1 Ведущая: Масленицу спровадили, давайте теперь весну встречать!

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с огромной милостью.
С льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.

1-й скоморох. Эх, не слышит. Повторяйте-ка за мной!.

 Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

 С корнем глубоким,

 С дождями сильными,

 С хлебами обильными. Прислушивается.

 Звучит музыка. Появляется Зима.

Зима. Это кто тут весну без моего приказа зовет? (Скоморохам). Кто своевольничает? Ах, это вы? Проказники! Вы чего тут раскричались? Кыш отсюда, пока я вас не заморозила!

Звучит музыка. Появляется Весна.

 Весна. Кто меня звал-вызывал? Вы, ребята?

 Зима. Ошиблись ребята, не хотели они тебя звать. Ими со мной хорошо!

Весна. Да правду ли ты говоришь-то, сестрица? Уж так-то громко звали, так старались! Верно, уж мой черед подошел? Тепла да цветов всем захотелось!

 Зима. А я говорю — рано пришла! Еще подожди! Мы не все зимние игры переиграли, не все песни перепели!

 Весна. Будто у меня ни песен, ни загадок в припасе нет! Ну-ка, ребятишки, отгадайте загадки! Старый дед, ему сто лет. Мост намостил во всю реку. А, пришла молода — весь мост разнесла. (Мороз  и весна). Один льет, другой пьет, третий растет. (Дождь, земля, трава). Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? (Весной). С последним сугробом проснулась она, И первой траве улыбнулась... (Весна). В землю — крошки, из земли — лепешки. (Зерно).

1-й скоморох. Весна-красна, с чем пришла? Что ты нам принесла? Весна. Соху, борону И кобылу хрому, Солнца клочок, Соломки пучок, Хлеба краюшку.

Зима. Ладно уж! Посмотрю только, что у тебя получится.

 Весна. Только, чур, не мешать! Знаю я твой нрав! Вернешься сейчас, ветру да холоду напустишь. Станут ребята зубами стучать, ногами топать, не до песен будет. Да и мне с тобой рядом неуютно.

Зима. Уйду, уйду! Пусть все по честному будет.

 Весна. Вот и уходи! А мы с ребятами тебя проводим да на всякий случай, чтобы не вернулась, слова особые скажем, какие в прежние времена говорили, когда с тобой прощались:

 Солнышко, ведрышко, Выгляни, красное. Из-за гор-горы. Выгляни, солнышко. До весенней поры.  Видело ль ты, ведрышко, Красную весну? Встретило ли, красное, Ты мою сестру? Видело ли, солнышко, Старую Ягу? Бабу ли Ягу? Ведьму-зиму? Как она, лютая, от весны ушла, от красной бегала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась.

Зажигает чучело Масленицы.

 Весна. Ну, вот теперь я зимы не боюсь.

1-й скоморох. Масленица-блиноеда,

Накормила людей

И сама — за плетень!

Полизала сыр и масло,

А сама и погасла!

 Маслена неделя В Ростов полетела.

На пенек села, Оладышек съела.

2-й скоморох. А теперь пойдем гулять — Масленицу провожать.

 (сжигают «Масленицу»)

Весна. Давайте, ребята, в горелки играть, чтобы Масленица лучше горела. (Играют в горелки).  Пора нам прощаться с Масленицей. Сейчас сгорит она, а это значит — конец зиме!.

Все(хором). Уходи, зима! Прощай, зима! Прощай, Масленица!

Праздник заканчивается русской народной песней « Перед весной»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку по ИЗО, литературному чтению, музыке. Тема:"Весна идёт!"

Урок способствует совершенствованию навыков работы с поэтическим текстом, обогащению словарного запаса, развивает эмоциональные чувства, воображение, творческую активность обучающихся, основываясь на ...

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"

Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...

Интегрированный урок музыки, изобразительного искусства, чтения 2 класс "Весна:поэт - художник - композитор"

Урок интрересен не только для детей, но и для педагогов, хотя подготовки немало. Урок с презентацией....

Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО на тему: « Весна идет»

Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО...

Тех карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" урок «Ф. Тютчев Зима недаром злиться. Весенние воды.»

Тех карта урока по литературное чтению 2 класс УМК "Школа России" Плещеев "В бурю"...

Интегрированный урок "литература + ИЗО + музыка" по теме "Образ весны в искусстве"

Удивительно, но факт. Человек, чье творчество получило самую высокую оценку современников: Пушкина, Некрасова, Тургенева Фета, сам себя поэтом не считал. По его словам, он не писал, а записывал стихи,...